Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Т. В. Цафт, заместитель директора по ВР, учитель биологии и химии ООШ № 134 г. Караганды, «Внедрение в образовательный процесс методики активной формы обучения для решения проблем биолого-экологического направления Малокомплектной школы». Понятие «малокомплектная школа» определено Законом Республики Казахстан «Об образовании», (ст. I,п.23) как общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий. На данный момент актуальными для малокомплектных школ (в дальнейшем МКШ) является недостаточное количество педагогов-предметников, что делает необходимым проводить некоторые предметы не специалистами, совмещение классов (2-х,3-х даже 4-х), большая текучесть кадров, отсутствие коммуникации, отсутствие методик обучения в классах-комплектах, недостаточное применение инновационных технологии. Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно, но, к сожалению, по частным вопросам. На сегодняшний день эти попытки не привели пока к существенному улучшению качества образования. Существует ряд проблем малокомплектных школ (МКШ). Малый контингент МКШ затрудняет организацию в этих школах профильного обучения. На сегодняшний день состояние материально-технической базы организаций образования не соответствует современным требованиям. Из 7576 общеобразовательных организаций Казахстана 4288 являются МКШ, что составляет 56,5% от общего числа. В сельской местности - 4139 (68,6%) – МКШ. Для них характерны предельно низкая наполняемость и совмещение классов, многопредметность в нагрузке учителя. Неравномерность плотности населения в стране обусловила региональный компонент данной проблемы. За последние 15 лет количество основных МКШ увеличилось в 2 раза. Практически каждый четвёртый учитель работает и каждый шестой казахстанский школьник учится в условиях МКШ. Одновременно с этим значительное влияние на малые школы оказывает существенно повысившийся уровень развития образовательных методик, в том числе на основе новых информационно-коммуникационных разработок. Все это, очевидно, может содействовать выявлению новой роли малокомплектной школы в целом и несомненно является актуальным для решения проблем сельских школ как отдельных регионов, так и Казахстане в целом. По определению малокомплектная школа – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, где, как правило, учащиеся двух, трех или четырех классов объединяются в один класс-комплект. С классом-комплектом работает один учитель. Многие, услышав сочетание слов «малокомплектная школа», думают, что это учебное заведение не отличающееся высокой образовательной и воспитательной деятельностью, а методы работы современностью. Хочу их разубедить. Да, в малокомплектных школах много проблем, но это не проблемы, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Основной проблемой малокомплектной школы является не качество образования и уровень знаний и воспитанности учащихся - это социальное положение каждого учащегося малокомплектной школы. Роль малокомплектных школ во многом определяется демографическими, экономическими и политическими условиями жизни конкретной страны или ее региона, пример: «Общеобразовательная школа № 134 г. Караганды», расположена в степной зоне станции Кокпекты (посёлок Солоничка). Следовательно, для решения проблем Малокомплектной школы поставлены определённые цели и задачи с учётом методики активной формы обучения. Активизируя познавательную деятельность школьников подразумевается целенаправленная педагогическая работа учителей по повышению уровня учебной активности учащихся, по стимулированию у них учебной активности. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся в практических и проектных видах исследований в области экологии и биологии, что немаловажно для МКШ. Значительно акцентируется познавательный интерес, как глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников — показатель серьёзных недостатков в организации обучения, особенно, в сельской местности. Какие же методы обучения относятся к активным в малокомплектной школе по предмету «биология»? Методы обучения по источнику знаний делятся на три группы: словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Все эти методы будут служить активизирующим потенциалом на уроках биологии и экологии в МКШ, если учитель будет их умело использовать. Для решения поставленной задачи при подготовке и проведении уроков в малокомплектных классах большое значение в активизации познавательной деятельности учащихся является проведение уроков-семинаров, где в групповой деятельности просматривается внедрение в процесс работы на уроке биологии особая активная позиция, как слабомотивированных учащихся, так и способных учеников. При подготовке и проведении уроков-семинаров у учащихся формируются навыки работы с книгой: учащиеся сами готовят сообщения, используют учебную и научно-популярную литературу, логично излагают свои мысли, подбирают факты из различных источников информации, следовательно, определяется и методика ассистирования способными школьниками учебной программы в групповой деятельности. Особо, хотелось бы обратить внимание на внеклассную работу по биологии по программе ЗОЖ, подключая к мероприятиям медицинского работника и учителя физической культуры. В старших классах Малокомплектной школы, где с учётом специфики особо затруднительно, проводить научно-практические конференции, семинары, проектные биолого-экологические исследования, методика ассистирования учебного процесса способными школьниками в таких видах деятельности просто неоценима. При подготовке к семинару весь класс делится на группы и берет определённую тему, согласуя её с учителями и мед.работником, а учитель-биолог из данной группы назначает одного или несколько учеников-консультантов с повышенной мотивацией к обучению. Консультанты выполняют контролирующую и координирующую функцию: помогают подобрать литературу, следят за ходом подготовки каждого члена группы, оценивают его работу, устанавливают взаимосвязь учащихся и учителя. Урок-семинар будет эффективным, если учащиеся правильно подготовили дополнительные сообщения. Поэтому, при подготовке к семинарскому занятию учитель проводит консультации, во внеурочное время учитель отвечает на вопросы учащихся, просматривает подготовленные сообщения учащихся. Сообщения учащихся должны быть небольшие, расписанные всего на 3-5 минут, тогда к семинару можно готовить несколько докладов и тем самым вовлечь в эту работу большое число учащихся малокомплектных классов. Сложнее проводятся такие мероприятия в среднем звене малокомплектных классов, здесь необходимо обратить внимание на интересы учащихся 5-7 классов при изучении ботаники, зоологии, на экологические проблемы флоры и фауны, используя при этом интерактивное, мультимедийное оборудование, с внедрением в процесс обучения методики игровых технологий. Закрепить тематический материал необходимо с использованием практических и лабораторных работ на пришкольном участке. Разработанная методика развития исследовательских умений на уроках биологии может быть использована в практике школьного биологического образования, в практике внеклассной работы по биологии и экологии МКШ. Проведенное нами исследование дифференциации обучения на примерах биологии и сельскохозяйственного труда в условиях сельской школы позволяет сделать следующие выводы. Теоретически обоснован и разработан учебно-методический комплекс, позволяющий реализовать идею дифференциации обучения в сельской малочисленной школе, а также процедуру включения данного комплекса в учебный процесс. Обосновано положение, что содержание обучения биологии и экологии в неполной средней сельской малочисленной школе строится с учетом двух компонентов: инвариантной части и вариативной, что напрямую решает проблемы Малокомпклектной школы. Список литературы: 1. Червонный М. А. Проблемы малокомплектной школы в современной образовательной ситуации (примеры разных стран) 2. Меньшикова С. Школа первоклассника Лени Долина // Тюменская область сегодня //1. Конституция Республики Казахстан. 2 .Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года. 3.Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. 4. В помощь малокомплектной школе. МОН РК. Астана. 2010. 4. Современные образовательные технологии. Селевко Г.К., М. 1999г. 5. Современные образовательные технологии: тенденции и перспективы. Г. А. Кажигалиева, Окыту-тәрбтелеу технологиясы.№ 4. 2008 г 6.К вопросу о формировании профессиональной компететности педагогов сельских малокомплектных школ.А. Ю. Михайличенко, С. М. Никульшин. Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 11) 7.Концепция развития малокомплектной школы Республики Казахстан. (проект) МОН РК. Астана. 2010. | |
Просмотров: 1733 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|