Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Птицы, как символ свободного полёта. Интегрированное учебное занятие по картине В.М. Васнецова "Ковёр-самолёт"
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

В.Г. Смелова

ПТИЦЫ КАК СИМВОЛ СВОБОДНОГО ПОЛЁТА
ИНТЕГРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «КОВЁР-САМОЛЁТ»

Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с картиной известного русского художника; расширить знания об особенностях строения и образа жизни сов.
Развивающие: продолжить формировать умения учащихся анализировать художественные произведения с точки зрения биологии, экологии, астрономии; умения работать в группах и с источниками информации.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за наше Отечество

Ход урока:
Настрой.
Обсуждение понятия «ковёр-самолёт». Восстановление в памяти учащихся сказок с использованием этого сказочного объекта. Пример, приведённый учителем: Мифический Стенька Разин привозит из Персии, помимо персидской княжны, редкого узорочья и красоты невиданной ковёр-самолёт (в некоторых вариантах - платок), и с его помощью он легко переносится с Дона на Волгу и обратно.
Вывод: ковёр-самолёт в народном фольклоре - символ свободы перемещения из одной точки пространства в другую. Аналог с птицами.

Вступительное слово учителя о картине. С лёгкой руки Саввы Ивановича Мамонтова исполнил Виктор Михайлович Васнецов свою первую истинно сказочную картину «Ковёр-самолёт». Она была заказана в числе трёх для кабинета правления Донецкой железной дороги. Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Он выразил давнюю мечту народа о свободном полёте, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковёр-самолёт. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идёт неземное сияние. Всё исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника.
Но мы видим, что кроме главного героя и его трофея на картине изображены также и птицы.

Постановка проблемного вопроса:
Почему именно сов кроме Жар-птицы решил изобразить художник на своей картине?

Организация работы в группах:
Группа 1. Астрономы
Цель: определить, какое время суток изображено на картине? Авторы книги «Мастера живописи. Виктор Васнецов» считают, что это вечер: «Земля отходит ко сну». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Попробуйте её аргументировано опровергнуть, опираясь на книги:
«Азбука звёздного неба», с.141 «Луна».
«Звездочёты древности», с.26
Учебник «Астрономия. 11 класс» § 18 «Движение Луны».
Какая Луна изображена на картине: растущая или убывающая?
В каком направлении летит ковёр-самолёт?

Группа 2. Фенологи
Цель: определить, какое время года изображено на картине.

Группа 3. Зоологи
Цель: 1)определить, какой вид сов изображён на картине и почему художник выбрал именно этот вид; 2) какие особенности образа жизни и строения сов позволяют им вести ночной образ жизни
Книги:
Пол Стерри «Совы», «Фауна мира. Птицы», с.168; И. Акимушкин «Мир животных», с.116; «Жизнь животных», с.295; А.Э. Брэм «Жизнь животных», с.137

Группа 4. Фольклорная
Цель: отыскать среди пословиц и поговорок о совах те, которые подходят к данной картине.
Книга: «Энциклопедический мир Владимира Даля. Книга первая. Птицы». с.407.

Группа 5. Мифологическая.
Цель: определить семантическое значение совы в данной картине.
Книга: «Мифологический энциклопедический словарь», статья «Сова-символ» (http://www.sovenka.newmail.ru)

Подведение итогов работы групп
Группа 1. Астрономы
На картине изображён не вечер, как считают авторы книги «Мастера живописи. Виктор Васнецов», а раннее утро. Об этом свидетельствует расположение луны (месяца) над линией горизонта, его форма. Это стадия убывающей луны. В это время луна находится на востоке. Об этом свидетельствует и розоватая линия горизонта, и направление полёта ковра-самолёта – с юга на север (разумеется, Жар-птицы могут водиться только в тёплых краях, а возвращаться Иван-царевич должен домой, на север).
Вывод: на картине изображено раннее утро.

Группа 2. Фенологи
На картине, скорее всего, изображена поздняя осень. Об этом свидетельствуют: отсутствие листвы на деревьях, низкая облачность, характерная для осеннего ненастья, отсутствие кучевых облаков.
Косвенно доказательством осени может служить семья сов (одна взрослая птица и два птенца). Птенцы успели подрасти за лето, значит сейчас на дворе осень.
Вывод: на картине изображена поздняя осень.

Группа 3. Зоологи
1)На картине, судя по пёстрому оперению (охристо-рыжая) и чёрному клюву изображены болотные совы. Первоначально обитательница тундры, эта птица в полном смысле слова космополитна, так как в своих странствованиях посещает не только Европу, Азию и Северную Америку, но часто встречается и в Африке и в Южной Америке. В зоне России и близлежащих республик - повсюду: от тундр до Средней Азии и от западной части до Приморья и Сахалина. На севере – перелётная, на юге – осёдлая птица. Держится в открытых местах, избегая лесов. Любимое место её пребывания – болотистые, поросшие камышом местности. Охотится за мышами, кроликами, мелкими птицами, реже довольствуется насекомыми и лягушками. Охотится ночью и днём, обычно до полудня и вечером. Способ охоты – рысканье во всех направлениях над травянистой местностью.
Для пейзажа, изображённого на картине (болотистая местность) болотные совы являются характерными.
На картине изображены три птицы. Можно предположить, что это семья сов: мать и два птенца. Обычно совы охотятся в одиночку, но в данном случае, видимо, мать, летящая впереди и высматривающая возможную добычу, обучает потомство навыкам ночной охоты.
2) Совы – ночные хищники. Отличные зрение и слух, бесшумность полёта – необходимые условия для такого образа жизни. Зрение – бинокулярное, стереоскопическое, благодаря тому, что глаза сов направлены в одну сторону и неподвижно закреплены в глазных впадинах. Глаза сов также приспособлены к тому, чтобы видеть в слабоосвещённых местах – с большими зрачками и сетчатой оболочкой, снабжённой гораздо большим количеством палочек (фоторецепторов ночного зрения), чем у дневных птиц. Слух – ушные отверстия очень большие и расположены асимметрично – одно выше другого, если лицо совы рассматривать фронтально. Это усиливает способность птицы с точностью улавливать источник звука, направление и расстояние до него. Бесшумный полёт обеспечивается благодаря особому строению перьев. Если поднести к свету маховые перья большинства птиц, их края окажутся гладкими. У сов же всё иначе. Ведущий конец этих перьев вместе с наружной третью, а также замыкающей частью укреплены щетинистой каймой, которая обладает эффектом приглушения любого порыва воздуха. Кроме того, сама поверхность крыла довольно пушистая, что также способствует приглушению звука.
Вывод: на картине изображены болотные совы, летящие также как и ковёр-самолёт бесшумно.

Группа 4. Фольклорная
Более всего созвучны картине следующие пословицы и поговорки:
Знать сокола по полёту, сову по подъёму.
Противопоставление совы соколу. Уступая соколу в быстроте и скорости полёта, сова взлетает и летит особым образом – бесшумно.
Сова села сама.
Знать сову по полёту.
Сова – и по полёту такова.
Бесшумность полёта.
Знать паву по перьям, сова – по полёту такова.
Противопоставление павы (в нашем случае Жар-птицы) и совы. Жар-птица, хотя и красива, но в клетке и неподвижна, сова же неказиста, но летит.
Что одному сова поет, другому – соловей.
Двусмысленность сов как символа.
Выводы: 1) Введение сов в картину подчёркивает бесшумность полёта ковра-самолёта.
2) Пословицы и поговорки чаще всего противопоставляют сову другим животным (птицам)

Группа 5. Мифологическая.
Неудивительно, что сов часто можно встретить в мифологии и суевериях. Совы в человеческих представлениях снабжены мудрым проницательным взглядом, рассудительны, задумчивы, тем более, что они обладают способностью видеть ночью. В то же время, внешний вид совы ассоциируется с леденящими кровь криками и ночными привычками. Их нелюдимость, необщительность, ночной образ жизни (светобоязнь), бесшумный лёт и издаваемые специфические звуки привели к тому, что в народных поверьях сыч и сова часто имели негативный смысл. Поэтому сова – амбивалентный символ. Для одних культур они – символ мудрости, для других – воплощение злых духов или предвестники рока и смерти.
У американских индейцев это птица мудрости и пророчества. В предацтекской культуре Древней Мексики (Теотиуакан) богиня дождя почиталась в виде священной совы, но у ацтеков сова символизировала некое демоническое ночное существо и злые предзнаменова-ния. Вместе с тем, у равнинных индейцев Северной Америки перья совы в головном уборе имели по этой причине защитное символическое значение
В Китае сова является отрицательным подобием феникса и считается причиняющей болезни из-за того, что большие неподвижные совьи глаза представляются «демонически-ми», такое отношение к совам объясняется также существованием поверья, будто молодые совы научаются летать только после того, как беспощадно выцарапывают глаза своим родителям. Поэтому совы часто появляются в китайских легендах как символ зла, преступлений, смерти, ужаса, с ними ассоциируются неблагодарные дети. На погребальных урнах сова символизирует смерть. Однако во времени династии Шан совы приобрели положительное осмысление, о чём свидетельствуют многочисленные бронзовые статуэтки, относящиеся к тому времени.
В фольклоре средневековой Европы, например у кельтов, сова - хтонический символ, «ночная ведьма», «трупная птица». В христианстве из-за того, что сова прячется в темноте и боится света, она стала символом сатаны, князя тьмы. Говорят, что сова обманывает других птиц, заманивая их в сети птицеловов, точно так же как сатана обманывает людей. Вместе с тем сова часто фигурирует в сценах, изображающих молящихся священников, как символ одиночества. Издревле считается, что сова наделена мудростью и именно в этом значении она присутствует на изображениях Св. Иеронима. Есть у совы и другое значение, в котором она выступает как атрибут Христа, который пожертвовал Себя ради спасения человечества: «Просветить сидящих во тьме и тени смертной…» (Лука 1:79). Именно этим объясняется присутствие совы в сценах распятия.
О том, какую роль они играли в греческой мифологии, свидетельствует, например, название домового сыча (Athene noctua) и близких ему видов, обозначенных именем Афины. Эта богиня мудрости и справедливой войны всегда изображалась со своими зооморфическими атрибутами: совой и змеёй. Гомер называет Афину «совоокой». Сова и змея охраняли дворец минотавра на Крите. Именно из древних Афин происходит ассоциация совы с мудростью. От афинской же традиции ведёт своё происхождение и мудрая сова в европейских сказках и баснях, и эмблематическом изображении её мудрости – сова, сидящая на стопке книг, и идиома «учёная сова» в отношении учёных, мигающих, подобно этим птицам, за толстыми стёклами очков.
Таким образом, введение В.М. Васнецовым в картину «Ковёр-самолёт» сов не поддаётся однозначному объяснению. С одной стороны, художник мог использовать сов как символ противопоставления Света в облике Жар-птицы Тьме в облике сов, убегающих (улетающих) от света (один из приёмов выделения центра композиции картины – противопоставление контрастов)
С другой стороны, введение сов в картину можно объяснить словами Бёклера (1688): «Совы вследствие природы своей имеют исключительное значение прежде всего потому, что они ночью несут свою вахту, посему бдительным стражам и прочим надлежащим такой же классификации, уподоблены могут быть». То есть, сова могла быть использована как символ бдительного охранника, летящие впереди Ивана-царевича, они зорко посматривают по сторонам, ожидая возможного нападения врагов.

Подведение итогов.
Ранним осенним утром летит Иван-царевич на бесшумном ковре-самолёте домой с драгоценной добычей. Тишиной и покоем наполнена картина. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и лёгкий свет месяца навевают лирические чувства. Восходящее солнце приветствует рассвет нового дня. Победитель, сопровождаемый мудрыми птицами, указующими ему путь, летит к новой жизни.

Заключительное слово учителя:
Картина «Ковёр-самолёт» входит в цикл из трёх картин, написанных для вокзала Донецкой железной дороги. «Бой скифов со славянами», «Ковёр-самолёт» и «Три царевны подземного царства» должны были иносказательно, метафорически представить историю обновляемого края. Первая характеризовала наиболее ранний период заселения его славянами, вторая – уподобляла быстрый прогресс края благодаря строительству железной дороги и сказочному ковру-самолёту, третья – изображала несметные богатства его земных недр.
Прагматичные денежные тузы не приняли картины – сказка им казалась неуместной. «Ковёр-самолёт» приобрёл Савва Иванович Мамонтов и повесил в столовой своего дома.
Уже в преклонном возрасте Виктор Васнецов вновь вернулся к дорогой для него теме. Теперь, когда самолёты стали реальностью, Иван-царевич уже не победитель воздушного пространства, он сидит на ковре подле своей суженой, отдаваясь свободному полёту. Они плывут по утреннему небу на ковре-самолёте, чуть грустные и утомлённые. Очищается от утреннего тумана земля, открывается её певучая неброская красота. В наши дни по небу плывёт не чудо – мечта человека осуществилась.
Особая лирическая, поэтическая интонация, славящая добро, истинное, непоказное, отличает вторую картину «Ковёр-самолёт».

Литература:
1. Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. – 3-е изд. – М.: Мысль, 1995.
2. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. 2: Птицы. – М.: ТЕРРА, 1996.
3. Данлоп С. Азбука звёздного неба: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А.В.Козенко. – М.: Мир, 1990.
4. Жизнь животных. В 7 т. /Гл. ред. В. Е. Соколов. Т. 6. Птицы/Под ред. В. Д. Ильичёва, А.В.Михеева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986.
5. Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского искусства в русском искусстве XYIII – начала XX века. – М.: Издательство «Галарт»; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
6. Надель-Червинская М.А., П.П.Червинский. Энциклопедический мир Владимира Даля. Книга первая: Птицы, т.1, т.2. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.
7. Николов Н., Харлампиев В. Звездочёты древности: Пер. с болг. – М.: Мир, 1991.
8. Стерри Пол. Совы. Мир животных. - Минск: Белфакс, 1995.
9. Фауна мира: Птицы: Справочник/Галушин В.М., Дроздов Н.Н., Ильичёв В.Д. и др.; Под редакцией В.Д.Ильичёва – М.: Агропромиздат, 1991.

Источники иллюстраций:
В.М. Васнецов. Ковёр-самолёт // http://s44.radikal.ru/i105/1003/7f/436ae1de33eb.jpg
В.М. Васнецов. Ковёр-самолёт (поздняя версия) // http://pics.livejournal.com/denis_balin/pic/000aarez

© Смелова В.Г., 2003 г.
Охраняется законом РФ об авторском праве. При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна.
Опубликована:
 Биология в школе. – 2006. - № 6. – С. 56–59
 Биология: предметное приложение к газете «Первое сентября». – 2007. - № 7. – С. 8–11.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Тина (2012-04-21) | Автор: Смелова Валентина Геннадьевна E
Просмотров: 4282 | Комментарии: 4 | Теги: орнитология, болотные совы, биология, совы, ковер-самолет, В.М. Васнецов | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru