Главная » Статьи » Творческая мастерская |
УДК 37.018.2 Повышение воспитательного потенциала образования в современных условиях Жубекова Гульнар Камальевна Формирование новых общественно-политических и социально-экономических отношений в Казахстане, протекающие в обществе процессы его гуманизации и демократизации, нашли свое отражение и в воспитательном потенциале образования. Однако состояние реформирующегося казахстанского общества сегодня по-прежнему можно охарактеризовать как переходное, нестабильное. Воспитание как социально-обусловленный процесс отражает все трудности социально-экономической ситуации в стране и тенденции развития мирового воспитательного потенциала образования. Актуальность данной работы заключается в том, что в исследованиях обозначен альтернативный подход к содержанию начального образования, как средству формирования основ воспитательного потенциала образования. Префигуративная культура, становление которой происходит сейчас, предполагает взаимообучение и взаимовлияние поколений, и даже обучение старших у младших, что требует организации в практике новых моделей образования, построенных на сотрудничестве взрослых и детей. Перед образованием встает задача: готовить детей к жизни в условиях неопределенности, постоянной изменчивости социальной жизни.[3.c.53] Приоритетным в деятельности отдела и учреждений образования стала реализация программы воспитания. Мир, в котором мы живем, потребовал пересмотра многих аспектов воспитательной работы, главными становятся вопросы гражданско-правового воспитания. Мы призваны формировать личность, обладающую гражданским достоинством, знающую и уважающую права и свободы человека, проявляющую национальную и религиозную терпимость, сочетающую свободное критическое мышление с законопослушанием.[4.c.177] Необходимо заметить, что к проблеме формирования основ воспитательного потенциала у школьника начинают обращаться исследователи, но, к сожалению, данная проблема остается недостаточно освещенной в начальной педагогике. Эта проблема вызвана комплексом противоречий: продолжающаяся дифференциация общества, которая приводит к снижению жизненного уровня значительной части населения, социальному расслоению и появлению новых субкультур. дальнейшая дезорганизация жизни семей, как экономически неблагополучных, так и благополучных; рост числа детей с отклонениями в здоровье (физическими и психическими), а также социальными аномалиями, отклонениями в поведении как следствие ухудшения жизненных условий и социального сиротства; усиление негативного информационного потока через средства массовой информации, неконтролируемого и противоречивого по своему педагогическому воздействию; возрастание роли этнического фактора; возрастающая роль религии в духовно-нравственном развитии человека, поражающая иногда межрелигиозные разногласия в обществе; исчезновение в массовой практике детских общественных объединений, что приводит к отсутствию в воспитательной системе образовательных учреждений значимого фактора социализации; Все это ведет к размыванию традиционных нравственных ценностей, к внедрению в массовое сознание псевдо - и антиценностей, что имеет решающее воздействие на результаты образования как всеобщего социального явления. Среди трудностей самой системы образования в осуществлении ее воспитательных функций можно отметить: недостаточность материально-технической базы учреждений, их финансирования; экономические проблемы большинства членов педагогического коллектива, в сочетании с нервно-психическими и интеллектуальными нагрузками, связанными со спецификой педагогического труда; недостаточная научно–методическая обеспеченность процессов воспитания при достаточно больших объемах выпускаемой педагогической литературы в целом; недостаточная координация усилий общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, а также других структур, занимающихся проблемами воспитания детей и молодежи; резкое сокращение инфраструктуры детского досуга за счет высокой платы за посещение театров, музеев, культурных центров и спортивных сооружений; отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи; несовершенство системы высшего педагогического образования и повышения квалификации педагогов в плане формирования у учителей ключевых педагогических компетенций, и как следствие, их несостоятельность в вопросах индивидуально–личностного и коллективно-группового подходов в воспитании ребенка; ослабление взаимодействия школы, семьи и общества в вопросах воспитания детей, отсутствие системы партнерских отношений между различными субъектами воспитательного процесса. Обозначенные противоречия определили цель, объект, предмет и задачи исследования. Цель исследования - разработка педагогических условий формирования основ воспитательного потенциала у детей младшего школьного возраста. Объект исследования - деятельность педагогов начальных классов по формированию основ воспитательного потенциала у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования - содержание и методы формирования основ воспитательного потенциала у детей младшего школьного возраста. Гипотезой исследования является предположение о том, что у младших школьников возможно заложить основы воспитательного потенциала при следующих педагогических условиях: - стратегии модернизации образования. . -распространение в образовании процессов дифференциации и индивидуализации образования, обусловленные образовательным и социальным заказом регионов. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1. Создание многофункциональной образовательной среды, обеспечивающей получение начального образования каждым учеником с учетом его индивидуальных особенностей. 2. Построение службы сопровождения и коррекции. 3. Создание воспитательного пространства в школе, использование потенциала города для приобщения детей к опыту созидательной разносторонней деятельности, индивидуального творческого развития. 4. Освоение механизмов работы с родителями, обеспечивающих их вовлеченность и ответственность за результаты образования ребенка. Разработка и внедрение школьных локальных актов, обеспечивающих правовую основу взаимоотношений всех участников образовательного процесса (охрана труда, здоровье учителя). 5. Создание условий для роста квалификации педагогического и управленческого персонала. Методологическую и теоретическую основу исследования составили позиции концепции развития школы, строящиеся на единстве основных современных научных подходах в педагогике и психологии: системного подхода, личностного подхода, ориентационного подхода и диагностического подхода. Исследование осуществлялось в три этапа: 1 этап - организационно-педагогический Диагностика состояния воспитательной системы начальной школы, инновационного потенциала педагогического коллектива. Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в области высоких технологий; развития и укрепления необходимой материальной базы. 2 этап - экспериментально-внедренческий Поэтапный запуск всех составных частей проекта, корректировка проекта. Апробация и экспертная оценка существующего и создаваемого методического и информационного обеспечения воспитательного процесса, профильных и элективных курсов. Разработка и апробация проекта по расширению круга социальных партнеров школы, формированию пакета социальных программ и поиску новых форм информирования общественности о достижениях и проблемах. 3 этап – аналитико-результативный Подведение итогов, анализ результатов мониторинга, диагностика достижений по заданным критериям. Определение причин рассогласования поставленных задач, планируемых результатов и реальных достижений школы. Разработка проекта «Воспитательное пространство» Результаты проведенного исследования графически выражены в «Модели познания ребенком сфер реального мира через воспитательное пространство» [рис.2]. На модели показано, что сферы «Природы», «Предметов», «Других людей» и собственного «Я» познаются ребенком во взаимосвязи посредством созидательной разносторонней деятельности, индивидуального творческого развития. Сравнительные данные об уровнях развития воспитательного потенциала у детей младшего школьного возраста (до и после формирующего этапа исследования – даны в таблице.[табл..1] рис.1Таблица уроня развития воспитательного потенциал у дете рис.2 Модели познания ребенком сфер реального мира через воспитательное пространство Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили создать проект «Воспитательное пространство» Цель проекта создание оптимальных условий для приобщения детей к опыту созидательной, разносторонней деятельности, индивидуального творческого развития в воспитательном пространстве школы. Задачи проекта: формирование нравственной и гражданской позиции подрастающего поколения по отношению к городу, Казахстану; раскрытие склонностей и индивидуальных способностей младших школьников к творческой, исследовательской, проектной и научно-поисковой деятельности; расширение сферы социальных контактов детей, включение их в разнообразные виды общественно - полезной деятельности; развитие системы самоуправления; профилактика правонарушений и безнадзорности детей; Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. В концепции модернизации казахстанского образования на период до 2011 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности; самостоятельности; активной и здоровой жизненной позиции; толерантности; способности к успешной социализации и адаптации в обществе. Именно поэтому в новых условиях модернизации школы возникает необходимость создания и реализации целевого проекта. Настоящая работа является первой попыткой систематизировать некоторые идеи и принципы развития начальной школы. Педагогический коллектив и администрация школы № 134 осознают сложность задач, которые предстоит решить на пути развития. Значителен объем работы. Однако уровень работы школы на сегодняшний день позволяет надеяться на то, что при хорошей организации работы и необходимом финансировании педагогический коллектив справится с решением поставленных задач. Литература 1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы 2. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе. Дисс. О.И.- канд. пед. наук. М., 2006. 3. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. 4. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Диссертация доктора пед. наук. Ульяновск, 2003. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы: Концепция управления развитием школы. Новокузнецк, 2004 | |
Просмотров: 1848 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|