Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии В.Г. Смелова ТРИ НОВЕЛЛЫ О ГРИБАХ НОВЕЛЛА ВТОРАЯ ГРИБЫ - ПАРАЗИТЫ Тили - тили - тесто - Жених и невесты! Из детского фольклора Действующие лица: Лишайник - незадачливый жених Трутовик - внимательный собеседник. Фитофтора - невеста прожорливая. Ржавчина - невеста без места. Спорынья - невеста отравительница. Настоящая - всем невестам невеста. Барбарис - обманутый влюблённый. Герольд Папа Урбан II появляются по мере надобности Француженка Отец но ненадолго. Сын и другие Перед закрытым занавесом появляются Лишайник и Трутовик. У Лишайника огромная синяя борода. Оба увлечены разговором. Лишайник. Так вот, друг Трутовик, какова моя судьба. Сам знаешь, нам, лишайникам, никак в одиночестве жить нельзя. Надо было мне обязательно жениться. Трутовик. И кого же ты выбрал в спутницы? Лишайник. Так в этом-то и проблема! Кого бы я не выбирал - все мои подруги обязательно оказывались настоящими злодейками! Жестокий рок! Трутовик. Неужели? Лишайник. Готов ли ты выслушать мой печальный рассказ? Трутовик. Поведай, друг, облегчи сердце. Собеседники присаживаются. Лишайник. Первая моя жёнушка была настоящая красавица. Занавес раскрывается. На сцене огромная деревянная рама. В ней появляется Фитофотора. Она в одежде с элементами мексиканского национального костю-ма. Звучит зажигательная мелодия. Фитофтора пританцовывает. Лишайник подходит к ней и они танцуют вместе. Лишайник. Красавица, иностранка, известна всему миру! А какое имя: Фитофтора инфестанс! О ней писали все газеты! Каждый её шаг тут же фиксировался прессой: где бы, в какой стране она не появилась - известен не только год и месяц, но даже день посещения! Фитофтора (томно). О каком грибе ещё столько написано? Целые тома. Лишайник. Я влюбился без памяти. Жгучая мексиканка очаровала меня. С какой любовью она рассказывала о родине долгими зимними вечерами. Фитофтора (мечтательно). О, живописная долина в горных районах Мексики! Какие там длинные, холодные и влажные ночи... А летом каждый день идёт дождь... А зимой совсем, совсем не холодно... Настоящий рай! Лишайник. Как она тосковала, бедняжка. Так мы были счастливы первое время. Но потом я стал замечать странные вещи. Почему-то моя жена предпочитала на завтрак, обед и ужин исключительно сырой картофель. Причём не только клубни, но и всё растение целиком, и съедала она его всё без остатка. Мне это стало казаться странным и я решил познакомиться с её биографией поближе. Музыка резко обрывается. Фитофтора скрывается за сценой. Лишайник возвращается к Трутовику. Лишайник. Оказалось, я живу с коварнейшей из всех грибов-паразитов. Поэтичное “Фитофтора инфестанс” на поверку оказалась “Пожирательница растений инфекционная”! Трутовик. Какой ужас! Лишайник. Дальше - больше. Я узнал, что она виновна в гибели от голодной смерти миллионов людей! Что стоят её проделки в бедной Ирландии в 1845 году. Трутовик. А что там приключилось? Лишайник. Моя жёнушка уничтожила в этой несчастной стране весь урожай картофеля, а он был чуть ли не единственной пищей для миллионов ирландцев. Те, кто не погиб от голода, бежали за океан. Невинная красавица оказалась ужасным чудовищем! Фитофтора появляется на сцене вновь. Она одета как монашка, вся в чёрном. Звучит церковный хорал. Смиренно сложив руки на груди, Фитофтора поёт: Колумб Америку открыл, И много разных чудес привёз. Картофель был главным чудом тогда: Миллионы людей от голода спас Музыка резко меняется. Фитофтора скидывает накидку с головы, чёрная сутана превращается в чёрные крылья Смерти. (Тема Смерти из рок-оперы А.Рыбникова “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты). Пока не появилась я - Ужасная Фитофтора! Всё тут просто донельзя, Только голубочек, В этом деле нужен шик, Свой особый почерк! Перво-наперво попасть Надо спорам в почву, Прорасти, прокрасться, влезть, В листья, стебель, почки! И появятся когда Чёрных пятен точки - Тут картофелю хана: Съем всё до листочка! А потом пущу вокруг Щупальца грибницы... На картофельных полях Есть чем поживиться! Даже если не пропасть Клубни вдруг сумеют, То до следующей весны Вряд ли уцелеют - В сырых подвалах снова я - Ужасная Фитофтора! Лишайник (огорчённо). Ну вот, видал? Что тут оставалось делать? Только отравить. (Берёт ведро с надписью “Медный купорос” и выливает на Фитофтору. Та падает замертво). Трутовик. И не жаль? Лишайник. Чего уж тут жалеть. Людей жалко, у них всё не так просто... Трутовик. А в чём проблема? Лишайник. Так ведьма, она ведьма и есть. Только выведут сорт картофеля новый, фитофтороустойчивый, так она, злодейка, тут же видоизменяется. Фитофтора на сцене поднимается и с демоническим смехом исчезает за кулисами. Лишайник. Ну вот, что я говорил, воскресла. Трутовик. Ну и дела... Лишайник. Да, так было и решил, что бобылём проживу, как вдруг как-то поздно вечером в дверь постучали. Я пошёл открывать и передо мной предстала прекрасная незнакомка! Правда вид у неё был несколько плачевный: вся в лохмотьях и очень печальная. В раме появляется Ржавчина. Она очень скромно выглядит, в одежде преобладают красно-коричневые тона. Ржавчина. Сударь, не могла бы я у вас переночевать? Лишайник. Конечно, конечно, сударыня, позвольте, я вас провожу. Лишайник уводит Ржавчину, держа в руках свечу. Появляется Барбарис. Он очень красив, но печален, на голове терновый венец. Он оглядывается кругом и, не найдя никого, задумчиво присаживается на краю сцены. Возвращается Лишайник. Заметив Барбариса, он направляется к нежданному гостю. Лишайник. Простите, сударь, как вы здесь оказались? Барбарис. О, не пугайся, милый друг, Тебе не причиню вреда... Лишайник (в зал). Да ещё стихами говорит...Ну и чудеса! Чему обязан в поздний час? Барбарис. К тебе пришёл сейчас сюда, Чтоб не случилась здесь беда! Лишайник. Что за беда? Кому? Когда? Барбарис. О, выслушай, тебя прошу, Историю печальную мою ... Надеюсь, ты узнал меня? Я - Барбарис прекрасный. Известен людям я давно, Как друг их безотказный. Хозяин мой всему был рад: Из ягод - вкусный мармелад, Из сока - пунш весёлый, Украсят листьями салат, Коль срубят - стол построят, Кора окрасит ткань и шерсть В цвет солнечный. А боле Моим колючкам служба есть: Дом защитят и поле. Так честно людям я служил, И службой этой дорожил. Настало время, наконец, Надеть терновый мне венец... Лишайник. Что за беда стряслась с тобою? Барбарис. То началось благой весною Звенел капелью друг апрель, И листьев шелест робкий - На них вдруг опустилась тень Прекрасной незнакомки. Просила крова у меня, И ненадолго - на два дня, Ну кто откажет в этом? Гостила же до лета... Я гостье был беспечно рад! Она же, чуть смущаясь, С листа прокралась внутрь, в него Всё больше углубляясь, Как в полусне, как в забытьи, Я чувствами проник! Черёд бокалов вдруг возник, И мёд душистый в них, Рой насекомых окружил Мой куст жужжащим роем И вскоре здесь, и тут, и там Бокальчики возникли, И я почувствовал тогда, Что в дом мой прокралась беда... Но с ней бороться нету сил - Я незнакомку полюбил! Она ж, когда пришёл черёд Созреть в бокалах спорам, С попутным ветром - и вперёд! Навеки упорхнула... Её я долго вспоминал, Залечивая раны, А лето кончилось едва, Меня срубили на дрова... Лишайник. А кто же отдал сей приказ, И в чём была причина? Барбарис. Злосчастный рок сгубил меня, Но знай: погиб невинно! Та леди, что весной пришла, Ржаною Ржавчиной была. Меня покину, невзначай, Сгубила в поле урожай. Мой кров и стол ей нужен был, Чтобы набраться новых сил. Таков был злой судьбы каприз, О, я несчастный Барбарис! (Плачет) На сцену торжественно выходит герольд, разворачивает свиток и читает. Герольд. Мы, Христиан IX, король датский, объявляем принятый рейхстагом, с нашего согласия, следующий закон: п.1: кусты барбариса могут находиться только в ботанических садах, связанных с учебными заведениями. Нарушение запрещения, указанного в параграфе первом наказуется штрафом от 5 до 100 крон. Кусты барбариса за счёт владельца их должны уничтожаться при содействии властей. Закон вступает в силу с 1 января 1905 года. Издан в замке Амалиенбург 27 августа 1904 года. (Уходит). Барбарис. Теперь ты знаешь всё. Поверь, Закрой пред незнакомкой дверь. Иначе ждёт тебя тогда Злосчастная судьба моя. (Барбарис уходит). Лишайник. Так и закончилось, не начавшись, моё следующее любовное приключение. Трутовик. А что с незнакомкой? Лишайник. Да какая незнакомка? Ржавчина? Одно имя что стоит. Всё, на чём не поселится, тут же становится ржавым от её спор. Чтобы я её у себя поселил, а меня потом как промежуточного хозяина ликвидировали? Благодарю покорно! Трутовик. Ну и как, тоже купоросом? Лишайник. С ней купоросом бесполезно. Экономочески нецелесообразно. Выгнал наутро и всё. Правда очень возмущалась! Трутовик. Ещё бы ...И кем же была следующая? Лишайник. О, настоящая колдунья. Сначала она околдовала меня, а потом принялась злодействовать. Звали её Спорынья. В раме появляется Спорынья. Её тёмно-фиолетовое одеяние сильно смахивает на одежду средневекового алхимика. Она обаятельно улыбается. Звучит полонез. Лишайник подходит к Спорынье. Приглашает её на танец. Они танцуют. Лишайник. И как было не восхищаться этой грацией и красотой? А родословная! Предки известны ещё со времён древнего Египта. Танец заканчивается. Спорынья подходит к столику с напитками и наполняет два бокала. В один незаметно для Лишайника всыпает белый порошок и подаёт бокал. Лишайник выпивает и почти сразу хватается за голову. Лишайник. Но со времени её появления в доме со мной стали твориться странные вещи. (В изнеможении опускается на краю сцены). Меня стали преследовать видения... Свет на сцене гаснет. Через некоторое время луч прожектора освещает Спорынью. Она у стола, заставленного различными колбами, ретортами, змеевиками. В колбах всё бурлит, идут реакции, временами появляются клубы дыма. Спорынья увлечена. Второй луч выхватывает из темноты фигуру женщины в костюме француженки конца X века. Француженка (горестно). Бедный Лимож! Год 994-й принёс столько горя нашему городку! Ужасные бедствия распространились среди людей, скрытый огонь, съедающий конечности и тело! Горе нам, горе! Почти всё население вымерло, даже чума и холера не приносили столько опустошения, а что ждёт нас впереди - одному Богу известно! Сцена вновь затемнена. Спорынья продолжает колдовать над приборами. Спорынья. Две неразлучные сестры: То Рожь и Спорынья, Где ждёте в поле урожай - Там прорасту и я! Луч прожектора освещает на сцене две новые фигуры. Это, стоящие на коленях, отец и сын, оба в монашеском одеянии. Оба страстно молятся. Отец. Молись, сынок, святому Антонию. Это он сотворил чудо - спас тебя от верной гибели. Мне не жалко расставаться со своим богатством., я дал обет: в случае твоего исцеления всё передам в госпиталь при монастыре. Я и сам постригусь в монахи и буду до конца дней своих благодарить Господа нашего и святого Антония за сотворённое чудо... Сцена вновь затемняется. Только Спорынья делает своё дело. Спорынья. Пылинкой малой опущусь На нежный цветок ржи, А осенью, взамен зерён Взойдут мои рожки. На сцене освещена фигура папы римского Урбана II. Урбан II. Мы, папа Урбан II , милостью, данной нам от Бога, объявляем в году 1095 от рождества Христова об основании ордена святого Антония, дабы привести под покровительство сего святого и защитить тем людей, страдающих болезнью, именуемой “злые корчи”. Сцена вновь затемняется. Спорынья. И вместе со ржаной мукой Я в дом ваш попаду, Тогда спастись уже невмочь От злых и страшных корч! Музыка звучит всё громче и громче. По сцене мечутся лучи прожектора и тени людей, слышны завывания, хохот. Всё напоминает шабаш, посреди которого царствует Спорынья. Лишайник медленно начинает приходить в себя. Всё постепенно стихает и вскоре на сцене ничто не напоминает о предыдущем ужасе. Лишайник. Что это было? То ли во сне, то ли наяву? (Оглядывается). Где это я? Кажется дома, а мерещилось мрачное средневековье... Постой, постой... А жёнушка-то моя, оказывается, настоящая отравительница! Ну погоди, я тебе устрою шабаш! Я тебе покажу как людей травить! Лишайник убегает за кулисы. Слышен грохот, звон разбитого стекла, крики, проклятия. Вскоре Лишайник вытаскивает на сену упирающуюся Спорынью. Лишайник. Иди, иди, ведьма. Спорынья. Нет, вы только посмотрите, за какого идиота мне довелось выйти замуж! Лишайник. И я же ещё идиот? А ты - отравительница! Какой ты там наркотик-то синтезировала? Спорынья (в зал). Этот болван разбил мне всю лабораторию! Лишайник. Ещё бы не разбить! Чтобы я у себя дома позволил всякую отраву производить! Спорынья. Да ты понимаешь, что ты натворил, неуч! Да знаешь ли ты, что я сейчас вообще большая редкость? Лишайник. Ну да, редкость. Признавайся, скольких ты людей на тот свет отправила, редкость? Спорынья. Ну когда это было? В тёмном средневековье! А сейчас меня люди специально разводят. Слышишь ты или нет? Специально ржаные поля мной заражают и собирают не ржаные зёрна, а мои склероции! Лишайник (озадаченно). Это ещё зачем? Спорынья Книжки надо читать, неуч. Любой яд - это и лекарство. Всё зависит от дозы. Вот и лизергин, который я произвожу, с одной стороны галлюцинации вызывает и корчи, если передозировать, а с другой - обладает сильным нейрорегуляторным действием, незаменим в акушерской практике и... Да кому я всё это объясняю? Неуч необразованный! Всё, с меня хватит, ухожу и навсегда! Спорынья, гордо вскинув голову, покидает сцену. Лишайник растерянно смотрит ей вслед. Затем подходит к Трутовику. Лишайник. Вот так и закончились мои любовные похождения. Одну я отравил, другую выгнал, а третья меня бросила. Трутовик. Знаешь, что я тебе скажу, друг. Не по Сеньке ты шапку примерял. Лишайник. Как это? Трутовик. Ты вот кого всё примечал? Красивых, да ярких, известных да эффектных. А тебе кто в доме нужен? Работница, да скромница, труженица, да умница. Лишайник (пригорюнившись). Да где такую сыщешь? Трутовик. Если поискать, то всё можно найти. В раме появляется Настоящая. Одета в русский сарафан, кокошник, с длинной русой косой. Герои берутся за руки и под заключительные аккорды кланяются. ЗАНАВЕС КОНЕЦ. ПРИЛОЖЕНИЕ-ПОЯСНЕНИЕ о действующих лицах (для биологов и не очень) ЛИШАЙНИКИ - “растения-сфинксы”. Состоят из двух организмов - гриба (чаще всего сумчатого) и зелёной водоросли или цианобактерии. Отношения между грибным и водорослевым компонентом непростые и до сих пор находятся под пристальным вниманием учёных. ФИТОФТОРА - микроскопический гриб-паразит из класса оомицетов. Вызывает картофельную гниль. Основной способ борьбы - выведение фитофтороусто1йчивых сортов картофеля. Однако существует много штаммов гриба, поэтому до сих пор не удалось вывести ни одного сорта картофеля, который был бы устойчив ко всем штаммам. РЖАВЧИНА - болезнь, вызываемая ржавчинными грибами отдела Базиди-омицетов. Жизненный цикл стеблевой ржавчины злаков характеризуется сложной сменой хозяев, в числе которых есть и барбарис. СПОРЫНЬЯ - заболевание злаков, вызываемое грибом Claviceps purpurea Образует склероции, известные под названием “спорынья”, на месте завязи. Спорынья содержит алкалоиды, близкие к галлюциногену ЛСД; при попадании в пищу вызывает болезнь, известную под названием “антонова огня” или “злых корч” - эрготизм. В некоторых случаях приводит к летальному исходу. В наше время, в связи с высокой очисткой зерна, болезнь практически сведена на нет. Склероции же гриба специально разводят для получения из них сырья для производства медицинских препаратов. © Смелова В.Г., 1996 г. Охраняется законом РФ об авторском праве. При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна. Опубликована: • Биология (предметное приложение к газете «Первое сентября»). – 1997. - № 6. – С. 2–4. • Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии: Учебно-методическое пособие: В 2-х ч. Ч.2. Программы факультативных курсов. - Салехард: ЯНАОИУУ, 2001 – С. 8–21. • Игры на обобщающих уроках ботаники. Методическое пособие / В.Г. Смелова. – М.: Издательство «Первое сентября», 2005. – С. 22–30. | |
Просмотров: 2372 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|