Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Создание вариативной педагогической среды на основе новых педагогических технологий (из опыта работы по технологии КСО)
Создание вариативной педагогической среды на основе
новых педагогических технологий (из опыта работы по технологии КСО)

Экономическая и общественно-политическая жизнь страны ставит перед школой задачу воспитания в школьниках черт личности, характерных для нового времени. Не секрет, что то, чему и как мы учим сейчас в школах, во многом не соответствует запросам общественного развития. Традиционное обучение в массе своей не справляется с основной задачей, стоящей перед школой, - воспитание конкурентноспособной личности.
Сегодня в стране много говорится о реформировании школы, системе образования: разработаны различные модные личностно-ориентированные технологии, поменялись программы, выпущены новые учебники. Но неизменным остался педагогический процесс.
На протяжении 18 лет в СШ №22 г.Жезказгана группа педагогов – единомышленников пытается по-новому осуществить учебно-воспитательный процесс на основе коллективного способа обучения.
Организация учебного процесса на основе технологии КСО способствует решению задачи индивидуального подхода в условиях массового обучения. Коллективные занятия не ради взаимодействия детей, а взаимодействия детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей потребности ребенка, ради обеспечения возможности для учителя работать индивидуально с каждым. Так осуществляется один из главных принципов КСО – принцип индивидуализации.
Коллективная организация обучения предполагает использование таких нетрадиционных методик, как ВПТ (взаимопередача тем), ВОЗ (взаимообмен заданиями), ВИЗ (взаимообмен индивидуальными заданиями), методика Ривина, Ривина-Баженова, а также доводящей карточки. Каждая из этих методик имеет свою специфику и область применения. Наряду с нетрадиционными методиками на коллективных занятиях используются и традиционные методы обучения: установочные лекции, практические занятия и индивидуальные занятия. Но особенностью коллективных занятий является отсутствие так называемою «общего фронта», характерного при групповом способе обучения, когда все члены учебной группы в один и тот же момент, одним способом, одними же средствами делают одно и то же. То есть в традиционном уроке можно выделить и проследить несколько видов работ для всего класса: проверка и повторения изученного материала, изучение нового, его отработка и закрепление. Эти виды работ даются всему классу. В коллективных занятиях этого нет.
Коллективным занятиям присуща ситуация, при которой ученики реализуют разные цели, изучают разные темы учебного материала, разными способами и средствами. И как следствие, разные ученики осваивают учебную программу по разным маршрутам, изучая разные блоки учебной программы. И темп изучения материала у всех разный.
При организации коллективных занятий каждым учителем-предметником программа изучения предмета переструктурируется особым образом. При этом за счет перекомпановок материала создаются блоки, которые можно изучать независимо друг от друга, но при этом выстраивается схема зависимостей блоков, которая позволяет получать разные последовательности изучения учебного материала, или маршруты. Для изучения того или иного блока дети объединяются в сводную группу. Здесь они изучают новый материал. В следующих свободных группах они отрабатывают его, закрепляют. Потом производится итоговый контроль. В классе сразу работают несколько сводных групп по разным темам, с разными учебными задачами и разными формами работы (индивидуальной, парной, групповой). Эти группы не одновременно начинают работу и неодновременно ее заканчивают. С чего конкретно начинается то или иное занятие лучше знает сам ученик. А учитель следит за общей ситуацией в группе. Поэтому коллективные занятия в нашей школе – это всегда сдвоенный урок.
Организуя коллективные занятия, появляется необходимость подключать учащихся к организации и управлению учебно-воспитательной работой (планирование работы, распределение обязанностей, учет, контроль). Самоуправление осуществляется через организацию постоянных и сводных отрядов или групп, каждый из которых имеет свою функциональную обязанность. Основная функция постоянного отряда – это дежурство, организация внеклассных мероприятий и т.д. Сводные отряды служат для организации учебной работы. Например, сводный отряд по методике ВОЗ, сводный отряд по методике ВПТ и т.д. Каждый из отрядов (сводный или постоянный) обязательно имеет своего командира.
Командир – это ученик, отвечающий за работу группы. Он отвечает за обеспечение группы учебным материалом, ведет учет работы каждого, заполняет лист учета, помогая тем самым учителю регулировать передвижение учеников по сводным отрядам.
Роль учета и контроля на коллективных занятиях имеет важное значение, так как ученики двигаются по разным маршрутом и с разным темпом, а для четкой организации занятий учителю необходимо ясно представлять, кто и что делает, кому и что предстоит делать. Это происходит за счет учета в сводных группах и по классу в целом. Часть функций по контролю за качеством усвоения материала передается детям. Это проверка материала при взаимообучении (например, по методике ВПТ взаимообмена заданиями), а также на тренаже в постоянных парах или в парах сменного состава. Учитель же контролирует итоговые задания, индивидуальные задания, проводит зачеты, осуществляет текущую проверку работы в тетрадях.
Документацией, учитывающей качество освоения материала по-прежнему остается классный журнал (пока от этой формы учета мы не можем отойти по ряду причин) и общее табло учета (где отмечается, какие блоки учеником изучены и какие предстоит изучить ребенку), а также сводная ведомость (одна или несколько) по отдельно взятому блоку или по видам работ внутри блока (см.ниже).
Сводная ведомость по русскому языку 7 «А» класс (1-группа). Блок « Имя числительное».
№ ФИО Т1/ВПТ Т2/ВПТ Т3/АПТ ВОЗ КЗ
1 Абдукаримов А. + +
2 Байсалбаева Л. + + + + +
3 Бордунова В. + + +
4 Бортебаев Б. +
Чтобы подготовиться учителю к очередному коллективному занятию, учитель работает с общим табло учета и сводными ведомостями, анализирует деятельность каждого ученика, определяет, какие сводные группы будут работать на следующем занятии, готовит дидактический материал, задания различного характера. Таким образом, у нас нет традиционных поурочных планов.
Организация коллективных занятий требует и специального расписания с «погружением» в определенный предмет. В нашей школе коллективные занятия осуществляются по следующим предметам: русский язык, математика, физика, истории, география, биология. «Погружение» осуществляется, например, сначала по математике и истории, затем по географии и русскому языку и т.д.
Таким образом, расписание ученика среднего звена на день может выглядеть так:
5 «А» 5 «Б» 6 «А»
1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр.
1. математика/русский Естеств./математика биология/география
2. математика/русский Естеств./математика биология/география
3. литература иностранный язык русский/математика
4. казахский язык литература русский/математика
5. Музыка казахский язык экономика
Рисование
По-новому решается вопрос о домашних учебных заданиях - в них отпадает необходимость, так как ученик успевает все выполнить во время урока (изучить тему, и не одну, сдать ее учителю или командиру сводного отряда). Происходит естественное преодоление перегрузок. Поэтому коллективный способ обучения мы с уверенностью можем назвать здоровьесберегающей технологией.
Одним из главных аспектов коллективных занятий также является занятия по способностям. Ученик двигается по своему индивидуальному маршруту и в силу своих способностей, возможностей. Срабатывает принцип: «Лучше меньше, да лучше». Здесь не идет речь о том, что один ученики освоят госстандарты, а другие нет. Вопрос стоит: «В какой мере, на- сколько глубоко, за какое время тот или иной ученик освоит одну и ту же тему?» Одну ученику надо больше времени для изучения той или иной темы (это касается слабых учеников), напротив, другому (сильному ученику) нужно немного времени для изучения той же темы. И еще один важный момент коллективных занятий – отсутствие пробелов в знаниях (например, из-за пропусков по болезни). Ребенок постоянно осуществляет свое движение по маршруту с того места, где он остановился.
В качестве результатов организации коллективных учебных занятий следует отметить, что ребята приобретают хорошие навыки учебного труда. Они умеют работать самостоятельно, например, найти нужную информацию в учебнике, словаре или другой справочной литературе, получить информацию от другого человека во время работы в паре и передать эту информацию другому, более того, многие ученики способны программировать свою собственную деятельность. Они понимают, что от их успехов зависят успехи других и наоборот. Все это ведет к созданию атмосферы взаимопомощи и сотрудничества.
У учеников, особенно слабых, наблюдается повышение уровня качества знаний по предметам, естественным путем осуществляет развитие связной речи. Это связано с тем, что ребенку неоднократно приходится повторять тот или иной материал, рассказывать его товарищу, показывать другие образцы выполнения задания, словом, часто выступать в роли учителя. Ученики более свободно выступают перед аудиторией, умеют ясно излагать свою точку зрения и отстаивать ее.
Коллективные занятия дают возможность выработать в каждом ученике важные качества, необходимые современной молодежи в условиях рыночных отношений, это:
1. Умение самостоятельно изучать литературу.
2. Умение мыслить творчески (анализировать, делать выводы).
3. Умение излагать свои мысли, знания точно, без искажений.
4. Умение слушать, получать информацию (вникать в суть дела, ставить грамотно вопрос).
5. Обладать хорошими знаниями.
6. Умение работать в коллективе.
Многолетний опыт показал, что качество знаний в КСО-шных классах намного выше, чем
в традиционных. Технология КСО – технология успеха.

Список литературы
1. Компетентностный подход к подготовке конкурентноспособной личности в условиях 12-летнего образования (г.Караганды 2006г.)
2. Реальное состояние и ближайший ожидаемый рубеж в становлении коллективного способа обучения. (Красноярск 2000г.)
3. Коллективный способ обучения (М.А. Миртчян, г.Красноярск 1992г.)
4. Анализ коллективных занятий (И.Г. Литвинская, М.А. Миртчян г.Красноярск)
5. Методология и теория КСО (М.А. Миртчян, г.Красноярск 1995г.)
6. Становление экспериментальных площадок по созданию коллективных учебных занятий. (Д.И. Карпович, г.Красноярск 1995г.)
Категория: Творческая мастерская | Добавил: ИринаБ (2011-09-05) | Автор: Багдашкина Ирина Васильевна E
Просмотров: 2214 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru