Литературное чтение 3 класс. Тема : С.Жиенбаев «Алия» Образовательные задачи : Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны ,Героями Советского Союза Алиёй Молдагуловой и Маншук Маметовой, Героями бескарагайцами. Познакомить с творчеством Саги Жиенбаева и его произведением «Алия». Развивающие задачи: Прививать интерес учащихся к произведениям о Великой Отечественной войне , истории своего государства и своего села. Развивать чувства гордости и патриотизма. Развитвать речь детей, их эрудицию, творческие способности, выразительное чтение. Воспитательные задачи: Воспитывать патриотов своей Родины, своей страны, защитников. Оборудование урока: интерактивная доска, слайды к уроку, фонограмма песен, видиофильм «Алия» План урока: 1. Психологический настрой. 2. Беседа. 3. Рефлексия. 4. Словарная работа. 5. Чтение стихотворения учителем. 6. Беседа по первичному восприятию. 7. Самостоятельное чтение стихотворения и сравнение. 8. Работа над выразительным чтением. 9. Домашнее задание. 10. Выставление оценок. 11. Итог урока. 12. Песня «Солнечный круг» 1. Психологический настрой. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Прошу всех тихо сесть И проверить – всё ль на месте: Учебник, ручка и тетрадь, Чтоб на уроке не зевать. Сегодня будем мы внимательны, Аккуратны и старательны. 2. Беседа: - К какому великому событию готовятся все люди нашей страны? (65 Великой Победы над фашизмом) - Какие слова приходят на ум, когда вы слышите слово ВОЙНА? В словаре Ожегова даётся такое понятие этого слова( слайд). (Вооружённая борьба между государствами или народами) - Кто развязал эту кровавую войну? ( Фашистская Германия) - Когда Фашистская Германия напала на СССР? ( 22 июня 1941 года) ( слайд) Учитель: В этом году наша страна отмечает 65 годовщину со дня окончания ВОВ. Война – это трудная тема. Она была огромным горем и оставила свой след в душе каждого – и пережившего войну , и родившегося после неё. Прошло много лет с того момента , как закончилась война, а о ней продолжают писать , переживать её заново. Звучит песня «Священная война» и на фоне музыки слова учителя: На рассвете 22 июня 1941 года началась ВОВ. Долгие 4 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений , т.е. ради нас. 1. В первый день молодые ребята ушли на фронт, им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста , ушедших на , 97 не вернулись назад. (7 из 100! Вот она , война! 2. Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. 3. Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. 4. Война – это 20 часов у станка в день. 5. Война… От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600 км – это если считать по прямой. 6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – 4 года 1418 дней. Враги рассчитывали расправиться с нами быстро, но фашисты глубоко просчитались. Как один поднялись советские люди на защиту своей Родины, и в их числе наши земляки – бескарагайцы. (слайд) Среди тех, кто сражался за Родину три Героя СССР наши земляки – это два жителя села Малая Владимировка – Елистратов Сергей Алексеевич и Корнев Иван Ильич, из села Семиярка – Каирбаев Махмет Каирбаевич. (с биографиями этих героев и их подвигами вы можете ознакомиться в школьном музее или рекреации нашей школы). На фронте воевали не только мужчины, но женщины и дети. На Востоке только две женщины удостоены звания Героя Советского Союза и обе они из Казахстана. - Кто знает фамилии этих девушек? (Алия Молдагулова и Маншук Маметова). (слайд) Сегодня на уроке мы поговорим об Алие Молдагуловой. Об этой молодой храброй девушке написаны не мало книг – это и стихи, и рассказы, и повести, снят фильм «Снайперы», отрывок из которого вы сегодня увидите на уроке. Композитор Байтереков написал об Алие одноимённую песню. - Кто исполняет эту песню? (Роза Рымбаева), (фильм «Снайперы»). Алия Молдагулова родилась в 1925 году в ауле Бес – Копа Хобдинского района Актюбинской области. Воспитывалась у дяди, т.к. рано потеряла родителей. Вместе с семьёй дяди она переехала в Ленинград. С 1935 года она жила в детском доме и училась в школе №9. В начале войны вместе с детским домом была эвакуирована в село Вятское Ярославской области. По окончанию седьмого класса поступила в Рыбинский авиационный техникум. В 1942 году добровольцем вступила в Красную Армию. - Как вы понимаете слово добровольцем? В Москве она закончила школу снайперов и в августе 1943 года ушла на фронт. Алия прекрасно владела вверенным ей оружием, была очень смелой и отважной. 11 января 1944 года в тяжёлом бою у деревни Казачиха (Псковской области) первой поднялась в атаку, чем обеспечила успех боя. На её счету свыше 30 уничтоженных солдат и офицеров противника. 15 мая 1944 года вблизи железнодорожной станции Новосокольники (Псковской области) была смертельно ранена, было ей тогда 19 лет. 3.Рефлексия - Когда родилась Алия Молдагулова? - Кем она была на войне? - В каком году она погибла? - Сколько ей было лет? Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из поэмы Саги Жиенбаева (слайд) «Алия». 4.Словарная работа Лик – лицо Краткая жизнь – короткая. 5.Чтение стихотворения учителем (Определите тему стихотворения) 6.Беседа по первичному восприятию - Какова тема стихотворения? (обращение к Алие, разговор о её подвиге) 7.Самостоятельное чтение стихотворения и найти сравнения. 1)Жизнь сравнивает с яркой звездой (вспыхнула, осветила и погасла). 2)Имя Алии сравнивает с облаком (невесомое, воздушное, белоснежное, радующее взор). 3)Само имя – мягкое, мелодичное, нежное, ведь в его написании всего одна согласная, а остальные гласные. 4)Её подвиг сравнивает с горой Алатау. Алия погибла 15 мая, 66 лет назад, в это время цветут маки и тюльпаны. И теперь каждую весну степь цветёт красными, как кровь цветами. - Каким словом автор называет лицо Алии? (лик). Алия нежна, полна любви к людям, за счастье которых она отдала свою молодую жизнь. Память об Алие будет жить не только в памятниках, её имя навсегда останется в истории нашей Родины, сердце героини всегда бьётся в унисон с сердцем родной земли. 8.Работа над выразительным чтением - Как мы должны читать отрывок? (мелодично, мягко, лирично, напевно) - Почему? (это песня, которую поёт народ). 9.Домашнее задание Выучить стихотворение наизусть и нарисовать рисунок о подвиге Алии. 10.Выставление оценок 11.Итог урока. 12.Дети поют песню «Солнечный круг»
|