Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Тренинг для учителей "Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся" Цель тренинга:сформировать представление об основных этапах проведения исследования (в том числе и учебного). Учителя делятся на группы, в которых они должны сформулировать свои определения следующих терминов: • вопрос, • гипотеза, • исследование, • эксперимент, • связь опыта и теории, • научный поиск. Научное и/или учебное исследование. Прочитайте определения учебного исследования и научного исследования. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. Обсудите принципиальные отличия учебного и научного исследований. 2. Выбор путей исследования. В проведении исследования можно выдвинуть четыре различных пути: эксперимент (натурный или моделируемый); наблюдение; сравнение двух объектов (процессов, явлений) для выявления различий (совпадений); описание объекта (процесса, явления) для получения новой информации (свойств). Выберите два пути исследования, которые наиболее оптимальны для выбранной Вами темы (по группам: выбор темы и методов). Готовя план исследования можно лучше уяснить для себя содержание и объем будущей работы. Непременным условием создания плана является логическая связь между последовательными этапами. 1 Выбор темы исследования. Постановка проблемы исследования. 2 Изучение материала по проблеме. 3 Выдвижение гипотез. Обсуждение выдвинутых гипотез. Выбор одной- двух гипотез для исследования. Если над проблемой работает одна исследовательская группа, то нужно брать одну рабочую гипотезу. Если у Вас две исследовательские группы, то можно им предложить взять различные гипотезы. Тем интереснее будет подводить итоги. 4 Если нужно, то дополнительное изучение материала. 5 Постановка целей исследования. 6 Планирование хода исследования. Выбор частных методов исследования (относящихся к данному предмету: физике, химии и т.д.). (работа по группам: составление плана исследования, в котором будет порядок проведения эксперимента (наблюдения), основные этапы (тестовые примеры) эксперимента). Проведение эксперимента (наблюдения, сравнения) по предложенному плану. 1 Подведение итогов эксперимента. Оформление результатов. 2 Формулировка выводов и направлений дальнейших исследований. 3 Опубликование результатов исследований. Ни в коем случае нельзя считать это алгоритм линейным. На каждом этапе может возникнуть ситуация, когда придется возвращаться или к изучению дополнительной литературы, или к выдвижению и обсуждению гипотез, или к пересмотру плана эксперимента. В то же время, помните, что этот алгоритм должен быть конечным. 3. Поиск гипотезы. Ответьте на следующие вопросы (в рамках выбранной Вами темы): Что будет, если изменять характеристики объекта в заданном диапазоне (с некоторым шагом)? Какое надо произвести воздействие на объект, чтобы его параметры удовлетворяли некоторому заданному условию? Такая постановка задачи часто называется «как сделать, чтобы?..» Какое надо произвести воздействие на объект, чтобы его параметры удовлетворяли некоторому заданному условию? Такая постановка задачи часто называется «как сделать, чтобы?..» Сформулируйте одно или более утверждений, которые предскажут возможные результаты Вашего исследования. Эти утверждения должны описывать, как изменение входных данных повлияет на выходные. Надежность эксперимента. Чтобы обеспечить надежность наблюдения, необходимо предпринять следующие действия: Контроль (часто выборочный) достоверности полученных данных. Наличие двух или более наблюдателей, регистрирующих одно и тоже событие. Проведение повторного наблюдения объекта. Подумайте: Какие меры должны предпринять учащиеся, чтобы результаты их эксперимента (сравнения, описания) были достоверными. Какой метод обеспечения надежности исследования Вы бы порекомендовали своим школьникам в рамках выбранной Вами темы? 4. Этика и безопасность. В США за проводимыми исследованиями надзирает Комитет по надзору за рисками исследовательских проектов, вовлекающих человеческий фактор (IRB) – государственное учреждение, которое в соответствие с федеральных законом должно оценивать потенциальные физические или физиологические риски всех исследовательских работ. Для ученических исследований минимальный состав Комитета: Преподаватель естественно научного цикла Администратор школы Психолог, психиатр, врач, фельдшер или медицинская сестра Подумайте: 1 Кто мог войти в состав аналогичного комитета в нашей стране? 2 Какими законами, нормативными актами они должны руководствоваться? 3 Какими полномочиями обладать? Проанализируйте технику безопасности, имеющую отношения к придуманному Вами исследованию. Обратите внимание, что нормы этики и техники безопасности могут иметь отношение к: любому человеку, который будет принимать участие в исследовании; экспериментаторам; животным, которых планируется использовать в исследовании; растениям, которые планируется использовать в исследовании; грибкам или микроорганизмам, которые планируется использовать в исследовании; химическим веществам, которые планируется использовать в исследовании; оборудованию, которое планируется использовать в исследовании; любые наблюдателям или соседям, которые могут случится рядом; окружающей среде. 5. Формы представления результатов. Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Подумайте, какие формы представления результатов Вы хотите использовать в своей работе (работа по группам) доклад, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат. | |
Просмотров: 2816 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|