Главная » Статьи » Творческая мастерская |
«Схемы ориентировки на уроках истории и обществознания как фактор успешной деятельности школьников» учитель истории гимназии № 2 г.Рудного Голубцева Л.Г. В теме моей работы исследуется проблема формирования схем ориентировки в учебном предмете при системном его изучении как фактора успешности деятельности школьников. Актуальность исследования. Проблема успешности школьников в учебной деятельности является постоянной темой обсуждения в педагогической, дидактической и методической литературе, в практике школьного обучения. По данным диагностики, проведенной мною среди учащихся среднего и старшего звена в сентябре 2008 г., около 39% школьников «успешны в учебной деятельности», т.е. могут запоминать и воспроизводить большой объем знаниевого материала и правильно решать любые конкретно- предметные задачи. При этом количество учащихся, которые были «успешными» в изучении нового материала по любому учебному предмету без чьей-либо помощи, составляло 17 %. В поисках новых способов разрешения обозначенной проблемы в последнее время в педагогическом сообществе заговорили о необходимости психолого-педагогической поддержки учащихся. Так как психическое действие задается определенной ориентировочной основой, которая является производной от схемы ориентировочной основы действия, для успешного выполнения каждым учеником, даже самым «слабым», любой учебной деятельности, необходимы такие схемы ориентировки, которые бы не только обеспечивали школьнику качественное усвоение конкретно-предметного материала, исключали ошибки в учебном процессе, но и ориентировали учащегося в построении им самим схемы ориентировки при выполнении конкретной учебной деятельности. Этой проблеме и посвящена моя тема самообразования которая была взята в разработку в 2008 году и предполагает окончание к 2012 году Объектом исследования является учебная деятельность школьника на начальном этапе освоения учебного предмета или его отдельных тем предмета – ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Предмет исследования: структура и содержание схем ориентировки как фактора успешности учебной деятельности школьников при системном изучении предмета. Цель исследования состоит в определении структуры и содержания схем ориентировки как средства повышения эффективности учебной деятельности НА УРОКАХ ИСТОРИИ, ПРАВА, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Гипотеза исследования: учебная деятельность школьника будет успешной, если: - она будет задаваться схемами ориентировки системного типа, которые проектируют деятельность определенным образом и реализуют проект этой деятельности; - схемы ориентировки будут фиксировать систему знаний разного характера: о предмете деятельности; о деятельности, производящей знания о нем; об их функции и характеристиках; о способе анализа задачной ситуации и планировании исполнительной деятельности, о контроле, оценке и коррекции выполняемой деятельности и т.д.; - содержание схем будет материализовано в категориях деятельности, системного анализа предмета и конкретно-предметной области; - схемы ориентировки будут построены на основании системного освоения учебного предмета, организованного методом системного анализа, формирующего способ мышления с методологической ориентацией. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. На основании анализа работ по проблеме организации ориентировочной деятельности учащихся в учебном процессе изучить теоретические положения, раскрывающие зависимость учебной деятельности от структуры и содержания схем ориентировки. 2. Разработана экспериментальная модель построения школьниками схем ориентировки системного типа как средств, повышающих эффективность учебной деятельности ученика 3. На основании проведения экспериментального обучения определить педагогические требования к структуре и содержанию схем ориентировки системного типа, выступающих психологическим фактором успешности деятельности школьников. Цель, гипотеза и задачи исследования предполагали использование следующих методов исследования: 1. Теоретический анализ (теоретическое обобщение, системный анализ, моделирование). 2. Педагогический эксперимент - воспроизведение теоретической модели обучения применять знания в практической деятельности и выявление особенностей этого процесса. 3. Сравнительный метод - оценка эффективности новой модели применять знания в решении практических задач по сравнению с традиционной. 4. Статистическая обработка данных педагогического эксперимента. Сроки эксперимента Апробация и внедрение результатов исследовательской работы осуществлялись на базе гимназии № 2 г. Рудного (средняя и старшая ступень) Критерии оценки ожидаемых результатов Теоретическая значимость работы состоит в расширении и углублении представлений о структуре и содержании схем ориентировки системного типа и способах их построения в процессе учебной деятельности школьников . Практическая ценность исследования заключается в том, что будет создана структура и содержание схем ориентировки системного типа, которая даст новые возможности: а) организации деятельности школьников на начальном этапе обучения предмету; б) разработки учебно-методических пособий для учителей На первом этапе работы были изучены теоретические разработки ведущих специалистов по данной теме. Основные элементы анализа представлены ниже. Проблема построения ориентировочных схем, таблиц и других дидактических средств, способствующих повышению эффективности учебной деятельности школьников, не является новой в педагогических науках. Она широко представлена в разных видах, формах, способах выражения в педагогических исследованиях, учебниках и учебных пособиях, рабочих тетрадях, сборниках методических рекомендаций и других дидактических средствах организации учебного процесса. Нельзя забывать о том, что при решении многих проблем на сегодняшний день необходимо привлечение новых информационных технологий. Сегодня мы все перегружены информацией, и поэтому главной задачей школы должно стать стремление научить каждого ребенка ориентироваться в этом нарастающем потоке информации, научить его отсеивать ненужное, искать достаточное для обоснования необходимого. Главным инструментом мыследеятельности по любой теме является система основных понятий. Определив систему и каждое понятие, убедившись в согласованности тезауруса учителя и учащихся, можно говорить об освоении учащимися социального опыта, т.е. знаний, умений и навыков в этой области. Именно систематизация знаний учащихся помогает учителю создать наиболее благоприятные условия и возможности для реализации их способностей с учетом индивидуального восприятия информации и способов работы с нею. Поэтому творческий учитель на основе использования информационных технологий способен организовать современный урок таким образом, когда организация познавательной деятельности учащихся носит технологический, развивающий эффект. Существенная перемена в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с преподавания в процессе обучения на учение. Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса. Поэтапное планирование содержания деятельности по реализации эксперимента: Этапы подготовки и проведения эксперимента Примерное содержание деятельности Сроки начала и завершения этапа I.Диагностический этап. Анализ затруднений учителя, анализ учебно-воспитательного процесса, выявление и формулировка противоречий, которые можно разрешить с помощью нововведения. Выявление проблемы и обоснование ее актуальности. II.Прогностический этап. Постановка целей и задач, формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также негативных последствий. Разработка программы эксперимента. III. Организационный этап Создание всех необходимых условий для обеспечения разработки и освоения новшеств: Материальных (помещение, ТСО, мебель, база воспитательной работы и т. д.) Кадровых Научно-методических (новые программы, технологии, тесты, анкеты, дидактический материал) Финансовых Мотивационных (морально-психологический климат педагогов-экспериментаторов ) Организационных (новые структуры, научные руководители) IV. Практический этап. Констатирующие срезы, отслеживание результатов, мониторинговые исследования. V.Обобщающий этап. Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов эксперимента. В качестве эксперемента в гимназии №2 был введён спец.курс ТИПС - теория и практика исторического синквейна. Синквейн. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет. Синквейн – прием активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций. Синквейн - форма творческой работы рефлексивного характера. Синквейн – это сжатая форма информации, представленная учащимися в форме доклада, проекта, опорного конспекта и т.п.рефлексивного характера. Календарное планирование ТИПС Урок введения. Технология синквейна. Цели и задачи Инструкции для организации работы с содержанием учебника, источниками и Интернет-ресурсами Как описывать государственное устройство Как давать характеристику государственному деятелю Как давать описание военным действиям Характеристика войны Как описывать восстание, освободительное движение Как составлять план текста Как пользоваться поисковой сетью Интернет для уроков истории Инструкции для организации творческой деятельности учащихся Как составить конспект. Как работать над тезисами Как работать над цитатой. Как высказывать свою точку зрения. Как работать с текстом или документом Как писать эссе Как работать над рефератом. Правила оформления Как составить схему. Виды схем Как построить удачное выступление. Как готовиться к устному высказыванию Формы свёртывания и развёртывания информации Как составить библиографическое описание Как написать аннотацию Как работать с картой памяти Как работать с опорным конспектом (фрейм) Приёмы запоминания слов, хронологии, текстов Как пользоваться библиотечным каталогом Работа в группе Правила поведении и организации работы в группе Правила проведения дискуссии Как оценивать работу членов команды. Оценочный лист План рецензии ответа Практическая часть Творческие работы и их формы Научная работа учащихся Резерв – 1 час Ведущая идея опыта: Развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через урок истории Цель педагогической деятельности: Создание необходимых условий, как для формирования ключевых компетенций учащегося, так и для повышения уровня усвоения им учебного материала посредством методов и приемов исторического синквейна Для ведения это куоса была разработа методичка включающая различные приёмы и методы работы. Представляю один из разделов Формы свёртывания и развёртывания информации. 1.Как составить библиографическое описание Библиографическое описание – жанр свёртывания информации о произведении печати, содержащий обобщенные сведения об условиях его использования. Обязательными элементами композиции библиографического описания являются: 1) фамилия и инициалы автора; 2) точное название произведения; 3) выходные данные. Каждый из этих элементов может использоваться в сокращённом или полном виде. Библиографический текст фиксирует ситуацию сообщения: кто, для кого, на какую тему делает сообщение, а также где, когда и в каком объёме издано произведение печати. Цель данного жанра – идентифицировать, выделить произведение в ряду подобных, дать целостную и наиболее обобщенную информацию об источнике 2.Как написать аннотацию Аннотация – это краткое, обобщенное описание текста книги, статьи. Аннотация – один из строго информативных жанров свёртывания текста. Обычно состоит из двух-трёх абзацев. В первом абзаце содержится сообщение, О ЧЁМ написано, во втором – НА КАКОМ МАТЕРИАЛЕ построена книга или статья, в третьем – ДЛЯ КОГО предназначена. Смысловой состав аннотации может быть и более сложным. Она может боле подробно сообщать о содержании и предназначении книги, о её новизне и даже может содержать скрытую полемику с воображаемым оппонентом или рассчитана на рекламный эффект. Стиль аннотации, в зависимости аудитории читателей, может быть разнообразен. Аннотация может использоваться для накопления обобщенного содержания при подготовке сочинения, доклада, сообщения. При написании научного исследования можно подготовить аннотированный библиографический указатель по теме работы. 3.Карта памяти – эффективный способ ведения записей Данный подход позволяет представить всю проблему на одном листе. При составлении карты памяти мозг задействуется целиком, а зрительные образы и другие графические приемы создают более глубокое впечатление. Этот метод ведения записей был разработан в начале семидесятых годов Тони Бузаном, который опирался на опубликованные к тому времени результаты исследований деятельности мозга. Наш мозг часто вспоминает информацию в форме картин, символов, звуков, форм и чувств. Карта памяти объединяет эти зрительные и чувственные ассоциации в виде взаимосвязанных идей.Возможности карты памяти. Карта памяти позволяет без труда вспомнить детали, поскольку их организация отражает естественную деятельность мозга. Карты памяти можно использовать при обучении, планировании и в организационной деятельности. Она позволяет генерировать оригинальные идеи и облегчает процесс вспоминания. Такой подход требует меньше усилий по сравнению с традиционными методами конспектирования. Ведение записей здесь осуществляется в менее напряженном творческом режиме. Большинство людей для хранения информации, создавая образы, воспроизводит их в памяти в виде картинки по центру и часто в цвете. Именно так информация хранится в мозге. Создание карты памяти построено на этом принципе, конспект начинается в центре и ведется с помощью знаков, символов, рисунков разным цветом и шрифтом. Карту памяти можно использовать при: планировании, проведении мозгового штурма, ведении заметок, записи лекции, работы с текстом. Преимущества: способствует повышению понимания, запоминания, успеваемости, развитию творчества. Карта памяти позволяет: • Запоминать информацию. • Воспроизводить информацию, даже если чтение и воспроизведение разорвано во времени. • Позволяет вернуться в любую часть материала. • Помогает в усвоении абстрактного материала. • Позволяет устанавливать взаимосвязи между объектами. • Помогает учащимся почувствовать веру в свои силы (использование при ответе). • Повышает организованность. • Углубляет понимание. • Позволяет хранить информацию в свернутом виде, а при необходимости разворачивать. • Оценивать информацию с разных точек зрения. • Фиксировать ключевые моменты. • Помогает вспомнить детали, связанные с ключевыми моментами. Практическое применение в учебном процессе. Карту памяти можно использовать при изучении нового материала во время самостоятельной работы учеников по учебнику и другим источникам информации, а также во время объяснения или лекции учителя. Карту памяти можно использовать для проведения обобщения по теме и контроля за усвоением и пониманием материала, за полнотой восприятия информации, за установлением связей, за умением сворачивать и разворачивать информацию. Учителю такая форма контроля экономит время, а учащемуся при ответе карта памяти служит опорой. Как составляется карта памяти. • В центре страницы напишите и обведите главную идею. • Для каждого ключевого момента проведите расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета. • Для каждого ответвления напишите ключевое слово или фразу, оставив возможность для добавления деталей. • Добавляйте символы и иллюстрации. • Пишите разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ буквами. • Важные идеи записывайте более крупным шрифтом. • Придайте карте памяти личностный характер. • Подчеркивайте слова и используйте жирные буквы. • Проявляйте творческое начало и фантазию. • Для выделения определенных элементов или идей используйте линии произвольной формы. • При построении карты памяти располагайте лист бумаги горизонтально Данное методическое пособие возможно к применению к различным предметам т.е. по сути оно универсально. В своей практике я использую приёмы работы с текстовой информацией, которые помогают развить общеучебные умения. Эти приёмы не противоречат ИКТ – технологиям, так как ученики работают с различными источниками информации, главный фактор обучения – активность учащихся, коммуникативные качества развиваются через парную, групповую, коллективную деятельность. | |
Просмотров: 2321 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|