Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Акмолинская область Бурабайский район ГУ «Средняя школа имени А.И. Досова» ПРОЕКТ по духовно – нравственному воспитанию учащихся предшкольных классов «Остров радости, доброты и дружбы» Автор: Учитель начальных классов Шинкина Е.Н. Основная идея: Экспроект «Остров радости, доброты и дружбы» представляет собой комплексную программу для учащихся предшколы продолжительностью в 1 месяц. Сюжет проекта основан на знакомых и любимых детьми мультфильмах, в которых герои всегда весёлые, радостные и, конечно, добрые и любопытные. Так же, как и герои мультфильмов, участники проекта будут «путешествовать» на сказочном пароходике по «Острову радости, доброты и дружбы» и «Стране Знаний». Проект носит комплексный характер: включает в себя и практическую нравственно ориентированную и творческую эстетически направленную деятельность, нацелен на решение целого ряда педагогических задач. Цель: 1. Формирование нравственной и эстетической культуры младших школьников. 2. Вызвать положительные эмоции и интерес к посещению школы, к овладению знаниями. Задачи: • Развитие эмоционально – чувственной сферы личности как одного из компонентов нравственной и эстетической культуры. • Формирование позитивного опыта взаимодействия с окружающим, умений и навыков практической нравственно ориентированной деятельности. • Формирование активной нравственно – эстетической позиции личности по отношению к школе, к окружающим людям, к самим себе. Содержание проекта. 1. Подготовительный этап. 1. Подготовка и оборудование кабинета. 2. Выбор художественного и эстетического материала, приобретение материала. 3. Составление художественно – эстетической композиции в кабинете. 4. Составление плана мероприятий на месяц по содержанию проекта. 5. Конкурс песен из любимых мультфильмов (в летнем пришкольном лагере). 6. Конкурс рисунков «Я хочу учиться в школе» (в летнем пришкольном лагере). 2. Основной этап. Цикл практических дел. 1. День рождения «Острова радости, доброты и дружбы». 2. Родительское собрание «Нравственные законы семьи – законы жизни на нашем острове». 3. Игровая программа «Мы – дружные и весёлые ребята». 4. «Остров вежливых ребят» - внеклассное мероприятие. 5. «Папа, мама, я – дружная семья!» - конкурсная программа. 6. Путешествие по «Стране волшебных слов». 7. Интегрированное занятие по развитию речи, ИЗО и самопознанию «Счастье быть другом и в мирном мире жить». 3. Подведение итогов. Проводится праздник – «Посвящение в жителей «Острова радости, доброты и дружбы. На празднике присутствуют родители. Демонстрируются все выполненные в ходе проекта творческие работы детей, результаты конкурсов и проведённых мероприятий, сообщается о совершённых практических делах, рассказывается об «Острове радости, доброты и дружбы», о его жителях. Проект реализуется как коллективный и кратковременный. План проведения основного этапа «Цикл практических дел». № п/п Название мероприятия Дата проведения 1. День рождения «Острова радости, доброты и дружбы». 01. 09. 2010 г. 2. Родительское собрание «Нравственные законы семьи – законы жизни на нашем острове». 03. 09. 2010 г. 3. Игровая программа «Мы – дружные и весёлые ребята». 08. 09. 2010 г. 4. Внеклассное мероприятие « Путешествие на Остров вежливых ребят». 10. 09. 2010 г. 5. Конкурсная программа «Папа, мама, я – дружная семья!» 15. 09. 2010 г. 6. «В стране волшебных слов» - заочное путешествие. 24. 09. 2010 г. 7. Интегрированное занятие по развитию речи, ИЗО и самопознанию «Счастье быть другом и в мирном мире жить». 29. 09. 2010 г. № 1. «Праздник открытия острова «Радости, доброты и дружбы». (На корабле слово «Дружба», но оно ещё закрыто. Начало праздника проходит в фойе). ФЕЯ: Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня у вас не простой день, у вас сегодня праздник! Вы, наверное, уже догадались, о каком празднике идёт речь? Все: День Знаний и начало нового учебного года. Фея: Это верно. И в честь этого праздника я вам предлагаю путешествие на необитаемый остров. Кто хочет отправиться с нами в путешествие, тот пусть встанет в кружок. (Дети встают в кружок, а у Феи в руке воздушные шарики). Круг радости. Фея: Ребята, вы хорошо летом отдохнули, загорели, выросли и сейчас такие нарядные, красивые и весёлые. Давайте поделимся своим прекрасным настроением друг с другом. Вы будете передавать эти воздушные шарики своему соседу и говорить приятные, красивые и ласковые слова. Если у вашего друга появилась улыбка – значит, у него появилось хорошее настроение! При этом надо обязательно назвать друга по имени. (Дети передают шарики друг другу и говорят добрые слова. Последний ребёнок передаёт шарики Фее). Звучит легкая симфоническая музыка и на этом фоне Фея продолжает беседу о дружбе. Фея: Какое прекрасное слово ДРУЖБА. Произнося его, ты сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу, посекретничать о своей новой игрушке. Когда произносишь слово "дружба" - то сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов. Мир кино, мир книг, наш дом, родные и близкие люди с которыми мы живём и с которыми у нас прекрасные отношения – это все наши друзья! Друг - это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг- это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Русские пословицы гласят: • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. - Друга ищи, а найдёшь - береги. - Дружба не гриб, в лесу не найдешь. Я предлагаю построить корабль и назвать его этим замечательным словом «Дружба» и отправиться всем друзьям в плаванье по синему морю, к удивительному острову. (Дети и взрослые встают в форме кораблика, подходят (подплывают) к классу, Фея взмахивает волшебной палочкой, дверь открывается и все заходят в класс, который оформлен в морском стиле). Фея: Наше путешествие продолжается на этом прекрасном корабле. А кто помнит, как называется наш корабль? Дети: Дружба! (Фея открывает название корабля). ФЕЯ: _ Ребята, посмотрите, какие весёлые и приветливые жители этого сказочного острова. Давайте с ними поздороваемся! (Все дружно говорят: «Здравствуйте!»). _ Вас приветствуют озорные и весёлые обезьянки Джина и Джон. Помашите им ручками. А что ещё вы можете сказать про этих обезьянок? А этого озорного лемура зовут Рома. Что вам больше всего понравилось у лемура? А вот и наши знакомые герои мультфильма «Львёнок и черепаха». Как их зовут? А этот малыш – крабик Чип. Он хоть и маленький, а уже охраняет этот остров от злых и коварных разбойников. Но нам он очень рад и даже улыбается. Давайте их тоже поприветствуем! Посмотрите, ребята, какой замечательный сундук охраняют львёнок и черепаха. Это сундук знаний, которыми делятся с нами жители этого острова. _ Кто это так громко кричит? Да это же два умных и красивых попугая. А зовут их Кеша и Гоша. Поздоровайтесь и с ними. Давайте и им тоже скажем добрые и ласковые слова. _ А этот красавец – жираф по имени Веня. Он очень скромный, добрый и вежливый. Поздоровайтесь с ним, ребята. Хотели бы вы иметь такого друга? - Посмотрите, сколько прекрасных животных, цветов, деревьев, бабочек живёт на этом острове. Все живут дружно, никто не обижает друг друга, играют и веселятся вместе. Потому что они все друзья! Где красота – там доброта, Их разлучить ничто не может. Любая светлая мечта На двух подруг всегда похожа. И нам без них не обойтись Ни светлым днём, ни днём дождливым, И если хочешь быть красивым, Ты добротою поделись! - Хотели бы вы, ребята жить на этом замечательном острове, делиться своей добротой и радостью, быть вежливыми, трудолюбивыми и дружить со всеми животными? - Конечно, да! - Тогда и вам нужно быть добрыми, весёлыми, любить и уважать своих друзей, родных и близких, хорошо учиться, быть вежливыми и внимательными, трудолюбивыми и ласковыми. (Фея взмахивает палочкой, достаёт коробочку с угощениями и раздаёт детям). А теперь нам пора возвращаться домой! Понравилось ли вам наше путешествие? А кого вы больше всего полюбили? Что вам ещё запомнилось на этом острове? Какие были жители острова? Вот мы и открыли с вами новый остров. Давайте назовём его «Остров радости, доброты и дружбы»! Дома вы вместе со взрослыми нарисуете, что вам больше всего запомнилось на нашем празднике и завтра принесёте в школу. Мы непременно покажем все ваши работы жителям нашего замечательного острова. Я желаю вам успехов в учёбе, крепкого здоровья, добрых, верных и надёжных друзей, счастья вам! Я буду вас всех завтра очень ждать на нашем острове. №3. Игровая программа «Мы – дружные и весёлые ребята». Путешествие в страну «Лукоморье». Цель: - познакомить с новыми играми; - развивать внимание, меткость, быстроту; - воспитывать чувство коллективизма и дружественности. Оборудование и реквизит: - 2 метлы; - 6 кеглей и 2 маленьких мяча; - 2 пары лыж, 20 яблок (свежих или игрушечных, можно цветные кружки); - 2 мешка; - 4 стакана, 2 ложки, вода, 4 стула; - 4 картонки; - 2 больших мяча; - 4 палки; - канат; - 4 бумажных комка. Ход мероприятия. Мы отправляемся в удивительную страну—страну ска¬зок и приключений «Лукоморье». Путешествие необыч¬ное, мы отправимся в него двумя командами — «Ивануш¬ки» и «Аленушки». 1 -е задание «Кто быстрее доберется до тридевятого цар¬ства?» В спортзале на полу нарисовать тридевятое царство. Доскакать на коне (метле) до царства и вернуться назад. 2-е задание «Сражение со Змеем Горынычем». Сбивание кеглей. Кто больше собьет голов? 3-е задание «Сапоги-скороходы». Добежать до дерева, сорвать плод. На маленьких лыжах добежать до стула и взять яблоко, вернуться назад. Какая команда быстрее? 4-е задание «В гостях у Бабы-Яги». Доскакать в ступе (в мешке) до избушки (до стула) и вернуться назад. Кто быстрее? 5-е задание «За живой водой». Принести в ложке воды. Какая команда быстрее и боль¬ше принесет? 6-е задание «По щучьему велению». Доехать на печке (на двух картонках) до царства (стула) и назад. 7-е задание «Гуси-лебеди». Птицы уносят Иванушку. Принять позу птицы: накло¬ниться, расставить руки, на спину положить мяч, донести до стула и вернуться назад. Кто быстрее? 8-е задание «Колобок». Прокатить палкой колобок (мяч) до стула, обойти его вокруг и вернуться назад. Кто быстрее? 9-е задание «Репка». Вытяни репку (канат). Кто кого перетянет, не заступив за черту. 10-е задание «В царстве Кощея Бессмертного». Выстрели из лука в сундук на дереве. Попасть бумаж¬ным комком в сундук, нарисованный на стене. Кто больше попадет? Подведение итогов. Награждение победителей. №4. Путешествие на «Остров вежливых ребят» Действующие лица: Мальвина, Буратино, Лиса Алиса. Оформление: декорация "Болото". (Звучит музыка из кинофильма "Приключения Буратино", появляется Мальвина). Мальвина: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы находитесь на острове "Вежливых ребят". Давайте знакомиться! Я из сказки Алексея Толстого. В этой сказке с веселыми человечка¬ми происходят забавные приключения, а еще у меня есть верный пудель. Ребята, вы наверняка уже догадались, кто я? Все: Мальвина! Мальвина: Правильно! Я из старой, старой сказки, Догадайтесь без подсказки, Как называется она? Все: "Приключения Буратино!" Мальвина: Я в этой сказке не одна, Со мною рядом верный пес И друг мальчишка -длинный нос. Баловник он и задира, Много странствует по миру. Его не обманут ни кот, ни лиса, В Стране Дураков его ждут чудеса. И жить он не может без приключений, Мои избегает нравоученья. Мальчишка - не мед, Это каждый поймет. А как же зовут его, кто разберет? Все: Буратино! Малъвина: Молодцы, правильно! Ребята, раз мы попали на остров "Вежливых ребят", на волшеб¬ную полянку, то будем учиться вежливости. Какие вы знаете вежливые слова? Все: Спасибо, пожалуйста, добрый день, изви¬ните... Малъвина: Как много вы знаете вежливых слов! Сейчас мы с вами поиграем в вежливые игры. Игра "Словарь вежливых слов" Растает даже ледяная глыба От слова теплого... (Спасибо). Зазеленеет старый пень, Когда услышит... (Добрый день). Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... (Спасибо). Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь... (Здравствуйте). Когда нас бранят за шалости, Говорим... (Прости, пожалуйста). И во Франции, и в Дании На прощанье говорят. ..(До свидания). (С криками вбегает в зал Буратино). Буратино: Ой, спасите, помогите, за мной гонятся С ножом и пистолетом! Где же эта Страна Дура¬ков? Болото, лягушки, поляна - это, наверное, Страна Дураков? Точно, она! Где же мои пять золотых? Сейчас закопаю, полью водой и вырастет большое дерево, а на нем много курточек для папы Карло... (Закапывает пятъ монет). Малъвина: Буратино, что ты делаешь? Буратино: Не мешай, видишь, денежки сажаю... Раз, два, три... Малъвина: Буратино, это не Страна Дураков! Буратино: Как не Страна Дураков? Вот болото, поляна, все правильно! Раз, два... Малъвина: Буратино, остановись! Это не Страна Дураков, а остров "Вежливых ребят", а ты при¬бежал и даже не поздоровался с ребятами! Буратино: А, ребята, привет! Зачем это вы здесь собрались? Ребята: Мы приплыли в гости на этот остров. Буратино: А, в гости! Это я люблю! А где большой торт с кремом? Малъвина: Буратино, в гости приходят с подарком. Буратино: Ну, и я приду с подарком. Вот посажу денежки, вырастет дерево, а на нем куртки для папы Карло и много-много подарков для ребят! Малъвина: Буратино, у тебя ничего не вырастет, тебя обманули! Буратино: Как обманули? Ребята, разве ничего не вырастет? Меня правда обманули? Ребята: Да, не вырастет, тебя обманули! Буратино {плачет): А, обманули, бедный я бедный! Малъвина: Буратино, не плачь, сейчас мы с ребята¬ми что-нибудь придумаем! Ребята, давайте по¬играем с Буратино, он и успокоится! Буратино, давай с нами играть! Буратино: Давай, а как? Малъвина: Игра называется "Вежливые жмурки" (Ведущий с завязанными глазами откликается только на вежливые слова; вбегает лиса Алиса). Алиса: Буратино, где же ты, Буратино? Где этот маленький деревянный мальчишка?... Достает из сумочки зеркало и красит губы, видит Буратино). Алиса: Буратино, храбренький, отважненький Буратино! Где твои пять золотых? Ты еще не потерял свои денежки? Давай их поделим пополам! Пять на два не делится, попробуем разделить на пять. Раз, два... Буратино: Не подлизывайся, лиса, ничего делить я с тобой не буду! Ты меня обманула, ты - лгунья! Алиса: Я - лгунья? Да какая же я лгунья? Разве я похожа на лгунью? Я такая хорошая! Алиса: Я очень вежливая, ну посмотрите, какая я добрая и внимательная! Буратино: Хитрая она! Мальвина: Хорошо, если ты такая вежливая, попробуй правильно поздороваться! Алиса: Запросто! Привет, ,здорово! (Расталкиваетребят и садится на стул). Мальвина: Не правильно, ребята! Давайте пока¬жем, как надо! Алиса: Они меня учить вздумали!? (Обидевшись, уходит). Буратино: Сегодня у нас гости, а где торт с кремом? Малъвина: А ты, Буратино, умеешь себя вести за столом? Буратино: А как же, конечно умею! (В центр выносится стол, на нем стоят чашки, ложки, выпеч¬ка, чай; Буратино все делает неправильно, Малъвина поправ¬ляет; проигрываются ситуации, как вести себя за столом: ® не класть локти на стол; ® не болтать за столом; ® есть аккуратно, чтобы крошки не летели во все стороны; ® не тянуться через весь стол за ложкой, а попросить подать ее соседа; ® не пить чай с шумом, прихлебывая из стакана; ® брать с тарелки пирожок, который л ежит с краю; ® уметь вежливо попрощаться с хозяевами и уйти). Малъвина: Ну как, Буратино, научился себя вести за столом? Буратино: Ну, немножко научился, только уже ничего не помню! Малъвина: Сейчас мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Игра "Вежливо-невежливо" (В кругу, в центре - водящий, называет ситуацию и кидает мяч любому из участников, если ситуация "вежливо", то участник должен поймать мяч, если "невежливо", то ло¬вить мяч не надо). Ситуации: ® уступить в транспорте место; ® поздороваться при встрече; © толкнуть и не извиниться; ® помочь поднять упавшую вещь; ® не заплатить за проезд; ® не вставать, обращаясь к старшему (воспи¬тателю, учителю, пожилым людям). Игра "Вежливые слова" (Ребята по кругу поочередно говорят волшебные вежливые слова; не сказавший вежливого слова , выходит из круга, остальные продолжают игру и играют до тех пор, пока не останется победитель, повторяться нельзя). Викторина о вежливости Прослушайте внимательно ситуации и ответьте на вопросы. Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: "Скажи¬те, сколько сейчас часов?". Назовите ошибки, которые допустил мальчик? (7. Не сказал вежливого слова "пожалуйста "; 2. Надо было спросить: "Сколько сейчас вре¬мени? ") Ситуация 2. Одна девочка жалуется маме: "Во дворе мальчишка - такой невежа! Зовет меня Галька!" "А ты как его зовешь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову, - ответила Галя, я ему кричу "Эй, ты!" Права ли Галя? (Нет, надо обращаться по имени). Ситуация 3. По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому - 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: 3 книги, 1 портфель и 1 большой сверток. Одна из книг упала. "У вас упала книга!" - закричал мальчик, догоняя прохожего. "Разве?" - удивился тот. "Конечно, у вас было 3 книги, портфель и сверток - итого 5 вещей. А теперь осталось 4." "Я вижу, что ты хорошо знаешь вычитание и сложение," - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, - однако есть правила, которые ты еще не усвоил". Какие это правила?... (Правила вежливости, надо было не рас¬суждать, а просто поднять упавшую книжку и отдать ее прохожему). Игра "Пожалуйста" (Все движения, которые просит сделать ведущая, ребята должны выполнять только со словом "пожалуйста "). (В конце праздника ребята повторяют клятву, которую произносит Мальвина). Клятва вежливости: Мальвина: Клянемся вежливыми быть: всегда "спасибо" говорить, "добрый день" и "до свида¬ния" - нет в мире выше звания! Все: Клянемся! Мальвина: Клянемся вежливыми быть и грубость позабыть, учится этикету - науку помнить эту! Все: Клянемся! Мальвина: Хорошо прошел - ли праздник, Вам судить об этом надо. Мы довольны нашей встречей И знакомству с вами рады! Буратино: Нас, друзья, не забывайте, Всем спасибо за вниманье! Мы не скажем вам "прощайте", А "до встречи!"... Все: До свидания! №5. Конкурсная программа «Папа, мама, я – дружная семья!» ЛИШЬ сильная любовь может загладить те мелкие недоразуме¬ния, которые возникают при со¬вместной жизни. Теодор Драйзер Цели: - организовать совместный досуг детей и родителей; - дать возможность учителю познакомиться с родителя¬ми, узнать больше об отношениях в семьях; - сплотить родителей и детей. Оборудование: - измерительная лента; - аудиокассета с детскими песнями; - альбомные листы для каждой семьи; - цветные карандаши цветные; - десять луковиц; - корзина; - макароны; - нитки. Предварительная подготовка: каждой семье заранее да¬ется задание - составить свою визитную карточку, подо¬брать пословицы о семье, вспомнить детские песни, приготовить фирменное семейное блюдо. Ведущий. Разрешите мне сегодня поздравить всех вас с праздником семьи. Желаю вам здоровья, счастья, взаимопонимания и мира в доме. Как вы уже догадались, тема нашей сегодняшней игры приурочена к этому праз¬днику. Нас ждет интересная встреча с семьями, шутки, улыбки и звонкий смех. Желаю всем хорошего настрое¬ния и успехов. Конкурс «Визитная карточка» Ведущий. Предлагаю вам представить свои команды, то есть дать характеристику каждого члена семьи: имя, возраст, род занятий, увлечения. Представление. Конкурс «Что ном стоит дом построить» Ведущий. Командам нужно представить проект своего дома: его внешний вид, расположение комнат, их внутреннее убранство. Чем ваш дом будет отли¬чаться от других? Все ваши мечты осуществите на ли¬стке бумаги. Семьи рисуют проект, внутреннее убранство описывают устно. Выставка проектов. Победителя конкурса выби¬рают зрители - своими аплодисментами. Конкурс «Шустрый портняжка» Ведущий. А теперь следующий конкурс. Кто за одну минуту нанижет больше макарон на нитку? Конкурс, подведение итогов. Конкурс «Сказка на новый лад» Ведущий. Вы все знаете сказку «Волк и семеро козлят». Сначала вам ее рассказывали мамы и бабуш¬ки, затем вы сами ее читали. А теперь я предлагаю вам показать свое актерское мастерство и проявить фан¬тазию в конкурсе «Сказка на новый лад». Но сначала разминка. Первое задание - пофантазировать и изобразить: - горячий утюг (первой семье); - закипающий чайник (второй семье); - звенящий будильник (третьей семье); - звонящий телефон (четвертой семье). Второе задание - изобразить походку: - человека, который только что сытно пообедал (пер¬вой семье); - человека, которому жмут ботинки (второй семье); - человека, который неудачно пнул кирпич (третьей семье); - человека, который заблудился в темном лесу (чет¬вертой семье). Ведущий. Отлично! У вас все здорово получилось. А теперь возвращаемся к сказке. Третье задание - показать сказку «Волк и семеро коз¬лят» в жанре: - комедии (первой семье); - фильма ужасов (второй семье); - мелодрамы (третьей семье); - боевика (четвертой семье). Победителя конкурса выбирают зрители - своими апло¬дисментами. Конкурс «Самой стройной семья» Ведущий. За последнее время с экранов телевизо¬ров нам предлагают множество средств для уменьшения веса и улучшения фигуры. Я не знаю, какими средствами пользуется ваша семья и пользуется ли вообще, но мне кажется, что вы поддерживаете свою форму за счет за¬нятий спортом. Сейчас члены каждой семейной команды должны как можно плотнее прижаться друг к другу. Можно вырасти вверх, взяв кого-нибудь на руки или посадив на плечи. А я с помощником обмерю каждую семью на уровне та¬лии. Сравнив результаты, мы определим самую строй¬ную семью. Объявление итогов конкурса. Конкурс «Пословица недаром молвится» (домашнее задание) Проводится аукцион пословиц и поговорок о семье. По¬беждает команда, которая назовет пословицу после¬дней. Примеры: 1. Дом вести - не рукавами трясти. 2. Когда семья вместе, и сердце на месте. 3. Дом красив не углами, а пирогами. 4. Дети не в тягость, а в радость. 5. Семейные нелады доведут до беды. 6. В родной семье и каша гуще. 7. Без корня и полынь не растет. И другие. Подведение итогов. Конкурс «Попади в мишень» Каждая семья с определенного расстояния бросает де¬сять луковиц в корзину. Побеждает самая меткая ко¬манда. Конкурс «Песенный» Задание - вспомнить и напеть как можно больше детс¬ких песен: чья команда больше? Подведение итогов. Каждой семье вручается благодар¬ственное письмо от имени класса и классного руководи¬теля. Праздник заканчивается чаепитием с фирменными се¬мейными блюдами (внеконкурсная программа). № 6. «В стране волшебных слов». Цель: Развитие навыков поведения, воспитание правильного поведения учащихся, их доброе отношение к окружающим людям, в том числе друг к другу. Эпиграф: «Мы должны относиться друг к другу внимательно, должны понять, сто самое чудесное, самое высокое создание в мире – это человек». М. Горький Волшебные слова. Кто произносит их с трудом, А кто – легко и просто. Без этих слов не входят в дом Ни взрослый, ни подросток, И в добрый, и в недобрый час Они повсюду с вами, Вы снова встретитесь сейчас С волшебными словами. Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в страну добрых слов. Эти слова называются волшебными, потому что помогают человеку сохранить хорошие добрые отношения с окружающими людьми. Их много, мы часто их используем. Ход занятия: Заботливое уважительное отношение человека, его доброта всегда приносят радость окружающим людям. И наоборот, грубость, черствость, равнодушие к самочувствию человека, его судьбе осуждаются взрослыми и сверстниками . Первые слова, которыми мы начинаем день – это «здравствуйте», «доброе утро». Произнося эти слова, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым, радостным. В зоопарке олени есть, И верблюды ходят горбатые, Крокодилы здесь И мартышки здесь, И медведица с медвежатами. Словом, звери сов всех сторон. Но мне нравиться слон! Со слоном я даже дружу! Почему? Сейчас расскажу. «Добрый день!» - я сказал бегемоту. Бегемот молчит от чего – то. Я к моржу подхожу. «Добрый день!» -говорю моржу. Но молчат и морж, и тюлень – Поздороваться глупым лень! Только слон головой качает. «Здравствуй, здравствуй», - он отвечает. Почему мне нравиться слон? Потому что вежливый он. А.Барто Учитель: К добрым словам, которые мы произносим при встрече, относятся и такие, как «добрый день» и «добрый вечер». Стихотворные пожелания: Если вежлив ты с друзьями, То всегда Друга с праздником поздравишь, Да, да, да! Поприветствуешь при встрече: «Добрый день и добрый вечер! Здравствуй, здравствуй, привет! Сколько зим и сколько лет!» Много разных слов волшебных Знаю я И охотно передаю вам Зна – ни – я: «разрешите, извините, Будьте так добры, скажите, До свидания!» Учитель: Все эти слова хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра и здоровья. Вежливые слова надо произносить отчётливо, смотреть на того, кому говоришь, улыбнуться. И конечно, надо всегда отвечать на приветливое обращение, чтобы не обидеть человека, как это чуть было не случилось со школьником из стихотворения «Потерялось и нашлось». И звенит он и сверкает – Весенний солнечный денёк, Первоклассник – паренёк. Первоклассница – навстречу, Улыбнулась: - Добрый день! Но парнишка, не подумав, Взял да ляпнул: - Отвяжись!... – Точно солнце потускнело, Точно всё накрыла тень… Но поправил парень дело, - - Таня, добрый день! Снова ярко и нарядно Блещет солнечный денёк. Снова ладно да всё складно: Молодчина, паренёк! С. Погореловский Учитель: Русская поговорка «От одного слова да на век ссора!» - о том, что необдуманно сказанное слово может сильно обидеть, оскорбить человека. Добрыми являются и вежливые пожелания, которые мы говорим в других случаях нашей жизни. Когда мы ложимся спать, мы произносим «спокойной ночи», то есть желаем близким хорошего отдыха, восстанавливающего силы, нужные для следующего дня. А садясь кушать, говорим: «приятного аппетита!» - хотим, чтобы пища послужила источником здоровья и хорошего настроения. От этих слов человек становиться добрее. Поэтому, ребята, не ленитесь говорить их всем окружающим. Добрые слова Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота Всем идущим на работу: Кузнецу, ткачу, врачу, - "С добрым утром!" - я кричу. "Добрый день!" - кричу я вслед Всем идущим на обед. "Добрый вечер!" - так встречаю Всех домой идущих к чаю. О.Дриз Учитель: Ребята, а ведь есть еще много других слов вежливости, которые мы произносим ежедневно, при встрече с людьми. Вы знаете их, и давайте вместе вспомним их. Учащиеся: "Здравствуйте", "до свидания", "простите", "извините", "спасибо", "пожалуйста". Учитель: В каких случаях нужно пользоваться ими? Учащиеся: "Спасибо! "- слово благодарности. Слово "извините" исправляет допущенную обиду, снимает нечаянную ошибку, восстанавливает отношения. Учитель: А теперь, чтобы понять, как вы усвоили новые выражения вежливости, проведем следующую работу. Я буду вам показывать слайды, а вы подумайте и решите, какие слова вам надо сказать в том или ином случае. Демонстрируется слайд № 1. со следующим комментарием учителя: Саша проснулся утром и сказал маме ... Учащиеся: Доброе утро! Слайд № 2 Садясь за завтрак, дети сказали маме и папе ... Учащиеся: Приятного аппетита! Слайд № 3 Поев и выйдя из-за стола, они поблагодарили за вкусный завтрак. Учащиеся: Спасибо! Слайд № 4 К Саше и Кате пришли гости. Они встретили их словами ... Учащиеся: Здравствуйте. Проходите, пожалуйста. Учитель: Итак, ребята, мы сегодня с вами совершили путешествие в страну добрых слов. Все эти слова и выражения - ваши добрые помощники. Не забывайте их, пользуйтесь ими каждый день, и окружающим всегда будет приятно общаться с вами. Учитель: А теперь ребята нашего школьного кружка покажут небольшие сценки, которые они подготовили для вас. Главные действующие лица: Автор- Овечка- Утка- Какаду- Слон- Медведь- Заяц- Театр открывается! К началу все готово! Билеты предлагаются За вежливое слово. В три часа открылась Касса. Собралось народу Масса! Говорит Овечка: Мне - одно местечко! Вот мое "пожалуйста"! И сказала Утка: - Кряк! Попрошу Первый ряд! И достала Утка "Доброе утро!" Я "Спасибо" кладу, Говорит Какаду, - И местечка я жду, Я приду! Я приду! Слоны смущены, Очень просят Слоны: О, пожалуйста, нам В последнем ряду, В последнем ряду! Имейте в виду, Чтоб нам, Слонам, Не мешал Какаду! И вдруг, И вдруг, толкнув Старух, Стариков- Петухов, Барсуков, Вдруг ворвался Косолапый! Отдавив хвосты и лапы, Стукнул Зайца пожилого. - Касса! Выдай мне билет! - Дайте вежливое слово! - У меня такого нет. А - а, у вас такого Нет? .. И кассир воскликнул: - Не получите билет! Косолапый всхлипнул ... Ничего кассир не дал, Косолапый зарыдал! И ушел со слезами, И пришел к лохматой Маме, Мама шлепнула слегка Косолапого сынка И достала из комода Очень вежливое что - то ... - Вот, - сказала, - мой сыночек, Добрый день, Спокойной ночи, Как вы поживаете, Будьте добры И еще сто одно Вежливое слово. - На, - сказала, - Мальчик мой, И всегда носи с собой! И теперь Иди к кассиру. Дай, пожалуйста, Спасибо ... Посмотришь представление Второго отделения. Беседа по сценке: Кто из героев вам понравился? Кто- нет? Кто прав? Кто не прав? Какая сцена особенно хороша? Сценка по 1 главе рассказа В. Осеевой "Волшебное слово" (Инсценируют учащиеся 5 класса). Действующие лица: Старик - Павлик- Маленький старичок с седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. - Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край. Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал: - Что с тобой случилось? - Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик. - Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, спорил с кем-то ... - Еще бы! - сердито буркнул мальчик. - Я скоро совсем убегу из дому! - Убегу. Из-за одной Ленки убегу! - Павлик сжал кулаки. - Ни одной краски не дает! - Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала прямо тряпкой, тряпкой ... Старик разгладил бороду. - Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово ... Павлик раскрыл рот. - А какое это слово? Старик нагнулся к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щечки. Он прошептал что-то и громко добавил: - Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его. - Я попробую, - усмехнулся Павлик, - я сейчас же попробую. Он вскочил и побежал домой. - Как вы думаете, ребята, какое волшебное слово шепнул старик в ухо мальчику? - Наше занятия я хочу закончить следующими строками: Слова бывают разные, Слова бывают всякие, Слова бывают ясные, Твердые и мягкие. Слова бывают смелые, Упрямые, суровые, Но непременно дело Стоит за каждым словом. С. Баруздин Ребята, чтобы окружающим вас людям всегда с вами было хорошо, старайтесь всегда говорить им добрые слова, ведь недаром народная пословица гласит: "Кто всех добрей, кто всем хорош, у тех друзей и не сочтешь". №7. Интегрированное занятие по развитию речи, ИЗО и самопознанию «Счастье быть другом и в мирном мире жить». На острове Радости, доброты и дружбы слова «друг», «дружба» имеют большое значение. Они – духовные ценности. Быть хорошим другом- это счастье человека. Помните об этом. А сейчас послушайте стихотворение, которое принадлежит перу великого Шекспира. Давайте его обсудим и составим рассказ по этой картинке. (Дети составляют рассказы и раскрашивают картинку). А это – наша любимая планета Земля. Такой мы её себе представляем. В наших руках сделать её ещё красивее, радостнее и нарядней. Давайте вместе с вами дорисуем ей реснички, улыбку, раскрасим планету в любимые цвета. Пусть она расцветет радужными красками. Ведь счастье и радость планеты – это мы! (Дети раскрашивают рисунки и дарят их друг другу с добрыми словами). Это – Страна Детства. Давайте раскрасим её разноцветными красками, дорисуем то, что нам хочется. Пусть она останется в нашей памяти надолго как воспоминания о нашем чудесном острове и о наших путешествиях. Учитель: Теперь нам осталось сделать самое главное: сегодня наша встреча на острове будет очень важной и необычной. Такие встречи бывают, пожалуй, один раз в жизни. Мы стали жителями острова Радости, доброты и дружбы и каждому из вас в знак этого вручаем эмблему жителя этого острова. Я поздравляю вас с первым в жизни самостоятельным шагом, с открытием нашего острова и принятием решения стать жителями этого острова. Пусть ваше пребывание на этом острове будет настоящим праздником. (Звучит мелодия «Настоящий друг», детям вручаются эмблемы). Пусть каждая наша встреча на этом острове будет для его обитателей и для жителей праздником. Возьмем за правило: Каждая встреча – доброе дело! И сегодня мы приготовили подарок для обитателей планеты. Это наш весёлый концерт. (Дети исполняют песни, читают стихи, участвуют в конкурсе загадок и рисунков). Наш праздник подошёл к концу и с этой минуты начинается новая жизнь на нашем острове, острове Радости, доброты и дружбы. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Нравственные законы семьи - законы жизни нашего острова» Цель: v Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, влияние семейного воспитания на взаимоотношения детей в коллективе, обменяться опытом воспитания детей в семье. Форма: •. Семейная гостиная. Участники: •. Родители учащихся, классный руководитель. Подготовительный этап: Готовясь к собранию, предложите родителям нарисовать символ семьи. •. Подготовьте для работы родителей в микрогруппах листы бумаги, фломастеры. •- Варианты вступительного слова учителя. Начиная собрание, классный руководитель обращается к словам Ю. Рюрикова, взятым в качестве эпиграфа разговора с родителями: К воспитанию детей следовало бы относиться как к самой важной из земных профессий. Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это действительно очень кропотливый, нелегкий труд - быть родителем. Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас». Наш сегодняшний разговор посвящен нравственным устоям семьи, попытке определить каждому из родителей формулу родительской педагогики, обменяться своим опытом воспитания детей в семье. Для создания доверительной обстановки в классе предложите родителям сесть за парту на место своего ребенка. Далее учитель предлагает им тест: «Какой вы родитель?», который поможет понять родителям свое отношение к воспитанию ребенка. Задание: родителям надо отметить те фразы, которые они наиболее часто употребляют в общении с детьми. 1. Сколько раз тебе повторять! 2. Посоветуй мне, пожалуйста. 3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! 4. И в кого ты такой только уродился! 5. Какие у тебя замечательные друзья! 6. Ну на кого ты похож(а)! 7. Я в твоё время! 8. Ты моя опора и помощник(ца)! 9. Ну что за друзья у тебя! 10. О чём ты только думаешь! 11. Какая ты у меня умница! 12. А ты как считаешь, сыночек (доченька)? 13. У всех дети как дети, а ты? 14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел; ведь какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих. 7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности! 9-1 О баллов. Непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. /7-72 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви, развития вашего ребенка. 13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком суще¬ствует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушайтесь к его словам! Работа в микрогруппах. Задание М 1. (Законы семейного воспитания». Учитель предлагает родителям сформулировать основные правила семейного воспитания. Пока родители работают, звучит легкая музыка. В результате .совместного обсуждения законы семейного воспитания могут выглядеть примерно так. Закои единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку. Закои значимости похвалы для ребенка. Закои трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи. Закои разделения в равной мере материальных и моральных благ для ребенка. Закои уважительного отношения членов семьи друг к другу. Если эти законы в семье выполняются, значит, ребенок состоится как личность. Задание М 2. «Символ семьи». Учитель предлагает родителям подумать над символом своей семьи. После выполнения задания, на которое отводиться 10-15 минут, родители получают для сравнения символы-рисунки, нарисованные ими. Это своеобразный портрет семьи глазами родителей и детей - хорошая возможность для родителей проанализировать свои подходы к воспитанию детей в семье и сделать выводы. В заключительной части собрания классный руководитель предлагает родителям сформулировать для себя основные заповеди воспитания, используя материал собрания и практические советы педагогов. Уважая детей, уважайте и себя (отрывок из книги Эрве Базена «Во что я верю» Законы воспитания, если таковые имеются, казались бы мне отвратительными, если бы я должен был верить Монтескье, утверждающему, что они различны, в зависимости от того, преследуют ли цель развить честь, добродетель или страх, на деле есть только один закон воспитания, уже сформулированный Монтенем: «Того, чего нельзя добиться разумом.., никогда не добиться силой». К этому, несомненно, следует прибавить, имея в виду родителей, которые слишком многое позволяют своим детям: «Уважая детей, уважайте и себя». Короткая фраза, требующая долгих усилий! Она возбуждает массу противоречий, психологических трудностей. «Десять семейных заповедей» для отцов и матерей 1. Принимай ребенка таким, каков он есть. Красивые, сильные, умные, здоровые, равно как и те, кто являет собой противоположность (они-то и бывают часто самыми милыми, самыми дорогими), - все дети для нас одинаковы. Гордость, которую они нам порой внушают, никогда не идет от сердца (и часто дорого оплачивается). Пуще всего избегайте слепо веровать в клише «Каков отец, таков и сын». 2. Никогда не приказывайте из прихоти. Малыш, который всегда стремится пойти как можно дальше, испытывает абсолютную потребность в авторитете - это его перила. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно. Изводить малыша по пустякам - значит «набивать себе цену», оглупляя ребенка: он уже не сможет отличать мелочи от серьезного поступка. И в то же время пройти мимо этого поступка - означает пренебрегать ребенком: разве без шкалы проступков, как и без указателя цен на рынке, выработаешь мысль о ценностях? 3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни - диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу для ребенка это занимательное зрелище! Ребенок словно разрублен на две - правую и левую - половины: внезапно у него возникает ощущение, что он был создан только одним человеком. 4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет противоречить. Если семья - первая среда приобщения к социальной жизни, то она, следовательно, должна также быть местом' первых конфликтов. Необходимо, чтобы подросток в них проверял себя на прочность и укреплял свою свободную волю. У высокомерных людей, которые вообще не желают слышать никаких возражений, вырастут достойные их наследники. Они вызовут к себе ненависть, и это ожесточит их: или же они вырастут самодовольными, а, следовательно, тряпками. 5. По части подарков - никаких излишеств. Поскольку реклама - этот бич - осаждает нас, наши дети в свою очередь осаждают нас, требуя всего того, чем она их приманивает. В итоге мы разучились отказывать детям. Хотя отказ - тоже дар, более трудный, потому что он нас унижает, отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего. Общество не делает подарков, а мы наполняем мир молодыми людьми, которые рассчитывают на него, как на своих родителей, и которых оно неизбежно оттолкнет. 6. Во всем действуй собственным примером. Добиться можно лишь того, что делаешь сам. Личный пример, зовущий к подражанию (т. е. «незаданное» послушание, позволяющее не прибегать лишний раз к власти), - это единственный способ завоевать уважение. 7. Говори обо всем без боязни. Речь - золото, а молчание - свинец. Единственный способ соперничать с телевидением или магнитофоном - стать тем, чем они стать не могут: всегда готовыми к общению собеседниками. Поразительно, как много молчат в семьях! Когда-то молчали из осторожности, сегодня - из лени. Однако именно о семье можно сказать: «В начале было Слово». Если в этом призрачном мире, где со всех сторон звучат голоса, ваш голос умолкает, то в семье вашей будут расти какие-то «дети радиоволн» с воспаленным, разбросанным умом. Разговаривайте, вызывайте детей на разговор: о вашей работе, об их труде, о домашних счетах, о беременности кузины. Спорьте, ссорьтесь, не избегайте никаких тем ... 8. Объединяйтесь со своими. Семья - это частная республика. Все должно делаться сообща: домашние поделки, мытье посуды, покупки, уборка, выбор развлечений и маршрутов поездок. В случае необходимости голосуйте: пусть побеждает большинство (если возникнет разочарование, не вы будете его виновником). Вы получаете тем самым мандат, необходимый для «исполнительной» власти, и возможно раньше предлагаете Петру или Марине взять на себя ту же ответственность. Это самый верный способ, чтобы они чувствовали себя у родителей не в гостях, а у себя дома. 9. Держи дверь открытой. Долгое время - мы предпочитали держать открытыми глаза. Закрывать их, конечно, нельзя, по нет ничего хуже, чем взгляд, привязывающий, словно веревка. Уберите веревку. Рано или поздно она все равно порвется. Вы не сохраните детей, подростков, молодежь в доме-чреве. Они созданы для того, чтобы каждый день заново рождаться через дверь, - этот символ второй жизни, которую им придется прожить одним. Никогда не рано учиться свободе. 10. Устранитесь в положенное время. Эта заповедь неизменно навевает грусть! Если присутствие близких есть драгоценнейшее наше достояние, то мы еще при жизни должны отдавать наше наследство. В наше время, когда семья сузилась до супружеской пары и ее детей, самую мучительную боль приносит ей уверенность, что рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего тут не поделаешь: любая родительская карьера предполагает эту жертву. | |
Просмотров: 2362 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|