Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Мониторинг качества образования на уроках биологии и химии 2008 -2009 по 2010-2011 у.г. Учитель биологии и химии – Цафт Татьяна Викторовна. Система мониторинга результативности работы малокомплектной школы. ... Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь. Мониторинг является необходимым условием развития и совершенствования учебного процесса, его неотъемлемым элементом. Однако неоднозначное понимание задач мониторинга, необходимости и актуаль¬ности проведения целенаправленных мониторинговых исследований самыми разными категориями специалистов затрудняет работу в данном направлении, приводит подчас к нежелательным последствиям. Это и фор¬мальный подход к организации мониторинга, и псевдонаучная интерпретация его результатов, и сведение всей мониторинговой системы к диагностике уровня обучения, и простое нежелание включаться в дополнительную, не совсем понятную деятельность, и многое другое. Следовательно, схема показывает регулярное введение «базового» и «тематического» мониторингов. Виды мониторинга в образовательном процессе малокомплектной школы акцентируют внимание на всех видах анализа по предметам естественных дисциплин: -педагогический; -социологический; -психологический; -медицинский; В результате на уроках биологии и химии выявлено использование педагогического и социологического мониторингов в личностно-ориентированном подходе, психологический мониторинг групповой формы работы с учётом информационных технологий. Учащиеся демонстрируют умение давать сравнительную характеристику, владеют биологическими терминами, развивается умение сравнивать, выделять главное, уроки отличаются чёткостью структуры и органическим единством: новый этап урока – продолжение предыдущего. Школьники самостоятельно формулируют цель урока, используют разно-уровневые задания по биологии и химии (карточки разной цветовой гаммы), выполняют задания с повышенным познавательным интересом к предметам. Если обратить внимание на качество знаний за 2008-2009 у.г. ,где для решения поставленных задач заметно использование мониторинга отслеживания результатов учебной деятельности по биологии с процентным повышением в 3-ей четверти: Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый, тематический и «одного урока».Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы. Объекты мониторинга Методы, направления Результативность учебно-воспитательного процесса - тестирование (тестовые задания и КИМы итоговой аттестации), - анализ уровня обученности и обучаемости учащегося, - информационная карта текущей успеваемости и посещаемости учащегося. Накопление и структуризация информации о педагогах, материально-технической оснащенности учебного процесса - педагогические кадры, их квалификация; - общие показатели, материально-техническая база; - комплексно-методическое обеспечение учебного процесса; - результативность образовательного процесса; - результативность воспитательного процесса; - инновационная и методическая деятельность; - мониторинг качества функционирования образовательного учреждения (расписание и т.п.) Модель «вход-выход» - психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первоклассников); уровень обученности и обучаемости; - изучение развития у учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки); - модель выпускника школы (начальной, основной и средней), - поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения, - работодатель и проблема трудоустройства. На уровне образовательного учреждения - анализ урока; - рейтинговая оценка деятельности учителя, классного руководителя, руководителя ДО, руководителя методического объединения; - положение о лучшем учителе, руководителе методического объединения, классном руководителе и т.д. (результаты деятельности и система поощрения); - изучение потребностей всех участников образовательного Важно и то, что дети с гораздо большим интересом выполняют такие упражнения, чем отвечают на обычные теоретические вопросы. Для оживления урока, для поддержания интереса к предмету, для привлечения учащихся к проектной деятельности, на уроках используются свои презентации, а также ресурсы сайта http://portfolio.1september.ru/, ресурсы своего сайта http://uztest.ru/?, архив учебных программ информационного образовательного портала RusEdu! http://www.rusedu.ru/ , «intel», «Pandia.ru», «intewiki». Используются презентации выполненные учащимися по тематическим заданиям. Такой вид деятельности будет продолжен в 2009 -2010 у.г., в 2010-2011 у.г. и в 2011-2012 у.г. с использованием интерактивного оборудования. Следовательно, заметна результативность мониторинга малокомплектной школы за 2009-2010г. по биологии и химии: биология: 6 класс – 67 %; 7 класс – 60 %; 8 класс - 60 %; 9 класс – 60 %; химия: 8 класс – 60 %; 9 класс – 60 %. Учитывая интерес учащихся к предметам естественных дисциплин поставлены следующие задачи на 2010 -2011 у.г.: - определение достижений учащихся по темам изучаемого курса биологии и химии; - реализация индивидуальных возможностей учащихся; - отслеживание результатов учебной деятельности по предмету; - проведение тестов, контрольных работ (сентябрь); - диагностическое оценивание знаний, умений и навыков; - определение уровня учебных достижений учащихся; - определение задач по коррекции ЗУН; - промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь); - коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков; - итоговое оценивание уровня учебных достижений; - составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга; - анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов; - корректирование календарно-тематического планирования; - акцентировать внимание учащихся на научно-исследовательскую деятельность по предметам биология и химия по методике активной формы обучения. Следовательно, заметна результативность мониторинга малокомплектной школы за 2010-2011г. по биологии и химии, с учётом поставленных задач: биология: 6 класс –100 % ; 7 класс – 67 %; 8 класс - 40 %; 9 класс – 60 %; химия: 8 класс – 60 %; 9 класс – 60 %. Процесс обучения эффективный и интересный, используются различные приёмы активизации учащихся на уроке. Чтобы у учащихся не возникло представление, что биология и химия – науки безымянные, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Часто в этом мне помогают сами учащиеся, подготавливая доклады и сообщения. Для способных учащихся данный мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи. Для слабо-мотивированных учащихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит “4”. Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для учеников. Основой учебного мониторинга являются уровни планируемых результатов: - Как организовать проверку знаний, чтобы она выполняла возложенные на нее функции? - Как правильно определить место и время проверки? - Какие методы и приемы при этом использовать? - Как с наименьшими потерями времени проверить знания каждого ученика? Эти, и наверное, другие вопросы встают перед учителем, особенно молодым, начинающим свою педагогическую деятельность. В результате проведения уроков биологии и химии было выявлено, что используется личностно-ориентированный подход, групповая форма работы с информационными технологиями. Учащиеся демонстрируют умение давать сравнительную характеристику, владея биологическими терминами, развивается умение сравнивать, выделять главное, уроки отличаются чёткостью структуры и органическим единством: новый этап урока – продолжение предыдущего. Анализ уроков свидетельствует об умении руководить учебным процессом по методике активной формы обучения, нацеливая школьников формулировать суть темы урока, использовать разноуровневые задания по химии и биологии (карточки разной цветовой гаммы) определять правильную постановку ответов при работе в группах, повышается познавательный интерес учащихся к предмету. Тестирование, как одна из форм программированного опроса поможет решить часть этих вопросов. На мой взгляд тест является удобным инструментом для контроля знаний в обобщении пройденных тем, что обеспечивает учащимся необходимый уровень усвоения основных биологических понятий, включенных в минимум биологического образования. Формируют практический опыт учащихся по работе с контрольно- измерительными материалами для ПГК и централизованного тестирования. Повышает плотность опроса и накопляемость оценок в журнале. Позволяют организовать взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку знаний учащимися. Учитель может определить пробелы в знаниях учащихся по тем или иным вопросам темы. Результаты мониторинга выражаются в процентах. Для проверки тестов готовлю карточку с ключом. Здесь же имеется и критерии оценок. Например, 90 – 100 % правильных ответов – оценка «5», 70- 90 % - «4», 50- 70 % - «3», менее 40 %- «2». Промежуточный государственный контроль по форме тестирования по предмету «биология» в 2007 году показал неплохой мониторинг качества знаний учащихся малокомплектной школы - из 10 школьников получили при оценивании следующие результаты: «5» - 4 уч-ся, «4» - 4 уч-ся, «3» - 2 уч-ся. В 2010 г. ученица 9 класса Хамзина Асем заняла 16 место из 161 участника в Городской олимпиаде по биологии, правильно ответив на 10 баллов. Для малокомплектной школы это неплохой результат. В результате проделанной работы качество преподавания биологии в школе повысилось на 20%, что привело к повышению качественной и абсолютной успеваемости и экзаменов в новой форме на высоком качественном уровне. | |
Просмотров: 7041 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|