Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Жубеков Н.А.,учитель физкультуры ООШ № 134 г. Караганды: "Экологический туризм"
Жубеков Нурислан Арбашевич, учитель физической культуры
ГУ «Общеобразовательной основной школы № 134 г. Караганды»

«Молодёжный экологический туризм как универсальное средство профилактики социальных заболеваний детей и молодёжи и устойчивого развития объекта природного наследия – ст. Кокпеты»

Цель проекта:
• развивать потребность учащихся в любви к природе, к окружающей среде посредством туристской деятельности.
Задачи проекта:
• развивать потребность учащихся в бережном отношении к природе посредством туристской деятельности;
• создать психолого-педагогические условия для развития туризма в ООШ № 134;
• воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, вырабатывая правильные умения использования природных ресурсов посредством туризма;

Актуальность проекта:

В процессе туристской деятельности неизбежно происходит изменение окружающей природной среды. При этом негативные изменения преобладают, нанося ей значительный и все возрастающий ущерб. Можно приводить множество примеров на эту тему, призывая и убеждая с их помощью в необходимости бережного отношения к природе. Но, как показывает практика, эффективность такого рода популяризаторства и морализирования незначительна, если ограничиваться только этим и не принимать более действенных мер по защите природы от негативного воздействия туризма. Ведь проблема "что такое (экологически) хорошо и что такое (экологически) плохо" выходит за узкоэкономические рамки.

Ее разрешение требует системного подхода, который включал бы разнообразные и взаимосвязанные меры воздействия при использовании природных ресурсов в туристских целях. Такие меры воздействия предполагают привлечение дополнительных организационных, социологических, ресурсоведческих и экологических знаний. А это уже проблема управления туризмом, экологически ориентированным в широком смысле, и управления экологическим туризмом, имеющим более узкие границы, но зато обладающим более действенным инструментарием природоохранного действия.

Сегодня мы должны совершенно четко представлять себе, что природа нуждается в защите от туризма. Многие нарушения экологического равновесия распознаются слишком поздно. Возникновение необратимых процессов в результате разрушения природной среды при ее неконтролируемом использовании в туристских целях нередко приводит к ее отмиранию. Она становится утерянной для будущих поколений. Туристы, кратковременно удовлетворяющие свои индивидуальные потребности, ставят их выше долговременного использования природных богатств.

Одним из эффективных направлений такого решения было бы развитие экологического туризма. На конференции ВТО, которая проводилась в 1991 году на Канарских островах, отмечалось, что экологический туризм не должен быть ограничен определенными специфическими экспериментами, а должен стать главным фактором развития туризма. В пользу этою свидетельствует и то, что в ближайшем будущем следует ожидать изменений в сторону долгосрочной жизнеспособной экологической стратегии вместо ограниченной с точки зрения извлечения сиюминутной выгоды.

Краткое описание проекта:
Миссия проекта - создание разновозрастных детско-взрослых отрядов и организация их деятельности по освоению экотуризма.
Под освоением экотуризма мы понимаем:
- изучение различных аспектов экотуризма через дело и игру;
- практическая забота о сохранении экотуризма;
- создание своего практического опыта и своей субкультуры.
В своей жизни экотурист стремится следовать идеям:
- Уважение к личности
- Отношения заботы об улучшении окружающей жизни
- Жизнь в современной экосреде;
- Самоуправление
- Игра, романтика и путешествия
Создать отряд можно в разных качествах:
Друзья - взрослые и ребята, периодически принимающие участие в делах Экотуриста, помогающие как-нибудь и чем придется.
Эко - участники - ребята и взрослые, регулярно участвующие в массовых программах, акциях, традиционных делах.
Действительные члены Экотуриста - ребята и взрослые - состоящие в регулярных группах Экотуриста, активные участники и организаторы дел, осваивающие программы знаний и навыков.
Отряды делятся на две возрастные группы: старшие - 12-16 лет, и 9-12 лет .
Основные направления и длительные программы
1. Жизнедеятельность групп - социальное творчество: коллективные творческие дела, трудовые десанты на культурных объектах Караганды, дворовые операции и другие общественно-полезные акции. Походы, летние палаточные лагеря, ролевые игры. Занятия по прикладным знаниям. У групп есть свои профили: краеведческий, экологический, туристический.
2. Краеведческие игры-странствия на улицах Караганды и в парках пригородов в выходные дни (1-2 раза в месяц осенью и весной).
- Выполнение группами самостоятельных заданий, посещение музеев, театров и т.д.
3. Программа "Улановцы" ("Военно-патриотическая игра").
Главная игра проводится 1 раз в год в апреле на ст. Кокпекты , в игре принимает участие до 30 человек.

Традиционные дела Экотуриста

Сентябрь: дворовая операция "Игры Желтого листика"; День Кокпетинской речки- праздник для населения на берегу местной речки Кокпекты; трудовой десант в Старице.
Октябрь: путешествия по пригородным паркам "Шуршание листьями".
На школьных каникулах: выездные лагерные сборы "Осинка", "Зимовка", "Веснянка".
Январь: дворовая операция "Игры Снежного Барсика".
Февраль: Экскурсия в Копай город.
Апрель: военно-патриотическая игра «Улан» на ст. Кокпекты.
Май: трудовой десант в парке ДКЖ.
Июнь: палаточный лагерь на берегу речки Кокпекты.

Приложение:

КАК В ПОХОДЕ НЕ НАВРЕДИТЬ ПРИРОДЕ
(правила экологически чистого похода)

КОСТЕР
Если есть старое кострище – лучше попользуйтесь им. Над костром не должны нависать ветви. Площадку для костра надо очистить от лесного мусора в диаметре 2-3 м. Чтобы не было выжженной земли, надо по всей площадке снять дерн, а когда кострище будет не нужно – заложить его этим дерном.
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ КОСТЕР БЕЗ ПРИСМОТРА!
Перед уходом головни надо убрать, а угли заливать водой до тех пор, пока они не перестанут шипеть, и будет идти пар. Если нет дерна – забросайте землей.
Не жгите сухую траву! – Это вредно для природы.
ОТХОДЫ
То, что горит, в костер. Полиэтилен, стекло, консервные банки надо уносить из леса до ближайшего мусорного контейнера. Если это почему-либо не возможно, то консервные банки надо обжечь на костре, расплющить и зарыть в укромном месте.
ПОМНИТЕ:
- бумага сгниет через 1-2 года,
- обожженная банка – через10-15 лет,
- необожженная – до 100 лет,
- полиэтилен и стекло никогда не превратятся в перегной.
ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ – в яму. Над ямой надо мыть посуду, самому мыться с мылом, чистить зубы, сливать воду после стирки. В реку и озеро не должны попадать ни жир, ни мыло. А земля – хороший фильтр.
(1 г жира создает пленку на воде в несколько кв.м – подводный мир недополучит кислород.)
Если стоянка больше суток – надо оборудовать ГАЛЬЮНЫ (туалеты). Ямы надо рыть неглубокие (20см ) и периодически засыпать. Ямы должны быть не ближе 60м от берега.
ДЕРЕВЬЯ
Для костра надо использовать мертвые деревья: упавшие, сухостой. Если для построек нужно свежее дерево, то выбирайте из осин, берез, ольхи. Рубить надо под самый корень. Если оставлять пень, то его высота должна быть меньше диаметра.
НЕЛЬЗЯ: вырубать деревья по берегам рек и оврагов (подбери дерево в чаще); резать деревья просто так – попадут микробы, и дерево умрет.
ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА
МУРАВЬИ – главные санитары леса. Если разрушить купол муравейника, и пойдет дождь, - это смерть для муравейника. Не берите в лес шумные вещи – напуганные шумом птицы и звери покидают свои дома, а молодь теряется и гибнет.
Никогда никого не убивайте без необходимости – в природе нет плохих и хороших! Все нужны!
Также и с растениями. Не торопитесь сорвать цветок, ведь цветы хороши, когда они живые. А много видов уже исчезает. Никогда не рвите ягоды вместе с кустиками: кустик черники растет 15 лет, чтоб дать ягоды.
Постарайтесь оставить природу в ее естественном виде . Помните наш закон: «Экотурист – друг животных и всей природы».

СИГНАЛЫ И КОМАНДЫ


«Внимание! Слушайте все!»
С Держать до отзыва. По сигналу все действия продолжаются, но надо поднять ответный сигнал.

«Сбор»
Серия букв А В правой руке – оба флажка. Если нет дополнительных сигналов – отряд строится в одну шеренгу по-экипажно.
«Иду»
И Ответ на сигнал «Сбор», если находишься вне пределов видимости. Также вызов вахтенным подвахтенного или командира.

«По местам»

«Вперёд»
В

«Стой»
Т

«Дистанции уменьшить»

«Дистанции увеличить»

«В линию»

«В колонну»
(в кильватер)

«Вправо»
П

«Влево»
Л

«Кругом все вдруг»
К

«Направо (налево) все вдруг» Подняв сигнал, повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой.

«В укрытие»
(ложись)
У

«Выходи»
(вставай)

«Быстрее, бегом»
Б

«Авария»
Длинный непрерывный звук «Тревога»
О «Отбой»
Р «Сбор руководителей, флагманов»
Ж «Сбор вожаков» (командиров экипажей, патрульных)
SOS «Терплю бедствие, немедленно нужна помощь»

УЗЛЫ

Элементы узлов






Узлы для утолщения троса

ПРОСТОЙ
(контрольный) - для предотвращения выскальзывания конца из узла
- для маркировки веревок
! Не допускайте затягивания – портит трос!

ВОСЬМЕРКА - узел-стопор – вяжется на конце снастей для предотвращения выскальзывания из блока, люверса
- легко развязывается даже мокрым, не портит трос!
Узлы для связывания двух тросов

ПРЯМОЙ - для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины
- развязать можно, потянув за ходовой и коренной концы одного троса в разные стороны
! При очень сильной тяге может не выдержать!

БАБИЙ ! ПЛОХОЙ УЗЕЛ: женщины завязывают платки – больше ни на что не годится – самопроизвольно развязывается.
Если затянуть – очень трудно развязать, особенно мокрым.

ШКОТОВЫЙ - для крепления тонкого троса к более толстому (тонкий охватывает толстый)
- также вяжется на тросе с огоном
- для развязывания узел сгибают и выталкивают ослабленный конец
! Оба ходовых конца должны находиться по одну сторону от троса!

РИФОВЫЙ (как прямой, но с петлей для развязывания)
- для связывания концов риф-штертов при взятии рифов на парусах
- достаточно надежный и быстро развязываемый узел
Незатягивающиеся петли

БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ (булинь – по названию снасти, оттягивающей боковую шкаторину нижнего прямого паруса)
- никогда не затягивается «намертво», не портит трос
- для обвязки человека
- для вставления беседки
а также:
- вместо огона;
- для связывания двух тросов любого диаметра и материала,
- для швартовки и т.д.,
- для обвязки байдарки.
Обвязка: надо уметь делать одной рукой непрерывным движением кисти в темноте за 3-4 секунды.
«King of knots» – КОРОЛЬ УЗЛОВ! Так назвали его английские моряки.

ДУБОВАЯ ПЕТЛЯ
(простой проводник) - прочна и безопасна, но сильно портит трос
- очень трудно развязать
- можно вязать на синтетическом тросе
Затягивающиеся петли

БЕГУЩИЙ ПРОСТОЙ
УЗЕЛ - самая простая затягиваемая петля
- при тяге за коренной конец затягивается, петлю можно увеличить, потянув ходовой конец в сторону петли
- вяжется в любой части троса
Можно: затянуть мешок,
связать тюк, прикрепить
к чему-либо трос,
зачалить лодку.


Незатягивающиеся узлы

ШТЫК ШТЫК – незатягивающийся узел для крепления троса к предмету.
Простой полуштык + еще полуштык = простой штык
- самый простой из этой породы узлов
- для закрепления швартовых концов
- как временное крепление троса к предмету при сильной тяге
- не более трех полуштыков
! Необходима схватка!
Английские морские пословицы:
«Два полуштыка спасли корабль королевы».
«А три полуштыка – это более чем достаточно и для королевской яхты».


Затягивающиеся узлы

САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ - из всех примитивных – самый оригинальный
- для привязывания троса к бревну (круглому рангоутному дереву)
! ОСТОРОЖНО! – надежен только тогда, когда к коренному концу приложено постоянное усилие, груз без движения и направление тяги не меняется (мешки с продуктами хорошо подвешивать)
+ полуштык или штык = более надежный!



ВЫБЛЕНОЧНЫЙ - один из концов предмета доступен
- трос приходится обносить вокруг
- служит для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков троса, являющихся ступеньками
- удобен для крепления троса к гладкому предмету (мачта, рей…)
- для подачи инструмента на высоту
! Надежен при постоянной тяге на трос!
Можно: завязать мешок, натянуть тетиву лука,
зачалить лодку.



КОРОВИЙ
(простой схватывающий) - для натягивания ограждений
- для крепления растяжки палатки к колышку
! Служит, если к тросу приложена тяга.

ГЛУХАЯ ПЕТЛЯ
(бирочный) - для связывания предметов, имеющих отверстия (ключи, шайбы, нож к ремню)
- для обтягивания горловины мешка

УДАВКА
(лесной, бревенчатый) - самозатягивающийся + 3-4 раза ходовой конец обнести вокруг коренного
- для натягивания троса между деревьями
- для буксировки бревен, подъема рангоутных деревьев, труб, стволов…
Вязать немного дальше середины бревна, два полуштыка со стороны тяги, выбрать слабину.


Общие правила похода и безопасности
Опасные места Без особой необходимости и подготовки не ходи на стройки, свалки, мусора, по дорогам с интенсивным движением, в криминально опасные места.
Чужие автомобили НЕ САДИСЬ в чужие автомобили без крайней необходимости.
Втроём В поход ходить надо не менее чем ВТРОЁМ. Если с одним что-то случилось - второй идет за помощью, а третий остается с пострадавшим.
Навстречу движению По дороге с автомобильным движением надо идти в колонну по одному, по обочине НАВСТРЕЧУ ДВИЖЕНИЮ (т.е. по левой стороне во всех странах, кроме Англии и Японии).
Смотри, куда ступаешь! Шагать надо по твердой почве, не стоит прыгать по камням и бревнам, особенно мокрым - можно вывихнуть ногу.
Запоминай путь Запоминай путь, даже если тебя ведут. Запоминать стоит ориентиры, особенно на поворотах и сходах с дороги. Если нужно - поставь путевой знак. Запоминай пройденное расстояние по времени от пункта до пункта. Это поможет при необходимости вернуться обратно.
Перед походом изучи карту. Если есть крупномасштабная карта, возьми ее с собой. Периодически смотри на компас. Не забудь определить, в каком направлении ты пошел от станции.
Молния При грозе надо держаться в стороне от высоких, и, особенно, от отдельно стоящих в поле деревьев. Нельзя оставаться на вершине холма. Старайся найти низкое место подальше от столбов, скал и деревьев.
Питьевая вода Обязательно бери с собой воду. Если напиток - он не должен быть сладким. Лучше всего утоляет жажду несладкий чай. Но НЕ ПЕЙ В ПУТИ до большого привала - чем больше выпьешь, тем больше будет хотеться еще. В крайнем случае, прополощи рот и выплюнь.
Привалы Без отдыха идти можно не более 2-х часов. 5-10-минутный привал стоит делать через каждый час пути. Отдыхать лучше сидя, прислонившись к дереву, ложиться на землю нельзя. Ноги стоит положить на что-нибудь, чтобы были выше. Хорошо еще разуться, прополоскать ноги в реке, но обязательно вытереть насухо.

Снаряжение в поход
Личное снаряжение в однодневный пеший поход Одеть: штормовой костюм:
- Куртка-штормовка.
- Лесная рубашка и косынка (для странников и волчат).
- Брюки прочные походные.
- Обувь спортивная.
- Шапка по сезону.
- С собой:
- Рюкзак небольшой.
- Плащ-дождевик.
- Шерстяные запасные носки.
- Простые запасные носки.
- Резиновые сапоги (по договоренности).
- КЛН (кружка, ложка, нож), миска - если будем варить обед.
- Сухой паек (бутерброды).
- Фляга с несладким чаем. В холодный сезон – в термосе, горячий.
- Свитер (для холодного сезона).
- Сидушка.
- Посох (берут странники).
- Деньги для билета на поезд.
- 2 жетона или проездной на метро и другой городской транспорт.
- То, что Экотуристы всегда берут в дорогу (РиБ, 4 англ. булавки, нитки-иголки, носовой платок и расческу, веревка 1-1,5 м, спички, салфетки)
- Компас.
В трудовой поход - рабочие рукавицы и личный инструмент.
Личное снаряжение в однодневный водный поход Для воды: штормовой костюм:
- Куртка-ветровка, непромокаемая.
- Брюки непромокаемые или из плотной ткани.
- Резиновые сапоги высокие.
- Шерстяные носки.
- Шапка плотно сидящая или с ремешком.
- Если холодно – перчатки, свитер
- Сидушка.
- Спасательный жилет.
На берегу - так, чтобы полностью переодеться в сухое:
- Рубашка.
- Брюки.
- Носки.
- Обувь.
- Нижнее белье.
- Куртка, в которой идти домой.
- Сухой паек - что-то к чаю (по договоренности).
Личное снаряжение в однодневный лыжный поход - Лыжи смазанные и палки; надежно скрепить палки – острием вниз.
- Пробковая растирка.
- Запасной крепеж для лыж.
- Одеть:
- Лыжный костюм.
- Свитер.
- Зимние сапоги.
- Зимняя теплая куртка.
- Рукавицы.
- Зимняя шапка.
- Шарф.
Взять с собой:
- Небольшой рюкзак.
- Лыжные ботинки в мешке.
- Куртка легкая (ветровка, штормовка).
- Лыжная шапочка.
- Шерстяные носки для лыжных ботинок.
- Запасные шерстяные носки – 1 пара.
- Запасные теплые рукавицы.
- Бахилы (желательно).
- Кружка.
- Сидушка.
- Сухой паек.
- Деньги на дорогу и городской транспорт.
- И то, что странники всегда берут в путешествие: компас, нож, спички, тросик, РиБ (лучше с карандашом), свисток.
Походная одежда подбирается по принципу «капусты»: много одежек, и все не толстые, не очень теплые. Идёшь на лыжах – легко одет, на привале – одеваешься теплее.
Личное снаряжение в 2-4-х-дневный поход - Рюкзак большой.
- Спальный мешок с вкладышем из простыни.
- Коврик из пенополипилена.
- Обувь основная (в чем идти).
- Обувь легкая запасная - 1 пара (кроссовки, полукеды). В дождливую погоду – резиновые сапоги.
- Штормовой костюм: куртка-штормовка, прочные брюки.
- Шапка (кепка).
- Костюм тренировочный (для сна).
- Куртка тёплая.
- Свитер шерстяной.
- Носки шерстяные - 2 пары.
- Носки х/б или с лавсаном - 2-3 пары.
- Лесная рубашка (на себя) и косынка странника, свисток на шнурке.
- Запасная рубашка, футболка.
- Летом – купальный костюм.
- Полотенце для лица.
- Полотенце для ног.
- Туалетные принадлежности: носовой платок, мыло в мыльнице, зубная щетка в футляре, паста, расческа, пепифакс или салфетки.
КЛМН: кружка металлическая (300-350 мл), ложка, миска металлическая, нож складной.
- Нижнее белье – 1 смена.
- Индивидуальный ремнабор: нитки двух цветов, 2 иголки, 4-5 английских булавок.
- Компас.
- Плащ-накидка (дождевик).
- Индивидуальная аптечка: пластырь, бинт, «свои» лекарства.
- Штертик 1,5-2 м и кусок шпагата.
- Электрический фонарик, свечка.
- Спички в непромокаемой упаковке: 2 коробка (1- глубоко, 1 – близко).
- Фляга.
- Сидушка.
- Мешочек для мелочей.
- Запасной п/э мешок для грязных вещей.
В межсезонье (осенью, весной) добавляются:
- сапоги резиновые,
- свитер тонкий (второй),
- походные брюки (вторые),
- теплая, вязаная шапка.
Несколько советов по подбору походной одежды
Штормкостюм -
из легкой прочной ткани (брезент, ткань «палатка», «спортивная»)* костюм из синтетики может лишь дополнить костюм, но не заменить;
сшитый свободно – можно пододеть другие теплые вещи;
резинки на рукавах, по низу и на штанинах, или плотные застежки;
желательно с капюшоном.
Носки – мягкие, облегающие ногу, без складок; сверху шерстяных носков одевают эластичные – чтобы пыль и камешки не попадали.
Головной убор – должен защищать от солнца – с козырьком и полями; чтобы не сдувало ветром - плотно одеваться или иметь подбородочный ремешок. Обувь – разношена, настолько просторна, чтобы можно было одеть шерстяной носок, вложить дополнительную стельку. (Солдатская поговорка: «Старые сапоги – лучший друг солдата»).
Снаряжение команды в однодневный поход - Тент (навес)
- аптечка
- топор в чехле
- костровой набор: стальной тросик, крюки, рукавицы; или таганок
- ремонтный набор: шило, больная игла, капроновые и простые нитки, ткань - на заплатки.
- трос основной 10 - 12 м
- котелок (если готовится несколько блюд, то несколько котелков, соответственно)
- половник
- чай, соль и другие продукты
- пластмассовые тарелки (1 шт. на 2 чеп.)
- клеёнка для походного стола
- сигнальные флажки
- карта местности и компас
- часы
- личные посохи

КОМПАС И АЗИМУТ

Удобнее всего для ориентирования пользоваться компасом. Даже если есть хорошая карта, без компаса трудно: чтоб понять где ты находишься, карту надо сначала сориентировать, то есть повернуть так, чтобы направления по сторонам горизонта на карте совпали со сторонами горизонта на местности.
Походные компасы различны. Если есть выбор, то лучше брать компас системы “Буссоль”, у которого вращается колесо с визирами, через которые можно “прицеливаться”, а также с большим количеством делений.
Жидкостной компас /внутри компаса налита жидкость/ имеет преимущество перед обыкновенным в том, что стрелка быстро тормозится.

Самый распространенный –
компас Адрианова /ученический/.
1. Корпус.
2. Стрелка на игле.
3. Кольцо с визирами.
4. Визиры.
5. Арретир.
6. Ремень.
Для определения сторон горизонта и ориентирования карты компас расположить в горизонтальной плоскости, освободив стрелку, вытянув арретир. После нескольких колебаний конец стрелки укажет на север. Вращай компас, чтобы совместить северный конец стрелки с нулевым делением шкалы. Буквы В, Ю, З укажут соответственно направление на восток, юг и запад.

Азимут – это угол между направлением на север /куда показывает стрелка/ и заданным направлением. Измеряется он в градусах по часовой стрелке.
Зачем нужен азимут? Сообщи своему товарищу величину азимута, и с помощью компаса он найдет на местности нужное направление, а если будет известно и расстояние, то рассчитав его шагами он прибудет в назначенный пункт. Прокладывая маршрут по карте можно с помощью транспортира высчитать азимут, чтобы им пользоваться в пути.
Но для движения по азимуту надо определить ЦЕНУ ДЕЛЕНИЯ шкалы компаса – сколько градусов в одном делении. Для этого найди два ближайших друг к другу числа на шкале. Из большего вычти меньшее. Получилось количество градусов между этими цифрами, которое раздели на количество делений между ними /не путай штрихи-палочки и деления/.

Для определения направления по азимуту надо повернуть кольцо компаса до совмещения указателя у визира с “мушкой” с заданным азимутом. Поворачивая компас, совместить нулевое деление шкалы с северным концом стрелки. Направление через визиры /прорезь и “мушку”/ покажет нужное направление.

Чтоб идти по азимуту, надо прицелиться через визир и выбрать ориентир – приметное дерево, камень, дом – совпадающий с направлением. И вперед, зафиксировав стрелку компаса.



Дойдя до ориентира, если необходимо идти дальше, то вновь определи азимутное направление и выбери новый ориентир.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ БЕЗ КОМПАСА
Каждый Экотурист должен уметь ориентироваться.

Это значит – не заблудиться в незнакомой местности, правильно определить, где ты находишься, в какой стороне лагерь или станция, или река, то есть то, куда ты идешь или откуда.
В этом прежде всего помогут стороны горизонта.
Различают 4 основные стороны горизонта, их обозначают начальными буквами :
север – С (норд –N),
юг – Ю (зюйд Z)или S,
восток – В (ост – О) или EST – Е,
запад – З (вест – W).
(В скобках даны морские названия сторон горизонта, которые попали в Россию благодаря Петру I из Голландии.)
Определить стороны горизонта можно магнитным компасом - стрелка темным (синим) концом показывает на север. А если компаса нет?

По солнцу
В полдень солнце достигает высшей точки своего подъема – ЗЕНИТА, тени становятся самыми короткими за день. Если встать спиной к солнцу, то впереди север, сзади – юг, справа – восток, слева – запад, как на карте (а в южном полушарии все наоборот).

По солнцу и часам
Когда полдня дожидаться некогда, используют часы со стрелками.
Часы положи горизонтально так, чтобы часовая стрелка смотрела на солнце. Теперь раздели угол между стрелкой и полуденным часом линией, идущей от центра пути пополам. Эта линия покажет на юг.
Когда полуденный час? В двенадцать? В России часы переведены на 1 час вперед. Значит, полдень в 13 часов, а в летнее время в 14 часов.

По звездам
Странники должны знать созвездия своего неба. Для начала ты должен уметь находить Большую и Малую медведицу. Конечная звезда хвоста Малой медведицы называется Полярной звездой. Ее можно найти, мысленно соединив две крайние звезды Большой медведицы и продолжив эту линию до первой яркой звезды – это и будет Полярная звезда. Если встать к ней лицом, то прямо перед тобой будет север.

Лесные компасы
Все природные признаки сторон горизонта связаны с тем , что с юга – тепло, а с севера – холодно.
МУРАВЕЙНИКИ:
Более пологие к югу, лепятся к дереву (камню) с южной стороны.
ЯГОДЫ: созревают быстрее с южной стороны.
ЛИШАЙНИКИ И МХИ: с северной стороны камней и деревьев.
СМОЛА: на хвойных деревьях выступает с севера.
В сырую погоду на стволах (особенно сосен) с севера темная полоса.
Ранней весной СНЕГ ТАЕТ быстрее на южных склонах;
ЛУНКИ у деревьев вытянуты к югу.



ВНИМАНИЕ !
Не доверяй кронам и годичным кольцам!

Никогда не используй один признак – сравни несколько.

КОСТЁР
В истории человечества огонь сыграл очень важную роль.
Для странников огонь – это особый символ.
В походе для огня раскладывается костер.

Три основных вида костра:
• для приготовления пищи (камбузный),
• для сушки и обогрева,
• и особый - для сбора или вечернего разговора.
У костра Сбора есть свои традиции и ритуалы:
например, зажигают его в полной тишине из уважения к Огню,
поправляет костёр и подкладывает дрова только костровой.
Как сложить и развести костер




Выбери МЕСТО: дальше от деревьев, чтоб не нависали кроны; лучше на старом кострище. Если на свежем месте – снять дерн и сложить его в стороне. Очистить площадку от сухого «лесного мусора». Для обычного камбузного костра нужна площадка диаметром не менее чем в 2м.
Собери РАСТОПКУ: мелкие сухие ветки (хорошо еловые), кора, особенно береста, (только не с живой березы!), стружки, лучина. В хорошую погоду пользоваться бумагой для растопки у Экотуристов считается дурным тоном.
Растопку плотно уложи и прикрой «шалашиком» из сухих веток потолще – это НАЧИНКА костра. Но оставь подход к растопке, чтобы поднести спичку.
ДРОВА – это толстые долго горящие куски бревен и сучьев. Если ты не очень опытный костровой, то подкладывай их по мере горения костра.
Поджигать растопку надо в нижней части костра с наветренной стороны, т.е. спиной закрывая ветер.
Для подачи сигналов: положи в огонь свежую зелень - в ясную погоду, а смолистые ветки для черного дыма - в пасмурную погоду.

Очаги






ВНИМАНИЕ!
Прежде чем готовить пищу, УБЕДИТЕСЬ В НАДЕЖНОСТИ ОЧАГА!
У костра всегда работай в длинных брюках и обуви!
Держи при себе БРЕЗЕНТОВЫЕ РУКАВИЦЫ.
Огонь может быть другом человека, но может стать и страшным врагом.
НЕ ОСТАВЛЯЙ КОСТЕР БЕЗ ПРИСМОТРА!
Покидая стоянку, огонь надо погасить, головешки разобрать и заливать водой до тех пор, пока они не перестанут шипеть.
Если пришлось сделать новое кострище, то уходя, Экотуристы уничтожают следы костра: место заложи дерном или засыпь землей.

Статьи:

Наша миссия по очистке рек Кокпекты и Нуры была запланирована заранее, т.е. еще зимой, до начала купального сезона. Этот радостный день мы ждали долго. И вот эта миссия состоялась 24.05 2011 года. Началась она с семинара, где координатор международного проекта «Молодые репортеры для окружающей среды» Шумилина Екатерина рассказала нам, молодым журналистам о нелегкой работе репортера – эколога.
Во второй половине дня мы под руководством нашего учителя физической культуры Жубекова Н.А. отправились на реки Нура и Кокпеты (старшее звено) и на долинно – русловое озеро Старица (младшее звено). С нами вместе прибыли на эти места городские школы 30, 15 и 5 экологическая школа, совместно со своими учителями и руководителями.
Здесь мы стали очищать территорию от мусора и грязи.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: tatyana_tsaft (2012-01-06)
Просмотров: 2368 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru