Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Доклад по ОГП
Доклад по ОГП на тему «Семейное право.
Становление национальной правовой системы».

Яловенко В. - ученица 9 класса, учитель - Ласточкина И.В.

Семейное право.
Кочевники пользовались землёй для выпаса скота, в соответствии с правом на участки по родоплеменным делениям, но выгоны не считались объектом частной собственности. Землю использовали как весеннее, летнее, осеннее и зимнее пастбища.
В тюркском обществе муж был хозяином дома, скота и всего имущества. По закону старшие сыновья получали свою долю имущества и отделялись, чтобы жить самостоятельно. Младший сын оставался вместе с родителями и считался наследником отца.
Как в любом другом обществе, в Тюркском каганате были известны различные виды преступлений – кровная месть, барымта (угон скота), грабёж, убийства, различного рода насилия. За преступления предусматривались суровые меры наказания.
Смертная казнь применялась очень редко, но были широко распространены телесные наказания. «Кровь не смывают кровью», - говорится в пословице, приводимой М. Кашгарским. Такое существенное изменение правосознания древних тюрков породило новый вид наказания за убийство и телесные повреждения. Это наказание называлось кун, который происходит от тюркского слова кунла – изъять. Кун – имущественное возмещение за убийство, телесное повреждение. Наказание кун имело особое значение в уголовно-правовых обычаях казахов и реально функционировало до начала двадцатого века. Многие правовые понятия Тюркского каганата, сложившиеся в ту древнюю эпоху, прочно вошли в государственно-правовую жизнь последующих политических образований, были унаследованы казахским народом.

Влияние ислама на право.
Караханиды приняли исламскую религию, которую пытались превратить в государственную, господствующую идеологию. Однако исламская религия не стала общей религией всех людей. Тенгрианство , древние верования, имели глубокие корни среди тюркских племён и в главных своих чертах сохранились и в последующих столетиях.
Но мусульманские политические и правовые идеи сыграли положительную роль в жизни тюркского общества. Правовые нормы ислама сложились в условиях развитой государственной и правовой системы арабских стран. Они прочно вошли в государственную и правовую жизнь тюркских народов и используются до наших дней.
Появление в тюркских языках понятий хукык (право) и мемлекет (государство) свидетельствует о формировании этих политических явлений.

Распространение монгольского права.
Естественно-исторический процесс политического развития тюркских народов на территории Казахстана был прерван татаро-монгольским нашествием в 13 веке. Были разгромлены существовавшие в Семиречье, Центральной Азии тюркские государства, уничтожены культурные очаги – прекрасные города и селения. Монгольские захватчики установили своё господство, создав военизированную государственную машину, во главе которой стоял хан. Все государственные должности занимали потомки Чингисхана (султаны), его родственники и приближённые. С тех пор было установлено незыблемое правило – выбирать ханов только из чингизидов. Чингизиды образовали особую группу населения – торе и считались аристократией, не сливались с простым народом – чернью. Тюркские народы, в том числе казахи, чётко осознавали особое положение чингизидов и соблюдали установленные правила взаимоотношений между собой и чингизидами.
После установления власти завоевателей был принят сборник законов монголов – знаменитые «Ясы Чингисхана». Эти законы были распространены на завоёванные страны и регулировали политические, экономические и социальные отношения. На землях завоёванных народов были созданы улусы, во главе которых Чингисхан поставил своих сыновей. За нарушение воинской дисциплины, незначительные правонарушения и проступки применялась смертная казнь. Была установлена единая налоговая система.

Становление национальной правовой системы.
Формирование национальной правовой системы казахского народа связано с именем Касым хана. При Касым хане Казахское ханство превратилось в сильное государство. С его именем связана первая в истории систематизация правовых обычаев и норм. Она получила название «Касым ханның қасқа жолы» («Верный путь Касым хана»). Бытовавшие веками правовые обычаи были приспособлены к новым условиям существования самостоятельной государственности казахов.
«Правда Касым хана» состояла из пяти разделов. В первом содержались правовые нормы, регулировавшие имущественные и земельные отношения. Во втором были собраны нормы права, связанные с преступлениями и наказаниями. Третий раздел содержал правовые нормы, касавшиеся воинской повинности, порядка её выполнения, а также наказания за нарушение воинской повинности, порядка её выполнения, а также наказания за нарушение воинской дисциплины. В четвёртый раздел были включены нормы, регулировавшие посольские отношения (о назначении послов, процедуры приёма послов, ведение переговоров с представителями иностранных государств, вопросы дипломатического этикета и др.) Пятый раздел посвящался обычаям организации поминок, проведения праздников и др.
После Касым хана заметный вклад в развитие правовой системы казахского общества внёс Есим хан. Он значительно усилил воинские обязанности, повысив ответственность воинов за нарушение воинской дисциплины. Это было связано с необходимостью защиты от захватнических устремлений джунгарских калмыков. В остальном Есим хан сохранил прежние правовые обычаи и законы. Поэтому народ назвал собрание законов Есим хана Законами предков.
Была запрещена кровная месть. Точно были определены размеры куна (возмещения) за убийство, телесные повреждения. Были установлены пределы полномочий правителей – султанов, биев, тем самым в какой-то степени был ограничен их произвол. В собрании законов Тауке хана содержались правовые нормы, обеспечивавшие социальную защиту бедных слоев общества. Богатые должны были передавать скот для временного пользования бедным родственникам. Считалось обязательным оказывать помощь обедневшим в результате стихийных бедствий.
В то же время законы Тауке хана чётко установили правовое неравенство между чингизидами и чернью. За убийство, телесное повреждение представителю аристократии полагался кун в семь раз больше, чем за простолюдина. Сохранились древние патриархальные обычаи в семейных отношениях. Отец решал судьбу своих детей, муж был хозяином своей жены. Домашних рабов (кул, кун) закон не защищал.
Споры решались биями, которых заинтересованные стороны сами выбирали из числа известных знатоков казахского права. В истории казахского народа известны имена многих биев, которые прославились справедливостью, находчивостью. При этом не было письменного судопроизводства. Стороны давали слово, на согласие с решением бия.
Присоединение Казахстана к России изменило правовую систему казахов. На всей обширной территории была создана система органов местного самоуправления, которая подчинялась местному колониальному аппарату. Российская империя сохранила в основном систему казахского обычного права, но в то же время её законы стали распространяться в Казахской степи, регулируя наиболее существенные стороны жизни.

Право и государство.
Государство и его органы создают свои специфические правила поведения. На основе правовых обычаев и принятых государством правовых норм формируется правовая система. Целью правовой системы является защита государственного строя, существующих экономических отношений, государственной и частной собственности. Государство, его органы следят за тем, чтобы требования правовых норм соблюдались, чтобы не нарушались законы. Создаются специальные государственные органы для охраны правового порядка и привлечение нарушителей закона к юридической ответственности – полиция, суд, прокуратура, армия.
Роль права в обществе.
Право играет важную роль в политической жизни общества. При помощи правовых норм определяются структура государственных органов, способы их формирования (выборность, назначаемость), их компетенция (полномочия), формы и методы их действия.
При помощи правовых актов устанавливается общественный порядок, который должны обеспечить органы правопорядка. Именно в правовых актах закрепляются политические права и свободы граждан, используя которые, они участвуют в управлении делами государства.
Право играет большую роль в социальной жизни общества. Правовые нормы создают юридические условия для получения образования, охраны здоровья, создания и укрепления семьи и т.д.
Право – сильный государственный инструмент, призванный создать нормальные условия для жизни людей, юридически обеспечивать развитие общества во всех направлениях. Неверно считать, что право признано только наказывать, налагать принудительные меры. Право реально действует, когда граждане пользуются предоставленными правами и свободами; выполняют требования норм права, а государственные органы применяют меры взыскания, наказания к тем, кто нарушает требования норм права.
Правовая система состоит из трёх элементов правовой действительности: права, правовой идеологии и деятельности правовых учреждений. Право – это система правовых норм, установленных и действующих в государстве. Правовые нормы содержатся не только в законах, но и в других нормативных правовых актах. Государственные органы наделены полномочием принимать нормативные правовые акты. Президент принимает нормативные указы, правительство – нормативные постановления, министерства – нормативные приказы, местные государственные органы – нормативные решения и т.д.
Право понимается и в субъективном смысле. В этом значении оно употребляется применительно к отдельным субъектам как гарантированная государством юридическая возможность совершать определённые действия для собственного блага, например: право на жизнь, на охрану здоровья, на образование и т.д.
Правовая идеология – это признанные в государстве правовые взгляды, идеи, культура. Правовые учреждения создаются государством для реализации, защиты права, т.е. принятых и действующих в обществе правовых норм.
Право и закон. Особое место в праве занимают законы. Законами считаются нормативные акты, принимаемые высшим органом государственной власти – парламентом. Закон имеет высшую юридическую силу. Законы определяют правовое положение человека. Таким образом, когда речь идёт о праве, имеются в виду все действующие в конкретном государстве нормативные правовые акты. Это отражает объективность права, т.е. существования его как самостоятельного, цельного явления.

Источник: http://учебник Человек. Общество. Право.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: 1973 (2012-05-03) | Автор: Ласточкина И.В. и Яловенко Вика E W
Просмотров: 1911 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru