Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения учителей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования тех обстоятельств взаимной координации взрослого и ребенка, благодаря которым игра приобретает социализирующее значение. В практике школьных учреждений учителя ,используя игру для развития творческих способностей ,опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки. Это обусловливает актуальность темы нашего исследования. Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в школьном возрасте в процессе игры. Цель данного исследования - изучение проблемы развития творческих способностей школьников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении учителей начальных классов и родителей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: 1. определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей. 2. определение основных направлений и педагогических задач по развитию творческих способностей в младшем школьном возрасте. 3. определение эффективности работы традиционных методик школьного воспитания в отношении развития творческих способностей детей 4. выявление эффективности игровых форм, методов развития творческих способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта. Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию креативности младших школьников в игровой деятельности. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие творческих способностей школьников в игре может быть успешным, если соблюдать следующие условия: 1) создание эмоционально – благополучной атмосферы в классе 2) гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства учителем; 3) специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей младших школьников в сюжетно – ролевой игре. В данной работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования. 1. Изучение, анализ и обобщение научно – теоретических источников по данной теме. 2. Диагностика творческих способностей детей. 3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей в процессе игры. Экспериментальной базой для исследования стали начальные классы СОШ-ГЭН Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является игра. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими. В этих играх школьники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он «неправдашний» летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. По этому игра – всегда импровизация . Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания Таким образом, наше предположение о том, что развитие творчества у школьников в игре возможно, если соблюдать следующие условия: 1) создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе. 2) гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства 3) специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей школьников в игре нашло подтверждение в ходе экспериментально – опытной части проведенного исследования. Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети младшего школьного возраста, большое место занимает изобразительное и декоративно – прикладное искусство. По характеру того, что и как ребенок изображает, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.),. Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей. Важно уяснить одно: младшему школьнику, как любому человеку, кажется, что все, что он делает, непосредственно нужно кому-то. Но кому? В каком мире смогут найти свое применение яблоки, нарисованные на бумажных тарелках? Короткие мазки, изображающие траву. К счастью, такой мир существует! Этот удивительный мир кукол, которые ходят друг к другу в гости; там дружат зайцы, медведи и лисы; игрушки посещают парикмахерскую и магазины; обращаются к ребенку за помощью, если болеют. Только в этом прекрасном мире, который называется игрой, ребенок может и должен полноценно жить и учиться. Если мысленно перенестись в мир детской игры, то окажется, что именно эти яблочки и листочки очень нужны. Обитатели игрушечного мира сразу и с пользой для себя употребят все, что нарисовал, слепил или вырезал и наклеил ребенок. Однако, соединяя мир игры с обучением, педагог обязательно соблюдает определенные правила: ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу ,который должен появляться на каждом уроке .В моем случае Буратино приходит к ребятам на каждый урок. Если случается отсутствие Буратино, то детям это преподносится как игровой момент(путешествует ,заболел, на конкурсе или соревнованиях и т.д.),соответствующий теме урока. У детей появляется желание сопереживания ; они скучают в его отсутствие и радуются приходу. Важно, чтобы педагог не только обозначил трудности, но и добился отклика у своих слушателей. есть защитники и указывает на ребят. Тем самым он ставит детей в позицию помощников, защитников. Чтобы дети активно включились в работу, педагог объясняет: для спасения Буратино необходим именно тот предмет, который предстоит нарисовать (слепить, или выполнить способом аппликации). Так, чтобы к празднику 8 марта Буратино мог поздравить Мальвину ребята рисуют букеты цветов. Ребенок играет, а с другой – действует не в воображаемом плане, а реально. Его изобразительная деятельность отличается от игры тем, что он не может ограничиться воображаемыми действиями, а обязательно создает какой-то реальный продукт (рисунок, лепку, аппликацию), т.е. сам ставит задачу, в решении которой заинтересован педагог. Однако в этой ситуации возникает одно "но". Ребенок сам рисовать не умеет, ему необходимо объяснение, показ способов изображения. Именно теперь он заинтересованно и по-деловому (ведь ему предстоит все это делать!) будет слушать объяснения педагога и применять их в своей работе. Не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры. Поэтому педагог, если замечает какие-либо недостатки, предлагает – и только в игровой форме: "Наташа, Буратино очень хотелось, чтобы его домик покрывала крыша, которая спасет его от дождя". Не важно, что за Буратино говорит взрослый. Значимо то, что указания воспитателя не разрушают целостности игрового мира. Они тоже в контексте игровой, а не учебной деятельности. Но вот занятие закончено, дети пришли к какому-то результату: нарисовали домик, траву, лес, солнышко или что-то другое. Все это они рисовали для своего друга Буратино и ,который с нетерпением ждал окончания работы. Вот и наступило время. Если дети не проявили инициативы, воспитатель берет в руки куклу и проходится им по рисункам детей, т.е. Буратино принял работу и благодарит детей. Недавно у ребят на уроках появился новый персонаж – Ангел снов. Эта кукла приходит к ребятам ,когда нужно пофантазировать. От имени куклы учителем рассказывается незаконченная сон – история и ребятам предлагается придумать и нарисовать окончание рассказа. Вот это игровое действие весьма важно для процесса обучения. Именно оно рациональное зерно всей предыдущей деятельности, плюс положительный результат. Предложенный педагогический процесс – очень важный психологический процесс, от которого во многом зависит успех последующего обучения. Важное место в художественно – творческой деятельности школьников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений .Это может являться дополнением к урокам изобразительного искусства для более выразительного донесения информации по теме. Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как младший школьный, поскольку он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это – сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд и рисование. К названным видам деятельности добавляется еще один – учебная деятельность, и ребенок 6-8 лет практически оказывается вовлеченным по меньшей мере в семь – восемь различных видов деятельности , каждый из которых специфически интеллектуально и морально его развивает. Ребенок всегда стремится к проявлению своих интересов, к выражению художественных переживаний и делает это непосредственно, импульсивно. Некоторые исследователи считают эту особенность стремлением ребенка к самовыражению , которое часто понимают как независимое явление, сугубо индивидуальное, опуская при этом роль общественного окружения. Вместе с тем, взрослые могут регулировать эту сферу. Имеющийся отечественный опыт по развитию творческой активности детей в художественной игре показывает, что для развития самостоятельной игровой деятельности необходимо методическое руководство. Следует планировать примерную тематику детских игр, намечать приемы руководства. Все это способствует подержанию устойчивого интереса детей к художественной деятельности. Педагог может использовать целую группу методов с целью развития самостоятельных игровых действий с художественным содержанием. Это – организация целенаправленного наблюдения, беседы, вопросы. При помощи указанных методов педагог способствует формированию замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала (бумага, краски, цветные мелки), реализации замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, лепки), оценке продукта деятельности. Изучение влияния изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей младшего школьного возраста показало, что в их замыслах ,под влиянием показа иллюстративного материала , происходит конкретизация образов, обогащение их путем использования и комбинирования увиденных деталей, свойств предмета; проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету; внимание направляется на выбор средств для передачи образа, изображаемого события. Например, урок в 1 классе посвященный русским сказкам начинается с просмотра репродукций Васильева Константина Алексеевича и Билибина Ивана Яковлевича .Ребята узнают, что Буратино ездил в Москву и ходил в картинную галерею . Ему там очень понравилось и он принес им репродукции картин русских богатырей. Читается сказка А.С.Пушкина в стихах «Сказка о 33 богатырях и спящей красавице» ,слушается музыка. Ученики видят и слышат много нового и нужного, применяя на уроке полученные знания. В результате работы носят более выразительный конкретный характер. Анализ рисунков подтверждает, что иллюстративный материал помогает ребенку найти различные способы для передачи своего замысла: в образах рисунков появляется выразительность; использован колорит как средство выражения содержания; даны разные композиционные решения. На уроке ДПИ в 1 классе(3часа) разыгрывается ситуация по сюжету казахской сказки «Баян сулу и Козы Корпеш».Дети , под звучание домбры, выполняют текстильную аппликацию «Верблюд»,тем самым помогают Буратино собрать караван для перевозки невесты и приданного. На втором уроке класс делится на 2 группы и каждая из групп выполняет степной или пустынный пейзаж ,с изображением озера или реки - караван нужно будет напоить и дать отдохнуть(дети чувствуют свою нужность, учатся работать в коллективе).Третий урок «установление» юрт на стоянке(люди выспятся, покушают и могут укрыться от дождя). Приклеивание верблюдов на панно. Выход: два панно для украшения класса . В конце урока Буратино благодарит всех за помощь. Учитель может активно участвовать в ролевой игре, в драматизации, развлечении, выполнять роли ведущего, зрителя, режиссера или исполнителя как в начальных, так и в старших классах. В 8 классе на уроке ДПИ в игровой форме ставится цель : ученицам стать на время модельерами , визажистами , в мастерской знаменитого кутюрье . Роль учителя – роль кутюрье .Задача на 5 уроков : 1)создать эскиз костюма ,головного убора и сумочки, 2.)эскиз макияжа, 3.) выполнение костюма из ткани или(полиэтиленовых мешков ,степлера и скотча)) В созданных костюмах учащиеся выступают на праздниках и различных конкурсах. Еще одна игра для старшеклассников , но только во внеурочное время: превращение в ландшафтных дизайнеров. Проектная деятельность в 9 классе в таком контексте увлекает учащихся, дает большое поле для творческой деятельности и полета мысли, а главное – дети чувствуют и осознают свою причастность к истории гимназии. Выводы. Опытная работа показала, что именно в процессе педагогического руководства развитием самостоятельной игровой деятельности детей возрастает их инициатива, речевая активность, умение применить в новых условиях полученные в обучении навыки, раскрываются творческие возможности. Но работа по развитию творческой активности школьников не должна ограничиваться лишь педагогическим воздействием непосредственно на детей. В активизации творческой активности и развитии инициативы, в обогащении их образными художественными впечатлениями важную роль играют и условия в семье. Для ознакомления родителей с задачами художественного воспитания детей необходимо проводить родительские собрания. На них необходимо давать развернутую характеристику детского творчества, той работы по изобразительной деятельности, которая проводится на занятиях. Следует обратить особое внимание на необходимость тесной связи учреждения и семьи в целях художественного развития детей. Не только в школе, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой инициативы. Творческие игры содействуют переходу детского любопытства в любознательность; воспитанию наблюдательности, развитию воображения, смекалки, изобретательности, памяти речи. Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в играх. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности – процесс длительный и в значительной мере все-таки зависит от уровня познавательных и художественных интересов. Задача педагога – своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка. Очевиден вывод: между обучением и художественной игрой существует прямая взаимосвязь. Несомненно, вопрос развития творческой активности школьников, и развития его личности в целом, в художественных играх нуждается в дальнейшем глубоком изучении. В результате : написана программа по ИЗО для 7 класса гимназии, завершается работа над программой по ДПИ в 1 – 9 классах СОШ – ГЭН, идет работа над социально – научным проектом «Ландшафтный дизайн гимназии». Сегодняшняя игра – завтра наша профессия ,наш характер ,наше отношение к миру и к людям . Игра - это жизнь , а жизнь – игра…. marishka_nmn@mail.ru | |
Просмотров: 2291 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|