Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Весна, прекрасен птичий гомон! Урок-впечатление о сезонных явлениях в жизни птиц
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

В.Г. Смелова

«ВЕСНА, ПРЕКРАСЕН ПТИЧИЙ ГОМОН...»

УРОК - ВПЕЧАТЛЕНИЕ О СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЯХ В ЖИЗНИ ПТИЦ
(интегрированный урок зоология - мировая художественная культура)

Задачи урока:
Образовательные: конкретизировать знания учащихся о весенних явлениях в жизни птиц; познакомить с формами миграций; ввести в мир звуков, издаваемых птицами, познакомить с физиологией птичьего пения, выяснить его причины.
Развивающие: способствовать лучшему усвоению материала через мобилизацию эмоционального и чувственного восприятия нового.
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного через общение с миром музыки, живописи, литературы; воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.

Оборудование: изображение фрагмента звездного неба с созвездиями Лебедя, Орла, Ворона и др.;
- картины: В.В.Верещагин “Апофеоз войны”, А.К.Саврасов “Грачи прилетели”; В.М.Васнецов “После побоища Игоря Святославовича с половцами”; M.Врубель “Царевна-Лебедь”; B.Г.Перов “Утопленница”.
- музыкальные произведения: Л.В. Бетховен “Симфония Nо 6 (Пасторальная); В.-А. Моцарт “Симфония Nо 40 соль минор”, “Реквием (часть 7 “Слезная”); И. Глазунов “Весна” , симфоническая картина; С. Прокофьев “Петя и волк”; П.И. Чайковский “Лебединое озеро”, балет; “Кукушка”, детская пьеса; К. Сен-Санс “Умирающий лебедь”; “Карнавал зверей”; Й. Гайдн “Жаворонок”, А. Алябьев “Соловей”, романс.
- книга Г.Х. Андерсена “Редкие сказки”; пословицы, поговорки, загадки о птицах;
- фортепиано, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, эпидиаскоп;
- слайды с изображением птиц, весеннего леса и сада; фонограммы, видеозаписи.

Уроку предшествовал подготовительный этап, состоящий из:
- наблюдений за звездным небом в вечернее время;
- экскурсии в весенний лес с целью наблюдений за происходящими изменениями в пробуждающейся природе;
- класс был предварительно разбит на группы, каждая из которых получила свое название и задание:
“Фольклорная”: найти пословицы, загадки, поговорки о птицах;
“Поэтическая”: подобрать стихотворения весенней тематики;
“Мифологическая”: разыскать мифы и легенды о птицах, связанные с названиями созвездий;
“Художественная”: узнать о полотнах русских художников, связанных с птицами;
“Биологическая”: подготовить сообщение о миграциях и биологических особенностях птиц.

Ход урока:
1. Организационный этап. Учащиеся входят в кабинет под музыку: звучит отрывок из “Пасторальной” симфонии Л.-В. Бетховена.

2. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Друзья, сегодня у нас не совсем обычный урок. И проходит он не в нашем привычном кабинете биологии, а в кабинете музыки. Посмотрите внимательно на тему нашего сегодняшнего урока и ответьте мне на вопрос: как вы думаете, почему мы здесь?

Учащиеся. Высказывают свои суждения.

Учитель. Давайте познакомимся ближе с прекрасным миром пернатых, почувствуем его хрупкость и красоту через произведения живописи, литературы и музыки, узнаем больше о весенних явлениях в жизни птиц.

3. Подготовка к активному восприятию материала.
Учитель. Да , мы с вами заканчиваем изучение прекрасного мира пернатых и не случайно класс птиц изучают именно весной. Это первые, после капели предвестники весны. Пробуждается природа, наполняются живительным соком деревья - всюду жизнь! И птичий гомон с побеждающей силой приветствует возрождение. И в нас пробуждается что-то, что не высказать в прозе и хочется говорить стихами:
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.

“Поэтическая” группа. 1-й ученик: Уж тает снег,
бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!

2-й ученик На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны...

4. Изучение нового материала.
А. Звездное небо.
Учитель. Давайте вспомним нашу вечернюю экскурсию, когда мы отправились искать на звездном небе созвездия Лебедя, Орла... Как редко мы поднимаем голову вверх и обращаемся к звездам, но сколь притягательны они:
Помните, у Ломоносова: Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне - дна.
Вознеслись, благодаря человеку и его поэтичному отношению ко всему сущему и птицы на небо. Кому как не им летать! Есть на небе созвездия Райской Птицы, Тукана, Журавля и Павлина. Даже сказочная птица Феникс попала на небо. Но мы, к сожалению, не можем видеть эти созвездия, они на другой стороне - в Южном полушарии. Зато на нашем родном небе Северного полушария парят в звездной выси Млечного пути созвездия Лебедя и Орла. Особенно хорошо видны они летними ночами.
Обратимся к созвездию Орла. Самая яркая звезда этого созвездия - Альтаир. Знакомо вам это название? Вот послушайте, какая легенда вознесла Орла на небо.

“Мифологическая” группа. 1-й ученик. (Звучит “Токатта” И.-С.Баха).
Созвездие Орла, разумеется, связано с мифом о Прометее.
Когда в результате “дворцового переворота” Зевс взошел на Олимп и стал верховным правителем мира, боги установили, какие почести должны им воздавать смертные. Но люди, наученные сыном одного из свергнутых титанов Прометеем, стали хитрить, сжигая на алтарях худшие части жертвенных животных, а лучшие брать себе. За это Зевс лишил их огня, но Прометей похитил огонь у богов и вернул его людям. Разгневанный Зевс приковал Прометея цепями к одной из скал Кавказа и ежедневно посылал орла клевать печень титана, которая на следующий день отрастала вновь. Страшные мучения испытывал Прометей, но в конце концов он был освобожден из плена Гераклом.

“Биологическая” группа. 1-й ученик. Сообщение о биологических особенностях орла.
Подсемейство Орлы относится к отряду Соколообразные или Хищные птицы. Это сложное объединение крупных сильных птиц характерного орлиного облика с мощным клювом, крепкими лапами и большими острыми когтями. Большинство ведут типично хищный, агрессивный образ жизни - нападают на относительно крупную добычу, некоторые представители отчасти питаются и падалью. Самые крупные представители имеют длину тела до 110 см при размахе крыльев 2,5 - 2,7 м, масса 6-9 кг. Голос - характерный клекот.
Обитают на всех континентах. Гнездятся на деревьях, скалах и даже на Земле. В кладке 1-2 яйца. Добыча разнообразна, высматривают ее чаще всего в парящем полете, обычно с большой высоты, пользуясь исключительно острым зрением.

Учитель. Ребята, какая это птица? Да, сильная, могучая, с острым клювом и не менее острыми когтями - настоящая хищная птица. Символ власти, могущества. Наверное поэтому многие государства поместили Орла на свои гербы. А какие это государства?

Учащиеся. Россия, Польша, США (белоголовый орлан).

Учитель. Посмотрите на картину русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Он хорошо знаком вам по таким произведениям на былинно-сказочные сюжеты как “Аленушка”, “Богатыри”, “Три царевны подземного царства” и другим.
Перед вами “После побоища Игоря Святославовича с половцами”.

“Художественная” группа.
1-й ученик. Картина была написана в 1880 году. В ней художник изображает реально происходившее событие вопреки принятой в то время в исторической живописи жизненной достоверности. Он опирается на пронизанное эпичностью описание печально окончившейся для русского князя битвы в “Слове о полку Игореве”.
Пали полки Игоревы
Тут кровавого вина недостало
Тут пир окончили храбрые русские,
Сватов напоили
И сами полегли за Землю русскую.

2-й ученик. “После побоища...” - эпически величественное произведение. В основе своей батальная картина - малофигурна. Как в былине и сказке, здесь действует несколько данных крупным планом героев. Скорбь по павшим и представление о гибели множества русских и половецких воинов выражены символико-метафорически: изображением двух главных жертв побоища - могучего богатыря-витязя и прекрасного нежного княжича. Торжественное безмолвие картины не могут нарушить даже бьющиеся в воздухе над поверженными воинами орлы. Именно этих птиц художник выбрал, чтобы подчеркнуть силу, величие, героизм картины.

Учитель. И вновь обратимся к карте звездного неба. Взгляните как вытянув шею и широко раскинув крылья, летит вдоль Млечного Пути созвездие Лебедя.
Созвездие Лебедя большое и очень красивое; часть его, состоящая из ярких звезд, известна под названием Северный Крест. Как же Лебедь взлетел на звездное небо?
“Мифологическая” группа.
2-й ученик. Жила в Этолии красавица Леда. Зевс, плененный красотой Леды явился к ней образе лебедя, когда она купалась в Эвроте и от этого союза родились близнецы Кастор и Поллукс (по другой легенде красавица Елена, из-за которой разгорелась Троянская война). Древние греки считали, что в образе созвездия Лебедя запечатлен сам громовержец Зевс. Скрываясь от ревности своей жены Геры летит он на свидание к красавице Леде.

Учитель. Ребята, взгляните на картину “Царевна Лебедь” кисти великого Врубеля.
“Художественная” группа. 3-й ученик.
(Звучит “Лебединое озеро” П.И.Чайковского).
Гениального русского художника Михаила Александровича Врубеля влекли поэтические образы Пушкина. Прекрасная “Сказка о царе Салтане” и музыка Николая Андреевича Римского-Корсакова навеяли тему одного из самых поэтичных творений художника “Царевны-Лебедь”. В нем воплощена мечта о счастье, большом человеческом чувстве. Трогательный образ Царевны Лебедь прекрасен своей одухотворенностью. Бледное тонкое лицо с большими глазами полно задумчивости и нежной грусти. Потемневший простор моря, нависшие облака подчеркивают розоватый свет заката на поверхности белоснежных крыльев.

4-й ученик. В облике Царевны Лебедь Михаил Александрович изобразил свою любимую жену, известную певицу Надежду Ивановну Забелу. Когда художник впервые услышал ни с чем не сравнимый ее голос, ему показалось, что это голос его души. С этих пор одно лицо занимает все воображение Врубеля - лицо его жены Надежды Ивановны, о которой писали в конце прошлого века: “ Нет никаких слов описать то, что может сделать ваше волхование. Уйдешь из театра не знаю как - на ногах или на крыльях. И видишь, что все другое - и мужчины, и женщины, и небо, и дождь. Пойте же, пойте белый лебедь, радость и счастье не одного наболевшего сердца!”

Учитель. Вслушайтесь в звуки звучащей музыки. Это “Лебединое озеро” Петра Ильича Чайковского - первый, написанный великим композитором балет. Как точно прекрасные звуки, рожденные гением великого композитора, передают гордую красоту этих птиц. Драма героев, столкновение светлых и темных сил, боль разлуки, радость встречи, торжество над смертью. Только лебеди могут вызывать подобные чувства.

“Биологическая” группа. 2-й ученик. Сообщение о биологических особенностях лебедя.
Род Лебедь включает в себя всего 7 видов. Это крупные птицы с длинной шеей, относительно широкими крыльями. Окраска белая (иногда с черным) или черная с белым. Обитают в Евразии, Северной и Юной Америке. Во многие места вне ареала завезены человеком. Черный лебедь, обитающий в Австралии и Тасмании, интродуцирован в Новую Зеландию, где хорошо прижился. Лебедь-шипун полуодомашнен в Европе около 900 лет назад и используется как декоративная птица.
Лебеди населяют различные ландшафты, где есть озера с околоводной растительностью. Гнезда строят у воды или в воде, в кладке от3 до 6-7 яиц, насиживают оба члена пары 34-40 дней. Пары постоянны. Питаются в основном растительной пищей, собирая ее в воде на небольшой глубине.

Учитель. Тема лебедей настолько трогает людские души, что поэты, художники, композиторы не раз обращались к теме лебединой верности. Вспомните песню с таким же названием, написанную замечательным композитором Андреем Мартыновым.
Талантливого композитора Камилло Сен-Санса многие знают по его бессмертному “Умирающему лебедю”. Давайте еще раз насладимся исполнением этого танца великой Майей Плисецкой.
Демонстрируется видеофрагмент

Учитель. Ребята, вы убедились, насколько точно танцовщица передает пластику движений гордой, изящной птицы.
А как народ выражал свое восприятие лебедей?

“Фольклорная” группа. 1-й ученик. Шея лебединая, плывет как лебедушка, белая лебедушка.

Б. Миграции птиц.
Учитель. Какая прекрасная сказка рассказывает о превращении гадкого утенка в прекрасного лебедя? Да, это “Гадкий утенок” Ганса Христиана Андерсена. У вас сейчас чудесная пора превращения из гадких утят в прекрасных лебедей.
Но я приготовила для вас отрывок из другой чудесной сказки этого знаменитого датчанина. Помните сказку о двенадцати братьях, превращенных злой колдуньей в белых лебедей и о их самоотверженной сестре, спасшей их? Как она называется? Да, это “Дикие лебеди”. Послушайте отрывок и подумайте, почему я выбрала именно его?

“Всю ночь провели они за плетением сетки из гибкого лозняка и тростника; сетка вышла большая и прочная; в нее положили Элизу; превратившись на восходе в лебедей, братья схватили сетку клювами и взвились с милой, спавшей еще крепким сном сестрицей к облакам. Лучи солнца светили ей прямо в лицо, поэтому один из лебедей полетел над ее головой, защищая ее от солнца своими широкими крыльями.
Они уже были далеко от земли, когда Элиза проснулась, и ей показалось, что она видит сон наяву, так странно было ей лететь по воздуху. Возле нее лежали ветка с чудесными спелыми ягодами и пучок вкусных кореньев; их набрал и положил к ней самый младший из братьев, и она благодарно улыбнулась ему - она догадалась, что это он летел над ней и защищал ее от солнца своими крыльями.
Высоко-высоко летели они, так что первый корабль, который они увидели в море, показался им плавающею на воде чайкой. В небе позади них стояло облако - настоящая гора! - и на нем Элиза увидала движущиеся исполинские тени одиннадцати лебедей и свою собственную. Вот это была картина! Таких ей еще не приходилось видеть! Но по мере того как солнце подымалось выше и облако оставалось все дальше и дальше позади, воздушные тени мало-помалу исчезли.
Целый день летели лебеди, как пущенная из лука стрела, но все-таки медленнее обыкновенного теперь ведь они несли сестру. День стал клонится к вечеру, поднялась непогода; Элиза со страхом следила за тем, как опускалось солнце, - одинокого морского утеса все еще не было видно. Вот ей показалось, что лебеди как-то усиленно машут крыльями. Ах, это она была виной того, что они не могли лететь быстрее! Зайдет солнце, они станут людьми, упадут в море и утонут! И она от всего сердца стала молится богу, но утес все не показывался. Черная туча приближалась, сильные порывы ветра предвещали бурю, облака собирались в сплошную грозную свинцовую волну, катившуюся по небу; молния сверкала за молнией.
Одним своим краем солнце почти уже касалось воды; сердце Элизы затрепетало; лебеди вдруг полетели вниз с неимоверной быстротой, и девушка подумала уже, что все они падают; но нет, они опять продолжали лететь. Солнце наполовину скрылось под водой, и тогда только Элиза увидела под собой утес, величиною не больше тюленя, высунувшего из воды голову. Солнце быстро угасало; теперь оно казалось только небольшою блестящую звездочкой; но вот лебеди ступили ногой на твердую почву, и солнце погасло, как последняя искра догоревшей бумаги. Элиза увидела вокруг себя братьев, стоявших рука об руку; все они едва умещались на крошечном утесе. Море бешено билось об него и окатывало их целым дождем брызг; небо пылало от молний, и ежеминутно грохотал гром, но сестра и братья держались за руки и пели псалом, вливавший в их сердца утешение и мужество.
На заре буря улеглась, опять стало ясно и тихо; с восходом солнца лебеди с Элизой полетели дальше. Море еще волновалось, и они видели с высоты, как плыла по темно-зеленой воде, точно несметные стаи лебедей, белая пена.”

Ребята, почему я выбрала именно этот отрывок? Да, птицы мигрируют. В пути им приходится терпеть многочисленные лишения - они страдают от голода и холода, их нещадно мучат насекомые-паразиты, которых они подняли с собой с Земли. К концу перелета под крылом каждой птицы появляется кровавая мозоль величиной с кулак.
И все равно они летят. Почему?

“Биологическая группа”. 3-й ученик. Сообщение о причинах миграций.
Перелеты птиц издавна были загадкой для людей. На этот счет было выдвинуто множест-во гипотез, но ни одна из них не оказалась убедительной и не стала общепринятой.
Птицы - мобильные создания. Никакие другие животные не перемещаются в пространстве так быстро как птицы. Сезонные миграции птиц - это последовательное расширение ареала данного вида в течение длительного времени в результате отсутствия благоприятных предпосылок для оседлого образа жизни в течение всего года. Можно выделить несколько основных причин миграций:
а) расселение;
б) дрейф материков. Недавние исследования подтвердили существование единого обширного южного материка - Гондваны. Согласно гипотезе А.Вольфсона родина птиц находилась в южном полушарии и происхождение их миграций связывалось с перемещением материков.
В) климат, погода, пищевые ресурсы;
г) перелет на линьку. Как правило смена оперения у птиц происходит каждый год, а у некоторых видов линька бывает 2-3 раза в году и чаще. Многие виды во время линьки утрачивают способность летать. Это создает особые проблемы, которые решаются разными способами. Некоторым видам птиц приходится совершать перелет на линьку в определенные места.
д) сухопутная миграция. Среди нелетающих сухопутных мигрантов выделяются пингвины. У многих видов этих птиц места гнездования в Антарктике и на субантарктических островах могут быть удалены от свободных ото льда акваторий. Сухопутные миграции пингвинов нередко представляют собой необычное зрелище. Тысячи особей передвигаются обширной колонной гусиным шагом через ледяные и снежные пустыни. Птицы перемещаются не только в вертикальном положении; нередко они скользят по поверхности на животе и отталкиваясь ногами и крыльями. Таким способом они двигаются столь быстро, что могут обогнать даже лыжника. Пингвин Адели преодолевает расстояние до 100 км, императорский пингвин проходит 75-150 км.
е) водная миграция. Ее используют не только нелетающие птицы, такие как пингвины (скорость передвижения под водой достигает 36 км/ час), но и такие прекрасно летающие птицы как, например, поганки, утки, многие чистики.
ж) питьевая миграция. Саджа и рябки, живущие в пустынных районах Африки, Азии и Европы ежедневно преодолевают большие расстояния чтобы напиться.

4-й ученик. По дальности миграций птицы делятся на:
а) ближние мигранты - это виды, которые в общем совершают перелеты на небольшие расстояния в пределах одного климатического пояса. Например: вьюрковые (горная чечетка, чиж, зяблик), скворец, большой серый сорокопут, коньки, дроздовые (зарянка, белобровик, певчий дрозд) и жаворонки (рогатый жаворонок или рюм, лесной жаворонок). Помимо небольшой дальности перелетов ближние мигранты характеризуются также тем, что весной они рано прилетают и осенью (за исключением некоторых куликов, например большого кроншнепа) поздно улетают. Это объясняется тем, что места их гнездования и зимовок в общем находятся в пределах одного климатического пояса.
б) дальние мигранты - ежегодно дважды совершают перелеты между взаимно весьма удаленными территориями, которые как правило находятся на разных материках и в разных климатических поясах. Большинство евразийских дальних мигрантов из своих мест гнездования в северных умеренных широтах летит к местам зимовок в тропиках и субтропиках. Это турухтан, ласточки, серая мухоловка, желтая трясогузка, черный стриж, журавли, аисты и др. Отлет дальних мигрантов не зависит от внешних условий и подчиняется внутреннему механизму, действующему исправно как часы. Дальние мигранты в своих передвижениях руководствуются инстинктом.

Учитель. Ребята, вам хорошо известна такая перелетная птица как журавль. Его курлыкание является нам и сигналом наступающей осени и приметой наступившей весны. Давайте еще раз послушаем фрагмент прекрасной песни “Журавли” в исполнении Марка Бернеса.
Звучит фрагмент

Учитель. Наступление весны сопровождается не только прилетом птиц, но и образованием брачных пар, что очень важно для продления птичьего рода.
Как вы думаете, какие птицы образуют супружеские пары на всю жизнь?
Учащиеся. Лебеди, аисты, журавли.
Учитель. Да, многие крупные птицы. Но, как вам не покажется странным, вороны тоже верные спутники на всю жизнь.
А вы знаете, что раньше вороны были белыми?

“Мифологическая” группа. 3-й ученик . Легенда о вороне.
Послал как-то Аполлон своего верного Ворона к ручью за священной водой. Да Ворон по дороге заметил смоковницу, усыпанную сочными плодами. Не смог он побороть искушение, задержался у смоковницы полакомиться, опоздал к богу и воды не набрал. Разгневался Аполлон, облил Ворона черной краской и закинул его на небо вместе с Чашей. Так на небе появились созвездия Ворона и Чаши.

В.Образование брачных пар. Поведенческие реакции птиц в этот период на примере ворона.
Учитель. Что мы знаем об этой птице? Давайте выясним это не совсем обычным способом. Вы знаете, что про птиц существует очень много пословиц и поговорок.
Какие известны вам?

“Фольклорная группа”. 2-й ученик.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Красна птица пером, человек - умом.
Всякая птица своим носом сыта.
Птице - крылья, а человеку - разум.
Птица гнездышко не вьет, девка косу не плетет.
О вороне:
Ворон ворону глаз не выклюет.
У вороны искал петух обороны.
Смолоду ворона по поднебесью не летала, не полетит и в старость.
Метил в ворону, а попал в корову.
Старый ворон не каркнет мимо.
Пуганая ворона и куста боится.
Пешего сокола ворона бьет.
Плох сокол, что ворона с места сбил.
От ворона отстал, а к павам не пристал.
Учитель. Какие биологические особенности ворона отметила народная мудрость?
Учащиеся. Ум, осторожность, взаимовыручка.

“Биологическая” группа. 5-й ученик. Биологическая справка о врановых.
Семейство содержит 103(106) вида с многочисленными подвидами. У воронов оперение жесткое, плотно прилегающее к телу. Половой диморфизм в окраске не выражен. Космопо-литы. Всеядны. Хорошо развита центральная нервная система. Голос низкий и грубый, типичное пение не характерно. Склонны собираться в крупные стаи. Наиболее крупный (масса до 1,5 кг) представитель семейства и отряда - черный ворон (Corvus corax) – отлича-ется эвритропностью: распространен от арктических тундр до пустынь и высокогорной Голарктики. Основной корм его - падаль, которую он собирает на свалках, у скотобоен и скотомогильников, трупы диких животных. Поедает также грызунов, яйца и птенцов, рыбу, различных беспозвоночных. Из растительных кормов предпочтение отдает злакам, меньше - плодам и семенам.
Брачные игры и спаривание у черного ворона происходят в первой половине февраля и в марте. Гнездо крупное: наружный диаметр до 75 см. Помещают его птицы в кронах высоких деревьев, на уступах скал и береговых обрывов, на опорах ЛЭП. Строят гнездо самец и самка около полутора недель. Для постройки используют толстые ветви деревьев, которые обламывают в кронах или собирают на земле. Лоток выстилают шерстью, тряпочками.
В первой половине марта, после завершения строительства гнезда, самка откладывает от 3 до 7 яиц. Насиживает самка в течение 19-21 дня. В это время она редко покидает гнездо в поисках корма, пищу ей доставляет самец. Он охраняет гнездо, предупреждая самку криком об опасности. Птенцы вылупляются во втрой половине апреля и в мае. Вначале самка проводит много времени в гнезде, е и птенцов кормит самец. Когда птенцы подрастают, корм им приносят оба родителя. Птенцы покидают гнезда в возрасте 40 дней.
6-й ученик. Откроем Брэма. Вот что пишет натуралист о черном вороне:
“Большой ворон обыкновенно живет попарно; если слышишь одного ворона, то стоит только поглядеть кругом, чтобы увидеть другого невдалеке от первого.
Осторожностью ворон превосходит всех своих сородичей; он только тогда решается сесть, когда тщательно облетит всю окружающую местность и не откроет ничего опасного.
Старые вороны водят молодежь на луга и поля и обучают их всем сноровкам и хитростям своего ремесла. Только к осени воронята становятся самостоятельными.
Приручить можно не только молодого, но и старого ворона. Эту умную птицу можно дрессировать как собаку, и натравливать на животных и людей; ворона даже можно приучить вылетать из дому и возвращаться обратно. Он отлично выучивается говорить и даже разумно применяет слова; вообще я могу сказать, что ворон часто выказывает понятливость почти равную человеческой, и кто не признает у животных ума, пусть подольше наблюдает ворона.”

Учитель. Эта умная осторожная птица издавна на Руси считалась предвестником беды. Вспомните “накаркал”, значит накликал беду.
Не раз русские художники использовали образ ворона в своих произведениях, чтобы подчеркнуть трагизм, безысходность ситуации. Взгляните. Например. На картину Василия Перова “Утопленница”.
Демонстрация картины
Но кульминационным является произведение Василия Васильевича Верещагина “Апофеоз войны”. (Звучит “Реквием” Моцарта).
“Художественная” группа. 4-й ученик.
Это заключительная картина из серии художника “Варвары”. Изображает пирамиду из человеческих черепов, сложенную в среднеазиатской долине на фоне разрушенного города и высохшего сада. Стаи голодных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. С большим мастерством передан раскаленный зноем воздух. Серо-желтый колорит. “Апофеоз войны” - это суровое осуждение захватнических войн, несущих смерть. Картина воспроизводит одну из пирамид, которую по приказу Тамерлана и других восточных деспотов складывали из голов их поверженных врагов. На раме художник начертал знаменательные слова: “Посвящается всем великим завоевателям - прошлым, настоящим, будущим”.

Г. Пернатые певцы.
Учитель. Ребята, вспомните нашу весеннюю экскурсию в лес. Конечно, еще мало было птиц, но все же лес уже был наполнен птичьими голосами. Говоря о птицах весной, разве можно умолчать об их прекрасном пении?
Как никакая другая группа животных на земле, птицы - это лидеры в мире звуков. Да, Лебедь - это грация, Орел - это сила, Ворон - это мудрость, но ни одна из этих птиц не обладает чудесным голосом. Лебеди - кликуны и шипуны, орлы - клекочут, а вороны вообще каркают.
Символом же птичьего пения издавна был соловей.
Давайте вспомним еще одну чудесную сказку Ганса Христиана Андерсена. Вы сразу же вспомните как она называется.
“...Вдруг за окном раздалось чудное пение. То прилетел, узнав о болезни императора, утешить и ободрить его живой соловей. Он пел и призраки все бледнели, кровь приливала к сердцу императора, все быстрее; сама Смерть заслушалась соловья и все повторяла:”Пой, пой еще, соловушка!”
- А ты отдашь мне за это драгоценную саблю? А дорогое знамя? А корону? - спрашивал соловей.
И смерть отдавала одну драгоценность за другою, а соловей все пел. Вот он запел наконец о тихом кладбище, где растут белые розы, благоухает бузина и свежая трава орошается слезами живых, оплакивающих усопших...Смерть вдруг охватила такая тоска по своему саду, что она свилась в холодный туман и вылетела в окно.
- Спасибо, спасибо тебе, милая птичка! - сказал император. - Я помню тебя! Я изгнал тебя из моего государства, а ты отогнала от моей постели ужасные призраки, отогнала самую Смерть! Чем мне вознаградить тебя?
- Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! - сказал соловей.- Я видел слезы на твоих глазах в первый раз, как пел перед тобою, - этого я не забуду никогда! Слезы - вот драгоценнейшая награда для сердца певца.”

Вы узнали сказку “Соловей”?
Наверное и вы, ребята, не раз наслаждались звуками соловьиной трели. Она вдохновила многих композиторов, но наверное одно из самых известных произведений - посвященное скромному певцу - это романс Алябьева “Соловей”. Давайте послушаем его.
Исполнение романса
Что же позволяет птицам в подавляющем большинстве быть первоклассными певцами?
Физиология птичьего пения. В 1686 году французский ученый Вернэ проделал ряд опытов с живым петухом и доказал, что главный звуковой аппарат птиц - сиринкс - нижняя гортань. Расположена она на границе между трахеей (дыхательной трубкой) и бронхами и представляет собой своеобразную камеру. В ней находится система голосовых перепонок. А место, где внутренние стенки бронхов соединяются, окантовано небольшим хрящом - козелком. Козелок и полулунная складка разделяют голосовые щели. У птиц голосовая щель образуется в каждом бронхе и действуют независимо друг от друга. Это огромное преимущество - птицы могут брать сразу две ноты. (У попугая-4).
Кроме сиринкса трахея играет определенную роль в пении птиц. Самая маленькая трахея - 30 колец - у воробьиных, у фламиного она достигает до 400. Эта трахея помещается везде, образует петли, опутывает все тело птицы под кожей. Чем длиннее трахея, тем ниже звук. (Вспомните, как курлычут журавли).
Некоторым птицам, например дятлу, издавать звуки помогает клюв.
А другие, используют крылья. Например петух, колибри, глухарь.
Как вы думаете, почему птицы поют? (Ограничивают территорию, привлекают самок, угрожают, подают сигналы, общаются и т.д.)

Д. Птицы и музыка. (Одновременно с прослушиванием музыкальных отрывков идет демонстрация слайдов весенней тематики и упоминаемых птиц).
Учитель. Сочинители опер, симфоний, романсов - композиторы классического стиля, нередко вдохновлялись музыкой природы, ее образами. Воплощалось это по-разному.
Послушайте начало симфонии соль-минор В.Моцарта. Как это напоминает весеннюю песню синицы! Может быть это птицы напели композитору мотив, который так сильно запечатлелся у нас в памяти?
Звучит начало симфонии соль- минор В.А.Моцарта. Одновременно звучит запись весенней песни большой синицы
Учитель. В симфонической картине А.К.Глазунова “Весна” возвращение птиц знаменует смену времен года. Так бывает в апреле, когда оживает лес, наполненный птичьими голосами. Вот впервые запел дрозд, откликнулся другой, третий...Прибывают новые стайки птиц.
Звучит фрагмент симфонической картины А.К.Глазунова “Весна”. Одновременно звучит запись песни дрозда.
Учитель. Композиторы не обязательно прибегали к точному звукоподражанию. Чаще они стремятся передать общее настроение. Такова непоседливая маленькая птичка из симфонической сказки “Петя и волк” с веселой флейтовой песенкой. Прообразом птички для композитора С.Прокофьева могла послужить к примеру мухоловка-пеструшка.
Звучит тема Птички из симфонической сказки С.Прокофьева “Петя и волк”. Одновременно звучит запись песенки мухоловки-пеструшки.
Учитель. Есть музыкальные произведения, в которых мы точно опознаем вид зоологического первоисточника. Ну как не узнать кукушку в одноименной фортепианной пьесе П.И.Чайковского?
Звучит фрагмент пьесы “Кукушка” П.И.Чайковского. Одновременно звучит запись кукования кукушки.
Учитель. У Камилло Сен-Санса в “Карнавале животных” голос кукушки передан более натурально.
Звучит фрагмент пьесы “Кукушка” К.Сен-Санса.
Учитель. А как поэтично посредством двух скрипок, альта и виолончели композитор Йозеф Гайдн доносит до слушателя звучание и строй песни жаворонка. Журчащие мелодии трепещущий полет с неожиданным снижением и набором высоты - все это так характерно для поющего жаворонка и так удивительно картинно инструментовано квартетом струнных.
Звучит фрагмент пьесы “Жаворонок” Й. Гайдна. Одновременно звучит запись песни жаворонка
Учитель. Воплощение музыкантами звуковых образов исполнителей - это ли не пример духовной связи природы и искусства!

5. Закрепление изученного. Ответы на вопросы:
1. Какие изменения в жизни пернатых свидетельствуют о наступлении весны?
2. Что такое миграции? С какими формами миграций мы познакомились а уроке?
3. Как поют птицы? Как они могут издавать звуки? Для чего они это делают?
4. Отрывки из каких музыкальных произведений мы услышали на уроке?
5. Картины каких русских художников имели честь лицезреть?

6. Задание на дом.
Внимательно прослушайте музыкальный отрывок. Постарайтесь услышать в нем: кого из пернатых исполнителей изобразил музыкальными средствами композитор? Вы можете выбрать один из вариантов домашнего задания: а) изложить свои впечатления об услышанном на бумаге, написав небольшое сочинение; б) попытаться перенести услышанное на бумагу, нарисовав картину-впечатление.
Звучит “Сцена у ручья” из “Пасторальной” симфонии Л. ван Бетховена.

7.Заключение.
Учитель. Ребята, заканчивается наш необычный урок. Мы погрузились в мир искусства в ту его часть, которая связана с прекрасным миром пернатых. В заключение мне хотелось бы напомнить вам о том, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица нашей планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших! Давайте в заключение все вместе споем самую пронзительную песню, которая призывает нас всегда оставаться людьми.

Исполнение всеми песни А. Пахмутовой “Раненная птица”.

Литература:
1. Астрономический календарь. 1990-1991 г.г. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
2 .Ботвинник М. и др. Мифологический словарь. – М.: Просвещение, 1994.
3 .Брэм А.Э. Жизнь животных. В 3-х т. Т. 2.. Птицы. – М.: Терра, 1996.
4. Галушин В.М., Дроздов Н.Н., Ильичев В.Д. Фауна мира. Птицы. – М.: Агропромиздат, 1990.
5.Жизнь животных. В 7-и т. Т. 6. Птицы. – М.: Просвещение, 1986.
6. Кириченко Е.И. Русский стиль: – М.: Галарт, 1997.
7. Линдалл К.К. Птицы над сушей и над морем. Глобальный обзор миграций птиц. – М.: Мысль, 1984.
8. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М.: Просвещение, 1992.
9. Николов Н., Харлампиев В. Звездочеты древности. – М.: Мир, 1991.
10. Стишковская Л.Л. О чем говорят животные. – М.: Агропромиздат, 1989.

© Смелова В.Г., 1995 г.
Охраняется законом РФ об авторском праве. При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна.
Опубликована:
 Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. Ч. 1. - Салехард: ЯНАОИУУ. 2001 г. – С.40–60.
 Биология в школе. – 2002. - № 2. – С. 64–69.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Тина (2012-04-21) | Автор: Смелова Валентина Геннадьевна E
Просмотров: 4815 | Комментарии: 9 | Теги: орнитология, биология, музыка, ИЗО, весенние явления в жизни птиц | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru