Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Жубеков Н.А., учитель физической культуры ГУ «Общеобразовательной основной школы № 134 г. Караганды». Проект «Формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью». Актальность проблемы В последнее время наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья учащихся. И, как показывает многолетняя практика, это в определённой степени связано с традиционной (« сидячей») системой обучения, которая приводит к психофизиологическим изменениям организма, утомляемости учащихся, а также утрачиванию ими интереса к учёбе, особенно по мере взросления. А интерес к учёбе является прекрасным индикатором её влияния на здоровье школьника. В связи с переходом казахстанской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья. Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касается детей и подростков. Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека. Но в школах этой проблеме уделяется крайне недостаточное внимание. Учащиеся пропускают уроки физкультуры, многие мальчики и девочки курят уже с седьмого класса, с каждым годом все больше и больше детей занимаются в специализированной медицинской группе, а в спортивных секциях занимаются преимущественно те ребята, которые имеют хорошее здоровье и любят спорт. Вот почему вопрос о формировании у подростков ценностного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих его людей, получение необходимых знаний о здоровом образе жизни, стремление вести здоровый образ жизни и воспитание в себе негативного отношения к вредным привычкам является не только актуальным, но и одним из самых важных для подрастающего поколения. Потребность в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) и создании программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерно стями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека. Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы (1998), в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы. Анализ проблемы В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию компетентной грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ. Однако до сих пор не разрешено имеющееся в науке и практике противоречие между насущной потребностью в формировании и обучении здоровому образу жизни учащихся и отсутствием целостной теории и технологии ЗОЖ [1]. Данное противоречие обусловлено в первую очередь отсутствием единого понимания здоровья человека, рассмотрением его в целостности. В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки (ЗУН) сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ [10]. Проектная проблема. Сложившая ситуация требует внедрения и апробации комплексной программы обучения здоровью, основанной на современных подходах к обучению. В наших школах мы должны использовать новые методы, приёмы и технологии обучения, позволяющие адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников и способствовать сохранению и укреплению их физического и психического здоровья. Цель проекта: организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся, их родителей и педагогов по формированию физически здоровой личности. Задачи: - изучение литературы о новом методологическом подходе к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ - разработка программно-методического обеспечения обучения учащихся общеобразовательных школ основам здоровья и здорового образа жизни. - апробация и внедрение программно-методического обеспечения обучения учащихся общеобразовательных школ основам здоровья и здорового образа жизни. Гипотеза: Если внедрить и опробовать комплексную программу обучения здоровью, основанной на современных подходах к обучению, то можно формировать у учащихся основы культуры здоровья и здорового образа жизни, организовать многообразную и разностороннюю деятельность учащихся, их родителей и педагогов по формированию физически здоровой личности. | |
Просмотров: 1128 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|