Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Тема: «Физкультурное образование школьников как фактор, повышающий интерес к уроку физкультуры и здоровому образу жизни» Содержание Введение 4 Глава 1. Аналитический обзор литературы 8 1.1. Формирование интересов и мотивов к занятиям физической культурой 8 1.2. Деятельность педагогов-наваторов по совершен — ствованию программ по физической культуре 27 1.3. Ценности физической культуры 31 1.4. Оздоровительные основы урока физкультуры 33 1.5. Физическое самовоспитание школьников 41 Заключение по главе 49 Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 51 2.1. Цель, задачи и методы исследования 51 2.2. Организация исследования 55 Глава 3. Содержание занятий физической культурой с девуш - ками 10-11 классов 58 3.1. Определение содержания занятий физической культурой с девушками 10-11 классов 58 3.2. Содержание и методика педагогического эксперимента 75 Глава 4. Проверка эффективности экспериментальной программы физического воспитания девушек 10-11 классов общеобразовательной школы в ходе педагогического экспери — мента 98 4.1. Изменение показателей физической подготовленности учащихся девушек 15-17 лет в динамике двухгодичного эксперимента 98 4.2. Исследование общей работоспособности с помощью 3 Гарвардского степ — теста 106 4.3. Сравнение антропометрических показателей тела де — вушек контрольной и экспериментальной групп 109 4.4. Определение плотности урока физической культуры при проведении эксперимента 110 4.5. Изменение показателя уровня знаний по физической культуре в ходе педагогического эксперимента 112 Заключение по главе 121 Заключение 123 Выводы 125 Практические рекомендации 126 Список использованной литературы 128 Приложение 148 Выдержки из работы: АКТ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НИР В ПРАКТИКУ Намерение - это сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предлагаемого результата. Возникает в итоге акта целеполагания и предполагает выбор средств достижения поставленной цели. Намерение выступает важным моментом внутренней подготовки к исполнению действий. Склонность - это стремление заниматься определённой деятельностью, стремление совершенствоваться в ней, жажда деятельности. Отличие склонностей от интересов заключается в их практической направленности. Если интерес представляет собой направленность на познание каких-либо явлений, то склонность - направленность на деятельность. Склонности являются реализацией интересов в конкретной деятельности. Установка - состояние избирательной мобилизованности, готовности, предрасположенности субъекта определённым образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его объектам, людям и себе. Возникает при предвосхищении появления объекта и обеспечивает устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту [128,148]. Интерес и мотивационная сфера не однозначны. Мотивационная сфера рассматривается как основа, источник, а интерес - как следствие и проявление процессов, происходящих в ней [115 с 29]. Такое теоретическое понимание интереса позволяет исследовать его формирование, - и не только через содержание учебного материала, активизацию учебной деятельности, но и через развитие мотивационной сферы и ее составляющих (мотива, цели, эмоции.) Формирование интереса к физической культуре - это вид практической и познавательной деятельности человека. Поэтому этот процесс следует рассматривать с гносеологической (теоретико-познавательной) точки зрения. Для этого была использована социологическая, экономическая, философская, историческая, психологическая, педагогическая литература [85, 95, 156, 157, 183, 186, 192, 197,200]. С этой позиции процесс формирования у школьников интереса к физической культуре следует рассматривать как педагогический процесс, осуществляемый в обучении и воспитании. Успешность его определяется качеством учебно - воспитательного процесса [73, ПО, 133, 149]. Основные усилия учителей физической культуры направлены на решение задач уроков, но при этом без должного внимания остаётся реализация задач, связанных с формированием долговременного, устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями в последующие периоды жизни. В средние века обучение носило догматический характер, выражалось, преимущественно, в неосмысленном заучивании и очень слабо развивало учащихся. При построении педагогического процесса потребности, интересы и особенности занимающихся не принимались во внимание. При смене экономических формаций развивающийся капитализм вызвал к жизни информационно-иллюстрированное обучение, включающее в себя сознательное усвоение знаний, выработку способов их воспроизведения и использования в стандартных ситуациях [76]. И.Н. Решетень [149] отмечает, что когда школьник видит свой рост, имеет основание поверить в свои силы, пережить радость успеха, его интерес к занятиям заметно возрастает и он охотно занимается физическими упражнениями дома, а при соответствующих условиях начинает посещать секцию. Внеклассная работа идет в тесном контакте с уроками, обеспечивая "живой интерес" учащихся к физической культуре и к своему физическому совершенствованию. Этим самым И.Н. Решетень подтверждает многоступенчатость развития интереса. Важным условием воспитания интереса к физической культуре является разнообразие, постоянное изменение и совершенствование форм и методов работы с целью усиления творческой деятельности учащихся. Многие авторы [18, 22, 29, 40, 66, 68, 69, 78, 122, 142, 172, 182] утверждают, что правильное построение урока вызывает интерес к знаниям, воспитывает у школьников волевые качества, навыки преодоления трудностей. Малая же занятость учащихся, низкая требовательность учителя приводят к скуке, вызывают недисциплинированность, плохую посещаемость уроков. При этом отмечается, что интерес не должен быть самоцелью. Интересный урок, несомненно, несет радость ученику, но необходимо помнить, что нужно увлекать, а не развлекать учащихся. Указанные авторы понимают интерес не только как непосредственное эмоциональное удовлетворение (развлечение), а призывают к поиску путей и средств увлечения учащихся. Ряд авторов [25, 27, 47, 66, 97, 151, 171, 210] отмечает, что на уроках физкультуры необходимо создавать условия для появления успехов учащихся, подчёркивать эти успехи, показывать, чему новому научились школьники, поскольку в основе творческой активности подростков чаще всего лежит интерес не столько к самой деятельности, сколько к ее результатам. Важнейшим условием воспитания интереса к урокам физической культуры называется сознательный характер обучения двигательным действиям [22, 23, 122, 149, 150, 202]. Авторами подчёркивается, что важно давать систематизированные, научно обоснованные, глубоко осмысленные знания и одновременно вырабатывать соответствующие умения и навыки. Интерес возникает у школьников только тогда, когда вопрос учителя побуждает их к размышлению, к проявлению сообразительности. И.Н. Решетень [149] указывает, что руководство учителя должно выражаться в требовании самостоятельности мысли, в побуждении к анализу, в приучении к словесному выражению результатов наблюдений за двигательной деятельностью товарищей по классу. В литературе обосновывается важность межпредметных связей в формировании интереса к физической культуре [8, 22, 50, 55, 149]. Педагог должен знать, что учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, даже если оно и черпается из лучшего источника - из любви к воспитателю, убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет [188]. В связи с этим можно отметить, что многие педагоги избрали наиболее рациональный путь разрешения вышеизложенного противоречия, учитывая индивидуальные особенности детей, не отвергая необходимого в учении, но добиваясь его убеждением и воспитанием интереса. К.Д. Ушинский по этому поводу сказал: "Это искание среднего пути между объективными задачами обучения и субъективными стремлениями ребенка вовсе не означает отсутствия твердой линии в теории воспитания. Напротив, именно этот средний путь и означал, что педагогика использует природные субъективные стремления ребенка, как средство достичь решения известных объективных задач." [188] Исследования некоторых авторов показали, что 98% школьников с 1 по 11 класс признают необходимость специально организованных занятий по физической культуре и спорту, но самостоятельно занимаются лишь 14% школьников [17] Следовательно, для формирования потребности в занятиях физической культурой мало знать о том, что существует биологическая потребность в двигательной деятельности. Важно знать, какое место в жизни школьника занимает эта потребность в иерархии других потребностей, которые также частично определяются биосоциальной необходимостью существования. Чтобы построить научно обоснованную систему формирования потребности в двигательной деятельности, необходимо проанализировать место потребности в двигательной деятельности с позиции основных социальных и духовных потребностей человека. Это позволит не только более целенаправленно формировать потребность в двигательной деятельности, но и рассмотреть с этих позиций весь процесс физического воспитания в школе. Познавательная потребность детей может удовлетворяться в двигательной деятельности, широко раскрывая информацию об истории развития и функционирования человеческого организма при условии использования достижений в области физической культуры. Достигаемое от занятий физической культурой и спортом состояние "эйфории" связано с формированием положительных эмоций, закрепляющихся, как отмечал И.П. Павлов, в ощущениях "мышечной радости", что, в свою очередь, может формировать потребность в двигательной деятельности. Таким образом, сама двигательная активность может формировать у человека потребность в своем производстве, что очень важно для развития его осознанных потребностей и способностей в области физической культуры и спорта. Рассматривая формирование человека как процесс развития его потребностей и способностей, мы можем отметить, что потребность в занятиях физической культурой и спортом способствует развитию человека, его организма, физической готовности к другим видам деятельности и этим самым позволяет всесторонне и гармонично развивать личность. В юношеском возрасте начинают наиболее отчётливо проявляться особенности мышления подростков, обусловленные половыми различиями. Склонность к абстрактному мышлению типична, главным образом, для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы, и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи. У девочек же художественно-гуманитарные интересы превалируют над естественно-научными. Что касается мечтательности, то она связана не столько с интеллектуальными, сколько с характерологическими способностями [148]. Процесс физического образования позволяет вооружить школьника многообразными знаниями в области физической культуры и спорта и смежными с ней отраслями знаний (медицины, психологии, педагогики и др.), что удовлетворяет познавательные потребности учащегося и этим самым делает процесс физического воспитания привлекательным, формирующим осознанную потребность в двигательных действиях. Без знания своего организма, критериев оценки физического совершенства, норм и режимов здоровой жизнедеятельности невозможно формировать у школьников устойчивую потребность в занятиях физической культурой и спортом. Достаточно высокий уровень овладения двигательными умениями и навыками позволяет учащимся заниматься с желанием и сознанием дела. Двигательные умения и навыки прочно усваиваются только в процессе сознательного удовлетворения потребности в движении в результате длительного обучения. Для поддержания потребности необходимо так строить учебный процесс, чтобы техника удовлетворения потребности не вызывала негативных ощущений и не влияла отрицательно на удовлетворение других потребностей, тесно связанных с двигательной деятельностью. Для предотвращения формирования у учащихся отрицательных диспозиций, необходимо в процессе обучения руководствоваться постоянно дидактическими принципами, которые и предусматривают оптимизацию учебного процесса. Особую роль в формировании двигательных потребностей имеет дидактический принцип "сознательности и активности", который должен основываться на социально-психологических и педагогических закономерностях формирования потребности в той или иной деятельности. Интерес школьников к учебе - есть разрешение противоречия между необходимым и желаемым в содержании учебного процесса. Формирование его возможно через эмоциональную привлекательность занятий, что особенно важно в младшем и среднем школьном возрасте, а также через осознание значимости и необходимости учения. В подростковом возрасте дети чаще всего связаны с учебной, трудовой, спортивной и игровой деятельностью. Поэтому важно направить их помыслы, устремления на формирование такой установки, которая бы содействовала их интеллектуальному и физическому развитию, нравственному становлению личности. Традиционная модель обучения и воспитания недостаточно учитывает потребности, интересы и внутренний мир школьника, поэтому в настоящее время происходит переход от данной модели к системе обучения и воспитания, основывающейся на теории "компромисса" в педагогике, которая, не отвергая ведущей роли педагога, признаёт и учитывает желания и потребности школьников, считает первоочередной задачей формирование интереса к учению [164]. По мнению ряда авторов [51, 62, 65, 145, 158] наблюдается отрицательная возрастная динамика интереса школьников к урокам физической культуры [39, 44, 130]. Пик активности занятий физической культурой и спортом приходится у мальчиков на 8 класс, а у девочек - на 7 класс. Это подтверждается исследованиями ряда авторов [48, 57, 72, 145]. Одной из главных причин, по - видимому, является то, что физическое воспитание в школе носит черты традиционной педагогической системы. Попытка перестроиться на новые позиции предпринята в "Программе физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы." [146] Следуя по пути демократизации и гуманизации школьного физического воспитания, авторы призывают решать не только традиционные задачи по воспитанию физических качеств и обучению двигательным действиям, но вместе с тем вести работу по формированию потребностей в физическом совершенствовании, воспитанию мотивов занятий физическими упражнениями, интереса к физической культуре не только в период обучения в школе, но и в последующие периоды жизни. Процесс формирования знаний подразумевает передачу знаний от учителя к ученику, получение знаний в процессе собственной деятельности, повышение их уровня и качества посредством последовательно построенных упражнений, заданий, лекций, бесед и т.д. [20]. Исторический опыт становления физкультурного образования показал, что оно сейчас понимается как важный способ формирования образа жизни и жизнедеятельности человека по более глубокому освоению культуры физической, необходимой для оценки состояния своего здоровья и выяснения его адекватности возникающим жизненным ситуациям [169]. Физкультурное образование является неотъемлимым фактором не только создания двигательного опыта школьников, но и формирующей основой двигательной деятельности человека [118]. Воспитание интереса к занятиям физической культурой - явление многофакторное. Педагогическая деятельность в этом направлении требует интеграции усилий всех причастных к физическому воспитанию подростков социальных институтов: семьи, школы, спортивных организаций, средств массовой информации и др. [123, 191]. Проблемы, связанные с интересом к занятиям физическими упражнениями возникают не только у нас в стране. Зарубежный опыт физического воспитания подрастающего поколения показывает, что формирование позитивного отношения и привитие интереса к физическим упражнениям, выработка у учащихся навыков регулярных занятий является одним из основных направлений школьного физического воспитания [170]. Внедрение "Комплексной программы" [113] расширило возможности учителей физической культуры в деле формирования интереса школьников к занятиям физическими упражнениями. Интересны работы педагогов, в которых предпринята попытка связать физкультурную активность детей с физкультурно-спортивными умениями родителей, приобретенными в прошлом [189]. В этих работах указывается на тот факт, что в семьях, где хотя бы один из родителей умеет плавать, кататься на лыжах, коньках или обладает навыками других видов физкультурно-спортивной активности, процент детей, обращающихся к подобным видам активности, существенно выше, чем в семьях, где родители не обладают подобными навыками. В некоторых экспериментальных исследованиях предпринята попытка повысить физкультурную активность школьников посредством просветительной работы с их родителями [5, 36]. В возрасте 13-19 лет происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения | |
Просмотров: 2085 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|