Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

«ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА»
Аннотация.
«Рост научных знаний быстро
стирает грани между отдельными науками.
Мы все более специализируемся
не по наукам, а по проблемам».
В.В.Вернадский.

Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. Современные образовательные стандарты делают акцент на компетентностный подход в обучении, который сам по себе является одной из стратегий интегрированного образования.
Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.
Школьные предметы гуманитарного направления по своей структуре изначально подразумевают интеграцию предметов, объединение их в единое целое с целью создания у учащихся целостной картины мира. Важным фактором в пользу интеграции выступает общность тем, а так же сходство изучаемых объектов и явлений сконцентрированных в пространстве уроков гуманитарного цикла.
Здесь на помощь приходит вертикальный путь интеграции, когда учитель объединяе межпредметный материал, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности. Одной из форм подобной интеграции является элетронное пособие.
Электронное пособие относится к технологическому творчеству учителя в рамках педагогического проектирования интеграции предметов на уроке и, по сути, является универсальным средством межпредметного взаимодействия учителей.
Подобное электронное пособие позволяет объединить в себе различные общеучебные способы работы: организация и планирование учебной деятельности, умения и навыки мыслительной деятельности, восприятия информации, оценки и осмысливание результатов своих действий. (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии (с. 9)
Результатом применения электронного пособия на уроке можно считать возникновение в сознании ученика цепи ассоциаций, выделение доминант и сопутствующих, создание «узлов» связи.

«ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА»

Интеграция в образовании - не мода, не очередная кампания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. В.В.Вернадский говорил «рост научных знаний быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам». Современные образовательные стандарты, ориентированные на переход к новой модели 12-ти летнего воспитания и обучения, делают акцент на компетентностный подход в обучении, который сам по себе является одной из стратегий интегрированного образования.
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук.
Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец. Учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка, положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям, психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития.
Проанализировав работы ученых, можно выделить несколько оснований для интеграции в процессе педагогического проектирования. Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся, дает большой выигрыш во времени.
Школьные предметы гуманитарного направления по своей структуре изначально подразумевают интеграцию предметов, объединение их в единое целое для создания у учащихся целостной картины мира. Важным фактором в пользу интеграции выступает общность тем, а так же сходство изучаемых объектов и явлений сконцентрированных, в пространстве уроков гуманитарного цикла.
Пути интеграции могут быть горизонтальные: объединение сходного материала в разных учебных предметах, и вертикальные - объединение одним учителем в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности.
Структура программы предмета «Музыка» как раз и имеет подобное спиралевидное развитие, и объединяет она множество источников информации из разных областей науки и искусства. Как практик, я знаю, как сложно проектировать урок, находить новые формы, методы, стратегии, которые способствуют интеграции сквозных идей социальной, идеологической концепции культуры и сознания человека.
Главной проблемой является временное соотношение основных структур урока и «погружение» в тему. Здесь на помощь могут прийти современные мультимедийные технологии, одной из форм которых является электронное пособие.
Электронное учебное пособие запускает сразу несколько механизмов интегративного обучения:
• концептуальная интеграция. Она служит средством изучения методов и способов работы с другими информационными системами;
• тематическая интеграция. Соединяет существующие возможности, справочно–информационные системы, а также системы автоматизированного контроля и обучения;
• проблемная интеграция. Одну проблему учащиеся решают посредством разных предметов внутри одного учебного электронного пособия;
• теоретическая интеграция. Предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину.
В отличие от бумажного позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося за счет вариативного изложения материала и организации обратной связи.
Для создания подобного интерактивного интегративного продукта необходимо выдержать структуру построения, в которую непременно должны войти следующие составные:
1. Иллюстративный материал по теме: портреты, фотографии, иллюстрации.
2. Биографические сведения, ссылки на монографические работы об авторе или эпохе.
3. Обзор музыкальных произведений, анализ их художественного своеобразия.
4. Видеофрагменты (биографические фильмы, музейные экскурсии, видеоклипы, записи концертов, музыкальных спектаклей)
5. Аудиофрагменты (музыкальные произведения, звуковое сопровождение, аудиоэффекты)
6. Практические задания, вопросы, тесты, компетентностно – ориентированные задания.
Электронное пособие относится к технологическому творчеству учителя в рамках педагогического проектирования интеграции предметов на уроке и, по сути, является универсальным средством межпредметного взаимодействия учителей.Подобное электронное пособие позволяет объединить в себе различные общеучебные способы работы: организация и планирование учебной деятельности, умения и навыки мыслительной деятельности, восприятия информации, оценки и осмысливание результатов своих действий.
В то же время использование электронных учебных пособий тем же способом, что и обычных вряд ли возможно как по техническим причинам (для работы с ними требуется специальное оборудование), так и по эргономическим соображениям (соблюдение санитарных норм и здоровье – сберегающих технологий). Кроме того создание подобного продукта занимает большое количество времени учителя. Тем не менее, практически все развитые страны активно разрабатывают и поддерживают компьютерные технологии обучения. Это вызвано, во-первых, тем, что компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека. Во-вторых, резко возрос объем необходимых знаний, и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов. Но необходимость активного использования обучающих программ сегодня диктуется не только тем, что персональный компьютер стал уже не экзотической технической новинкой, но инструментом в технологической образовательной цепочке в виде средства обучения, а также тем, что без его активного использования невозможно повысить интенсивность процесса получения знаний, закрепления навыков и умений.
Применение этектронного пособия на уроке позволяет сделать урок результативным, интересным, востребованным всеми субъектами образовательного процесса. Результатом применения электронного пособия на уроке можно считать возникновение в сознании ученика цепи ассоциаций, выделение доминант и сопутствующих, создание «узлов» связи.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: кузеляка (2012-02-03) | Автор: Титова Татьяна E
Просмотров: 1160 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 4:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru