Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Тема: Кир Булычев «Джинн в коробке» Цели: • познакомить уч-хся с творчеством К. Булычева и его отрывком из фантастической повести «Девочка с Земли» - «Джинн в коробке» с целью организации деятельности уч-ся по расширению читательского кругозора произведениями писателей- фантастов, начать работу над понятием «фантастика»; развитие умений анализировать содержание произведения, давать характеристику героям, их поведению, поступкам, описании морских пейзажей; Задачи: • корректировать устную связную речь, звукопроизношение, дикцию, совершенствовать навыки выразительного чтения, темповых и качественных показателей навыков чтения через использование коррекционных упражнений; • развитие коммуникативной культуры уч-ся, зрительно-слухового восприятия, памяти, наблюдательности, логического мышления, умений рассуждать, делать выводы и обобщения; • воспитание норм нравственности через определение проблемы, поставленной в фантастическом произведении, эмоционально развитого читателя, • приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональные личные переживания. Форма проведения: мастерская. Оборудование: портрет К. Булычева, ФИО писателя (Кир Булычёв и Игорь Всеволодович Можейко), книги писателя, карточки с чистоговоркой, скороговорками, фрагмент песни «Сюрприз», компьютер, таблицы для речевой разминки, иллюстрации джинна, медузы, лишайника, мидии, пустыни Калахари с толкованием лексического значения каждого «непонятного» слова, пазлы – картинки к 1 части, тексты с пропущенными словами, карточка «Слова для справок», памятка «Читай так!», использование толкового словаря «Словарь русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой, карточки со словами «Фантастика», «Фантазёр», «Фантазирование», «Фантазировать», «Фантазия». Место проведения: ОСШ № 24 г.Темиртау, 4 «А» класс Дата проведения: 18.03.2009 г. Ход мастерской 1. Индуктор • Звучит «Сюрприз» (фрагмент) • «Круг радости» Давайте встанем дружно в круг и настроимся на плодотворную и удачную работу на уроке, пожелаем друг другу отличного настроения и улыбок: Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня! Здравствуйте, все, кто верит доброте! Здравствуйте, все, кто не жалея сил, Делится счастьем своим. Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня, Рады мы всем, кто верит доброте, Рады мы всем, кто не жалея сил, Делится счастьем своим. Итог: как вы себя чувствуете? Что хотели бы пожелать своим одноклассникам? Озвучьте свои пожелания, называя своих друзей по имени. 2. Самоконструкция - А я хотела бы назвать вам еще несколько имен: Сыроежкин, профессор Громов, Электроник. Как вы думаете, что объединяет этих людей? - Сейчас я хотела бы вам предложить посмотреть отрывок из одного фильма, в котором тоже происходят необычные события. - А вы внимательно посмотрите и вспомните, по какому произведению поставлен этот фильм, кто герои этого произ-я? кто его автор? Просмотр отрывка из произ-я Е.Велтистова «Приключения Электроника» Итог: автор? Герои? - Какие произведения других писателей вы читали, когда авторы придумывали то, что будет происходить в будущем? - Какие слова - ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «ФАНТАЗИЯ». Запишите слова на морских звездах - листах, которые лежат у вас на партах. Пр-ка: Какие слова вы записали? (Учитель прикрепляет ответы детей на доску). - Прочитайте. Пополните свой список словами других детей, понравившимися вам. - К какому литературному жанру относится произведение, которое очень похоже на слово ФАНТАЗИЯ? 3. Социоконструкция (дополнение своего ряда словами других уч-хся) Когда я училась в школе, так же, как и вы, сейчас, произведение Е.Велтистова «Приключение Электроника» было самой популярной в 20 веке книгой, которые с удовольствием читала я и мои одноклассники. Хотели бы вы прочитать и другие книги, связанные с нереальными и необычными событиями? А хотели бы вы узнать, как будут жить люди в 22 веке? Как называют людей, которые любят что-то придумывать? Как называется явление, когда человек что-либо выдумывает? На доске: фантазия, фантазер, фантазирование, фантазировать. Итог: Фантазия - что значит для меня? 4. Речевая разминка. - А чтобы фантазер мог создать свои невероятные фантастические произведения и озвучить их, он выполняет речевую разминку. Цель: подготовить артикуляционный аппарат к дальнейшей работе. • Прочитайте гласные на одном выдохе с усиление голоса три раза: шепотом, тихо и громко. А - У – О - Э - Ы О – У – А – Ы - Э А – У – Ы – О – Э • Прочитайте слоги со сменой логического ударения: ДА – ДО – ДУ – ДЫ - ДЭ ДИ – ДЕ – ДЯ – ДЁ - ДЮ ДИ – ДЯ – ДЁ – ДЕ - ДЮ • Прочитайте чистоговорку: ДА – ДА - ДА – там холодная вода ДЫ – ДЫ - ДЫ – выходи-ка из воды ДУ – ДУ - ДУ – поскорей домой пойду ДЕ – ДЕ - ДЕ – подходить нельзя к воде. • Прочитайте скороговорки (у уч-ся карточки со скороговорками): В реке у Харитона Четыре рака да три тритона. • Парус наш на совесть сшит, Нас и шторм не устрашит. ▲ Рыбу ловит рыболов, Весь в реку уплыл улов. Итог: речевая разминка – зачем мне нужна? • Разрыв. Физминутка. А над морем – мы с тобою! Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем – мы с тобою! (Дети машут руками, словно, крыльями) Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками). Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте). Сядьте, дети на песок, продолжаем мы урок. (Дети садятся за парты). 5. Целеполагание • На доске: портрет Кира Булычева - Посмотрите на портрет этого человека? - Что вы можете сказать о его эмоциональном выражении, посмотрите на выражение глаз, лица. - Каков его характер? - А хотите узнать, что это за человек, чем он занимается, какие произведения написал? Итог: Кир Булычев – писатель- фантаст - кто он? Каково его настоящее имя? Что я узнал о нем? На доске: Игорь Всеволодович Можейко • Чтение текста о творчестве Кира Булычева. Работа по учебнику. Цель: прочитайте текст о творчестве писателя: с. 207. Итог: что это за человек? Чем он занимался? Какие произ-я он написал? Герои его произ-ий? • Выставка книг писателя. Итог: какие книги вы читали? Может, смотрели фильмы и мультфильмы? А вы знаете, что по его книгам были изданы фильмы и мультфильмы! Все эти книги вы можете взять в нашей библиотеке и прочитать понравившиеся. - Сегодня мы отправимся в фантастическое путешествие по произведению Кира Булычева и познакомимся с одной из частей, которое называется …. 6. Разрыв • Чтение названия 1 части произ-я: - прочитайте название 1 части повести - кто такой ДЖИНН? - какие сказки вы читали или смотрели по телевизору, в которых джинн - главный герой? - смысл названия части Итог: джинн? Кто герои? Смысл названия произведения? • Словарная работа: Цель: чтение слов + толкование лексического значения «непонятных» слов + «Словарь русского языка» под ред.А.П. Евгеньевой. * Работа по карточкам. Ц: Соотнесите слова –понятия из левой колонки с толкованием значения этого слова-понятия и соедините их стрелками только те определения понятий, которые вы точно знаете и понимаете. - При определении каких понятий вы испытывали трудности или не знали точно значение какого- то слова? Учитель раскрывает лексическое значение «непонятных» слов. На доске: Бухта – небольшой залив, защищенный от бурь и волнений. Бурун – пенящиеся волны над отмелью или рифом. Риф – надводные или скалистые подводные возвышения морского дня, опасные для судоходства. Пилюля- шарик из лекарственного порошка. Медуза (рисунок) - морское животное типа кишечнополостных, со студенистым телом, снабженное щупальцами. Ниша – всякое углубление, образуемое чем-либо. Руины – развалины какого- либо строения Лишайник (рисунок) - низшее растение, состоящее из гриба и водоросли, образующих один организм, растущее на камнях, на коре деревьев, на земле. Мидия (рисунок)- двустворчатый морской моллюск, употребляемый в пищу. Матовый – не имеющий блеска, глянца; непрозрачный. Миндальный орех (рисунок) – южное дерево с розовыми цветами, с плодами в виде орехов овальной формы, горьковатого или сладковатого вкуса. Пустыня Калахари (рисунок) + расположение на глобусе * А теперь я хотела бы вам предложить еще одно задание. Ц: я показываю вам картинку слова- понятия, а вы отгадываете слово, которое я вам показала. Пр-ка: взаимопроверка. Итог: новые слова? Эти слова нам встретятся в тексте части «Джинн в коробке». • Выразительное чтение учителем или хорошо читающих учащихся 1 части «Джинн в коробке»- стр.207-209 до слов «… это космический корабль?» Цель: послушайте внимательно 1 часть из главы «Джинн в коробке» и назовите главных героев этой части. Кто они? Кто из них понравился больше? Почему? 7. Разрыв - Как вы думаете, что бы это могло быть: «похожи на миндальный орех метров в двадцать длиной»? - Предположение «А вдруг это космический корабль?» • Продолжение чтения 1 части жужжащим чтением до с. 209. 8. Разрыв. Физминутка «Руки за спинку, головки назад» Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться). Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх). Головки опустим – на парту гляди. (Вниз). И снова наверх – где там муха летит? (Вверх). Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам). И снова читаем. Немного еще. • Повторное жужжащее чтение 1 части с заданием: Ц: прочитайте текст 1 части очень внимательно и попробуйте при чтении подготовить и отметить простым карандашом ответы на следующие вопросы: Итог: герои произ-я, тема. Учащиеся получают карточку с вопросами по 1 части • Анализ содержания 1 части повести: - опишите бухту, в которой плавала и ныряла Алиса. Как называется описание природы в литературе и ИЗО? - Как пейзаж помогает понять чувства героев? - почему бухта казалась зловещей? - помогает ли описание бухты предположить, что с Алисой может произойти что- то страшное? - почему Стас не боялся за Алису? - представьте, что вы нырнули вместе с Алисой в глубину моря. Опишите, что вы там увидели? - какое место Алисе больше всего понравилось? Почему? - что обнаружила Алиса, отодрав мидию со скалы? - на что была похожа Алисина находка? - какая мысль пришла к Алисе? - подтвердилась ли она? - расскажите, как искала, нашла и открыла люк космического корабля Алиса. • Работа над композицией произведения. На компьютере или доске: названия композиционных частей. - Что такое композиция? - Из чего состоит композиция? - Как вы думаете, к какой композиционной части относится прочитанная нами часть? Почему? А над остальными композиционными частями мы будем говорить, когда познакомимся с содержанием всего произведения. Итог: какая композиционная часть соответствует 1 части повести? • Работа над характеристикой героев 1 части. - Какой вы представили Алису? - Что вы узнали о ее жизни? - Какие черты личности Алисы вы можете отметить? Как эти свойства проявляются в ее поступках, мыслях, словах? - Как относится автор к своей героине? Докажите, приводя примеры из текста. - Как вы относитесь к Алисе? Почему? Чем поразила вас героиня? Хотели бы вы быть похожей на нее? Если, да, то почему? Итог: Героиня Алиса? Кто она для меня? Тема 1 части. • Чтение 1 части учащимися разными способами, в разном темпе, используя коррекционные упражнения и памятку «Читай так!»: Цель: прочитайте 1 часть, используя памятку «Читай так!», используя упражнения, направленные на отработку техники чтения, выразительности и осмысленности чтения. Читать текст нужно очень внимательно, чтобы выполнить следующее задание. • Задание «Восстанови текст» - работа в 2 микрогруппах Вы получили отрывок из данной части, но ряд из авторского текста исключен. Ваша задача – заполнить пробелы словами, которые соответствуют смыслу, содержанию фрагмента, словами, которые наиболее отвечают авторскому замыслу или совпадают с ним, т.е. попытайтесь восстановить текст, используя слова для справок. А затем приклейте соответствующие слова-помощники на текст и прочитайте его. Даны тексты: 1. Бухта казалась …: обрывистые берега замыкали ее с … сторон, бурунчики и белые пятна показывали, что к самой поверхности подходят зубцы …. В … были предательские водовороты, но Стас за … не боялся – он знал, что, когда рядом …, ничего не случится. И Алиса это знала, к тому же она была отличным … и могла … часа дышать под водой – для этого надо только проглотить …. Слова для справок: зловещей, Алису, бухте, скал, пилюлю, трех, три, дельфины, ныряльщиком 2. А вдруг это … корабль? Такая мысль Алисе …. А почему бы и нет? Нашли же космический корабль, который упал на … триста тысяч лет назад на пустыню …! Но в космическом корабле должен быть … Поиски люка заняли минут … Дельфинам надоело присматривать за ..., и они поднялись выше. Иногда Алиса видела их …, проносившиеся сверху. Слова для справок: космический, Калахари, Землю, люк, двадцать, подругой, тени, понравилась. - А теперь каждый из своей группы расскажите в нескольких словах о ваших мыслях, чувствах, которые вы испытали, выполняя это задание. А главный фантазер прочитает восстановленный текст. Пр-ка: чтение получившейся работы с текстом; мои мысли и чувства после выполнения общего задания. 9. Разрыв • «Пейзажи подводного мира» - на листах ватмана изображение «Подводный мир» для 2 микрогрупп. - Что такое пейзаж? Цель: из предложенных пазлов - частей составьте иллюстрацию подводного мира, используя свою фантазию и умение работать вместе, сообща, используя правила дружбы и взаимопомощи, чтобы получились морские пейзажи. А после окончания своей коллективной работы составьте и запишите рассказ, используя уже полученные вами на уроке знания о подводном мире, его обитателях. Итог: подводный мир? Чем завораживает? Хотели бы оказаться и побывать в подводном мире? Что и кого бы вы увидели? Пофантазируйте. • Творческая работа Цель: Умеете ли вы фантазировать? что значит понятие ФАНТАЗИРОВАНИЕ? А теперь давайте вернемся к нашей главной героине и представим, что мы вместе с Алисой проникли на борт затонувшего в море космического корабля. Какого героя не хватает на вашей иллюстрации? Это связано, конечно, с темой нашего урока и названием 1 главы произведения. Каким бы вам представился джинн из будущего? А как по-другому можно назвать жителей с других планет? С каких планет они могли бы прилететь? Как они будут выглядеть: добрые или злые? С какими инопланетянами вам приятнее было бы общаться? Как бы вы с ним подружились? Что бы для этого сделали? Как бы вы познакомили пришельцев с нашей планетой? А с нашей республикой? Что бы вы могли им рассказать о нашей Республике Казахстан? Попробуйте нарисовать инопланетян или джинна из юудущего.. Афиширование работ уч-ся: выставка работ уч-ся + анализ получившихся рисунков джинна. Итог: кто такой джинн, инопланетяне? Как нам с ними подружиться? Зачем нужно подружиться с ними? • Игра «Твори добро». Рефлексия. Цель: а чтобы подружиться с джинном из будущего, я предлагаю взяться за руки. Крепко пожать друг другу руки. А теперь скажем от чистого сердца всей нашей планете, пришельцам и джинну из будущего такие слова: Твори добро на всей земле, Твори добро другим на радость! Нам всем приятно, когда рядом с нами люди с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все вместе будем делать добро и создавать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день. А теперь громко похлопаем в ладоши, чтобы наши слова услышали все люди на планете Земля и не только на ней. Итог: какие качества нужны для фантазера, чтобы быть добрым и отзывчивым землянином, развивать фантазию? Быть всегда в хорошем настроении? А, чтобы нашей планете было еще лучше от наших добрых дел, украсьте ее цветами в соответствии с вашим настроением от проведенного урока и используя «Словарь настроений». • Не забывайте подарить добро Соседям, родственникам, другу. Оно как сказочное волшебство Вернется к вам по кругу. 10. Подведение итогов. - С каким отрывком из произведения «Джинн в коробке» мы сегодня познакомились на уроке? - Кто автор этого произведения? К какому литературному жанру оно относится? - Что вы узнали о нем? Расскажите о его творчестве? Почему его называли писателем-фантастом? - Герои 1 части? - описание подводного пейзажа - Алиса и дельфины - находка Алисы - описание космического корабля: где? На что был похож? Как открыла Алиса люк? Итог: озаглавливание 1 части, тема. 11. Домашнее задание: с. 207, творчество, с. 207-209, выразительное чтение, выполняя домашнее задание по выбору. Пофантазируйте и нарисуйте рисунок: что могла увидеть Алиса внутри космического корабля. Составить кроссворд по прочитанной части. Придумать 10 вопросов для викторины к 1 части. | |
Просмотров: 6669 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|