Главная » Статьи » Творческая мастерская |
... Нельзя правильно понять ни одну эпоху, не имя представления о её великих людях. Ибо сквозь человеческие судьбы мы не только видим ход истории, но и проникаемся её духом. Н.А. Назарбаев Научно-практическая конференция, посвящённая Дню Памяти академика Е.А.Букетова, 40-летию Карагандинского Государственного университета надолго запомнится учащимся, учителям и студентам города Караганды, посетившим Мемориальный музей Е.А.Букетова 16 марта 2012 года. Е.А.Букетов родился 23 марта 1925 года в ауле Баганаты Сергеевского района Северо-Казахстанской области в семье крестьянина-скотовода. В 1923-1941 годах учился в школе и окончил девять классов. В 1941 году в связи с болезнью отца, он вынужден был оставить школу и поступить на работу. Работал учителем начальных и неполных средних школ Сергеевского (бывшего Октябрьского) района. Учительствовал Евней Арстанович до весны 1945 года и весной экстерном сдал экзамен на аттестат зрелости. В этом же году Букетов поступил на металлургический факультет Казахского горно-металлургического института (ныне Казахский государственный технический университет), который окончил в 1950 году. В 1950-1953 годах учился в аспирантуре Казахского горно-металлургического института и в 1954 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по проблемам молибдена и его химического анализа. После этого началась трудовая деятельность Е.А.Букетова в качестве вузовского педагога. Переломным моментом в жизни Евнея Арстановича Букетова была встреча с президентом Академии наук республики, первым академиком АН СССР среди казахов, Канышем Имантаевичем Сатпаевым, которая состоялась в начале 1960 года. Президент предложил Букетову стать во главе недавно открывшегося Химико-металлургического института в г. Караганде, при этом особый упор он делал, как вспоминал позднее сам Букетов, на необходимость личного научного роста рекомендуемого, без которого невозможен настоящий, неподдельный авторитет руководителя академического научного учреждения. Вступительное слово Яхиной С.С. – первого заместителя председателя Октябрьского районного филиала НДП «Нур Отан», организатора конференции, посвящёно научно-педагогическому и литературному наследию академика Е.А.Букетова в докладе «Имя в истории. Академик Е.А.Букетов» с просмотром из семейного архива академика: « Е.А.Букетов был не только крупный ученым, но и литературным критиком, прекрасным переводчиком, публицистом и писателем, педагогом и воспитателем молодежи, организатором высшей школы. Он часто говорил: "Ученого, не знающего литературу, я не могу назвать настоящим ученым, настоящие ученые всегда были людьми культурными, в совершенстве знали литературу". Почитающим талант Евнея Арстановича должны быть известны его книга очерков " Человек, родившийся на верблюде" на казахском языке, документальный художественный очерк на русском языке "Грани творчества". В этих книгах раскрываются литературные портреты деятелей науки и культуры Казахстана К.И.Сатпаева, М.О.Ауэзова, И.Х.Каракулова, М.И.Усановича, А.Б.Бектурова, Ж. Шанина, Ш.Айманова и др. Позже, после смерти, вышли в свет книги академика "Шесть писем другу". "Святое дело Чокана", "Об академике Сатпаеве". С докладом «Второй в Республике» перед благодарными слушателями выступила Сактаганова З.Г. – декан исторического факультета, доктор исторических наук, профессор Карагандинского Государственного университета Е.А.Букетова. ...В период с 1972 по 1980 годы, когда Евней Арстанович стал ректором Карагандинского государственного университета, ярко раскрылся его педагогический талант как крупного организатора высшей школы. Он читал лекции студентам, выпускал учебные пособия, посещал занятия преподавателей университета. Журнал записей посещения занятий преподавателей, находящийся в музее им. Е.А.Букетова, свидетельствует о том, насколько широки и разносторонни были его знания, даже в таких областях науки, далеких от его специальности, как физика, история, география, экономика. Становление и развитие Карагандинского государственного университета тесно связано с именем его первого ректора. Тогда широкий размах получила фундаментальная и хоздоговорная наука. Установилась связь с вузовскими научными центрами СССР и иностранных государств. На базе университета был открыт факультет повышения квалификации руководителей школ и преподавателей средних специальных учебных заведений, с годами совершенствовалась учебная и методическая работа, были созданы специализированные кабинеты, учебное телевидение, был организован редакционно-издательский отдел, увеличилось число методических и научных публикаций, учебных пособий. Первым ректором КарГУ решались проблемы создания материально-технической базы университета в условиях застоя, жестокой централизации материальных и финансовых ресурсов. В развитии университета большую роль сыграл его авторитет крупного ученого, его коммуникабельность, личные человеческие качества, знание сути дела, когда многие государственные чины шли ему навстречу, поддерживали его. «...Специального фундаментального исследования требует рассмотрение взглядов и разносторонней деятельности академика Е.А.Букетова, чьё творчество даёт новый материал для анализа процесса формирования казахстанской интеллигенции ... Необходимо использовать многогранные аспекты научной, педагогической, культурной деятельности академика, популяризовать наследие учёного» ...из доклада кандидата исторических наук, доцента кафедры «История Казахстана» КарГТУ А.Е.Данияровой. Академик вел разработки в области электрохимии меди, халькогенов и халькогенидов. Им были исследованы физико-химические и электрохимические свойства селена и теллура, механизм и кинетика электрохимического восстановления и окисления их различных валентных форм, разработаны пути практического использования электрохимических методов выделения, осаждения и рафинирования селена, теллура, получены их сплавы, а также предложены электрохимические методы их определения. Эти исследования дали возможность использования халькогенидов металлов в качестве ионоселективных электродов в анализе и промышленности, отмечено в докладе «Путь в науку» заведующего лабораторией Химико-металлургического института, доктора технических наук, профессора Касенова Б.К. Основные научные направления, которыми занимался академик Букетов со своими многочисленными учениками сводятся к следующим: исследования в области химии и технологии халькогенов и халькогенидов; разработка методов анализа селена и теллура, их автоклавного и гидрометаллургического способов извлечения из медеэлектролитных шлаков от рафинирования меди; исследования термических, термодинамических свойств, растворимости селен и теллурсодержащих соединений; разработка теоретического метода определения энтальпии образования соединений на основании ионизационного потенциала и химического подобия; исследования по гидрометаллургии цветных и редких металлов; установление физико-химических свойств гидроксида оксида меди в водных растворах, определение их условий образования, структур и термодинамических свойств, возможности технологического использования медно-щелочных растворов; внедрение в исследования автоклавного дифференциально-термического анализа; исследование взаимодействия халькогенов и халькогенидов с водными растворами, термодинамики и кинетики этих процессов. Велика роль этих процессов при формировании минералов в земной коре, они лежат в основе технологических процессов извлечения самих халькогенов, а также цветных металлов. Важную роль для развития цветной металлургии имело внедрение шахтных печей в производство. Широко использованные в XIX веке шахтные обжиговые печи в нашем столетии, в связи с выработкой богатых месторождений и переходом на потребление бедных руд, были исключены из производства. Букетов с соратниками разработал способ применения шахтных печей для переработки гранулированных материалов, доказал возможность их использования для ведения окислительного, окислительно - спекательного обжига и окислительного спекания различных по природе материалов. Шахтные печи были внедрены во многие металлургические предприятия СССР. За эту работу Букетову с 1969 году была присуждена Государственная премия СССР. Другим научным направлением ученого явились исследования по переработке некондиционного фосфорсодержащего сырья (фосфоритов) и забалансовых руд, внедрение для этой цели автоклавного способа. Были в то же время разработаны способы руднотермической электроплавки сплавов марганца из бедного марганцевого рудного сырья, пригодного для получения марганцевых ферросплавов. Результаты этих исследований впоследствии были внедрены на Ермаковском заводе ферросплавов, где установлена высокая технология выплавки силикомарганца и ферромарганца из бедных руд месторождений Западной Каражал и Ушкатын - III без их обогащения, как и природных руд, так и различных промпродуктов переработки. «Роль мемориального музея им.Е.А.Букетова в воспитании молодёжи», Тюлебаева М.К. – директор музея Е.А. Букетова. Слово музей в переводе с греческого означает Дом Муз. В современном понимании, музеи - это учреждения, которые занимаются просветительскими, популяризационными функциями, собирательством важной и ценной информации и хранением экспонатов. Кстати, а что это за наука такая - музееведение, которую иначе называют еще и музеелогией? Оказывается, важная и необходимая наука, включающая в себя не только историю, но и теорию музейного дела. Ведь организовать экспозицию любого музея, а тем более открыть новый совсем непросто. Каждый зал - это логически связный рассказ о чем-либо, каждый следующий — продолжение рассказа. Посетителю должно быть интересно, его все время должны подстерегать неожиданные открытия. В докладе «Связь поколений» отмечен контакт факультета экспериментальной и теоретический химии КарГУ им. Е.А.Букетова с научным обществом учащихся «Хранители ноосферы» «Общеобразовательной основной школой № 134 г. Караганды», которая расположена на станции Кокпекты ( посёлок Солоничка), т.е. в черте города Караганды. Шамшия Кенжегазиновна Амерханова, д. х. н., профессор кафедры физической и аналитической химии КарГУ им.Е.А.Букетова в статье «Химический факультет за годы независимости» отметила, что к конкурентоспособной нации через конкурентоспособное образование, как определил ориентир и стратегию развития глава государства. Один из корифеев химической науки, академик Е.А.Букетов, отметил: «Я не знаю, что будет после меня, но если хоть одно зерно, посеянное мной, принесет плоды, я буду считать себя счастливым человеком». За период независимости эти зерна не просто проросли— пришло время собирать урожаи, зерна которых будут год от года крепнуть. Богатые научные традиции позволяют химическому факультету КарГУ оставаться в числе лидеров в области естественно - научного образования и науки. Важнейшим условием реализации эффективной индустриально-инновационной политики является концентрация научного и образовательного потенциала, финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники. В рамках Международного года химии 2 декабря 2011 , Шамшия Кенжегазиновна Амерханова посетила ООШ № 134 с заведующим кафедрой химической технологии и экологии КарГУ им. Е.А. Букетова, д.х.н., профессором Байкеновым Мурзабеком Исполовичем, приняв участие в научно-практической конференции «Шаг в науку». Выше перечисленное даёт возможность научному обществу ЭкоШколы № 134 решать проблемы экологии — науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой и позволит продолжить работу по формированию экологической культуры учащихся во внеурочной деятельности по биологии, географии, естествознания, истории и физической культуре (экотуризм, походы и миссии). В заключении научно-практической конференции, посвящённой Дню Памяти Академика Е.А.Букетова и 40-летию Карагандинского Государственного университета с докладом «Патриотическое воспитание учащихся на примере личности Е.А.Букетова» выступила Сагандыкова О.Г., заместитель директора СШ № 52 имени Е.А. Букетова. Целью патриотического воспитания учащихся школы имени академика Е.А. Букетова воспитание высокопатриотичной, граждански ответственной, социально активной личности, обладающей высоким уровнем профессионализма, позитивными ценностями и важнейшими личностными качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Республики Казахстан. Патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика личности учащихся школы № 52, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм как качество личности учеников проявляется и развивается в его поступках и конкретной деятельности. Деятельная сторона патриотизма является определяющей для системы работы по патриотическому воспитанию, поэтому системный и личностно-деятельностный подходы являются базовыми в работе по патриотическому воспитанию школьников школы, которая носит имя академика Евнея Арстановича Букетова. Присутствующие прослушали стихи и отрывки из произведений Е.А. Букетова, подготовленные учащимися СШ № 52. | |
Просмотров: 2130 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|