Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Роль социального проекта в развитии ключевых компетенций учащихся Учитель МОУ «СОШ №5 г.Ершова» Ефремова О.А. Развитие ключевых компетенций учащихся является актуальной задачей современного образования. Упор на компетенции или умения пришел в школу из мира предприятий и труда. Впервые понятия "компетенция" и "ключевые компетенции" стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века; Это было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника (позднее качества стали называть компетенциями). Это требования мира труда, которые в последние десятилетия связаны не только и не столько с происходящими изменениями в технологиях, сколько с изменениями востребованных и необходимых человеку для работы и жизни качеств. Задача школы формирования у учащихся необходимых компетенций, имеющих значение не только для избранной ими профессии, но и обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в социальной и профессиональной сфере, становится наиболее актуальной . Школа, ориентирующаяся только на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарела. Поэтому современное образование претерпевает изменения. Очевидно, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. То есть ключевые компетентности, определяют в большой степени современное качество образования. Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Необходимо что бы молодые люди развили ключевые компетенции до уровня, позволяющего им быть готовыми к взрослой жизни и создающего базу для дальнейшего обучения и труда Методисты выделяют восемь ключевых компетенций: 1. Общение на родном языке; 2. Общение на иностранных языках; 3. Математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии; 4. Компьютерная грамотность; 5. Освоение навыков обучения; 6. Социальные и гражданские компетенции 7. Чувство новаторства и предпринимательства; и 8. Осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере. Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени могли работать самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Одной из таких технологий является метод проектов. Социальный проект максимально эффективно развивает навыки «разумного социального» поведения в сообществе, закрепляет навыки командной работы и совершенствует полезные социальные навыки и умения. Так как цель социального проектирования это привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. Существует пошаговый алгоритм работы над социальным проектом. Технология разработки социального проекта предполагает 21 шаг. Первые шаги предполагают изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время, формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе, определение целей и задач социального проекта. Поиск социально – значимой проблемы – одна из наиболее трудных задач, в этом убедились и мы выбирая над каким социальным проектом будем работать, но именно при таких ситуациях у ребят формируются социальные гражданские, коммуникативные, креативные компетенции. Ученики учились доказывать актуальность предложенной ими темы проекта, определять исследования, и их методы, выдвигали гипотезы, определяли пути решения, не забывая свои возможности. Выдвигали задачи проекта путем «мозговой атаки» с последующим коллективным обсуждением. Мы решили познакомится с ролью лесных насаждениях Ершовского района и города Ершова, и вложить посильный вклад в улучшение состояния озеленения нашего города и района. Наш проект назвали «Наши зеленые друзья» Ребята сформулировали цели и задачи работы над решением данной проблемы. Участники проекта поставили перед собой цель –участие в общественной жизни Ершовского района, путем решения экологических проблем лесных насаждений. Перед собой поставили ряд задач: 1.Практический вклад в улучшение состояния лесных насаждений г.Ершова. 2.Привлечение внимания общественности к проблемам лесных насаждений г.Ершова и Ершовского района. 3.Знакомство с экологической ролью лесных насаждений в зоне степей. 4.Выявление уровня озеленения г.Ершова и состояния лесных насаждений. 5.Информирование учащихся школы о положительном значении лесных насаждений и ответственности каждого за их сохранение. Провели первичную подготовку плана и необходимых материалов для реализации проекта. Сложно было выбрать проект, который имел практическую ценность и был по силам восьмиклассникам. При данной деятельности, обсуждая совместно план действия, у школьников активно формируются коммуникативные компетенции. Эта компетенция включают, также умение убедительно формулировать и выражать свои устные и письменные аргументы, готовность к критическому и конструктивному диалогу, а также интерес к взаимодействию с другими. Следующий этап работы – распределение заданий между участниками. Каждая группа участников проекта, отвечала за конкретные направления для реализации проектов. Как правило, это группа ребят по сбору информации из печатных изданий, группа отвечающая за поиск информации из Интернет и создающих впоследствии презентацию в Power Point, группа отвечающая за социологические исследования, группа наблюдателей и экспериментаторов и фотокорреспонденты, группа аналитиков. При работе над проектом регулярно проводились промежуточные обсуждения и анализ полученной информации, первых полученных результатов, что иногда приводило к частичному корректированию плана работы. Задача учителя в этот момент – помочь ребенку составить алгоритм действий, способов сбора и обработка информации, помочь учащимся оценить достоверность и необходимость найденной информации. Работа над проектом проходила в течении учебного года. Ребята, ответственные за свой направления являлись организаторами различных мероприятий, в которых участвовал весь класс. То есть в различных делах постоянно менялись ответственные – организаторы и те кто был простым участником. Это дало возможности каждому школьнику развить свой организаторские способности и выполнять поручения – формирование социальных компетенции. Необходимый этап работы это обобщения информации. Что включает в себя анализ полученной информации и интеграция знаний, умений, навыков учащихся. Каждая группа объединяет в единое целое всю информацию, полученную членами группы. Делают выводы для подведения итогов. Ребята приложили усилия для улучшения озеленения г.Ершова: высаживали саженцы, убирали мусор в лесополосах, приложили усилия для улучшения вида парка. Для определения актуальности выбранного нами социального проекта, ученики провели социологические исследования среди жителей района и школьников, задав им вопросу которые сформулировали самостоятельно. Этот вид деятельности дает возможность ребятам учиться общению с людьми разного возраста и различного социального положения. Проведя исследование, ребята смогли сделать вывод о значение своей деятельности для общественности района и дальнейшие действия проходили более мотивированно. Логическим продолжением работы для ребят было проведение агитации среди населения с целью привлечения внимания к проблемам зеленых насаждений города и района, с призывами бережнее относится к насаждениям. Понимая, что многие проблемы зеленых насаждений не возможно решить только с путем бережного отношения к ним, учащиеся организовали сбор подписей под обращением к районной администрации и собранию районных депутатов с просьбой изменить положение дел с лесными насаждениями в городе и районе. Ребята осознавали важность своей деятельности и таким образом у них формировались социальные, коммуникативные и гражданские компетенции, которые помогают школьникам эффективно и конструктивно участвовать в общественной и трудовой жизни и помогут в дальнейшей профессии. Ребята провели исследовательские работы для определения роли зеленых насаждений для различных экосистем степной зоны. Активно осуществлялся поиск необходимой информации через Интернет. У школьников в ходе работы над проектом, формировалось стремление к самостоятельному поиску знаний, настрой на конкретные действия, что можно назвать готовностью к образовательной деятельности, то есть развитию образовательной компетенции. Эта компетенция означает получение, обработку новых знаний и навыков, а также поиск и использование руководства. Освоение навыков обучения вовлекает школьников дополнять предыдущее обучение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и навыки. Это требует эффективного управления процессом собственного обучения, способности быть настойчивым в учебе, концентрироваться длительное время и критически относится к себе. Учащиеся были способны посвятить время работе над проектом самостоятельно. Ребята должны были организовать собственное обучение, оценивать собственную работу, а также искали совета, информации и поддержки. Была налажена связь с Ершовским лесхозом, ребята познакомились с историей создания лесхоза, узнали о его деятельности и проблемах. С радостью согласились помочь провести агитацию среди населения, для этого ребята получили листовки и плакаты, которые были розданы жителям города. Для более аргументированного результата нашего проекта, ребята провели обследование состояния озеленения города, с оценкой состояний деревьев. По результатам работы, обобщив имеющийся материал, ребята написали статью в районную газету также с целью привлечения внимания к проблемам зеленых насаждений. Закончив исследования, ребята выступили на школьной и районной конференции, познакомив с результатами своей работы. Выступили на районном семинаре библиотекарей с призывом уделять больше внимания воспитанию бережного отношения к лесным насаждениям ребят. Защита проекта так же ориентирована на творческую самореализацию развивающейся личности. Представляя проект аудитории, школьник в процессе презентации самостоятельно может оценить смог ли он или группа выполнить эту деятельность по сравнению с другими. Процесс презентации так же развивает компетенций ребенка, его формирование как личности. Социальный проект способствует формированию социально значимых качеств личности. Важным показателем их труда служит отношение взрослых. Большинство школьников, выполняющих проекты, отметили интерес к своей деятельности со стороны окружающих, что стимулирует формирование компетенции самосовершенствования. Выполняя проекты, школьники активно осуществляли поиск информации, используя печатные издания, периодическую печать и Интернет. Активно развивалась информационная компетенция, которая включает две группы базовых компетенций: 1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания; 2) компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок). При подготовке к защите проектов, учащимися были применены компьютерные технологии, созданы презентации исследования , буклеты . Это помогло сделать материалы проекта более структурированными, яркими, запоминающимися. Использование компьютерного дизайна и мультимедийных средств, при защите проектов, значительно повысило наглядность и восприятие представляемого материала. Компьютерная грамотность включает уверенное и критичное пользование технологиями информационного общества для работы, досуга и коммуникаций. И к нашей радости летом состояние озеленения Ершова было улучшено, высажены хвойные деревья. Участие школьников в исследовательской деятельности в сфере экологии имеет свои особенности, принципиально отличающие ее от деятельности в других предметных областях. Это связано с междесциплинарным характером экологических знаний, равно и с тем, что результаты деятельности школьников в сфере экологии социально значимы, что в большой степени повышает их ценность. Наши дети разные, но чтобы они эффективно работали необходимо не просто заинтересовать ребят, но и суметь внушить им мысль о необходимости получать знания, развивать умения, которые им пригодятся уже в недалеком будущем. Вклад у каждого школьника в осуществление группового проекта различен, но ребенок, если не остается просто наблюдателем, имеет возможность выбрать себе дело по душе. Роль учителя помочь ученику максимально проявить и развить свои способности. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. В его основу положена идея о направленности учебно – познавательной деятельности школьника на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой задачи. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания, умения, компетенции и ценности. Школьники должны чувствовать ответственность за своё развитие, повышать уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем. Ребенок должен понимать что: «Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу». Как гласит народная мудрость. Жизненная линия успешного человека формируется при условии совершенствования его компетенций, причем всю сознательную жизнь . Только так, можно быть конкурентоспособной личностью. К этому наши ученики должны быть готовы. | |
Просмотров: 3054 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|