Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Урок по теме "Спирты" слайд №1 Тип урока. Изучение нового материала Цель урока: Изучит класс одноатомных предельных спиртов Задачи: Образовательные – получение новых знаний по теме “Спирты”: номенклатура, классификация спиртов, их физические и химические свойства, способы получения. Развивающие – развивать познавательную активность учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать логическое мышление, умение самостоятельно формулировать выводы; Воспитательные – формировать умение работать индивидуально, оценивать возможности, проводить антиалкогольную пропаганду. Оборудование: -интерактивная доска набор реактивов Ход урока . 1 Организационный момент. Здравствуйте уважаемые коллеги и ученики! Я очень рада поближе познакомится с ребятами 9 «В» класса и сегодня вместе на нашем уроке плодотворно и результативно рассмотреть и изучить очень интересную и значимую тему. 2.Мотивация и целеполагание. Слайд №2 Всюду в нашей жизни мы встречаемся с органической химией: мы едим продукты, полученные при помощи химических реакций, мы одеваемся непосредственно в ее результаты: ацетатный шелк, искусственную шерсть, изделия из кожзаменителя и многое другое. Остановимся! Сколько еще вокруг всего того, что нам дает органическая химия: кроме одежды, обуви, еды, органическая химия дает нам жизнь. Да, да, да - жизнь! Ведь, благодаря именно химии мы можем проводить сложные операции (наркоз), лечить ангину и просто делать уколы, где в качестве антисептика мы выбираем????? этиловый спирт. Сегодня на уроке вы познакомитесь с представителями класса одноатомных спиртов. С их характерными свойствами, получением, проведем лабораторную работу по теме «Спирты», рассмотрите влияние на организм человека. . На уроке вы покажите свое умение анализировать, доказывать, обобщать, отстаивать свою точку зрения. Помните, важно не только самому выполнить, но и еще помочь товарищу. Важен не только личный результат , но и результат работы всего класса 2. Актуализация знаний Высказывание великих ученых СЛАЙД №3 « Как из ряда слов составляется речь, так из массы постигнутых фактов, состоящих в связи друг с другом, рождается знание в его возвышенном, лучшем смысле.» Бутлеров А.М. Научные факты рождаются смелыми гипотезами , которые сегодня предложить! А.М.Бутлеров всех своих товарищей по науке поражал быстротой мышления, умением быстро находить ответы на очень сложные вопросы. Постарайтесь и вы ответить на вопросы , которые сейчас прозвучат: Устный опрос учащихся по пройденным темам Слайд №4 1.. Каких веществ больше органических или неорганических? 2.Ученый, предложивший теорию строения органических веществ 3. Назовите класс, к которому относятся метан и пропан 4. Они между собой гомологи или изомеры? 5. Если в молекулах органических веществ содержится кислород , то они соответственно называются... Молодцы Совершенно верно кислородсодержащими органическими веществами, представителей которых мы сегодня будем изучать Это класс «Спирты» Учитель:.В качестве закрепления изученного материала в течении урока вы будите выполнять тесты в тетрадях. мы для оценивания используем рейтинговую систему. Поэтому будьте предельно внимательны! Классификация и номенклатура спиртов. Слайд №5 На слайде представлены формулы некоторых представителей класса спиртов .Вещества, имеющие общую формулу CnH2n+1 OH, или в общем виде R—OH. Называются спиртами. Если в формуле спирта присутствует одна гидроксогруппа ОН, то спирт одноатомный , а если 2 и более групп то спирт будет многоатомным. Чтобы назвать одноатомный спирт нужно назвать радикал и добавить к нему суффикс –ол.,если спирты многоатомные надо указать количество -ОН латинским счетом 2- (ди), 3-(три). 4-(тетра) и так далее. Назовем вещества СН3-ОН, С2Н5ОН , С3Н5(ОН)3 Дальнейшую классификацию спиртов вы подробнее изучите в полном курсе органической химии. Вопрос: Тогда какое определение можно дать спиртам? ____Это кислородсодержащие органические вещества, состоящие из углеводородных радикалов и гидроксогруппы ОН. !Проведем тест №1 слайд №6 1. Из приведенных формул выбрать спирты а) C2H5OH б) NaOH в) CH3CH2COOH с) OH-NO2 2. Если вещество называется пропантриол, то это а) одноатомный спирт б) трехатомный спирт в) это алкан с) пятиатомный спирт 3.Вещество CH3CH2CH2-OH называется а) этанол, б) пентанол в) пропанол с) бутанол 4.Определите относительную молекулярную массу этанола а) 23 б)46 в) 42 с38 5. Верно ли, что в молекулах спиртов из всех видов атомов кислород имеет наибольшую Э.О. а) нет б) не знаю в) да А теперь проверьте ваши ответы. ( на слайде ответы) Слайд №7 Получение спиртов: СЛАЙД №8 Рассмотрим наиболее распространенные способы получения: 1. Брожение сахаристых веществ например, глюкозы С6Н12О6 С6Н12О6=2С2Н5ОН+2СО2 2. Гидратация галогенопроизводных предельных углеводородов С2Н5СL+H2O=C2H5OH+HCl 3. Гидратация алкенов, например этена, пропена. C2H4+H2O=C2H5OH Работа в тетради: Задача: Сколько грамм этанола получится в результате гидратации 22,4 литров этена. Ученик комментирует запись дано и уравнение реакции. на доске Химические свойства спиртов Ребята, какими видами свойств обладают вещества? ---ответы учеников Рассмотри свойства спиртов. В своей теории строения органических веществ А.Бутлерова говорил, что свойства веществ зависит от строения вещества, то есть от того атомы каких элементов и в какой последовательности находятся в молекулах. Как мы уже говорили ранее в молекулах спиртов наиболее э.о.элементом является кислород, А что это значит? Что он делает с атомом водорода? Поэтому с какими веществами, по-вашему могут реагировать спирты? ---ответы детей А теперь давайте посмотрим Слайд № 9 1. Реагируют с активными металлами (уравнения реакций 2С2Н5ОН+2Na=2C2H5ONa+H2 2. Полностью окисляются или горят(уравнения реакции) C2H5OH+3O2=2CO2+3H2O 3. Вступают в реакции дегидратации( уравнения реакции) C3H7OH=H2O+C3H6 4. С кислотами образуют сложные эфиры (уравнения реакций) C2H5OH+CH3COOH=CH3COOC2H5+H2O 5. Качественной реакцией на спирты будет взаимодействие с оксидом меди (2) CuO+C2H5OH=Cu+CH3COH+H2O Химия это практическая наука. Факты нам достаются из опытов и наблюдений!!! Проведем лабораторную работу по закреплению химических свойства спиртов: ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА СЛАЙД №10 • Опыт №1.Проведите реакцию взаимодействия этанола с магнием. Запишите уравнение реакции. • Опыт №2. Проведите химическую реакцию между этиловым спиртом и оксидом меди(2). Запишите уравнение реакции. • Запомните, эта реакция является качественной на одноатомные спирты. А теперь я предлагаю выполнить тест №2 1. С какими из перечисленных металлов будет реагировать этанол а) натрий, калий б) цинк, алюминий в) кальций , медь 2.Продукт полного окисления метанола а) вода и угарный газ б) углекислый газ и вода в) метанол не окисляется с) метан. 3. Назовите реакцию, в результате которой из этанола получили этилен и воду а) гидрирование б) дегидратация в) дегидрирование с) окисление 4.В результате качественной реакции на спирты образуется металл а) железо б) медь в) натрий с) алюминий 5. Если между собой реагируют спирт и кислота то реакция называется а) этерификация б) горение в) анализ с) полимеризация Проверим ответы: СЛАЙД № 11 По выражению Ломоносова «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие...» имеет ли это выражение отношение к спиртам?? СЛАЙД №12 Ответы учеников... Учитель: Познакомимся с областями применения спиртов СЛАЙД №13 Применение спиртов • промежуточные продукты для основного органического синтеза; • применение в качестве топлива; • производство растворителей; • производство синтетических моющих средств, парфюмерии и косметики; • использование в пищевой и фармацевтической промышленности. К сожалению все химические вещества имеют 2 стороны –одна положительная другая отрицательная. Всегда ли правильно мы люди, используем свои открытия? «Влияние спиртов на организм человека» Слайд № 14 выступление учеников!!! Ребята, в течении всего урока вы выполняли тесты, и теперь мы проведем итоговый тест по определению уровня знаний по данной теме. Итоговый тест определения уровня знаний по теме «Спирты» 1. Функциональная группа спиртов: а)–ОН . б)–СОН в.) –СООН с)–С=О 2.Какое органическое соединение является гомологом этанола? а).СН4 б)СН3ОН в)С6Н5ОН с)С2Н4(ОН)2 3.В результате горения этанола в кислороде образуется а)С и Н2О б)СО и Н2О в)СО2 и Н2О с)С2Н2 и Н2О 4.Общая формула предельных одноатомных спиртов: а) R-О- R б) R-СООН в) R-СООR с) R-ОН 5.. Получить предельный одноатомный спирт можно а) окислением алкена б) гидратацией алкена в) восстановлением алкена с) полимеризацией этилена Если сумма ваших баллов составила от 14 15-усвоили учебный материал на «отлично» Сумма баллов 12-13 вы усвоили новый материал на «хорошо» Рефлексия. 1. Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего? 2. Как вы усвоили пройденный материал? 3. Какие были трудности? удалось ли их преодолеть? 4. Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы? 5. Пригодится ли вам знания, полученные сегодня на уроке? А для лучшего усвоения знаний Дополнительное заданиние!!! «Осуществить превращение» Домашнее задание : параграф №55 № 10 | |
Просмотров: 3571 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|