Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии В.Г.Смелова «О ЧЕМ ЖУЖЖИТ ПЧЕЛА?» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЗООЛОГИЯ - МУЗЫКА О ЗВУКАХ В ЖИЗНИ НАСЕКОМЫХ Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с миром звуков насекомых, ввести понятие звуковой сигнализации и показать ее значение в жизни насекомых. Развивающие: развивать у детей способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства; продолжить формирование навыков выстраивать логические цепочки. Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому миру нашей планеты. Оборудование: изображения кузнечика, сверчка, комара, пчелы, шмеля, бабочки мертвая голова, цикады и других насекомых; - портрет Н.А.Римского-Корсакова; книга “Зоологические экскурсии” М.А.Римского-Корсакова; - термины для проведения урока; красные и синие кружки каждому; - фортепиано (музыкальный центр), магнитофон, запись фонограмм; - музыкальные отрывки: С.В.Рахманинов “Этюд-картина”; Н.А.Римский-Корсаков “ Полет шмеля” ( опера “Сказка о царе Салтане”); Ф.Мендельсон “Сон в летнюю ночь”, симфоническая увертюра ; “Камаринская”, русская плясовая, “Четыре таракана и сверчок”, итальянская народная песня, обр. А.П. Долуханяна; - фортепиано, запись фонограмм, магнитофон. Ход урока. 1.Организационный этап. Учащиеся входят в кабинет под исполнение прекрасной музыки С.В.Рахманинова. Головы девочек украшены венками из цветов. 2. Подготовка к активному усвоению нового материала. Постановка проблемного вопроса: Какую музыку вы сейчас услышали? Это тяжелые холодные краски зимы или легкие светлые краски лета? Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что это прекрасный летний луг. Но летний луг был бы нем без звуков живых существ, его населяющих. Какие животные живут на лугу? (В основном насекомые). Учитель сообщает о том, что сегодняшним уроком заканчивается изучение этого самого многочисленного класса животных. 3.Постановка проблемных вопросов. Какие насекомые по какой причине и каким образом издают звуки? На доске помещаются ключевые вопросы: кто? чем? зачем? 4.Изучение нового материала. Изучение нового материала состоит из двух смысловых блоков: А. Музыкальный спектакль “О чем жужжит пчела?” Б. Обсуждение увиденного. А. Разыгрывается спектакль. (см. Приложение 1) Перед спектаклем учитель погружает весь класс в действо: школьный кабинет - это луг, девочки - цветы, мальчики - насекомые. Б. Учащиеся с помощью учителя разбиваются на творческие группы: “Энтомологи”, “Систематики”, “Физиологи”, “Этологи”, “Языковеды”. Каждая группа получает творческое задание и набор заранее отпечатанных терминов и слов. 1.”Энтомологи” - отобрать из насекомых, помещенных на магнитной доске, изображения только тех, кто издает звуки. 2.”Систематики”. Определить систематическую принадлежность того или иного вида насекомых. (Термины перепончатокрылые, двукрылые, прямокрылые и т.п.) 3.”Физиологи”. Объяснить каким образом тот или иной вид насекомых издает звуки. (Слова крылья, жужжальца, голова, живот, и т.д.) 4.”Этологи”. Объяснить причину звуковой сигнализации того или иного вида насекомых. (Слова самка, территория, корм, опасность, охрана и т.п.) 5.”Языковеды”. Подобрать подходящий глагол, обозначающий звук того или иного вида насекомых. (Глаголы жужжит, сверчит, поет, кричит, стрекочет и т.п.) По ходу выступления представителей каждой группы на магнитной доске составляется сравнительная таблица. (см. Приложение 2). Двум учащимся предлагается сделать сообщение о насекомых, которые не вошли в спектакль, но тоже используют звуковую сигнализацию в своей жизни. Цикады. Цикады относятся к отряду Равнокрылые. Это сосущие насекомые с неполным превращением, передние и задние крылья которых одинаковой твердости (отсюда и происходит их название). Цикады известны прежде всего тем, что они - самые громкие музыканты среди насекомых, играющие джаз-металл, хэви и другие пронзительные произведения, которые напоминают то звук циркулярной пилы, то резкие свистки паровоза, то монотонно звенящие трансформаторы электрического тока... Древние греки обожали пение цикад, а римляне, наоборот, терпеть не могли - затыкали уши. Цикады, как музыканты, от рождения не скрипачи, как кузнечики и сверчки, а барабанщики. Их звуковые органы, своего рода барабаны, находятся внутри тела, в брюшке. Это пара больших, снабженных резонаторами барабанных перепонок. Цикада не бьёт палочками по этим перепонкам, а вибрирует ими при помощи мышц, совершая до 600 колебаний в секунду. Вот эти молниеносные колебания-щелчки и слышны как металлический звон цикад. Они так громки потому, что многократно усиливаются большими воздушными полостями. Бабочка мертвая голова. Эта бабочка - единственный представитель отряда Чешуекрылые, издающий звуки. Она умеет петь, точнее - кричать. Французский физик и натуралист Реомюр в XYIII веке пришел к выводу, что крик рождается во рту бабочки (а не возникает при трении лапок и крыльев), но каким именно образом - установить не смог. Загадку удалось решить лишь совсем недавно. Оказалось, что по сравнению с другими насекомыми у мертвой головы очень сильно развит вырост тонкой гибкой хитиновой пленки на внутренней поверхности верхней губы. Он подобен настоящей небной занавеси и снабжен мышцами, которые его поднимают и отпускают. Именно этот вырост - эпифаринкс - принимает самое непосредственное участие в образовании звуков, выполняя ту же роль, что и наши голосовые связки. Когда крик бабочки был проанализирован с помощью специальных приборов, выяснилось, что он состоит из двух частей. При втягивании воздуха через хоботок в глотку хитиновый вырост начинает вибрировать - возникает низкий звук. Но вот бабочка выпускает воздух, эпифаринкс приподнимается, и звучит пронзительный писк. Все это вызывало мистический ужас перед бабочкой у жителей разных стран. Сведения о цикаде и бабочке мертвая голова так же вносятся в таблицу. 5. Закрепление изученного. При помощи красных кружков “нет” и синих “да” учащиеся отвечают на вопросы учителя. 1. Энтомология - это наука, изучающая насекомых. (+) 2. Все насекомые издают звуки. (-) 3. Кузнечики издают звуки при помощи ног. (-) 4. Орган слуха кузнечиков находится на голенях передних ног. (+) 5. Звуковая сигнализация помогает насекомым ограничивать территорию, находить самок, предупреждать об опасности. (+) 6. Музыкальная картинка “Полет шмеля” была написана М.И.Глинкой 7. “Камаринская” - русская народная плясовая. (+) 8. Шмели хорошо слышат. (-) 9. Самый тонкий писк у комаров-звонцов. (+) 10.Насекомые - самый многочисленный класс животных. (+) 6.Задание на дом. Прослушайте музыкальный отрывок. Что вы услышали? Попробуйте выразить ваши чувства небольшим сочинением или картиной. Звучит отрывок из симфонической увертюры Ф.Мендельсона “Сон в летнюю ночь”. Литература: 1. 100 опер. История, сюжет, музыка.- Л.: Музыка, 1968 г. 2. Галацкая. Музыкальная литература зарубежных стран - М.: Музыка, 1977 г. 3. Зарубежная литература. Пособие для факультативных курсов в старших классах.- М.: Просвещение, 1972 г. 4. Музыка. Большой энциклопедический словарь - М.: Большая российская энциклопедия, 1998. 5. Акимушкин И. Мир животных. - М.: Мысль, 1993 г. 6. Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. - М.: Наука, 1986 г. 7. Жукова Н. Часы занимательной биологии - М.: Просвещение, 1973 г. 8. Козлов М. Не просто букашки – Чебоксары.: Чувашское кн. изд-во, 1991 г. 9. Морозов В. Занимательная биоакустика. - М.: Знание, 1987 г. 11. Стишковская Л.Л. О чем говорят животные. - М.: Агропромиздат, 1989 г. 12. Фабр Ж.-А. Нравы насекомых. - М.: Терра, 1993 г. 13. Халифман И. Шмели и термиты. - М.: Дет. лит., 1988 г. 14. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Т. 1. - М.: Просвещение, 1968 г. Приложение 1 О ЧЁМ ЖУЖЖИТ ПЧЕЛА? МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА О ЗВУКАХ В ЖИЗНИ НАСЕКОМЫХ Действующие лица: Кузнечик - маленький скрипач. Сверчок - несчастный погорелец. Комар - залихватский плясун. Шмель - обстоятельный трудяга. Пчела - великая труженица. Под звуки музыки Рахманинова раскрывается занавес. Сцена ярко освещена. На ней декорации летнего, залитого солнцем луга. “Этюд- картина” Рахманинова создаёт ощущение прекрасного летнего утра. Постепенно всё сильнее звучит скрипка и на сцене появляется Кузнечик. Он во фраке, при бабочке, в руках скрипка. Главный герой играет и поёт: Кузнечик. Маленький кузнечик До полудня спал, С полудня до вечера На скрипочке играл. Не кричал, не плакал И слов не говорил - По зелёной скрипочке Травиночкой водил. Хор. Ла-ла-лу-ла-ла, ла-ла-лу-ла По зелёной скрипочке Травиночкой водил. Кузнечик опускает скрипку, где-то вдалеке продолжает звучать прекрасная музыка. Кузнечик. Как хорошо утром на лугу! Душа поёт! А какая вокруг звучит музыка, сколько разных звуков! (Прислушивается.) Вот стрекочет цикада... Такая кроха, а какой силы и чистоты звук! Вот сосед старается - территорию свою охраняет. Да зря старается - мне чужого не надо, свою бы защитить. (Вновь прислушивается). А вот, кажется, пчела пролетела, гудит о чём-то своём. А о чём жужжит пчела? Вот бы узнать! Звуки луга постепенно меняются на звуки итальянской народной песенки “Четыре таракана и сверчок”. На сцене появляется Сверчок. У него довольно-таки плачевный вид: фрак измят, манжеты обгорелые, манишка сбита на бок, лицо закопчённое. В руках старенький потрёпанный чемодан и скрипка в футляре. Кузнечик (обрадовано). А вот и соратник по цеху пожаловал, у него-то мы сейчас и спросим, о чём жужжит пчела. (Приглядывается). Что-то вид у него как после пожара. Братец, Сверчок, что это с тобой приключилось? Сверчок (огорчённо). И не спрашивай! Дед мой совсем ошалел - пиротехником решил стать под старости лет. Хор. Глянул мой дед сердито И перед тем как лечь, Взял он и динамитом Разворотил всю печь. Утром старик задумал Мусор убрать в углу, а там... Весёлая компания на камушках сидит, И распевая песенку усами шевелит, Ужасный взрыв перенесли как ласковый щелчок Четыре неразлучных таракана и сверчок! Кузнечик. Да, видно так ты его своей музыкой довёл, что нервы у старика сдали. Надо было потише петь. Сверчок. Да как же тише? Будешь тише, так под печку к деду, глядишь ещё кто-нибудь из собратьев по виду заявится. А так всем претендентам на чужую территорию слышно - занято! Кузнечик (насмешливо). Зато теперь ни печки, ни проблемы территориальной враз и не стало. И куда же ты теперь? Сверчок. А я в Японию подамся! Там не то что здесь, там нас, сверчков, держат в домах в специальных бамбуковых клеточках, потому что считается что мы счастье в дом приносим. Да и в России испокон веку плохой приметой было прогонять нас из дому. Кузнечик. Это тебе дед какой-то неправильный попался. Да, я у тебя спросить хотел, ты не знаешь, о чём жужжит пчела? Сверчок (горестно). Не знаю. Не до этого мне - ни кола, ни двора, без дома я, бедолага, остался. Пойду угол какой-нибудь тёплый искать. Кузнечик. А ты здесь, на лугу оставайся. Тут поблизости уже один сверчок норку вырыл. По вечерам его очень хорошо слышно. Сверчок. Да ты что? Я - сверчок домовый, а в соседях у тебя - сверчок полевой. Мне без человека никак нельзя. Синантропный я вид. Кузнечик. Какой, какой? Сверчок. Синантропный - совместно с человеком обитающий. Пойду, пожалуй, крышу себе искать. Кузнечик машет вслед Сверчку. Издалека сначала тихо, потом всё громче и громче звучит “Камаринская”. На сцене, вприсядку, появляется Комар. Кузнечик сначала притопывает в такт музыке, потом, не выдержав, тоже пускается в пляс. Вдоволь наплясавшись, герои устало опускаются на краю сцены. Кузнечик (запыхавшись). Вот это музыка! Сколько удали, да веселья - ноги сами в пляс пошли. Комар (горделиво). Ещё бы - русская народная плясовая, да в честь меня, комара, названная. Кузнечик (немного насмешливо). Видно, здорово ты народу летними вечерами поднадоел, раз они плясовую в честь тебя назвали. Комар. Да это не я, а наша прекрасная половина к людям пристаёт, мы-то сами вегетарианцы - нектаром цветочным питаемся. Кузнечик. Но насколько точно оркестр народных инструментов твой писк передаёт! Комар. А потому, что самые высокие инструменты звучали - рожок, свирель, жалейка. Кузнечик. Слушай, Комар, я тут решил разобраться, кто, чем и зачем на нашем лугу сверчит, жужжит и пищит. Вот я, например, скрипач. У меня на одном крыле перепонка имеется - тимпан, а на другом смычок - толстая зазубренная жилка. Сверчок тут недавно проходил, так он тоже скрипач, только я - левша, а он - правша. А ты чем пищишь? Комар. Как это чем? Крыльями, конечно. Настоящий комар не был бы сам собой без писка. Кузнечик. А почему звук такой высокий получается? Комар (рассудительно). А это потому, что крылья очень часто вибрируют. Вот сравни - бабочка-капустница 5 взмахов крыльями в секунду делает. Слышно её? Кузнечик. Не слышно. Комар. Шмель: 120-140 взмахов. Какое у него гудение? Кузнечик. Низкое, на до или до диез. Комар. Правильно. Жуки гудят на ре, пчела на си, а мы делаем до 600 взмахов в секунду и получается фа диез. Правда самые высокие звуки среди нашего комариного племени издают комары-дергунцы. Они и крыльями часто машут - до 1000 взмахов в секунду и ещё у них особые барабаны есть, расположенные у отверстий дыхательных трубочек - дыхалец. Поэтому самые высокие и резкие тона получаются. Кузнечик. Понятно. А для чего вам ваш писк понадобился? Комар. Как это для чего? А подружку как найти или там соплеменника. Звуковая сигнализация великая вещь. По звуку мы всё определяем - кто на свидание летит, кто на обед, а кто и от опасности крылья делает. Кузнечик. Как это? Комар. А так, звуки-то все разной высоты и громкости. Если в лесу пожар случается и собратья от него удирают, то крылья работают на предельной скорости, стало быть и звук они производят особый, отличный от любого другого комариного писка. А мы в звуках прекрасно разбираемся. Кузнечик. Надо же как ты всё интересно рассказываешь, а я вот ещё у тебя спросить хотел... Комар (перебивает). Извини, друг, некогда мне, пора уже лететь. Пока! Комар улетает. Кузнечик снова остаётся один. Кузнечик. Эх, не успел у него спросить про пчелу. А он наверняка знал, о чём она жужжит, такой умный, образованный Комар попался. Звучит “Полёт шмеля” Римского-Корсакова. На сцену влетает Шмель. У него очень озабоченный вид, он деловито перелетает с цветка на цветок, не обращая внимания на Кузнечика. После нескольких неудачных попыток остановить Шмеля, Кузнечик попросту сталкивается с ним. Оба падают. Кузнечик (потирая лоб). Уф, еле тормознул тебя, приятель. Шмель (угрожающе). И совершенно напрасно, приятель. (Медленно поднимается с пола). Я тут, понимаешь, делом занят, нектар собираю, а всякие бездельники, которым наскучило на лугу сидеть и песенки распевать, ещё тормозить меня будут по пустякам? Кузнечик (миролюбиво). Да я не по пустякам, я спросить хотел... Шмель (не слушая). Спрашивальщик ещё нашёлся! (Собирается уходить). Кузнечик (вслед). Да я про музыку хотел спросить. Шмель (оборачиваясь), Про какую ещё музыку? Кузнечик. Да вот хотя бы про ту, которая сейчас звучала. Шмель. Вот невежда! Да это же знаменитый “Полёт шмеля” известного композитора-сказочника Римского-Корсакова. Кузнечик (уважительно). Ну надо же, такой великий композитор и вам, шмелям, музыкальную пьесу посвятил? Шмель (горделиво). А кому же ещё? Уж не вам ли, скрипачам зелёным? Да и сыну надо было помочь. (Снова собирается уходить). Кузнечик. Какому сыну? Шмель (раздосадовано). Какому-какому, своему, конечно, Михаилу Николаевичу Римскому-Корсакову, известному русскому энтомологу. Это сейчас его почти никто, кроме специалис-тов не знает, а в начале века его книга “Зоологические экскурсии” была известна каждому натуралисту. Кузнечик. А как же композитор мог энтомологу помочь? Шмель. Да очень просто. Написанная им музыкальная картинка помогла впоследствии Михаилу находить гнёзда шмелей, настолько точно был передан композитором тембр звука, издаваемого нами при полёте. Да заболтался я с тобой, лететь надо, солнце уже высоко. Летний день год кормит. Шмель улетает. Кузнечик задумчиво бродит по лугу. Потом берёт скрипку и начинает играть. Кузнечик. Прилетела села важная пчела, Музыканта маленького слушать начала. Он отставил ножку и, отдав поклон, Заиграл на скрипочке “Летний сон”. Хор. Ла-ла-лу-ла, ла-ла-лу-ла, Заиграл на скрипочке “Летний сон”. Звучит прекрасная музыка Мендельсона “Сон в летнюю ночь”. Под её звуки на сцене появляется Пчела. Кузнечик (обрадовано). Пчёлка, наконец-то! Только не улетай, пожалуйста, не торопись, мне очень-очень хочется с тобой поговорить! Пчела. Хорошо, малыш, давай поговорим, но не очень долго, утро чудесное, солнечное, ты знаешь, мне надо трудиться. Кузнечик. Я всё хотел спросить, о чём ты жужжишь? Пчела. О многом. Мы, пчёлы, насекомые общественные и для нас звуковая сигнализация очень важна. Кузнечик. И всё же, о чём? Пчела. Главное в нашей жизни - работа. Стало быть и жужжим как правило о работе. Да вот тебе пример. Большинство пчёл - великие труженицы. Но есть среди нас и тунеядцы, любители лёгкой жизни. Им не нравится, перелетая с цветка на цветок собирать по крупицам нектар, трудиться с утра до вечера. Куда проще и легче забраться в чужой улей и унести добычу, собранную тружениками. Кузнечик. Так это же настоящий грабёж! Пчела. Да, самый настоящий. Причём эти бездельницы очень похожи на рабочих пчёл. Многих они могут обмануть, но только не пчёл-сторожей, которые дежурят у входа в улей. Вот здесь жужжание и помогает. Кузнечик. А как можно отличить грабительницу от труженицы? Пчела. По звуку. Пчела, летящая налегке, машет крыльями чаще и звук получается высокий, а летящая с грузом крыльями машет реже - тяжело ей, вот и гудение получается чуть ниже. Сторожа по звуку и определяют - кто рабочая, обременённая взятком пчела, а кто - разбойница, любитель лёгкой наживы. Первых сторожа пропускают в улей беспрепятственно, вторых гонят прочь. Кузнечик. Как в этом мире всё разумно! Пчела. Звуки - не только пароль при входе. С помощью звука пчела-разведчица сообщает жизненно-важные для всего улья сведения. Например, как далеко от улья находятся обнаруженные разведчицей цветы. Кузнечик. А я слышал, что пчёлы сообщают об этом танцами и запахом. Пчела. Этого недостаточно. С помощью химического языка не всё можно передать. Треском же крыльев можно передать и расстояние до нектара и количество найденной еды. Кузнечик. Спасибо тебе, Пчёлка, за рассказ. И вам, ребята, спасибо, что всё внимательно выслушали. Велика роль звуков в жизни насекомых, прекрасен мир, в котором мы живём. Вся наша планета - огромный зелёный луг, который нужно охранять и беречь! Все герои выходят на сцену. Кузнечик заканчивает свою песню. Кузнечик. Золотистым кругом света и тепла Над зелёным лугом музыка плыла, Музыка звучала и, забыв дела, Головой качала важная пчела. Все. Ла-ла-лу-ла, ла-ла-лу-ла, Головой качала важная пчела. А кузнечик маленький на скрипочке играл, Словно всем по горсточке счастье раздавал. Не кричал, не плакал и слов не говорил, По зелёной скрипочке травиночкой водил. Ла-ла-лу-ла, ла-ла-лу-ла, По зелёной скрипочке травиночкой водил. КОНЕЦ. Приложение 2 КТО? Комар, комар-звонец ОТРЯД Двукрылые ЧЕМ? Крылья, + дыхальца ЗВУК пищит ЗАЧЕМ? предупреждение об опасности, сигнал о наличии корма, привлечение самок КТО? Кузнечик, сверчок ОТРЯД Прямокрылые ЧЕМ? Крылья (типан + жилка ) ЗВУК Сверчит, стрекочет ЗАЧЕМ?Привлечение самок, ограничение территории, предостережение соперникам, тоска (самка ушла) КТО? Шмель, пчела ОТРЯД Перепончатокрылы ЧЕМ? Крылья ЗВУК Жужжит, гудит ЗАЧЕМ? Побудка, летная погода, час сбора корма, предостережение чужим, сигнал о перегреве гнезда, вентиляция гнезда, перекличка, опознавание чужих КТО? Цикада ОТРЯД Равнокрылые ЧЕМ? Брюшко, + мышцы ЗВУК Стрекочет ЗАЧЕМ? Привлечение самок, ограничение территории КТО? Бабочка Мертвая голова ОТРЯД Чешуекрылые ЧЕМ? эпифаринкс, небная занавес + мышцы - губа ЗВУК кричит (поет) ЗАЧЕМ? Привлечение самок? © Смелова В.Г., 1994 г. Охраняется законом РФ об авторском праве. При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна. Опубликована: Активизация учебного процесса на уроках биологии. Сборник 2 – Волжск, 1995. – С. 24–29. Образование в современной школе. – 2001. - № 9. – С. 61–64. Биология в школе. – 2003. - № 6. – С.. 33–37. | |
Просмотров: 3828 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|