Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Министерство образования и науки Республики Казахстан. ГУ « Общеобразовательная основная школа № 134 г. Караганды». Карагандинский Государственный Университет имени Академика Е.А.Букетова. IV Международная научно-практическая конференция « Теоретическая и экспериментальная химия», посвящённая 80-летию профессора М.И.Бакеева. Секция 3. Актуальные вопросы химической технологии и экологической безопасности. Тема: «Формирование экологического воспитания через образовательное пространство». Автор: Цафт Татьяна Викторовна, учитель химии, биологии, экологии. Соавторы: Шумилина Екатерина Валерьевна, руководитель Международного проекта «Молодые репортёры для окружающей среды, член редакционной коллегии молодёжного экологического журнала «Я и Земля». Калгужинова Айман Майлымбаевна, учитель начальных классов, учащиеся 5-9 классов ООШ № 134. Руководители: Сейтжанов Багыт Амиралиевич, директор ООШ № 134, Сманов Канат Балгаирович, заместитель директора по учебной работе ООШ № 134. Научный консультант: Нурмаганбетова Маргарита Таукеновна, к.х.н., доцент КарГУ имени Е.А.Букетова, секретарь оргкомитета. Караганда, Республика Казахстан. 4-5 октября 2010 года. Татьяна Викторовна Цафт; ГУ «Основная общеобразовательная школа № 134 Октябрьского района г. Караганды», Республика Казахстан; sch134@kargoo.kz tatyana_tsaft@mail.ru учитель биологии, химии и экологии, 2 категория высшего уровня квалификации, Число, месяц и год рождения: 21 июня 1961 г./ 49 лет/. В ООШ № 134 работа в ООШ № 134 с 27 ноября 2000 г., До 27 ноября 2000 г.: воспитатель в школе-интернате для детей-сирот им. Н.К.Крупской. Педагогический стаж: 24 года. Редакционная карта №______________ Сведения об участнике Фамилия: Цафт Имя: Татьяна Отчество: Викторовна Учёная степень: нет Учёное звание: нет Место работы: ГУ «Общеобразовательная основная школа № 134 г. Караганды». Должность: учитель химии, биологии, экологии. Секция 3. Актуальные вопросы химической технологии и экологической безопасности. Доклад: «Формирование экологического воспитания через образовательное пространство».( Устный, стендовый с использованием интерактивного оборудования). Бронирование гостиничного номера: нет. Служебный почтовый адрес: инд. 1010, г. Караганда, ст. Кокпекты, ул. Темиртауская, 8 Телефон: 93-18-05, 60-65-08, Факс: 93-18-05 Электронная почта: sch134@kargoo.kz , tatyana_tsaft@mail.ru Тема доклада: «Формирование экологического воспитания через образовательное пространство». « Вступив в новое тысячелетие, Человечество, достигнув прогресса в своём развитии, оказалось перед лицом глобальных экологических проблем. Требуются новые подходы к деятельности, не приносящие ущерба окружающей среде, и осмысление каждым гражданином государства и каждым жителем Планеты своей роли по отношению к окружающей среде во имя сохранения жизни на Земле. Быстрый рост населения Земного шара, научно- технический прогресс значительно увеличили воздействие человека на природные процессы и привели к нарушению сложившихся экосистем во многих районах мира. Хищническая разработка месторождений полезных ископаемых, уменьшение количества многих видов животного и растительного мира, чрезмерное загрязнение природной среды привели к серьёзным экологическим проблемам. В этой связи Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, состоявшаяся в июне 1992 года, призвала все государства и народы мира перейти на новый путь организации жизнедеятельности – путь устойчивого развития. Как и другие страны мира после Конференции РИО-92, Республика Казахстан предпринимает активные действия по развитию собственной системы экологического образования, объединяющей как народные традиции охраны природы, так и современные методики и подходы развивающего обучения.» / Центр координации и информации по экологическому образованию ЭкоОбраз «Выбирая будущее... новые идеи для творческих учителей»/. Охрана природы в Казахстане поставлена на государственный уровень. Приняты государственные законы и важные документы по охране природы. Основные Законы принятые в 2006 г. «Экологический кодекс» и Закон « О сохранении экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы». Естественно, в свете принятых государственных природоохранных мероприятий в нашей республике в последнее время огромное внимание уделяется особо охраняемым территориям. Все мероприятия направлены на сохранение богатств природы нашей страны, их эффективное использование и охрану. Следовательно, решение поставленных задач необходимо начать с экологического образования, как это практикуется во многих частях света, часто концентрируется на двух элементах: 1) изучение окружающей среды – получение знаний о Природе и признание её ценности в нашей жизни; 2) персональные действия для улучшения местной окружающей среды – очень часто практическая работа, такая как очистка берегов реки или посадка деревьев. Но особенности текущего экологического кризиса требуют от нас гораздо большего. Действительно, экологическое образование рассматривало вопросы развития и ранее, но что изменилось сейчас – и работа, которая ведётся в этом направлении, показывает, как энтузиасты начали думать об этой задаче – это то, что экономическому, социальному и экологическому аспектам каждого вопроса относительно развития придаётся равный вес во время различных форм обучения. Для решения поставленной задачи в образовательных учреждениях особое место занимает активная форма обучения, что даёт возможность мотивировать познавательный и развивающий интерес участия школьников в различных проблемных экологических проектах. После принятого и утверждённого плана мероприятий по проведению экологических проектов: « Экологические проблемы местного и регионального значения, Факторы, разрушающие окружающую среду, меры противодействия»./ Характеристика экосистем Карагандинской области: ст. Кокпекты/бывш. «Солоничка»/, который проводился в рамках IV Республиканской олимпиады по экологии в Семипалатинском Педагогическом Институте, перспективы рационального природопользования и охрана окружающей среды, международный экологический проект по использованию ресурсов и энергии /ШПИРЭ/SPARE/, «Молодые репортёры для окружающей среды», организованный молодёжным экологическим журналом « Я и Земля» решено проводить долгосрочную последовательную, исследовательскую работу на улучшение экологической ситуации региона. Учитывая, сложившиеся проблемы экологического характера перед творческой группой поставлены определённые цели и задачи: 1) характеристика экосистем местного и регионального значения, меры противодействия и выявление факторов, разрушающих окружающую среду, эффективное использование природных ресурсов в связи с современными требованиями жизни, наблюдение за глобальными проблемами региона, координация взаимоотношения: человек-общество-природа; 2) с помощью научного консультанта провести агрохимические исследования: почвенного состава, воздушной и водной среды, погодных климатических условий; 3) провести мониторинг/с диаграммами/ по аналитическим химическим данным результатов анализов состояния экосистем региона; сбор данных по рыбопитомнику, с подробным анализом причин загрязнения водной среды – различных видов хозяйственной деятельности человека; 4) выявление факторов, воздействующих на исчезновение некоторых видов флоры и фауны; 5) изучения влияния микро- и макроэлементов на индивидуальное здоровье личности, продолжительности жизни, в зависимости от последствий антропогенных изменений в природе, а также, природных катаклизмов; 6) с учётом географического положения провести тщательный анализ природоохранных мероприятий за последние 30 лет; 7) в перспективе, с привлечением инвесторов для решения экологических проблем местности, обратить внимание Министерства Здравоохранения для создания на базе региона санитарно-курортной зоны; 8) вовлечь в работу инициативной группы учащихся школы, педагогических сотрудников ООШ № 134, работников рыбопитомника, преподавателей Карагандинского Государственного Университета имени Академика Е.А.Букетова , Семипалатинского Педагогического Института для дальнейшего сотрудничества и продолжения деятельности по данным экологическим проектам. Хотелось бы вкратце проанализировать объекты, которые находятся на территории ст. Кокпекты. Изучая данные по краеведению, беседуя со сторожилами удалось выяснить, что история посёлка связана со строительством Железнодорожной ветки «Караганда_-Осакаровка», т.е. 30 годы прошлого столетия. В 70-х годах построен рыбопитомник, который относился когда-то к Министерству рыбного хозяйства Республики Казахстан./ В данное время это Министерство не существует./ В то время была построена автодорога, соединяющая ст.Кокпекты/бывш. «Солоничка»/ с Сортировкой, ныне эта трасса, практически, разрушена. Дорога не ремонтировалась 40 лет! Поэтому проблему с перевозкой пассажиров решает только железнодорожный транспорт, обслуживают только электропоезда по расписанию. Примерно, в 2 –х км от станции, в Северной и Северо-Западной зоне Карагандинской области протекают реки Нура и Кокпекты, которые очень сильно, в течении, 30 лет изменили своё русло, оставив много истоков в виде заболоченных, изменённых берегов, в некоторых местах и стариц. Старица /старицы- долинно-русловые озёра, расположенные непосредственно в речных поймах, в отделившихся от реки участках её прежнего русла/, которая расположена на Северо_-Западе, примерно, в 1,5 км. Уникальность этого в том, что дно старицы практически очень холодное, даже в летнюю жару, связано это с многочисленными минеральными источниками. Берег старицы очень крутой, покрытый различной растительностью. Здесь можно увидеть большое количество водоплавающих птиц. Вдоль берегов нередко встречаются: зайцы, корсаки, суслики, ежи, ондатры, которые в зимнее время замечены в посёлке. Это излюбленная зона отдыха сельчан. Ближе к Северу, вдоль течения глубоководной реки Нуры протянулись частные владения бывших оздоровительных лагерей «Солнечный» и «НурКосмос» с интересной историей. В 80-годы на открытие, пионерского лагеря «Солнечный» приехала первая леди страны Сара Назарбаева, лично посадила вдоль жилого корпуса дерево. Многие годы этот лагерь в каникулярное время встречал детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где проводились различные фестивали детского творчества, в которых принимали участие дети со всех городов Казахстана. Оздоровительный объект построен по проекту известного на весь Советский Союз пионерского лагеря «Артек» на Чёрном море. Недалеко от школы № 134 ст. Кокпекты, примерно в 200 метрах, прекрасный нерукотворный пруд – частная территория оздоровительной зоны «НурКосмос». Живописный пруд, где встречаются все виды перелётных пернатых, в том числе лебеди и пеликаны, как выяснилось, недавно, нашему рыбопитомнику не относится. В это непростое время рыбопитомнику просто необходим такой пруд. Здесь решена была бы проблема с оплатой за услуги водоканала, а деньги – немалые! Данный пруд бы регулярно зарыблялся, что давало возможность вести работу по улучшению очистки воды, да и город был бы обеспечен недорогой рыбой, регион-то – йододифицитный! Возможно, с учётом вышесказанного, руководители рыбного хозяйства не будут нарушать Закон «Экологический кодекс», принятый в 2006 году: проблема в том, что в апреле месяце сотрудники Карагандинского рыбопитомника перестанут перекрывать русло реки Кокпекты, когда речная рыба идёт на нерест, отправляя воду на свои пруды, где находится малёк-сиголеток. Пруды рыбопитомника в достаточной мере не очищаются, мальки не имеют достаточной силы для транспортировки в другие питомники, т.е. взаимообмена между рыбными хозяйствами – нет, следовательно, нет средств для дальнейшего содержания хозяйства. Много раз счета рыбхоза финорганами арестовывались, но проблема так и не была решена. Может быть, через каких-то - 10-15 лет речная рыба в реках Кокпекты и Нуры вообще исчезнет, как это случилось на реке Солоничке, недалеко от Сортировки: не будет окуня, карпа, плотвы! Что останется потомкам? Поэтому коллектив учителей и учащихся «Основной общеобразовательной школы № 134 г. Караганды» активно принимает участие в экологических проектах, в надежде обратить внимание на проблему экосистем ст. Кокпекты. Ведь станция территориально относится к Бухаржираускому району, а административно к Октябрьскому району города Караганды, значит пока, конкретно, не решится вопрос передачи станции на баланс одному из районов - экологической катастрофы не избежать! Проведённая исследовательская деятельность показала чёткую картину о нарушении почвенного слоя при выветривании, поднятия грунтовых вод, что ведёт к перенасыщенному содержанию нитратов, вредных для почвы солей и щелочных металлов в огромном количестве. Пример: не так давно во всех средствах массовой информации прошёл материал об удивительных баранах, родившихся с тремя и четырьмя рогами. Хозяином удивительных животных стал житель ст. Кокпекты - Самат Насыров. Если подробно исследовать почвенный состав, степную растительность, то по анализу изменённого за десятилетия верхнего слоя грунта можно найти причину генетической мутации животных. Изменение климатических условий региона пагубно сказываются на экологической обстановке ст. Кокпекты, например: средне - годовая температура в зимнее время, примерно, ниже на 5-6 градусов, чем в Сортировке, 6-7 градусов с понижением температуры, чем в городе Караганде. Станция « Кокпекты» - окраина города, расположена между Карагандой и Темиртау. В летнее время, по этой схеме со значительным увеличением в 5-6 градусов, и выше, что говорит о повышенной солнечной активности в более жаркие дни. Необходимо добавить следующее,: в более жаркие дни очень сложно с питьевой водой / 3 года назад питьевой воды не было почти всё лето, причём температура доходила до + 48-+52 градусов по С!/. Помимо, проблем с нарушением водозабора по трубопроводу, остро стоит вопрос о насыщении водой рыбопитомника, что естественно, ограничивает, подачу воды населению в летнее время, хотя вода подаётся из скважины по графику. / В жаркие летние дни 2010 года подача воды осуществлялась: утром с 7.00 до 10.00, вечером с 17.00 до 19.00, по распоряжению акимата Бухаржирауского района, в ведомстве, которого по территориальной принадлежности относится станция. Для жителей это очень невыгодно, ведь почти во всех подворьях имеется скот, приусадебные участки земли/. Учитывая погодные условия зимнего периода возникают сложности в работе всей системы водоснабжения посёлка, это тоже создаёт проблемы в доставке питьевой воды местному населению. Рыбопитомник имеет значительную территорию, включающую пруды по периметру, примерно, 5-6 км.. Офис расположен в конце ст. Кокпекты, где проводится лабораторное изучение поголовья маточных рыб и зарыбление. Анализируя состояние воды в прудах можно сделать вывод о том, что качество не соответствует, ввиду, того, что в некоторых прудах по составу имеет питьевой характер, а это сильно влияет на количество рыбы и различные формы аномалии, ведь ухудшается состояние водоёма в целом, где имеются диатомовые водоросли – очистители сферы водоёма. Значение диатомовых водорослей очень велико, они создают 50 % всей органической массы океана, ежегодно поглощая из мирового океана 10 млрд. тонн углерода, играя при этом основополагающую роль продуктивности водоёмов. В 100 гр. органического вещества содержится 40% белков, 30 % углеводов, 30 % липидов. Их калорийность составляет 525 кал. В составе белков присутствуют все незаменимые аминокислоты. Исследование видового состава диатомовых водорослей поможет установить доминирующие виды микроскопической флоры и поддерживать биоразнообразие на необходимом уровне. Основных представителей также можно исследовать на предмет искусственного культивирования с целью обнаружения и дальнейшего использования биологически активных веществ, некоторые виды могут быть использованы в качестве индикаторов. Экологические проекты нацеливают на определённые выводы: 1) некоторые диатомовые водоросли представлены, как солоноватыми, так и пресноводными представителями, с переходными пресноводно-солоноватыми видами / среди экологических предпочтений можно выделить водоросли пресноватого типа – 18 видов или 69 % , солоноватые виды представлены - 2 представителями видов или 8 %; 2) из определённых водорослей 12 видов /46 %/ являются широко распространённые, характеризуются различными предпочтениями к разным условиям окружающей среды, предпочитают водоёмы с различными экологическими характеристиками .\эвтрофные, кальцефильные/; 3) среди рек города диатомовая флора распределилась в следующем порядке: в реке Букпа – 20 видов / 76 %/, в реке Солоничка, Нура, Кокпекты – 19 видов / 73 %/, в реке Ашилайрык – 17 видов / 65 %/; 4) если определить состав засоленности воды, то можно зарыблять водоёмы области ценными породами рыб, с учётом проведения очистных мероприятий по абсорбации, фильтрации речной воды и искусственных прудов; 5) при условии выделения государственных инвестиций, направленных на улучшение экологической ситуации региона – решить вопрос о строительстве на берегах старицы, в 1.5 км от станции Кокпекты, естественных и искусственных водоёмов санитарно- курортной зоны, решая при этом оздоровительные мероприятия городского населения в свете 14 Послания Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева; 6) продолжить дальнейшее сотрудничество по экологическим проектам с Карагандинским Государственным Университетом имени Академика Е. А. Букетова, химического факультета, с секретарём оргкомитета IV Международной научно-практической конференции «Теоретическая и экспериментальная химия»: Нурмаганбетовой Маргариты Таукеновны – кандидатом химических наук, доцентом. 7) активизировать исследовательскую деятельность, тесно контактируя с преподавателями кафедры биологии и экологии Семипалатинского Государственного Педагогического Института, в частности, с автором книги «Школьный иллюстрированный определитель цветковых растений»: Карипбаевой Нурзиёй Шайкеновной – кандидатом биологических наук, доцентом. Собранный материал по исследованию экосистемы станции Кокпекты города Караганды явился значимым для инициативной группы, чтобы участвовать в трёх турах IV Республиканской олимпиады по экологии. Организаторы проекта: Министерство образования и науки Республики Казахстан , Республиканский научно-практический центр «Дарын», Семипалатинский Педагогический Институт, кафедры биологии, экологии и географии, руководитель профессор Панин М.С. / 24 – 25 апреля 2010 года/.Руководителями научной работы среди старшеклассников по данному проекту, участниками олимпиады стали ученицы 9 класса ООШ № 134: Тайбек Жансая и Шадрина Стелла. В школе провели научно-практическую конференцию, посвящённую «Дню науки» / 27 апреля 2010 года/. Приняли активное участие в научно- практической конференции «Шаг в науку». Организаторы: деканат биолого-географического факультета Карагандинского Государственного Университета им. Е.А.Букетова. /28 апреля 2010 года/. Проводим экскурсии на химический факультет Карагандинского Государственного Университета имени Академика Е.А.Букетова. В рамках Международного школьного проекта « Молодые репортёры для окружающей среды», организованного молодёжным экологическим журналом « Я и Земля», творческая группа команд ООШ № 134 « Хранители ноосферы», «ЭкоПатриоты» опубликовали свои статьи, фотоматериалы, фоторепортажи на страницах журнала и на сайте «ЭкоОбраза». Особо хочется отметить статьи и репортажи « Из серии публикаций об окраинах города Караганды»: «Проблемы местного значения», команда « ЭкоПатриоты»; «Экологические проблемы местного и регионального значения.Факторы, разрушающие окружающую среду, меры противодействия», Цафт Альберт,ученик 9 класса; «Не смейте стрелять в белых лебедей!», Сагынаев Жасулан, 8 класс, «Очевидное – невероятное», команда «ЭкоПатриоты», « Хочется попоробовать чистой питьевой воды», Быстрова Валентина, 9 класс; «Секрет чёрной стрекозы», Цафт Алтьберт, «Сохраним планету потомкам» Жунусова Айдана, 9 класс, многое-многое другое. С началом нового учебного года в составе инициативной группы по экологическим проектам школы работают учащиеся второй команды «Хранители ноосферы»: Сериков Тилектес,8 класс, Горина Татьяна, 7 класс. В рамках проекта «Молодые репортёры для окружающей среды» в новой команде принимают активное участие не только учащиеся ООШ № 134, но и ребята из других школ города Караганды, не равнодушные к экологическим проблемам: Рыжов Роман, ученик 10 класса, средней школы № 46 и Калгужинова Мадина, ученица 10 класса, средней школы №12 с казахским языком обучения. Ребята написали неплохие фоторепортажи и статьи для журнала « Я и Земля»: «Решение насущных проблем: чистое сельское хозяйство» и «World‘s the most critical problem» Рыжов Роман, «Пусть наш город всегда будет прекрасным!» Калгужинова Мадина. Организатор проекта: Шумилина Екатерина Валерьевна , инициатор редакционной коллегии «ЭкоОбраза» молодёжного экологического журнала «Я и Земля» В ЭкоМузее репортёры из команды «ЭкоПатриоты» Цафт Альберт и Быстрова Валентина присутствовали на встрече с журналистом – организатором ЭкоДвижения в Европе из Голландии. / 28 июня 2010 год/. Молодые репортёры, ученицы 9 класса: Быстрова Валентина и Жунусова Айдана из команды «ЭкоПатриоты» приняли участие в Центрально-Азиатской конференции по образованию для энергосбережения и смягчения последствий глобального изменения климата в рамках Международного школьного проекта по использованию ресурсов и энергии /ШПИРЭ/SPARE/.Страны – участники конференции: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан. / 24- 29 июля 2010 год/. Творческая группа в составе учащихся ООШ № 134: Горина Татьяна, 7 класс, Сериков Тилектес, 8 класс - команда «Хранители ноосферы», Сагынаев Жасулан, 8 класс, Цафт Альберт, Жунусова Айдана, Быстрова Валентина, 9 класс – команда «ЭкоПатриоты», выпускники 2009-2010 года «Общеобразовательной основной школы № 134 города Караганды»: Кудайбергенов Аслан, Шадрина Стелла, Тайбек Жансая, Хамзина Асем в рамках экологических проектов выпустила огромное количества слайдов, собрали внушительный фотоматериал, коллекционные материалы насекомых и гербарии растений станции Кокпекты, приняли участие в 3 семинарах по биологии, экологии и химии в 2009-2010 учебном году. На базе школы провели 3 научно-практические конференции «Защита окружающей среды» , экологические акции и миссии. У многих участников экологических проектов имеются сертификаты и грамоты. В состав инициативной группы по экологическим проектам входили члены педагогического совета ГУ « Общеобразовательной основной школы № 134 города Караганды»: директор ООШ № 134 Сейтжанов Багыт Амиралиевич, заместитель директора по учебной работе – Сманов Канат Балгаирович, учитель химии, биологии, экологии – Цафт Татьяна Викторовна, учитель начальных классов - Калгужинова Айман Майлымбаевна, лаборант по интерактивному оборудованию, учитель информатики – Валиева Лаура Маратовна. С учётом методики активного обучения по педагогической технологии ассестирования учащихся на уроках биологии проведены внеклассные и открытые уроки экологического направления, с использованием дидактического и интерактивного оборудования. Главным достижением школьных экологических проектов является полная и обширная программа, которая предлагает рекомендации от новых способов по образованию до новых способов по сбережению природных ресурсов и новых способов по участию в изучении устойчивой экологической ситуации.. В данном докладе представлены экологические проекты, результаты размышлений о расширенном, дополненном и пересмотренном экологическом образовании в основной, малокомплектной школе, называемом «образованием для устойчивого развития». В заключении хочется выразить особую благодарность всему преподавательскому составу Карагандинского Государственного Университета им. Е.А.Букетова, химического факультета, за пропаганду исследовательской деятельности среди школьников, огромный вклад в развитие профессиональных умений и знаний будущих студентов со «школьной скамьи»,возможность участия в таких необходимых для образовательных заведений города научно-практических конференций | |
Просмотров: 1867 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|