Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе. ГУ Общеобразовательная основная школа №134 города Караганды Калгужинова А.М- учитель начальных классов. Вызвать интерес у учащихся на уроках русского языка к изучаемому материалу можно лишь правильно подобрав методы и средства обучения. Учителю необходимо, чтобы все дети на уроках русского языка работали активно и увлеченно, с каждым уроком пополняли свои знания. Особое значение здесь приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности дидактические игры. Дидактическая игра – современный, признанный метод обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. «Педагогический процесс не должен протекать угрюмо»- эта мысль Д.Родари имеет для нас принципиальное значение. С помощью игры обучение делается радостным, увлекательным и жизненно важным для детей делом. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в уроки русского языка дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение. Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, что и характеризует активность данной темы. Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. Издавна дидактическая игра рассматривалась как деятельность, способствующая психическому и физическому развитию подрастающего поколения, в связи с чем её использовали в педагогических целях, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (словесные игры, игры-прибаутки, подвижные игры и т.п.). Причем, процесс активизации познавательной деятельности рассматривался с позиции личностно-деятельного подхода, в ходе которого ребенок забавляясь самостоятельно приобретает различные элементарные знания по русскому языку. Признание дидактической игры как средства обучения встречается уже в рамках древнегреческой философии и представлено Платоновским пониманием игры. Мыслитель указывал на важную роль игры в воспитании детей и считал, что игровые приемы облегчают процесс познания. Средневековая философия не обращалась к рассмотрению игры, т.к. стремление детей играть считалось грехом, что было связано с усилением церковного влияния на всю культурную жизнь. И только в эпоху Возрождения общественная мысль вновь обращается к человеку, становится гуманистической. Изменяются взгляды на ребенка, которого гуманисты рассматривают как природное существо, имеющее право на радостную жизнь, физическое развитие, игры, интеллектуальные занятия. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в трудах выдающихся педагогов прошлого (Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци и др.) отмечалось положительное влияние игры на развитие детей. Так чешский мыслитель-гуманист Я.А.Коменский одним из первых в теории в педагогике разработал возрастную периодизацию. Я.А.Коменский определил ряд программных задач. Но овладение знаниями, по мнению педагога, должно происходить незаметно, непременно в форме игры, т.к. она основное средство развития ребенка. И.Г.Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей русскому языку при помощи дидактических игр. Предложенные им разнообразные дидактические игры и материалы получили в последствии широкое распространение. Проблема дидактической игры привлекла внимание многих представителей зарубежной педагогики (Р.Оуэн, Ж.Фурье, Дж.Локк). Известный английский философ Джон Локк в своем труде «Мысли о воспитании» обосновал использование дидактических игр как средства поддержки и стимуляции познавательной деятельности детей. «Учение можно сделать для детей забавой и развлечением, и повести дело так, чтобы они сами пожелали учиться, если представить им учение в виде дела, связанного с честью, удовольствием и развлечением». Данное теоретическое положение подтверждено практикой организации обучающих игр в «домах игры» и «игровых школах» (И.Б.Базедов и др.). И.Б.Базедов – немецкий педагог, придавал большое значение дидактической игре в развитии умственных способностей детей. Им и его последователями были созданы два сборника игр «Школа игр для развития пяти чувств» и «Игры для упражнений и отдыха тела и ума». Таким образом, педагогическая наука того времени признавала значимость дидактических игр в развитии ребенка, указывала на преимущества использования игровых методов в воспитании и обучении детей. Однако, развернутой и обоснованной игры и игровой деятельности в то время ещё не было. Одним из основоположников русской дидактики является К.Д.Ушинский. Он высоко ценил игры в жизни ребенка. По его мнению, в хорошо организованной, соответствующей природе ребенка, школе должны найти себе место и серьезное учение, и посильный физический труд, и игра. Все они предназначены удовлетворять потребности ребенка в деятельности. Игра для ребенка младшего возраста имеет большое развивающее и воспитательное значение, «даже гораздо более, чем первоначальное учение». Она воспитывает активность, сообразительность, инициативу, находчивость, развивает физически и умственно, формирует характер. «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями ученья первых четырех – восьми лет, то конечно, все преимущество останется на стороне игры… Сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу ». К.Д.Ушинский показал, что игра возникла и развивалась исторически, многие виды игр носят межнациональный характер. Это могучее воспитательное средство выработано самим человечеством, в играх выражается настоящая неподдельная потребность человеческой природы. Последователями К.Д.Ушинского были Н.А.Корф,Н.Ф.Бунаков, Д.И.Тихомиров и многие другие. Они твердо придерживались принципов, разработанных К.Д.Ушинским: воспитание любви к русскому языку посредством дидактической игры. Система К.Д.Ушинского и его последователей нацелена на развитие личности ученика, его интересов, на формирование научных знаний на уроках русского языка посредством дидактической игры. 20-е годы были временем методических поисков, далеко не всегда приносивших успех. Но именно в эти годы возникло немало плодотворных исследований и нововведений в методике русского языка: созданы учебные книги А.М.Пешковского «Наш язык», до сих пор изучаемые всеми методистами с огромным вниманием; К.В.Миртовых, Е.Е.Соловьевой разработаны интереснейшие методики по развитию речи учащихся на уроках русского языка с помощью игровых упражнений и дидактических игр. Идея соединения обучения с игрой в отечественной педагогике и психологии получило достаточно широкое освещение. Все, кто занимался проблемой дидактической игры на уроках русского языка, справедливо считали, что она имеет особую учебно-игровую структуру, отличающуюся от других видов игр и упражнений. Однако, в пользу соединения игры с обучением говорит тот факт, что структура игровой и учебной деятельностей практически одна и та же: игровая (или учебная) задача, игровое (или учебное) действие, самоконтроль, оценка результата. Недостаточное представление игры в деятельности детей ведет к неудовлетворенному игровому мотиву и задержке формирования познавательных и учебных мотивов. В игре, в частности дидактической, цель передается через игру, личностно-значимую и привлекательную для ребенка деятельность. Дидактическая игра на уроках русского языка появилась в результате эволюционирования ролевой игры, когда «роль становится скрытой, а правила открытыми» (Д.Б.Эльконин). Д.Б.Эльконин называл дидактические игры «играми-упражнениями» (49,16). Д.Б.Менджерицкая считала, что дидактическая игра на уроках русского языка – это своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка. А.К.Бондаренко рассматривала дидактическую игру и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. В педагогической энциклопедии дается следующее определение дидактической игре – это одно из действенных средств умственного воспитания. Дидактическая игра на уроках русского языка уточняет знания детей в предметах и явлениях окружающей жизни, развивает сообразительность, смекалку, речь, учит читать и т.д. Рассматривая сущность дидактической игры на уроках русского языка, необходимо учитывать следующее: дидактическая игра – это вид деятельности, включающий в себя два начала: игровое и познавательное . Анализ литературы, посвященной дидактической игре, показал, что к дидактическим играм на уроках русского языка имелись различные подходы, и в первую очередь, это их недооценка и односторонность. Об этом свидетельствует, в частности, место которое отводится дидактическим играм на уроках русского языка. Дидактические игры предлагается использовать только в целях повторения и закрепления детьми знаний, а не как ведущее средство обучения, содействующее вооружению детей знаниями, развивающее умственную активность ребенка. Сторонники противоположной точки зрения справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считая её одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. (Д.В.Менджерицкая). Мы полагаем, что роль дидактических игр на уроках русского языка будет определяться задачами воспитания и теми частными воспитательными задачами, которые ставит воспитатель в каждом конкретном случае. Когда перед учителем на уроке русского языка стоит задача организовать опыт детей, закрепить полученные знания, дидактические игры должны быть использованы им для повторения, упражнения, уточнения и закрепления полученных детьми представлений и знаний. Изучая природу, функции, возможности дидактической игры, ученые в своих исследования не могли не затронуть народные дидактические игры, использование их в процессе обучения детей. Так в работах В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Е.И.Радиной подчеркивалось, что единство игровых и дидактических задач является одним из достоинств народных дидактических игр. Изучение использования дидактических игр в учебно-воспитательной работе начальных классов казахской школы (Сагындыков Е.) и азербайджанских народных игр в процессе воспитания и обучения детей (Ахундова С.М.) еще раз выявили и доказали преимущество данного вида игр, как универсального средства, в обучении детей младшего школьного возраста. Но необходимо ответить, что в данных работах исследовались роль и место дидактической игры на уроках русского языка, как средства закрепления полученных знаний, умений и навыков, так и вне занятий и вне обучения, организуемых по инициативе самих детей. | |
Просмотров: 2873 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|