Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии В.Г.Смелова О ПРЕКРАСНОЙ АЛЁНУШКЕ Интегрированное учебное занятие по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» Задачи: - способствовать развитию целостных представлений о неразрывной связи природы и человека; - воспитывать чувство прекрасного через общение с шедеврами живописи. Оборудование: картина В.М.Васнецова «Алёнушка», эскизы к картине – этюд сидящей девочки (1880) и «Пруд в Ахтырке» (1880); Биологический энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1986; Жизнь животных. Т.6. Птицы.- М.: Просвещение, 1989; Фауна мира. Т.2. Птицы. – М.: Агропромиздат, 1991; Растения и животные. Руководство для натуралиста. - М.: Мир, 1991 г. Алан Пиз. Язык телодвижений. Нижний Новгород.: Ай Кью, 1992. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: 1.Настрой. Звучит распевная русская народная мелодия. Учитель читает стихи. Присела девочка на берегу пруда, Коса распущена, оборвано платьишко, Босые ноги леденит холодный камень, На руки детские поникла голова… Какая ж приключилась с ней беда? Иль злая мачеха прогнала на ночь глядя? Иль потеряла братца-непоседу – По лесу долго бегала, кричала, Присела отдохнуть, а встать не может – Тяжёло горе, не даёт подняться. И лес притих. Умолкли птицы, Осинки перестали трепетать, Вода застыла – ни кругов, ни звука, Всё сторожит Алёнушки покой. 2.Вводное слово учителя. Ребята, перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Вам хорошо знакомы его картины, такие как «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Иван Царевич на сером волке» и другие. Он был не просто в числе первых художников, обратившийся к сюжетам русского фольклора. Он первый из мастеров станкового искусства сумел передать былинно-сказочные сюжеты в духе, соот-ветствующем художественным особенностям сказок и былин. Но сегодня мы обратимся к произведению, которое сильнее всего отразило веру в благо-творно-преобразующее воздействие искусства и красоты. Это «Алёнушка». Летом 1880 года Виктор Михайлович жил в деревне Ахтырка, в нескольких верстах от Абрамцева. Он начинает писать пейзажные этюды, передающие грустное состояние природы. Вскоре появляется эскиз, сделанный маслом, - босоногая крестьянская девочка , сжавшись комочком, сидит на камне у воды. За спиной её – тёмное пятно леса. Так постепенно рождалась великая картина Васнецова. Художник тщательно, неторопливо разрабатывал первоначальный замысел, не меняя в нём главное: образ Алёнушки, который возник в его воображении задолго до окончании работы. Летом 1881 года после многочисленных набросков и эскизов В.М.Васнецов приступил к работе над одним из самых своих задушевных и проникновенно-лирических произведений. Он закончил картину зимой 1881 года в Москве и отправил на очередную Передвижную выставку. Пленившее имя дано им девушке, олицетворяющей образ едва ли не всех героинь русского фольклора. «Так глубоко выразить душу, так поэтично представить тип – для этого нужен талант художника», - писала критика о картине. Но никто не заметил того нового, что ввёл Васнецов в русское искусство своей «Алёнушкой». 3.Постановка проблемы. Давайте же вместе, поработав над анализом картины, постараемся ответить на вопрос: КАКОЕ ОТКРЫТИЕ СОВЕРШИЛ ХУДОЖНИК, НАПИСАВ ПОЛОТНО? 4.Организация работы в группах. Класс делится на группы: «Экологи», «Орнитологи», «Живописцы», «Психологи». Каждая группа получает определённое задание на карточках (см.ПРИЛОЖЕНИЕ) и приступает к работе. 5.Обсуждение итогов работы. 6.А. Выступление «Экологов». Вывод: Природа на картине тоскует вместе с Алёнушкой, добавляя картине «настроение трепетной скорби». Вода тёмная, стоячая – нет движения. Заросли осоки в тёмной воде будто оберегают Алёнушку от неверного шага. Охраняют её и молодые ели, стоящие за ней дозорными. Как поётся в народной песне : «Горе за мной идёт, вослед грозит:» Порублю я, посеку все тёмные леса, а найду тебя, горемычную!». 6 Б. Выступление «Орнитологов». Вывод: Художник неслучайно выбрал ласточек для того, чтобы показать грусть девочки. «Ласточка» так ласково обращались на Руси к девушке. Обычно весело щебечущие, здесь своим молчанием птицы подчёркивают печаль Алёнушки. Просматривается и символизм в выборе птицы, чёрно-белой: белое – венчальное, чёрное – печальное. Свет бел, да люди черны. 6.В. Выступление «Живописцев». Вывод: В серебристо-дымчатой цветовой гамме картины слышится грустный напев: «Ахти горе, тоска, печаль великая».Но светлое небо за тёмным лесом вселяет надежду в светлое будущее. 6.Г. Выступление «Психологов». Вывод: Грустят вместе девочка, деревца, птицы на ветке, сливаясь в тихую задумчивую сказку. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России. 6.Вывод. Виктор Михайлович Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, что великолепно передано в народной поэзии. Природа здесь тоскует вместе с Алёнушкой, добавляя картине «настроение трепетной скорби». Столь художественно-поэтичный образ был нов для русской живописи. Сегодня на уроке мы совершили открытие: какими глубокими познаниями в области биологии, экологии, психологии, живописи должен был обладать художник, чтобы создать этот шедевр. 8.Задание на дом. Попробуйте написать небольшое сочинение-впечатление о картине. Литература: Мастера живописи. Виктор Васнецов. – М.: Белый город, 1999; Е.И.Кириченко. Русский стиль.- М.: Галарт, 1997. Источники иллюстраций В.М. Васнецов. Алёнушка // http://shteltn.ucoz.ru/vasnecovviktor/0_52bd4_1a6ad33c_XL.jpeg В.М. Васнецов. Пруд в Ахтырке // http://cs334.vkontakte.ru/u32451782/113220849/x_b1931529.jpg; http://www.kolyan.ru/images/584/rakurs/032.jpg В.М. Васнецов. Эскизы к картине «Алёнушка» // http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/59/334/59334094_YEtyud_sidyaschey_devochki.jpg; http://i080.radikal.ru/1003/fe/95948f176241.jpg ; http://s57.radikal.ru/i158/1003/01/b9bd8206d908.jpg Приложение Группа «Экологи» Для работы вам понадобится книга «Растения и животные. Руководство для натуралиста», с.57, 64, 66. ВОПРОСЫ 1. Какие биоценозы изображены на картине? 2. Почему пруд, а не речка, ручей? 3. Какие растения изображены на картине «Алёнушка»? 4. Какие растения изображены на эскизе «Пруд в Ахтырке»? 5. Почему художник заменил некоторые растения на основной картине? 6. Деревья на картине молодые или старые? Почему? 7. Какое время года? 8. Какое время суток? 9. Какая погода? ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ 1. Болото, пруд, на заднем плане – еловый лес 2. Стоячая вода – нет движения, печаль, безысходность 3. Рогоз остролистный, осока метельчатая, хвостник оБыкновенный (водяная сосёнка); осина, ель 4. Берёзки, в воде – кувшинка белая 5. Берёза – символ света, добра, надежды, осина – символ скорби, печали, дрожащие листы – страх, волнение; белые цветы кувшинки тоже вселяли надежду. Тёмные ели – символ надвигающейся беды. 6. Молодые, такие же как и Алёнушка 7. Начало осени – начали желтеть осины 8. Скорее всего ,вечер. Солнце едва видно. 9. Пасмурно. Грустно Группа «Орнитологи». Для работы вам понадобится следующая литература: 1)Биологический энциклопедический словарь. 2)Жизнь животных. Т.6. Птицы 3)Фауна мира. Т.2. Птицы. Вопросы: 1. Каких птиц изобразил художник на картине? 2. Как вы думаете, почему? Работа с литературой: 1.Откройте Биологический энциклопедический словарь на с. 312, найдите статью «Ласточковые». Прочитайте. Какой вид ласточек изображён на картине? (Судя по удлинённому туловищу, длинному раздвоенному хвосту, длинным острым крыльям, тёмному оперению спинной стороны и белому брюшку на картине изображена Деревенская ласточка или касатка) 2. Откройте Фауна мира. Т.2. Птицы. на с.225, найдите статью «Семейство Ласточковые». После прочтения вы должны ответить на вопрос: - Прав ли был художник, изображая птицу открытых пространств на опушке леса рядом с водоёмом? (Заселяют открытые пространства поблизости от пресноводных водоёмов – речные долины, побережья озёр, опушки лесов… - Ласточки – прекрасные летуны, значительную часть жизни проводят в воздухе. На землю они спускаются неохотно, предпочитая садиться на ветви деревьев, крыши строений, провода…) Вывод: ласточки могут находится на дереве рядом с пресноводным водоёмом) 3. Откройте Жизнь животных. Т.2. Птицы. на с.374, найдите статью «Семейство Ласточковые». Прочитайте. Ответьте на вопросы: - Сколько ласточек изображено на картине? Как вы думаете, почему? - Можно ли по птицам определить время года? (Ласточки – общественные птицы. В северных частях гнездового ареала в гнезде бывает одна кладка, обычно 4-6 яиц. После вылета из гнезда родители докармливают птенцов ещё несколько дней. Затем, ставшие самостоятельными молодые птицы собираются в большие стаи и в поисках пищи летают по приречным лугам, берегам озёр и болот. В сентябре численность ласточек увеличивается в отдельных стаях до тысячи и более, начинается отлёт к местам зимовок. Вывод: на картине изображена семья ласточек вскоре после вылета из гнезда; - время года – конец лета, но ещё не сентябрь.) - Ещё раз внимательно рассмотрите ласточек на картине. Что можно сказать о композиции этой группы? ( Из шести птиц четырёх художник изобразил отвернувшимися. Обычно ласточки приятно щебечут, свиркают, здесь – скорее всего, спят. Своим молчанием птицы подчёркивают печаль Алёнушки). 4. Почему именно ласточки (а не воробьи, вороны и т.д.) Откройте словарь В.Даля, возможно он вам поможет. ( Ласточка, Ластушка разгов. – ласковое обращение к женщине, девушке. Загадка про ласточку: Белое – венчальное, чёрное – печальное. Свет бел, да люди черны.) Группа «Живописцы» ВОПРОСЫ 1.Какой колорит выбрал художник для картины? 2. Как вы думаете, почему? 3. Как художник акцентировал внимание на Алёнушке? 4. Какова общая композиция картины? 5. Сравните эскизы к картине и окончательный вариант. Что изменилось? ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ 1. Все оттенки зелёного, преимущественно тёмного цвета 2. Зелёный – цвет спокойствия и умиротворения 3. Поместил на передний план; выделил цветом – более яркое пятно сарафана 4. Передний план – Алёнушка и пруд и задний план – тёмное пятно леса и серое небо 5. На эскизе – этюд сидящей девочки – не видно неба. На картине оно появилось, символизируя лучик надежды. На эскизе иная цветовая гамма в одежде девочки – тёмно-фиолетовое платье, на картине сарафан выделяется более ярким пятном Группа «Психологи» Для работы вам понадобится книга Аллана Пиза «Язык телодвижений», с.104. ВОПРОСЫ 1. Почему на картине изображена девочка (а не женщина, мужчина)? 2. Обратите внимание на позу девочки. Почему она сидит? Попробуйте проанализировать наклон головы, взгляд, позу рук, ног, причёску. 3. Обратите внимание на одежду. Что можно сказать по ней об Алёнушке? 4. Сравните эскиз к картине «Этюд сидящей девочки» и «Алёнушку». Что изменилось? 5. Почему художник внёс эти изменения в картину? ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ 1. Дети вызывают естественное чувство жалости. Мужчинам не свойственно показывать печаль и скорбь, это - удел женщин. 2. Голова склонилась на руки, волосы распущены – выражение скорби. Волосами как бы отгораживается от окружающего мира. Руки скрещены на коленях – руки-барьеры, тоже укрывают от всех. 3. Одежда старая, рваная. Разорван рукав, подол сарафана. Девочка очень бедная 4. На эскизе девочка смотрит прямо на зрителя, а на картине – в воду, погружена в себя. На эскизе у девочки почти новое тёмно-синее платье, на картине одежда сильно изношена. На эскизе девочка сидит на лугу в окружении яркой зелени травы и белеющих тут и там цветов, на картине – только тёмная гладь пруда. 5. Чтобы подчеркнуть скорбь девочки, вызвать у зрителя жалость и сострадание к ней © Смелова В.Г., 2002 г. Охраняется законом РФ об авторском праве. При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна. Опубликована: Биология в школе. – 2002. - № 6. - С. 63–66. Биология : предметное приложение к газете «Первое сентября». – 2003. - №№ 27-28, с.2. | |
Просмотров: 4790 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|