Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Тренинг для учителей «Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся»
Тренинг для учителей "Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся"
Цель тренинга:сформировать представление об основных этапах проведения исследования (в том числе и учебного).
Учителя делятся на группы, в которых они должны сформулировать свои определения следующих терминов:
• вопрос,
• гипотеза,
• исследование,
• эксперимент,
• связь опыта и теории,
• научный поиск.
Научное и/или учебное исследование.
Прочитайте определения учебного исследования и научного исследования.
Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования.
Обсудите принципиальные отличия учебного и научного исследований.
2. Выбор путей исследования.
В проведении исследования можно выдвинуть четыре различных пути:
 эксперимент (натурный или моделируемый);
 наблюдение;
 сравнение двух объектов (процессов, явлений) для выявления различий (совпадений);
 описание объекта (процесса, явления) для получения новой информации (свойств).
Выберите два пути исследования, которые наиболее оптимальны для выбранной Вами темы (по группам: выбор темы и методов).
Готовя план исследования можно лучше уяснить для себя содержание и объем будущей работы. Непременным условием создания плана является логическая связь между последовательными этапами.
1 Выбор темы исследования. Постановка проблемы исследования.
2 Изучение материала по проблеме.
3 Выдвижение гипотез. Обсуждение выдвинутых гипотез. Выбор одной- двух гипотез для исследования. Если над проблемой работает одна исследовательская группа, то нужно брать одну рабочую гипотезу. Если у Вас две исследовательские группы, то можно им предложить взять различные гипотезы. Тем интереснее будет подводить итоги.
4 Если нужно, то дополнительное изучение материала.
5 Постановка целей исследования.
6 Планирование хода исследования. Выбор частных методов исследования (относящихся к данному предмету: физике, химии и т.д.). (работа по группам: составление плана исследования, в котором будет порядок проведения эксперимента (наблюдения), основные этапы (тестовые примеры) эксперимента).
Проведение эксперимента (наблюдения, сравнения) по предложенному плану.
1 Подведение итогов эксперимента. Оформление результатов.
2 Формулировка выводов и направлений дальнейших исследований.
3 Опубликование результатов исследований.
Ни в коем случае нельзя считать это алгоритм линейным. На каждом этапе может возникнуть ситуация, когда придется возвращаться или к изучению дополнительной литературы, или к выдвижению и обсуждению гипотез, или к пересмотру плана эксперимента. В то же время, помните, что этот алгоритм должен быть конечным.
3. Поиск гипотезы.
Ответьте на следующие вопросы (в рамках выбранной Вами темы):
 Что будет, если изменять характеристики объекта в заданном диапазоне (с некоторым шагом)?
 Какое надо произвести воздействие на объект, чтобы его параметры удовлетворяли некоторому заданному условию? Такая постановка задачи часто называется «как сделать, чтобы?..»
 Какое надо произвести воздействие на объект, чтобы его параметры удовлетворяли некоторому заданному условию? Такая постановка задачи часто называется «как сделать, чтобы?..»
Сформулируйте одно или более утверждений, которые предскажут возможные результаты Вашего исследования. Эти утверждения должны описывать, как изменение входных данных повлияет на выходные.
Надежность эксперимента.
Чтобы обеспечить надежность наблюдения, необходимо предпринять следующие действия:
 Контроль (часто выборочный) достоверности полученных данных.
 Наличие двух или более наблюдателей, регистрирующих одно и тоже событие.
 Проведение повторного наблюдения объекта.
 Подумайте:
 Какие меры должны предпринять учащиеся, чтобы результаты их эксперимента (сравнения, описания) были достоверными.
 Какой метод обеспечения надежности исследования Вы бы порекомендовали своим школьникам в рамках выбранной Вами темы?
4. Этика и безопасность.
В США за проводимыми исследованиями надзирает Комитет по надзору за рисками исследовательских проектов, вовлекающих человеческий фактор (IRB) – государственное учреждение, которое в соответствие с федеральных законом должно оценивать потенциальные физические или физиологические риски всех исследовательских работ. Для ученических исследований минимальный состав Комитета:
 Преподаватель естественно научного цикла
 Администратор школы
 Психолог, психиатр, врач, фельдшер или медицинская сестра
Подумайте:
1 Кто мог войти в состав аналогичного комитета в нашей стране?
2 Какими законами, нормативными актами они должны руководствоваться?
3 Какими полномочиями обладать?
Проанализируйте технику безопасности, имеющую отношения к придуманному Вами исследованию. Обратите внимание, что нормы этики и техники безопасности могут иметь отношение к:
 любому человеку, который будет принимать участие в исследовании;
 экспериментаторам;
 животным, которых планируется использовать в исследовании;
 растениям, которые планируется использовать в исследовании;
 грибкам или микроорганизмам, которые планируется использовать в исследовании;
 химическим веществам, которые планируется использовать в исследовании;
 оборудованию, которое планируется использовать в исследовании;
 любые наблюдателям или соседям, которые могут случится рядом;
 окружающей среде.
5. Формы представления результатов.
Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Подумайте, какие формы представления результатов Вы хотите использовать в своей работе (работа по группам)
 доклад,
 стендовый доклад,
 литературный обзор,
 рецензия,
 научная статья,
 научный отчет,
 реферат.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Larochka (2012-02-13) | Автор: Лариса Говорухина E
Просмотров: 2816 | Комментарии: 1 | Теги: методическая работа, тренинг | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-10-06, 11:06 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru