Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии В.Г. Смелова ПТИЦЫ КАК СИМВОЛ СВОБОДНОГО ПОЛЁТА ИНТЕГРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «КОВЁР-САМОЛЁТ» Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с картиной известного русского художника; расширить знания об особенностях строения и образа жизни сов. Развивающие: продолжить формировать умения учащихся анализировать художественные произведения с точки зрения биологии, экологии, астрономии; умения работать в группах и с источниками информации. Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за наше Отечество Ход урока: Настрой. Обсуждение понятия «ковёр-самолёт». Восстановление в памяти учащихся сказок с использованием этого сказочного объекта. Пример, приведённый учителем: Мифический Стенька Разин привозит из Персии, помимо персидской княжны, редкого узорочья и красоты невиданной ковёр-самолёт (в некоторых вариантах - платок), и с его помощью он легко переносится с Дона на Волгу и обратно. Вывод: ковёр-самолёт в народном фольклоре - символ свободы перемещения из одной точки пространства в другую. Аналог с птицами. Вступительное слово учителя о картине. С лёгкой руки Саввы Ивановича Мамонтова исполнил Виктор Михайлович Васнецов свою первую истинно сказочную картину «Ковёр-самолёт». Она была заказана в числе трёх для кабинета правления Донецкой железной дороги. Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Он выразил давнюю мечту народа о свободном полёте, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковёр-самолёт. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идёт неземное сияние. Всё исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Но мы видим, что кроме главного героя и его трофея на картине изображены также и птицы. Постановка проблемного вопроса: Почему именно сов кроме Жар-птицы решил изобразить художник на своей картине? Организация работы в группах: Группа 1. Астрономы Цель: определить, какое время суток изображено на картине? Авторы книги «Мастера живописи. Виктор Васнецов» считают, что это вечер: «Земля отходит ко сну». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Попробуйте её аргументировано опровергнуть, опираясь на книги: «Азбука звёздного неба», с.141 «Луна». «Звездочёты древности», с.26 Учебник «Астрономия. 11 класс» § 18 «Движение Луны». Какая Луна изображена на картине: растущая или убывающая? В каком направлении летит ковёр-самолёт? Группа 2. Фенологи Цель: определить, какое время года изображено на картине. Группа 3. Зоологи Цель: 1)определить, какой вид сов изображён на картине и почему художник выбрал именно этот вид; 2) какие особенности образа жизни и строения сов позволяют им вести ночной образ жизни Книги: Пол Стерри «Совы», «Фауна мира. Птицы», с.168; И. Акимушкин «Мир животных», с.116; «Жизнь животных», с.295; А.Э. Брэм «Жизнь животных», с.137 Группа 4. Фольклорная Цель: отыскать среди пословиц и поговорок о совах те, которые подходят к данной картине. Книга: «Энциклопедический мир Владимира Даля. Книга первая. Птицы». с.407. Группа 5. Мифологическая. Цель: определить семантическое значение совы в данной картине. Книга: «Мифологический энциклопедический словарь», статья «Сова-символ» (http://www.sovenka.newmail.ru) Подведение итогов работы групп Группа 1. Астрономы На картине изображён не вечер, как считают авторы книги «Мастера живописи. Виктор Васнецов», а раннее утро. Об этом свидетельствует расположение луны (месяца) над линией горизонта, его форма. Это стадия убывающей луны. В это время луна находится на востоке. Об этом свидетельствует и розоватая линия горизонта, и направление полёта ковра-самолёта – с юга на север (разумеется, Жар-птицы могут водиться только в тёплых краях, а возвращаться Иван-царевич должен домой, на север). Вывод: на картине изображено раннее утро. Группа 2. Фенологи На картине, скорее всего, изображена поздняя осень. Об этом свидетельствуют: отсутствие листвы на деревьях, низкая облачность, характерная для осеннего ненастья, отсутствие кучевых облаков. Косвенно доказательством осени может служить семья сов (одна взрослая птица и два птенца). Птенцы успели подрасти за лето, значит сейчас на дворе осень. Вывод: на картине изображена поздняя осень. Группа 3. Зоологи 1)На картине, судя по пёстрому оперению (охристо-рыжая) и чёрному клюву изображены болотные совы. Первоначально обитательница тундры, эта птица в полном смысле слова космополитна, так как в своих странствованиях посещает не только Европу, Азию и Северную Америку, но часто встречается и в Африке и в Южной Америке. В зоне России и близлежащих республик - повсюду: от тундр до Средней Азии и от западной части до Приморья и Сахалина. На севере – перелётная, на юге – осёдлая птица. Держится в открытых местах, избегая лесов. Любимое место её пребывания – болотистые, поросшие камышом местности. Охотится за мышами, кроликами, мелкими птицами, реже довольствуется насекомыми и лягушками. Охотится ночью и днём, обычно до полудня и вечером. Способ охоты – рысканье во всех направлениях над травянистой местностью. Для пейзажа, изображённого на картине (болотистая местность) болотные совы являются характерными. На картине изображены три птицы. Можно предположить, что это семья сов: мать и два птенца. Обычно совы охотятся в одиночку, но в данном случае, видимо, мать, летящая впереди и высматривающая возможную добычу, обучает потомство навыкам ночной охоты. 2) Совы – ночные хищники. Отличные зрение и слух, бесшумность полёта – необходимые условия для такого образа жизни. Зрение – бинокулярное, стереоскопическое, благодаря тому, что глаза сов направлены в одну сторону и неподвижно закреплены в глазных впадинах. Глаза сов также приспособлены к тому, чтобы видеть в слабоосвещённых местах – с большими зрачками и сетчатой оболочкой, снабжённой гораздо большим количеством палочек (фоторецепторов ночного зрения), чем у дневных птиц. Слух – ушные отверстия очень большие и расположены асимметрично – одно выше другого, если лицо совы рассматривать фронтально. Это усиливает способность птицы с точностью улавливать источник звука, направление и расстояние до него. Бесшумный полёт обеспечивается благодаря особому строению перьев. Если поднести к свету маховые перья большинства птиц, их края окажутся гладкими. У сов же всё иначе. Ведущий конец этих перьев вместе с наружной третью, а также замыкающей частью укреплены щетинистой каймой, которая обладает эффектом приглушения любого порыва воздуха. Кроме того, сама поверхность крыла довольно пушистая, что также способствует приглушению звука. Вывод: на картине изображены болотные совы, летящие также как и ковёр-самолёт бесшумно. Группа 4. Фольклорная Более всего созвучны картине следующие пословицы и поговорки: Знать сокола по полёту, сову по подъёму. Противопоставление совы соколу. Уступая соколу в быстроте и скорости полёта, сова взлетает и летит особым образом – бесшумно. Сова села сама. Знать сову по полёту. Сова – и по полёту такова. Бесшумность полёта. Знать паву по перьям, сова – по полёту такова. Противопоставление павы (в нашем случае Жар-птицы) и совы. Жар-птица, хотя и красива, но в клетке и неподвижна, сова же неказиста, но летит. Что одному сова поет, другому – соловей. Двусмысленность сов как символа. Выводы: 1) Введение сов в картину подчёркивает бесшумность полёта ковра-самолёта. 2) Пословицы и поговорки чаще всего противопоставляют сову другим животным (птицам) Группа 5. Мифологическая. Неудивительно, что сов часто можно встретить в мифологии и суевериях. Совы в человеческих представлениях снабжены мудрым проницательным взглядом, рассудительны, задумчивы, тем более, что они обладают способностью видеть ночью. В то же время, внешний вид совы ассоциируется с леденящими кровь криками и ночными привычками. Их нелюдимость, необщительность, ночной образ жизни (светобоязнь), бесшумный лёт и издаваемые специфические звуки привели к тому, что в народных поверьях сыч и сова часто имели негативный смысл. Поэтому сова – амбивалентный символ. Для одних культур они – символ мудрости, для других – воплощение злых духов или предвестники рока и смерти. У американских индейцев это птица мудрости и пророчества. В предацтекской культуре Древней Мексики (Теотиуакан) богиня дождя почиталась в виде священной совы, но у ацтеков сова символизировала некое демоническое ночное существо и злые предзнаменова-ния. Вместе с тем, у равнинных индейцев Северной Америки перья совы в головном уборе имели по этой причине защитное символическое значение В Китае сова является отрицательным подобием феникса и считается причиняющей болезни из-за того, что большие неподвижные совьи глаза представляются «демонически-ми», такое отношение к совам объясняется также существованием поверья, будто молодые совы научаются летать только после того, как беспощадно выцарапывают глаза своим родителям. Поэтому совы часто появляются в китайских легендах как символ зла, преступлений, смерти, ужаса, с ними ассоциируются неблагодарные дети. На погребальных урнах сова символизирует смерть. Однако во времени династии Шан совы приобрели положительное осмысление, о чём свидетельствуют многочисленные бронзовые статуэтки, относящиеся к тому времени. В фольклоре средневековой Европы, например у кельтов, сова - хтонический символ, «ночная ведьма», «трупная птица». В христианстве из-за того, что сова прячется в темноте и боится света, она стала символом сатаны, князя тьмы. Говорят, что сова обманывает других птиц, заманивая их в сети птицеловов, точно так же как сатана обманывает людей. Вместе с тем сова часто фигурирует в сценах, изображающих молящихся священников, как символ одиночества. Издревле считается, что сова наделена мудростью и именно в этом значении она присутствует на изображениях Св. Иеронима. Есть у совы и другое значение, в котором она выступает как атрибут Христа, который пожертвовал Себя ради спасения человечества: «Просветить сидящих во тьме и тени смертной…» (Лука 1:79). Именно этим объясняется присутствие совы в сценах распятия. О том, какую роль они играли в греческой мифологии, свидетельствует, например, название домового сыча (Athene noctua) и близких ему видов, обозначенных именем Афины. Эта богиня мудрости и справедливой войны всегда изображалась со своими зооморфическими атрибутами: совой и змеёй. Гомер называет Афину «совоокой». Сова и змея охраняли дворец минотавра на Крите. Именно из древних Афин происходит ассоциация совы с мудростью. От афинской же традиции ведёт своё происхождение и мудрая сова в европейских сказках и баснях, и эмблематическом изображении её мудрости – сова, сидящая на стопке книг, и идиома «учёная сова» в отношении учёных, мигающих, подобно этим птицам, за толстыми стёклами очков. Таким образом, введение В.М. Васнецовым в картину «Ковёр-самолёт» сов не поддаётся однозначному объяснению. С одной стороны, художник мог использовать сов как символ противопоставления Света в облике Жар-птицы Тьме в облике сов, убегающих (улетающих) от света (один из приёмов выделения центра композиции картины – противопоставление контрастов) С другой стороны, введение сов в картину можно объяснить словами Бёклера (1688): «Совы вследствие природы своей имеют исключительное значение прежде всего потому, что они ночью несут свою вахту, посему бдительным стражам и прочим надлежащим такой же классификации, уподоблены могут быть». То есть, сова могла быть использована как символ бдительного охранника, летящие впереди Ивана-царевича, они зорко посматривают по сторонам, ожидая возможного нападения врагов. Подведение итогов. Ранним осенним утром летит Иван-царевич на бесшумном ковре-самолёте домой с драгоценной добычей. Тишиной и покоем наполнена картина. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и лёгкий свет месяца навевают лирические чувства. Восходящее солнце приветствует рассвет нового дня. Победитель, сопровождаемый мудрыми птицами, указующими ему путь, летит к новой жизни. Заключительное слово учителя: Картина «Ковёр-самолёт» входит в цикл из трёх картин, написанных для вокзала Донецкой железной дороги. «Бой скифов со славянами», «Ковёр-самолёт» и «Три царевны подземного царства» должны были иносказательно, метафорически представить историю обновляемого края. Первая характеризовала наиболее ранний период заселения его славянами, вторая – уподобляла быстрый прогресс края благодаря строительству железной дороги и сказочному ковру-самолёту, третья – изображала несметные богатства его земных недр. Прагматичные денежные тузы не приняли картины – сказка им казалась неуместной. «Ковёр-самолёт» приобрёл Савва Иванович Мамонтов и повесил в столовой своего дома. Уже в преклонном возрасте Виктор Васнецов вновь вернулся к дорогой для него теме. Теперь, когда самолёты стали реальностью, Иван-царевич уже не победитель воздушного пространства, он сидит на ковре подле своей суженой, отдаваясь свободному полёту. Они плывут по утреннему небу на ковре-самолёте, чуть грустные и утомлённые. Очищается от утреннего тумана земля, открывается её певучая неброская красота. В наши дни по небу плывёт не чудо – мечта человека осуществилась. Особая лирическая, поэтическая интонация, славящая добро, истинное, непоказное, отличает вторую картину «Ковёр-самолёт». Литература: 1. Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. – 3-е изд. – М.: Мысль, 1995. 2. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. 2: Птицы. – М.: ТЕРРА, 1996. 3. Данлоп С. Азбука звёздного неба: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А.В.Козенко. – М.: Мир, 1990. 4. Жизнь животных. В 7 т. /Гл. ред. В. Е. Соколов. Т. 6. Птицы/Под ред. В. Д. Ильичёва, А.В.Михеева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. 5. Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского искусства в русском искусстве XYIII – начала XX века. – М.: Издательство «Галарт»; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 6. Надель-Червинская М.А., П.П.Червинский. Энциклопедический мир Владимира Даля. Книга первая: Птицы, т.1, т.2. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996. 7. Николов Н., Харлампиев В. Звездочёты древности: Пер. с болг. – М.: Мир, 1991. 8. Стерри Пол. Совы. Мир животных. - Минск: Белфакс, 1995. 9. Фауна мира: Птицы: Справочник/Галушин В.М., Дроздов Н.Н., Ильичёв В.Д. и др.; Под редакцией В.Д.Ильичёва – М.: Агропромиздат, 1991. Источники иллюстраций: В.М. Васнецов. Ковёр-самолёт // http://s44.radikal.ru/i105/1003/7f/436ae1de33eb.jpg В.М. Васнецов. Ковёр-самолёт (поздняя версия) // http://pics.livejournal.com/denis_balin/pic/000aarez © Смелова В.Г., 2003 г. Охраняется законом РФ об авторском праве. При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна. Опубликована: Биология в школе. – 2006. - № 6. – С. 56–59 Биология: предметное приложение к газете «Первое сентября». – 2007. - № 7. – С. 8–11. | |
Просмотров: 4282 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|