Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Мастер-класс Экологический проект «Моё дерево» Автор: Савельева С.Н., учитель начальных классов СШ имени Досова с. Катарколь Бурабайского района Начальная ступень общеобразовательной школы является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Младший школьник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Мы живём в Щучинско-Боровской курортной зоне, которой сейчас государством уделяется большое внимание, о чём свидетельствует Государственная программа по её развитию. Наша задача воспитать поколение, готовое внести вклад в развитие своего родного края. Экологический проект «Моё дерево» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов в самой разнообразной форме. Проводимый проект решает несколько основных задач: -развитие наблюдательности, внимания, критического мышления, экологического образования уч-ся; -пробуждение любознательного и познавательного интереса уч-ся к природе родного края; -привитие навыков самостоятельной работы; -воспитание любви к растениям и выражение эмоциональных чувств в доступных видах творчества (рассказах, рисунках, эссе, стихах). Исследования ученики проводят самостоятельно в виде домашних заданий. В школе проводится обсуждение заданий, методика наблюдений и обобщение полученных данных. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас повсюду, однако большинство детей не обращают на них внимание. Проект включает три этапа работы: Первый этап – подготовительный. Мы провели экскурсию в осенний лес, беседу о красоте деревьев осенью. Я провела родительское собрание, на котором познакомила родителей с целями и задачами данного проекта, убедила их в необходимости оказания помощи, серьёзного отношения к исследованиям детей. Экологический проект «Моё дерево» стал семейным проектом. Родители помогли ребенку выбрать дерево, рассказали историю его появления, помогли детям оформить специальный альбом. Шаг1. Каждый ученик определил объект исследования, выбрал дерево, которое ему нравится. Одно из условий - дерево должно находиться в доступном и безопасном для ребёнка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. Большинство ребят выбрали деревья, которые растут во дворе дома или в саду дедушек и бабушек. В результате, среди объектов наблюдений, оказались берёза, яблоня, вишня, рябина, сосна, ель, тополь. На этапе побуждения я использовала ассоциации, т.к. они моментально включают в работу образное мышление детей. Затем попросила выразить в своем творчестве, используя стратегию свободного письма, почему это дерево любимо вами. Работы детей очень интересны. В семье Светы Кизиловой посадила березку её мама, когда пошла в первый класс. Девочка сейчас редко видит маму, скучает, и встреча с берёзкой напоминает ей маму. А дедушка Кирилла Майзингера посадил вишню в тот год, когда внук сделал свои первые шаги. Шаг2. Важной задачей работы в рамках проекта стало воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево – друг, ребёнок сам выбирал для него имя. Анализ детских работ показал, что все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая – обычные человеческие имена – Сёма, Алёнушка и т.п. Возможно, в этом случае детям захотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена как у них самих или у их друзей, т.к. дерево – друг. Вторая группа имён - это придуманные слова, отражающие характеристику дерева «Великан», «Малышка», «Кудряшка». В третьей группе – имена деревьев отражают их особенность «Вкусноплодка», «Белянка», «Пушистик», «Белоснежка». Эта работа показала, как собственные исследования позволили ребёнку взглянуть на привычное дерево по-новому. Шаг3. Оформление специального альбома «Моё дерево», в который ученики заносят результаты своих наблюдений в виде схем, таблиц, рисунков и т.д. Следующий этап – исследовательский. Шаг 1. «Знакомство с деревом». a. Предлагаю нарисовать своё дерево. b. Выполняем творческую работу «По словесному портрету ты скажи мне, что же это». Составили загадайку о дереве. ( Красные, сладкие фонарики на ветвях висят.) Кирилл М.. (Весной слезы проливает, на ветках летом серьги носит, а ствол белый.) Настя Т.. Вот мой старый друг стоит. Мимо тут скворец летит. Хоть мой друг всегда молчит, Но друзей он веселит. Семён А. Шаг 2. «Изучение коры, ствола дерева». Составить лист наблюдения (ДДЗ), со своим комментарием, ответив на вопросы: -найди место, где ствол дерева шире (уже) всего; -погладь кору дерева. Какая она: тёплая, гладкая, холодная, шершавая, твердая, мокрая, сухая? -есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Дневник двойной записи Асафова Семена. Наблюдение Комментарий 1. Ствол шире у основания. 2.Кора холодная, шершавая, твёрдая, сухая. 3.Есть трещины. Я думаю, чем ближе к корню, тем больше питательных веществ. Потому что зима. Вяз старый на улице под снегом и дождем верхний слой коры отмирает, как у человека кожа. В трещинах живет много жучков и даже есть муравейник. Работа Котяховой Анны. Наблюдение Комментарий 1.В нижней части дерево шире. 2.Кора дерева шершавая. 3.Трещины есть. Там расположены корни. Дерево старое и кора трескается. Туда селятся насекомые. Шаг 3. Параллельно с проведением исследований дети участвуют в практической деятельности по уходу за своим деревом. «Помоги деревьям» - экологическая акция. а) утепли дерево с наступлением холодов. б) сделать кормушку для птиц, чтобы дереву не было скучно и одиноко. Отрадно отметить, что Дима Падолько уже позаботился о подготовке своего дерева к зиме и эту работу выполнил раньше. Шаг 4. Собрать информацию о дереве. Дети расширяют границы своего чтения, обращаясь к книгам, журналам, энциклопедиям, узнают что-то новое, сами добывают знания. Вся эта работа – итог большого исследовательского чтения. Собранный материал записываем в учебном журнале «ЗХУ». Учебный журнал Падолько Дмитрия. знаю хочу знать узнал 1.Что из дерева берёзы делают дёготь. 2.Берёза вырастает до 20м. 3.Берёзовые почки и листья лечебны. 4.Бересту берёзы используют как поделочный материал. 5.Весной мы пьём берёзовый сок. 6.С берёзовых веток мы делаем веники для бани. 1.Доскольки лет живут берёзы? 2.Сколько см в год растет дерево. 3.Какой длины корни у березы. 1.Из берёзы делают древесный уголь. 2.Из березовой коры делают сувениры. 3.Древние предки славян называли её весёлкой. 4.Когда строили избы, потолок обкладывали корой берёзы, она не пропускает влагу. 5. В старину русским солдатам между двумя слоями кожи клали кору березы в сапоги, чтобы не промокали. Шаг5. Помимо исследовательских заданий и практической деятельности ребята выполнили ряд дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе. Определить настроение дерева « Письмо от имени дерева» с рисунком. Большинство ребят считают, что зимой деревья грустные, скучные. Весёлое настроение бывает летом и весной. Работа Иванца Саши «Письмо от имени берёзы». Наступила зима. Все деревья стоят в снежных нарядах, вокруг тишина. И мне, жизнерадостной берёзке, стало одиноко и скучно. Не садятся воробьи на мои ветки, чтобы прочирикать последние новости из соседнего леса. Синички пролетают мимо, торопясь в соседний двор. Там, на высоком тополе, ждёт их кусочек сала и семечки в кормушке. И ты, мой юный друг, можешь мне помочь. Если сделаешь кормушку, то и ко мне в гости будут слетаться стайки птиц. Мне не будет скучно и одиноко. Шаг 6. Привести примеры известных сказок разных народов, где деревья выступают в роли героев сказок или помогают им. По результатам работы составить концептуальную карту. Работа Агибалова Серёжи название сказки герои сказки поступок дерева моё отношение к поступку дерева Молодильное яблоко. рнс Чудесная яблоня. пнс Царь, три брата, волк, царевна. Владислав, старушка, яблоня. Яблоки возвращали молодость людям. Лечила людей от разных болезней. Яблоня поступала правильно, что заботилась о людях, отличала добро от зла. Дерево поступало правильно. В неволе у злых людей яблоня не могла давать плоды, а добрых она лечила. Работа над проектом увлекла детей, заинтересовала. В ходе небольших своих исследований ребята собрали много полезной информации. Третий этап – обобщение материалов – включает написание детьми пятистишья о дереве, выпуск экологических листовок об охране деревьев, проведение праздника «Земля - наш общий дом». Главное условие - в работах необходимо отразить результаты своих наблюдений. В конце работы над проектом дети составили рекомендации, ответив на вопросы «Что я могу сделать для своего дерева? Что я могу сделать для всех деревьев?», предложили свои варианты защиты деревьев. Главная цель проекта – воспитание бережного отношения к деревьям, как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны. Леса - богатство нашего края, их нужно беречь, нужно не забывать правила поведения в нем, чтобы не нанести вреда природе. И если каждый человек, живущий на планете Земля, ежегодно будет сажать, хотя бы одно дерево, то деревьев на нашей планете будет неимоверное количество - таковы рекомендации учеников класса на подведении итогов работы над проектом. | |
Просмотров: 10208 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|