Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

ООШ № 134.Проектная работа по экологии.
Министерство образования и науки Республики Казахстан

КГУ «Основная школа № 134»

«Видовой состав растений- галофитов в Центральном Казахстане,

по Карагандинской области».



Автор:
Сериков Тлектес,
9 класс


Караганда – 2012

Содержание

1. Введение.
2. Значение зелёных насаждений.
2.1 Санитарно- гигиеническое значение.
2.2 Эстетическое значение.
3. Экология городских насаждений.
4. Результаты собственных исследований.
5. Выводы.
6. Используемая литература.

1. Введение.
В современном мире стремительно идёт процесс урбанизации. С ростом урбанизации рвутся (или по крайней мере ослабевают) естественные контакты человека с природой. Его повседневное окружение составляет исключительно городская среда - многоэтажные дома и шумные улицы, камень, асфальт, загрязнённый воздух… Город теснит и изгоняет природу. (13)
И всё же трудно представить себе город, полностью избавленный о «очищенный» от природы. Она проникает в него не только самопроизвольно (стоит лишь вспомнить диких уток на городских водоёмах, чаек, траву в трещинах асфальта и многое другое), но и по воле человека в «плановом» порядке зелёные насаждения и зоопарки, или в форме любительства (животные и растения в комнатах, цветники во дворах и многое другое). В результате в городах складывается свой мир урбанизированной природы, так непохожей на дикую ни по составу, богатству и разнообразию видов, ни даже просто по массе, ни по законам формирования. Именно эта городская природа - одна из форм существования современной биосферы- является основным « природным фоном» для горожанина.
Всё сказанное выше, в полной мере относиться и к растительному миру. Настоящие контакты с ним и жителя города возникают лишь тогда, когда он, по существу перестаёт на какое-то время быть горожанином, выбираясь, то ли на загородную прогулку, то ли в дальнюю туристическую поездку. Повседневное «зелёное окружение» человека в городе составляют его сообитатели - городские растения на улицах и во дворах, в парках и скверах, на окнах квартир и рабочих помещениях.
Городское озеленение, по мнению архитекторов- градостроителей, составляющая часть городской инфраструктуры. Эффективность системы озеленения города зависит от взаимосвязи её с окружающей средой города и лесами. Под этим городом и их природные зоны должны рассматриваться как единое пространственно - планированное и ландшафтное целое.
Наиболее распространённые типы городских насаждений, архитектуры малых форм с дорогами, аллеями и водоёмами, предназначенное для украшения местности, где отдыхают люди. Специфика городских парков состоит лишь в их местоположении (внутри города и разнообразных формах использования), парках культуры и отдыха, аттракционов, детские, зоологические и многие другие.
Сады - внутригородские насаждения меньших размеров, предназначенные для кратковременных прогулок, осмотра, спокойного отдыха.
Скверы - одно из более распространенных форм городского озеленения. Это небольшие (до 1,5-2 га) участки территории, озеленённые деревьями, кустарниками, газонами, с открытыми проходами, удобные для кратковременного отдыха «на ходу».
Рядовые посадки - вдоль улиц и набережных, с отдельными дорожками. Вдоль тротуара для посадки обычно используется одна древесная порода, часто в стриженой форме, иногда сопровождаемая кустарником и полосой газона.
Итак, в центре города растительный мир в основном предстаёт перед нами в форме городского озеленения - организованного геометрическим распланированием ухоженного места. Правда, чрезвычайно редко когда в самом сердце города сохраняются уголки естественной растительности. В других же случаях элементы естественной растительности включаются в городскую застройку планомерно, при строительстве новых городов.
2.Значение зелёных насаждений.
Экологи, исследующие разнообразные аспекты жизни человека в городах, подчёркивают, что до современного этапа урбанизации человеческие поселения были как правило «биосферо - совместными» - они имели наибольшие размеры, численность населения была невелика, так же были слабо развиты вредные производства. Эти поселения ограниченно вписывались в экологические системы окружающей природы, а условия обитания в них были вполне благоприятными для человека.
2.1. Санитарно- гигиеническое значение.
Чем глубже изучает человек природу, тем яснее становиться огромная роль растений. Из своего повседневного опыта горожане знают, насколько зелёные насаждения смягчают летнюю жару и сухость, защищают от палящего солнца и сильных ветров. Зелёные насаждения способствуют повышению ионизации воздуха - явлению благотворимому для человека. По данным Яницкого О.Н(14) содержание лёгких ионов в лесном воздухе составляет 2-3 тысячи см/3, в городских садах и парках около -800-1200 см/3, а в неозеленёных дворах-500 см/3. Наиболее активные ионизаторы - воздуха- различные виды ивы, белая акация, черный и пирамидальный тополь, рябина, сосна. Кроме того, многие древесные и кустарниковые породы выделяют в воздух летучие органические вещества - дитонициды, губительные для микробов, благодаря чему содержание микроорганизмов снижается в несколько раз. Так в одном кубометре лесного воздуха содержится в среднем не более 500 патогенных бактерий, тогда как в обычном городском - 36 тысяч бактерий. Лизентирийные микробы погибают, соприкоснувшись с листьями тополя. Летучие вещества в лабораторных условиях вызывают гибель мухи, комара, клеща за 10-12 секунд. Кора пихты на расстоянии 3убивает возбудителя дифтерии. Гектар можжевельника вырабатывает столько летучих веществ, что их хватило бы для обеззараживания воздуха в небольшом городе. Высокой дитониудионостью обладает обыкновенная сосна. Сосновый лес выделяет 3-5 килограммов дитоницидов с гектара в сутки.(3)
Хорошо известен противошумовой эффект зелёных насаждений, связанный с большой звуко- отражаемой способностью листвы деревьев, достигающий 75 %. По теоретическим данным архитекторов, растительность в целом снижает шум в жилых и промышленных зонах города в 2-2,5 раза. На озелененных улицах с плотными посадками вдоль тротуаров жители домов ощущают шум примерно в десять раз слабее, чем на улицах с такой же интенсивностью движения, ноне озелененных. Это можно увидеть, если посмотреть на конкретные измерения (рис.1), проведённые на улицах города Москвы. На рисунке видно, что посадки деревьев снижают шум на бульварах Москвы и на асфальтовых мостовых (А), и на булыжных (Б). Это хорошо видно при сравнении световых столбиков (весна, деревья без листьев) и чёрных (лето, деревья с развитой листвой).
Городская растительность улучшает среду и ещё одним способом- работая как своеобразный живой фильтр, поглощающий из воздуха пыль и всевозможные химические загрязнения. Лучше всего задерживают пыль вязы и сирень: на их листьях великое множество мельчайших ворсинок. По подсчётам (6), вяз как своеобразный пылесос раз в шесть производительней тополя. Зелёные насаждения задерживают до 80 % пыли и уменьшают запыленность воздуха. Гектар зелёных насаждений за один час поглощает из воздуха восемь килограммов углекислого газа, выделяя кислород. Такое же количество выделяют при дыхании в течение одного часа двухсот человек. (2). Дерево средней величины за двадцать четыре часа восстанавливает столько кислорода необходимых для дыхания трёх человек. За один тёплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220-280килограммов углекислого газа и выделяет 180-220 килограммов кислорода. (6).
Газовый состав воздуха обладает определённым постоянством: 78 % азота, 21% кислорода, 0,03% углекислого газа, 0,01% аргона и небольшая часть приходится на непостоянные примеси- оксид серы, водяной пар, пыль, сажу. В жаркий летний полдень над подогретым асфальтом и раскалёнными железными крышами домов образуются восходящие токи тёплого воздуха, поднимающие мельчайшие частицы пыли, которые долго держаться в воздухе. Поверхность листьев значительно прохладнее асфальта и железа, что приводит к возникновению нисходящих токов воздуха, которые увлекают пыль и она оседает на листьях. Температуры в парках и скверах в среднем на 1,5-3 градусов ниже, чем на открытых пространствах. Оседаемая на листьях пыль резко снижает интенсивность фотосинтеза и дыхания. Вредное действие на растения оказывают примеси, попадающие в воздух с промышленных предприятий. Не все растения одинаково чувствительны к их действию. Наиболее чувствительными к загрязнению оказались лишайники, среди древесных пород - хвойные (ель, сосна). Довольно устойчивы к загрязнению воздуха черёмуха, тополь, липа, берёза.
В центрах, вблизи металлических заводов в листьях растений отмечены высокие концентрации металлов. Из содержащих в воздухе соединений фтора листья древесных пород поглощают и удерживают от 20 до 60 % (2). Так же велика способность растений к поглощению двуокоси серы. За вегетативный период один килограмм листьев (сухая масса) тополя бальзамического накапливает её около одного килограмма, ясеня зелёного- 17, липы-10 грамм и т.д (10)
Большую роль играет и расположение зелёных насаждений от источников выброса. По данным В.А.Кучерявого деревья снижают уровень загрязнения воздуха в одном километре от источника выброса на 25-29%, в двух километрах- 46-50%, а в пяти километрах- 75-86%.
Растения в промышленном районе могут служить и как своеобразное средство информации о загрязнении окружающей среды, и прежде всего атмосферного воздуха. Идея об использовании растений для оценки качества окружающей среды лежит в основе одного из направлений современного био- мониторинга. Растения- индикаторы особо чувствительны к определенным загрязнителям, могут служить своего рода приборами- измерителями, по которым можно не только распознать загрязняющее вещество, но и судить об его концентрации. Так по результатам исследователя М.А.Пичугина растительность поглощает из воздуха и связывает 50-60% токсичных газов, в то время как атмосферная влага -5-10%, почва - 5-10%, водоёмы и животные - 5%.
2.2. Эстетическое значение.
Таким образом, причастие растительности в городе способствует повышению комфортности среды обитания человека и улучшения его физического самочувствия. Но не менее, а может быть и более важно то, что дают растения горожанам «для души». Речь идёт о психологическом и эмоциональном воздействии растительности на жителей города, которому в наши дни медики, психологи и специалисты по экологии человека придают все больше значения. По словам экологов, очарование городской природы - необходимая составная часть не только отдыха, но и благосостояния жителей городов.
Наконец, немаловажную роль играет городская растительность и в познавательном плане. К сожалению, жизнь в городе настолько ограничивает общение с природой, что многие горожане уже и в глаза её не видят. Перейдя от непосредственных контактов с ней к знакомому её восприятию- по изображению на экранов телевизоров, книжным иллюстрациям и многим другим. В создании положительных эмоций, улучшение объективных показателей здоровья, определённую роль играют и такие факторы, как аромат цветов, шелест листвы, вся гамма красок живой природы. Они благотворны для нервной системы, снижают напряжение, успокаивают, тонизируют. И надо, чтобы горожане постиг это не в теории, а на практике, почаще встречались с зелёным другом в парке или сквере.
3.Экология городских насаждений.
На первый взгляд кажется, что представить себе в каких условиях живут растения в городе, позволяют обычные климатические данные. О климате говорят немало, есть и биоклиматические оценки качества среды, опирающиеся на критерии самочувствия и состояния человека.
4. Результаты собственных исследований.
Один из важнейших задач города строительства заключается в том, чтобы создать человеку наиболее благоприятные условия для существования. Система зелёных насаждений города включает пригородное (зелёные зоны, лесопарки, защитные насаждения и т.д ) и внутригородские озеленение: общего пользования (городские парки, озеленение улиц и площадей)и ограниченного пользования (на территории учреждений и предприятий и, усадеб). Целью моей работы является анализ состояния наслаждений внутригородского озеленения общего пользования.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: tatyana_tsaft (2012-04-19)
Просмотров: 2473 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru