Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Т. В. Цафт, зам. директора по ВР, учитель биологии и химии, К.Б.Сманов, зам.директора по УВР, учитель истории, А.М.Калгужинова, руководитель НОУ «Хранители ноосферы», учитель начальной школы. «ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ». Быстрый рост населения Земного шара, научно-технический прогресс значительно увеличили воздействие человека на природные процессы и привели к нарушению сложившихся экосистем во многих районах мира. Хищническая разработка месторождений полезных ископаемых, уменьшение количества многих видов животного и растительного мира, чрезмерное загрязнение природной среды привели к серьёзным экологическим проблемам. Самое важное, что для решения проблем, связанных с экологией посёлка Солоничка (станции Кокпекты) в ГУ«Малокомплектной общеобразовательной основной школе № 134 г. Караганды» привлекаются к научной работе с раннего возраста: учащиеся предшкольной подготовки и начального звена, далее с 5 по 9 классы. В связи с переходом на двенадцатилетнее образование, вводятся новые государственные стандарты для дошкольников. Это принесло свои изменения в построение занятий и их проведение. Учитывая феномен детства, занятия проводятся комплексно и в игровой форме. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, даёт возможность детям знакомиться с явлениями окружающего мира, жизнью животных и растений, играя, непосредственно принимая участие в игре. В настоящее время мы стоим на пороге экологической катастрофы и проблемы экологии должны стать главными. Экологическое воспитание должно занять одно из ведущих мест в системе образования. Для этого необходимо как можно раньше закладывать его основу, начиная с детского сада. В дошкольном возрасте ребенок очень впечатлителен, хорошо впитывает в себя информацию, в игровой форме может усвоить и принять те правила, соблюдение которых позволит в будущем рационально использовать природные богатства, иметь активную гражданскую позицию в деле защиты и охраны окружающей среды – не быть равнодушным человеком. Для ликвидации всевозможных пробелов в ускоренном темпе, ведь в класс предшкольной подготовки дети пришли только на один год, я использую разнообразные дидактические игры. Эти игры позволяют детям принимать участие в процессе. Становясь каким-либо животным, ребенок непременно запоминает название животного, его детеныша, место обитания. К таким играм относятся «Зоопарк», «Каждое животное на свое место», «Домашние и дикие животные», «Покорми питомца», «Найди детеныша», «Джунгли», «Кого не хватает?». В образовательную область «Познание» входит и раздел формирование элементарных математических представлений. Не только на уроках математики, но и во внеурочное время для счета детям предлагаются фигурки разнообразных животных, деревьев, листья разной формы, цветы, грибы. Использование такого счетного материала позволяет закрепить знания детей, акцентировать их внимание на таких вопросах как «Где живет это животное?», «В какое время года листочки бывают желтыми?», «Когда и почему улетают птицы?», «Как называется этот цветок?», «Все ли грибы безопасны?». Вопросы такого типа не отнимают много времени, но в свою очередь заставляют ребенка обращать внимание на разнообразие окружающего его мира, неоднократно повторять и запоминать. Раздел «Конструирование» также входит в образовательную область «Познание». Занимаясь конструированием, ребенок развивает мелкую моторику, а это в свою очередь способствует развитию речи, что в наше время является значительной проблемой. Многие поделки мы изготавливаем по технике «оригами» - это разнообразные животные: лягушка, щенок, мышка, кошка, волк. Изготовлению каждой поделки предшествует краткое описание животного, место его обитания, то чем оно питается. По окончании работы детям предоставляется возможность обыграть поделки, имитируя голос, повадки животного. Некоторые поделки изготавливаем из использованного материала: стаканчики от йогурта, спичечные коробки, крышки от тетрапакетов. Поделки такого рода имеют прямую связь с разделом «Основы экологии», входящим в образовательную область «Познание», т.к. формируют у детей представление о возможности вторичного использования бытовых отходов, тем самым прививая детям бережное отношение к окружающему миру. Не только на занятиях по экологии, но и вне их идет закрепление и повторение в виде экскурсий на речку, в лесопосадку, изучения условий жизни птиц и животных. Совершались экскурсии в местный рыбопитомник с целью изучения превращения икринки в рыбу, влияние загрязненности воды на активность рыб. Но, как показывает практика, эффективность такого рода популяризации и морализирования незначительна, если ограничиваться только этим и не принимать более действенных мер по защите природы от негативного воздействия туризма. Ведь проблема "что такое (экологически) хорошо и что такое (экологически) «плохо» выходит за узкоэкономические рамки. Ее разрешение требует системного подхода, который включал бы разнообразные и взаимосвязанные меры воздействия при использовании природных ресурсов в туристских целях. Такие меры воздействия предполагают привлечение дополнительных организационных, социологических, ресурсоведческих и экологических знаний. А это уже проблема управления туризмом, экологически ориентированным в широком смысле, и управления экологическим туризмом, имеющим более узкие границы, но зато обладающим более действенным инструментарием природоохранного действия. Туристы, кратковременно удовлетворяющие свои индивидуальные потребности, ставят их выше долговременного использования природных богатств. Одним из эффективных направлений такого решения было бы развитие экологического туризма. На конференции ВТО, которая проводилась в 1991 году на Канарских островах, отмечалось, что экологический туризм не должен быть ограничен определенными специфическими экспериментами, а должен стать главным фактором развития туризма. Наша миссия по очистке рек Кокпекты и Нуры была запланирована заранее, т.е. еще зимой, до начала купального сезона. Этот радостный день мы ждали долго. И вот эта миссия состоялась 24.05 2011 года. Началась она с семинара, где координатор международного проекта «Молодые репортеры для окружающей среды» Шумилина Екатерина рассказала нам, молодым журналистам о нелегкой работе репортера – эколога. Во второй половине дня мы под руководством нашего учителя физической культуры Жубекова Н.А. отправились на реки Нура и Кокпеты (старшее звено) и на долинно – русловое озеро Старица (младшее звено). С нами вместе прибыли на эти места городские школы 30, 15 и 5 экологическая школа, совместно со своими учителями и руководителями. Здесь мы стали очищать территорию от мусора и грязи. Главным достижением школьных экологических проектов является полная и обширная программа, которая предлагает рекомендации от новых способов по образованию до новых способов по сбережению природных ресурсов и новых способов по участию в изучении устойчивой экологической ситуации. Список литературы: 1. Ю. А. Израэль, Ф. Я. Ровинский "Берегите биосферу", Москва "Педагогика" 1987г. 2. Джон Куллини "Леса Моря", Ленинград, Гидрометеоиздат 1981г. 3. В. И. Артамонов "Растения и чистота природной среды", Москва "Наука", 1986г. 4. В. В. Плотников, "На перекрестках ЭКОЛОГИИ", Москва "Мысль" 1985г. 1.Караганды. Карагандинская область: «Энциклопедия», гл. ред. – Нургалиев Р.Н.. Алма-Ата. 1986. 608 стр. 5.Агроклиматические ресурсы Карагандинской области Казахской ССР, Алма-Ата, 1976г. 6.Недошивина Т.Г. « Агроклиматический справочник по Карагандинской области», Гидрометеорологическое издательство, 1962 г., стр. 171. 7 Стороженко Д.М. « Почвы мелкосопочника Центрального Казахстана», А.:изд. АМ, 1952 г. 8. Слаиды; электронный учебник «Биология», 6- 9 кл.,; «Экология», 9 кл.. | |
Просмотров: 1503 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|