Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Проект «Формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью». Актальность проблемы В последнее время наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья учащихся. И, как показывает многолетняя практика, это в определённой степени связано с традиционной (« сидячей») системой обучения, которая приводит к психофизиологическим изменениям организма, утомляемости учащихся, а также утрачиванию ими интереса к учёбе, особенно по мере взросления. А интерес к учёбе является прекрасным индикатором её влияния на здоровье школьника. В связи с переходом казахстанской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья. Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касается детей и подростков. Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека. Но в школах этой проблеме уделяется крайне недостаточное внимание. Учащиеся пропускают уроки физкультуры, многие мальчики и девочки курят уже с седьмого класса, с каждым годом все больше и больше детей занимаются в специализированной медицинской группе, а в спортивных секциях занимаются преимущественно те ребята, которые имеют хорошее здоровье и любят спорт. Вот почему вопрос о формировании у подростков ценностного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих его людей, получение необходимых знаний о здоровом образе жизни, стремление вести здоровый образ жизни и воспитание в себе негативного отношения к вредным привычкам является не только актуальным, но и одним из самых важных для подрастающего поколения. Потребность в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) и создании программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерно стями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека. Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы (1998), в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы. Анализ проблемы В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию компетентной грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ. Однако до сих пор не разрешено имеющееся в науке и практике противоречие между насущной потребностью в формировании и обучении здоровому образу жизни учащихся и отсутствием целостной теории и технологии ЗОЖ [1]. Данное противоречие обусловлено в первую очередь отсутствием единого понимания здоровья человека, рассмотрением его в целостности. В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки (ЗУН) сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ [10]. Проектная проблема. Сложившая ситуация требует внедрения и апробации комплексной программы обучения здоровью, основанной на современных подходах к обучению. В наших школах мы должны использовать новые методы, приёмы и технологии обучения, позволяющие адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников и способствовать сохранению и укреплению их физического и психического здоровья. Цель проекта: организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся, их родителей и педагогов по формированию физически здоровой личности. Задачи: - изучение литературы о новом методологическом подходе к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ - разработка программно-методического обеспечения обучения учащихся общеобразовательных школ основам здоровья и здорового образа жизни. - апробация и внедрение программно-методического обеспечения обучения учащихся общеобразовательных школ основам здоровья и здорового образа жизни. Гипотеза: Если внедрить и опробовать комплексную программу обучения здоровью, основанной на современных подходах к обучению, то можно формировать у учащихся основы культуры здоровья и здорового образа жизни, организовать многообразную и разностороннюю деятельность учащихся, их родителей и педагогов по формированию физически здоровой личности. Теоретическое обоснование ЗОЖ Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в монографии А.Г. Щедриной [20] и получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др. Содержательная характеристика категории здоровья может быть получена при глубоком анализе его компонентов. Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов" (1968). Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье человека должно определяться и личностным уровнем его проявления. В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия (см. рисунок). В нашем понимании духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу. Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально -волевой сферой. Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме. Данное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно принятое нами, позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни. При этом, рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, сенситивных периодов биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья и иерархия его уровней могут меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека должен лежать в основе обучения и формирования ЗОЖ. В связи с изложенным нами предпринята попытка разработки программно-методического обеспечения обучения учащихся общеобразовательных школ основам здоровья и здорового образа жизни. Процесс обучения и формирования ЗОЖ в общеобразовательной школе осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям [15]: - формирование валеологической грамотности; - внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения; - организация оздоровительной работы в учебное и внеучебное время. Считаем необходимым в данной проекте более подробно остановиться на первом направлении, касающемся формирования ЗУН о здоровье и ЗОЖ. Анализируя современное состояние проблемы формирования валеологических ЗУН, следует отметить, что изучение основ ЗОЖ в различных регионах нашей страны и за рубежом ведется по самым разным программам, разработанным с учетом региональных, возрастных, социально-эконо мических условий, а также на основе мировоззренческих позиций авторов [2, 4, 5, 7, 10, 11, 14 и др.]. На наш взгляд, с учетом многокомпонентности здоровья и многомерности ЗОЖ, а также интегративности науки о здоровье обучение основам здорового образа жизни должно осуществляться с позиций системного подхода и комплексности средств и методов обучения, воспитания и развития учащегося. В связи с этим освоение валеологических ЗУН возможно с использованием всей образовательной системы школы, начиная от учебных предметов и заканчивая организацией оздоровительной и воспитательной работы в тесном сотрудничестве с родителями. Взаимосвязь компонентов индивидуального здоровья Рассматривая государственный образовательный стандарт основного общего образования [9], следует отметить, что он содержит отдельные разрозненные сведения о здоровье, преимущественно физическом. При этом отсутствует целостный взгляд на здоровье человека и систему средств его сохранения и укрепления. Разрешить данную проблему можно путем коррекции общеобразовательных программ по различным предметам с выделением в них валеологического компонента, учетом межпредметных связей и интеграции скорректированных программ с курсом валеологии и физической культуры, обеспечивающих целостное восприятие полученных знаний о здоровье, формирование ценностной ориентации на ЗОЖ, специальных умений и навыков сохранения и укрепления здоровья. В связи с изложенным нами предпринята попытка разработки программно-методического обеспечения обучения учащихся общеобразовательных школ основам здоровья и здорового образа жизни. Процесс обучения и формирования ЗОЖ в общеобразовательной школе осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям [15]: - формирование грамотности; - внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения; - организация оздоровительной работы в учебное и внеучебное время. Считаем необходимым в данной статье более подробно остановиться на первом направлении, касающемся формирования ЗУН о здоровье и ЗОЖ. Анализируя современное состояние проблемы формирования ЗУН, следует отметить, что изучение основ ЗОЖ в различных регионах нашей страны и за рубежом ведется по самым разным программам, разработанным с учетом региональных, возрастных, социально-эконо мических условий, а также на основе мировоззренческих позиций авторов [2, 4, 5, и др.]. На наш взгляд, с учетом многокомпонентности здоровья и многомерности ЗОЖ, а также интегративности науки о здоровье обучение основам здорового образа жизни должно осуществляться с позиций системного подхода и комплексности средств и методов обучения, воспитания и развития учащегося. В связи с этим освоение ЗУН возможно с использованием всей образовательной системы школы, начиная от учебных предметов и заканчивая организацией оздоровительной и воспитательной работы в тесном сотрудничестве с родителями. Взаимосвязь компонентов индивидуального здоровья Рассматривая государственный образовательный стандарт основного общего образования, следует отметить, что он содержит отдельные разрозненные сведения о здоровье, преимущественно физическом. При этом отсутствует целостный взгляд на здоровье человека и систему средств его сохранения и укрепления. Разрешить данную проблему можно путем коррекции общеобразовательных программ по различным предметам с выделением в них валеологического компонента, учетом межпредметных связей и интеграции, скорректированных программ с курсом физической культуры, обеспечивающих целостное восприятие полученных знаний о здоровье, формирование ценностной ориентации на ЗОЖ, специальных умений и навыков сохранения и укрепления здоровья. В данном проекте мы представляем лишь два раздела программы: "Основы здоровья и ЗОЖ" и "Физическое здоровье", раскрывающих требования к знаниям и умениям учащихся на разных ступенях образования. Следует отметить, что в разработанном нами стандарте представлен минимум содержания учебного материала по ЗОЖ и в системе требований к учащимся обозначены лишь те ЗУН, которые можно подвергнуть качественной или количественной оценке. I Раздел "Основы здоровья и ЗОЖ" I ступень образования Знать определение здоровья; факторы, благоприятно воздействующие на здоровье; о необходимости заботиться о своем здоровье; о значении здоровья для успешной учебной деятельности; определение ЗОЖ; как составить режим дня; значение самоконтроля; о самооценке и взаимооценке; приемы саморегуляции. Уметь составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; использовать приемы самоконтроля; оценивать себя в сравнении с другими; владеть приемами саморегуляции. II ступень образования Знать взаимосвязь компонентов здоровья; компоненты ЗОЖ; принципы ЗОЖ; об ответственности человека за свое здоровье; о здоровье как необходимом условии высокой работоспособности в любом виде деятельности; возрастные особенности физического и психического развития и их влияние на здоровье человека; определение иммунитета, способы повышения иммунитета; о самонаблюдении, самооценке, взаимооценке, самоанализе как способах познания себя и других; о взаимосвязи самооценки и здоровья; методы самовоспитания. Уметь использовать отдельные компоненты ЗОЖ в соответствии с индивидуальными особенностями; использовать способы повышения иммунитета; осуществлять саморегуляцию в различных видах деятельности. III ступень образования Знать комплекс факторов, влияющих на здоровье; о значении здоровья для успешной профессиональной деятельности, удовлетворительного положения в обществе, в коллективе, для семейного благополучия; об ответственности человека за свое здоровье и здоровье окружающих; о рефлексии как способе познания себя; как составить программу самовоспитания в рамках ЗОЖ. Уметь составлять индивидуальный план ЗОЖ и реализовывать его; пропагандировать ЗОЖ. II Раздел "Физическое здоровье" Содержательная линия № 1 Двигательная активность и физическое состояние I ступень образования Знать о значении физических упражнений для здоровья человека; о значении физических качеств (гибкость, выносливость, ловкость, быстрота) для здоровья человека; упражнения для развития физических качеств; иметь представление о том, что такое физическое состояние; простейшие способы самоконтроля физического состояния; простейшие средства профилактики умственного и физического утомления. Уметь выполнять физические упражнения для развития физических качеств; осуществлять простейшие приемы самоконтроля физического состояния; выполнять комплекс утренней гимнастики. II ступень образования Знать определение физического здоровья; что такое физическая подготовленность и физическое развитие, уровни и факторы, влияющие на них; о значении физических качеств (силы, выносливости ) для здоровья человека; упражнения для развития силы, выносливости; что такое "работоспо собность", "утомляемость"; средства повышения работоспособности; о значении физкультуры и спорта для здоровья человека. Уметь осуществлять самоконтроль физического развития и подготовленности; определять степень утомления по объективным и субъективным показателям; использовать средства повышения работоспособности в режиме дня; выполнять физические упражнения для развития физических качеств (силы, выносливости); подбирать вид спорта для самостоятельных занятий. III ступень образования Знать о значении резервных возможностей организма (сердечно-сосудистой и дыхательной систем) для развития здоровья человека. Уметь оценивать уровень резервных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; подбирать средства для укрепления физического здоровья и комплексно применять их в зависимости от индивидуальных особенностей. Содержательная линия № 2 "Закаливание" I ступень образования Знать о значении закаливания для здоровья человека; простейшие закаливающие процедуры и правила их выполнения. Уметь выполнять простейшие закаливающие процедуры. II ступень образования Знать виды и принципы закаливания; признаки переохлаждения и перегревания; методы оценки степени закаленности. Уметь регулировать холодовую нагрузку в процессе закаливания; выполнять различные виды закаливания и применять их в режиме дня; осуществлять самоконтроль и степень закаленности; составлять индивидуальный план закаливания. III ступень образования Знать о значении бани для здоровья человека; правила выполнения контрастных закаливающих процедур. Уметь разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу закаливания в процессе организации ЗОЖ. Содержательная линия № 3 "Питание" I ступень образования Знать о питательных веществах; о пользе основных пищевых продуктов, о "полезных" и "вредных" продуктах; значение режима питания; правила приема пищи. Уметь различать "полезные" и "вредные" продукты. II-III ступени образования Знать значение основных пищевых продуктов для здоровья человека; о влиянии технологии приготовления пищи на здоровье человека. Уметь соблюдать правила приготовления пищи, обеспечивающие сохранность полезных веществ; использовать способы приготовления блюд, обеспечивающие сохранность витаминов. Содержательная линия № 4 "Физическое здоровье и окружающая среда" I ступень образования Знать о влиянии окружающей среды на здоровье человека; о влиянии объектов природы на здоровье человека; об ответственности человека за здоровье природы. Уметь в доступной форме пропагандировать знания о природе, об ответственности за здоровье природы. II ступень образования Знать о сферах Земли и их значении для жизни и здоровья человека; об особенностях адаптации человека к различным климатическим условиям; о влиянии климатических условий Сибири на здоровье человека; об использовании естественных ландшафтов для оздоровления человека; об антропогенном воздействии на природу и его значении для здоровья человека; о способах сохранения здоровья и жизни в экстремальных условиях; о биологической функции химических элементов, простых и сложных веществ, содержащих эти элементы, об их влиянии на организм человека; о биологическом действии некоторых физических явлений; о способах защиты от негативного воздействия некоторых физических явлений на здоровье человека. Уметь составлять валеологический прогноз в связи c различными нарушениями природного равновесия материков и океанов; определять благоприятные для здоровья регионы материков и океанов; грамотно использовать вещества, не подвергая опасности свое здоровье и здоровье окружающих. III ступень образования Знать о биологической функции химических элементов, простых и сложных веществ, содержащих эти элементы, об их влиянии на организм человека; о биологическом действии некоторых физических явлений; о способах защиты от негативного воздействия некоторых физических явлений на здоровье человека. Уметь грамотно использовать различные вещества, не подвергая опасности свое здоровье и здоровье окружающих. Содержательная линия №5 "Профилактика заболеваний" I ступень образования Знать о некоторых заболеваниях (о причинах возникновения и способах профилактики): простудные заболевания, заболевания опорно-двигательно о аппарата (нарушение осанки, плоскосто пие), нарушение зрения, заболевание зубов; о влиянии вредных привычек на здоровье человека. Уметь использовать средства профилактики некоторых заболеваний. II ступень образования Знать о причинах наиболее распространенных заболеваний органов и систем; симптомы некоторых заболеваний; меры профилактики наиболее распространенных заболеваний органов и систем; о негативных последствиях вредных привычек. Уметь использовать меры профилактики наиболее распространенных заболеваний органов и систем; объяснять негативные последствия вредных привычек. III ступень образования Знать о наследственной предрасположенности к заболеваниям. Уметь убеждать окружающих в необходимости отказа от вредных привычек. Цель таких учебных предметов, как литература, музыка, изобразительное искусство, - формирование духовной культуры, что согласно четырехкомпонентной модели здоровья соответствует духовному здоровью и направлено на формирование позитивных целей и ценностей, помогает освоению нравственных норм и образцов поведения. В связи с этим по данным предметам не корректиро валась программа, а имеющийся в них материал, касающийся преимущественно духовного здоровья, актуализировался и обогащался. Заключение Наши исследования по внедрению указанных программно-методических основ ЗОЖ в общеобразовательных школах г. Караганды свидетельствуют о том, что только целостное формирование научных понятий здоровья и ЗОЖ приводит к адекватному освоению ЗУН и использованию их в процессе индивидуальной жизнедеятельности школьников. При этом наибольшая результативность формирования ЗОЖ учащихся общеобразовательных школ достигается при включении школьников в активную физкультурно -спортивную деятельность. Литература 1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. - 48 с. 2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7. 3. Валеологические аспекты образования /Под ред. Э.М.Казина. Кемерово, 1995. 4. Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи //Теор. и практ. физ.культ., 1998, № 7, с. 24-26, 39-40. 5. Зайцев Г.К., Колбанов В.В. Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. СПб, 1994. - 78 с. 6. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с. 7. Павлова И.В. Совершенствование валеологического образования студентов физкультурного вуза: Автореф. канд. дис. Омск, 1999. - 20 с. 8. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. - М: ФиС, 1991. Приложение 1 № Направления Содержание работы Прогнозируемый результат 1 «Я и закон» Цель: Изучение документов 1. Устав школы 2. Единые правила для учащихся ООШ № 134 3. Кодекс школьника 4. Закон РК «Об ограничении курения табака» 5. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. (РК) Соблюдение уч-ся законов, правил и норм, касающихся образа жизни, поведения. 2. «Знание – сила» Цель: Просвещение уч-ся и формирование первичных навыков по вопросам ЗОЖ 1. Организация встреч с врачами-специалистами и студентами мед. училища (лекции для 5-11 классов) 2. Работа ученического лектория (беседы для 1 – 4 классов). 3. .Проведение анкетирования «Твоя жизненная позиция», «Ценности жизни», «Мое отношение к употреблению алкогольных напитков и табакокурению» 4.Участие в городской акции «Отказ от курения и борьба со СПИДом» 5.Оформление в школьной библиотеке уголка с материалами по ЗОЖ. 6. Просмотр видеофильмов по тематике ПДД, ППБ, ТБ и ОБЖ в школьном видеозале. Применение полученных знаний по вопросам охраны здоровья, умение передать полученные знания другим, осознание необходимости и полезности проведения работы «Вредным привычкам – нет!» 3. «Труд во благо здоровья» Цель: Охрана окружающей среды 1. Благоустройство и озеленение территории школы. 2. Субботники 3.Соревнование «На лучшее озеленение кабинета» 4. Акции:«Чистый лес», «Чистый двор» 5.Благоустройство и худ. оформление спортивной площадки. 6.Работа в ТОСах Стремление поддерживать чистоту окружающей среды, проявление инициативы по благоустройству территории и места проживания и учебы. 4. «Я и мои дела» Цель: Пропаганда ЗОЖ 1.Конкурс рисунков и плакатов: « Алкоголю – НЕТ!», «Мы против….!» 2.Выстовка рисунков «В здоровом теле – здоровый дух!» 3. Акция по микрорайону «Мы за ЗОЖ!» 4.Выпуск тематический телепередач школьного телевиденья. 5. Выпуск бюллетеней «Информационный вестник». 6.Выпуск школьной газеты «Радуга». (освещение вопросов по ЗОЖ) Проявление инициативы и творчества по агитации за здоровый образ жизни, умение уч-ся противостоять вредным привычкам, злу, порокам. 5 «Все имеет смысл, пока ты здоров». Цель: Активизировать деятельность школьников по формированию физически здоровой личности. 1.Проведение тематических бесед на классных часах «ЗОЖ» 2.Викторины «А знаешь ли ты?» 3. Участие в школьных соревнованиях по различным видам спорта. 4. Массовое участие школьников в Республиканских днях оздоровительного бега и ходьбы. 5. Участие в КТД: «Масленица», «Зимние забавы» 6. День здоровья с выездом на лыжную базу «Снеговик», базу отдыха «Нахот». 7.Проведение туристического слета для учащихся 5 – 8,10кл. 8. Участие в работе спортивного добровольного общества «Новая Спарта». 9. Дружеские встречи учащихся и шефов по баскетболу и волейболу. 10. Участие в соревнованиях «Папа, мама, я-спортивная семья» 11. Занятия в городских и школьных спортивных секциях 12. Ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики до занятий. Систематические занятия учащихся физкультурой и спортом, увеличение числа учащихся, посещающих кружки и секции, укрепление здоровья. Ф | |
Просмотров: 2148 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|