Познание мира 4 класс. Тема интегрированного урока: «Страдания старого Чингиза» (познание мира, музыка, ИЗО). Образовательные задачи: Сформировать понятие о Семипалатинском ядерном полигоне, о взрывах на полигоне и о их последствиях. Познакомить учащихся с историей Семипалатинского ядерного полигона. Учит детей работать самостоятельно с учебником и работе в группах. Развивающие задачи: Анализирую экологические и политические явления, уметь выделить их значения для жизни человека. Учить детей рассуждать, сравнивать, делать выводы. Воспитательные задачи: Воспитывать и прививать чувства сострадания, гражданского долга, патриотизма и гордости за свою республику, за свою Родину, за свой край и свой народ. Воспитание слушательской культуры. Тип урока: комбинированный Наглядный материал: слайды по теме, видеофильм, музыкальное сопровождение. План урока: 1. Эмоционально-психологический настрой. 2. Проверка домашнего задания. а) фронтальный опрос б) работа с тестами 3. Новая тема а) рассказ учителя с использованием слайдов б) просмотр видеофильма в) беседа по новой теме 4. Работа по учебнику 5. Групповая работа 6. Защита проектов 7. Знакомство с книгами по теме 8. Домашнее задание 9. Заключительная часть (исполнение песни). Ход урока. 1.Эмоциональный настрой: ( Выберите цветок любого цвета, какого цвета вы выбрали и почему) Под музыку. Возьмите цветок в руки , согрейте своим теплом, нежностью и передайте свои чувства людям которые находятся рядом с вами. Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звёздной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту! Проверка домашнего задания. а)(Фронтальный опрос). - Как называется наше государство? - Кто является коренными жителями нашей республики? - Представители какой национальности занимают второе место по численности? - Когда они стали селиться на территории Казахстана? - Представители каких национальностей населяют нашу Республику? - Что записано в Конституции о равных правах людей разных национальностей? - По каким правилам живём мы с вами( ученики)? - Когда была принята Конституция РК? - По Конституции Казахстан какое государство? (демократическое и правовое). б) Работа по тестам. 3. Новая тема: Город Семипалатинск раскинулся на просторах Сары - Арки у берегов седого Иртыша. Сама природа создала этот уголок земли для мирной жизни. Шумели на ветру густые сочные трава и хлебные поля. (приложение слайд №1и №2) Казахская степь много веков дарила людям здоровье и радость. Люди приезжали сюда подышать настоем трав, испить чистой родниковой воды и кумыса, послушать прекрасные степные напевы. (приложение слайд №3) Жизнь шла своим чередом, но в конце сороковых годов правительство СССР решило создать на нашей территории ядерный полигон. Место выбрали недалеко от горы Чингизтау, у подножья хребта Дегелен. (слайд №4) Но вот наступило 29 августа 1949 года. Летний день. Ярко сияет солнце. В голубом небе медленно поднимается облако, похожее на гриб. Люди с интересом наблюдают за ним. (слайд №5) Но вдруг земля ушла из - под ног. Раздался треск, гул. В этот день впервые здесь провели наземные испытания ядерного оружия. С этого момента началась трагедия Семипалатинской степи. (слайд №6) Всё задрожало. Небо потемнело. Над областью Семея грянул взрыв! Не видывала ты, земля, ещё такого, Ты не испытывала столь большой подрыв. Гибли животные, птицы, разрушались дома, облучались люди. До 1953 года людей не предупреждали о взрывах и не отселяли в безопасные места. Радиоактивные вещества рассеивались на огромные расстояния. (слайд №7) Свечение ядерного «солнца» наблюдалось за сотни километров, а ударная волна сбивала с ног людей во время взрывов. Люди лежали на улице кто как, потому что ударная волна давила к земле, глаза слепило от яркой вспышки. Ядерный гриб в небе из серого постепенно становился голубовато - красным. (слайд №8) Не знали радиации ни степи, Ни горы, ни пустыни, ни леса. Но кто нам подарил проблему эту? Людской род, не святые небеса! - Сейчас мы с вами посмотрим видеофильм ядерного взрыва. (Какие впечатления на вас произвёл это фильм?) - Ядерные взрывы нанесли большой вред не только человечеству, но и природе. Земля, вода вокруг полигона заражена, на ней ничего нельзя выращивать, производить. Более чем за 40 лет на полигоне было совершено более 456 взрывов. С тех пор на полигоне гремели взрывы, по 18 взрывов в год. Начали исчезать травы и вода в колодцах, стали болеть и умирать люди. Человек мог погибнуть даже от мозоли на руке. В одном только маленьком ауле за 6 месяцев умерли 20 человек. Первое испытание на Семипалатинском ядерном полигоне было проведено рано утром 29 августа 1949 года, а 29 августа 1991 года Н.А.Назарбаев подписал Указ «О закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона». (слайд №9) Прошло сорок лет, но полигон даёт о себе знать. Люди в нашем районе болеют лейкемией, раковыми заболеваниями, рождаются дети уроды. Это боль нашей земли, наших людей. (слайд №10 и №11) Здесь сорок лет от молний полигонных Сгорела в пепел небо и земля... Семипалатинск - город обречённых... Здесь жизнь уходит за предел нуля... Гремят - как взрывы ядерные - грозы. И не Иртыш под грозами течёт, А кажется, текут людские слёзы... Утратим скорбным здесь потеряем счёт... ...Здесь ощутимо излучение мрака... Несправедливо как устроен свет: Мы умираем под созвездьем Рака - Для нас других созвездий просто нет... Больше сорока лет были взрывы на полигоне, 19 лет, как закрыли полигон, но последствия страшные. В городе Семипалатинске живёт мальчик - его называют - «хрустальный мальчик»(слайд 12). Семилетний «хрустальный мальчик» - Уалихан Сериккалиев. Его кости настолько хрупкие и ломкие, что переломы у него случаются очень часто. В медицине это называется «остеогенез». Вылечит Уалихана практически невозможно, можно только облегчить его страдания и просто поверить в чудо. И родители верят, они даже ходили к гадалке, которая сказала, что их сын непременно будет ходить. Отец ребёнка Сержанкали и мать Жанна делают для своего сын всё возможное. В своё время продали дом, чтобы купить дорогостоящие лекарства и начать лечение в научно-исследовательском институте Астаны. Но деньги закончились быстро, да и Сержанкали сильно заболел, работать теперь он не может. Он вынужден сидеть дома, имея вторую группу инвалидности. У Сержанкали высокое давление и постоянные сердечные приступы, он считает, что это последствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Ведь Сержанкали в своё время жил в Абайском районе, в эпицентре проводившихся взрывов, да ещё три года служил на корабле, перевозившем атомное оружие. Однако врачи и компетентные органы не берут это во внимание. По их мнению, мальчик Уалихан не входит в число пострадавших вследствие ядерных испытаний. Никите Бочкарёву сейчас 18 лет. Его болезнь очень тяжёлая: она не даёт Никите ходить, двигаться и говорить. Каждый день он проводит дома возле компьютера, пишет стихи и рассказы. Его кумиры - советские певцы Виктор Цой и Игорь Тальков. (слайд №13) Как и недуг Уалихана, болезнь Никиты связана с генетикой. Мама Никиты никогда не думала, что её сын может пойти в школу и начать писать стихи. Увидев его упорство, как он тянется говорить, отец с матерью придумали для него приспособление в виде каски с металлическим усиком. Никита Бочкарёв с помощью металлического усика печатает на клавиатуре. - Мы в школу пошли с десяти лет, не знали, что он может получить образование. Сейчас Никита поражает всех вокруг, он очень любознательный, ему всё интересно. Его болезнь врачи называют как детский церебральный паралич, который развился в следствии родовой травмы. Но я с этим не согласна. Врачи здесь что - то темнят. Мы с мужем оба здоровые люди, никогда не лежали в больницах, - говорит Сабилла Бочкарёва. С марта, благодаря одной женщине из Алматы, которая пожелала остаться неизвестной, у Никиты появился Интернет, теперь он может общаться в Сети, что он и делает. По словам мамы, у него есть друзья, с кем он переписывается, отправляет свои стихи. Вот такие страшные последствия ядерных испытаний. 4. Работа по учебнику : Найти ответы на вопросы и записать в тетради ответы на них: Когда была испытана первая водородная бомба? Когда были прекращены наземные и воздушные взрывы? Жители каких областей пострадали от ядерных взрывов? 5. Работа в группах: 1 группа - нарисовать плакат на тему: «Нет ядерным взрывам!» 2 группа - написать призывы против ядерных испытаний. 3 группа - написать стихотворение. 6. Защита проектов. 7. Домашнее задание. с.155-157 пересказывать 8. Знакомство с книгами о полигоне. 9. Итог урока Давайте наш урок закончим песней «Пока не поздно» Н.Добронравова
|