Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

«Применение опережающих заданий на уроках математики как один из способов повышения эффективности обучения»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
На секционном заседании учителей начальных классов
АВГУСТОВСКОЙ РАЙОННОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Подготовила: учитель начальных классов Володарской СОШ, Отрышко Валентина Александровна

«…Система современного урока - это педагогика возможностей, а не только реальности. Если исходить из реальности, то нужно объяснить лишь то, что ученик может и должен понять. Если исходить из возможностей, то можно объяснять то, что ученик может не понять на данном уроке, но будут созданы условия для понимания излагаемых мыслей» (С.П.Баранов).
Это утверждение заставляет взглянуть на организацию учебного процесса с учётом выбора таких форм и методов обучения, которые дают возможность формирования у учащихся потребности в активной познавательной деятельности, а учителю огромное поле для реализации творческого потенциала.
Решение одной из важнейших задач обучения школьников - научить учащихся - связано с проблемой систематического усиления познавательной активности детей.
Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребёнка независимо от его способностей. Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной и самостоятельной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.
В современной педагогике накоплен арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
1. творческие задания;
2. работа в малых группах;
3. обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и т. д.);
4. использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
5. социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения( социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, сочинения);
6. разминки;
7. изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео и аудиоматериалами «ученик в роли учителя», использование вопросов, Сократический диалог);
8. разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм» и т. д.).
Математика- предмет очень удобный для развития интеллектуальных творческих способностей ребят. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг - атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни ученика) придаёт смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа вооружает желанием найти своё собственное «правильное» решение, основанное на персональном опыте и опыте друга, позволяет создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения в ходе образовательного процесса, включая педагога.
Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку нелегко найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:
• не имеет однозначного и односложного ответа или решения;
• является практическим и полезным для учащихся;
• связано с жизнью учащихся;
• вызывает интерес у учащихся;
• максимально служит целям обучения.
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем всё более сложные. Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, постепенно подводить их ко всё более сложным заданиям. Выполнение каждой новой творческой задачи должно потребовать от учащихся ровно столько самостоятельного труда и напряжения мысли, сколько они могут проявить при учёте их возрастных и индивидуальных различий.
Для интеллектуального развития школьников необходимы творческие задания , направленные на раскрепощение их мысли, на проявление инициативы смелости при поиске решения. За кажущейся простотой заданий - огромное поле для творчества, каждый ребёнок может проявить фантазию и применить свой оригинальный способ решения, за что его обязательно поощрить.
Для стимулирования творческой деятельности учащихся можно использовать самостоятельные домашние исследования, например, предложить нескольким учащимся решение одной и той же задачи. Им дают время на выполнение, допустим неделю, и предлагают на очередном уроке изложить свой метод решения. Это - прекрасный стимул творческой деятельности. Учащиеся находятся в центре внимания, они проявляют максимум мыслительных способностей, чтобы оправдать доверие учителя, поднять свой авторитет в глазах одноклассников. Учащийся знает, что от него ждут грамотного и красивого решения, а это возможно только в результате кропотливого труда, исследовательской работы. Для учащихся класса такая работа- возможность увидеть несколько способов решения одной задачи, а это и есть стимулирование творческой активности. Например:
Задача 5 стр.118 3 класс
(Дан рисунок задачи и несколько выражений. Составить и решить задачи по выражениям.)
Решение задачи разными способами, получение из неё новых, более сложных задач и их решение в сравнении с решением исходной задачи создаёт предпосылки для формирования у ученика умения находить свой «оригинальный» способ решения задачи, той, которая раньше ему «не встречалась». Широкие возможности в этом плане дают задачи с пропорциональными величинами. Поиск разных путей решения таких задач способствует осознанию причинно-следственных связей, накоплению представлений о функциональной зависимости величин, осуществлению подготовки учеников начальных классов к изучению функций в последующих классах.
Использования прямо и обратно пропорциональных зависимости величин при решении задач: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; масса одного предмета,
их количество, общая масса зачастую помогает находить отличный от изучаемого по традиционному начальному курсу математике способ решения.
Например:
На швейной фабрике мастер сшил одинаковые пальто, израсходовав на них 24м ткани. Его ученица сшила 2 таких же пальто и израсходовала на них 6м ткани. Сколько всего пальто сшили мастер и ученица?
Расход на одно изделие Количество изделий Общий расход ткани

Одинаковый 2пальто
}?
?


24м

Эту задачу можно решить 4 способами: 2 из них - традиционны, а 2- с использованием зависимости величин:

1 способ
6:2 = 3(м)- на одно пальто
24:3=8 (пальто)- сшил мастер
8+2=10 (пальто) – всего

2 способ
6:2=3(м)- расход на одно изделие
24+6=30 (м)- всего ткани
30:3=10 (п)- сшили мастер и ученица

3 способ
24:6=4 –в 4 раза больше ткани
2*4=8 (пальто)- тоже в 4 раза больше
8+2=10 (пальто) сшили мастер и ученица

4 способ
24+6=30 – всего ткани
30:6=5 – в 5 раз ткани больше
2*5=10 (пальто)- их тоже в 5 раз больше
Нельзя не отметить то, что решая задачи различными способами, ученики учатся путем сравнения выбирать лучший, более краткий, более красивый способ. Необходимость решать задачи различными способами, сопровождает ученика в течении всей его учебы в школе. Более того, выработка привычки к поиску оптимального варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной творческой деятельности. Именно умение и способность находить различные пути и способы решения проблемы часто приносит успех и удовлетворение интереса коллектива, общества, страны.
Если мы рассматриваем развитие интеллекта ученика как главную цель обучения, а работу ученика при решении задач как главное средство достижения этой цели, то и главной заботой учителя должно быть подведением ученика к самостоятельному открытию решения.
Требования к решению задач различными способами имеются в некоторых номерах задач в действующих учебниках математики. Однако подобная работа должна вестись более глубоко и систематически и, если не со всеми учащимися класса, то хотя бы с более способными, развивая и удовлетворяя их любопытство, математические интересы.
Не все учителя стремятся решать задачи различными способами, потому что это отнимает много времени. Да, верно, но «отнимает много времени » это только в начале, пока ученики не привыкнут. Но зато внедрение этого приема в практику возвратится к нам сторицей. Как показывает уже имеющийся опыт, учащимся этот вид работы нравится, некоторые из них успевают решить задачу различными способами за то время, пока учитель со всем классом «дотягивает» задачу до конца. Надо уметь организовать работу, не исключая работу с учениками, проявляющими интерес к математике во внеурочное время.
На своих уроках математики я уделяю большое внимание формированию практических навыков учащихся через самостоятельную работу, индивидуальный и дифференцированный подход. Дети должны чувствовать связь обучения с жизнью, с общественно полезным, производительным трудом, с содержанием программ по другим предметам общеобразовательного цикла. При этом основное внимание стараюсь уделять формированию у учащихся важнейших в практическом отношении умений и навыков (техника счёта, измерения, составление чертежей, определение масштаба, расстояния, и т. д ), доведению до автоматизма навыков устных и письменных вычислений, расширению кругозора учащихся.---------
При изучении квадрата и куба числа на своих уроках я стараюсь довести до автоматизма нахождение значений чисел в той или иной степени. Для лучшего запоминания заготавливаем демонстрационный материал (схемы), например:

5² # 10 5² = 5*5 = 25

3² # 6 3² = 3*3=9

5³ # 15 5³ = 5*5*5 = 125

3³ # 9 3³ =3*3*3 =27
Эти знания оказывают детям большую помощь при изучении степени числа в 7 классе.
Одна из трудных тем по математике в начальных классах - «Табличное умножение и деление». Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу умножения и деления, но и понимали принципы составления таблицы умножения и соответствующих случаев деления. На практике видно, что для лучшего запоминания таблицы является зрительное её восприятие, таблицы составляются в цветовой гамме.
На первом уроке знакомлю детей сразу с четырьмя столбиками таблицы и принципом их составления. Этому помогает цветовая гамма. Сначала даю время рассмотреть первый столбик таблицы, и затем выясняем, почему он составлен в трёх цветах. Дети хорошо это видят, и мы подводим итог: зелёный цвет- это первый множитель, синий - это второй множитель, красный-это произведение двух множителей. Прошу посмотреть на второй столбик таблицы и сказать, как он составлен. Делаем вывод: от перестановки множителей произведение не изменяется. Смотрим на третий столбик. Ребята делают вывод: если произведение разделить на первый множитель, получим второй множитель. Также легко они делают вывод и по четвёртому столбику таблицы: если произведение разделить на второй множитель, то получим первый. Первичное ознакомление с таблицей проходит и быстро, и интересно, так как она составлена в цветовой гамме. Такая таблица необходима учителю на протяжении нескольких уроков, пока идёт процесс осознанного усвоения результатов умножения числа 3 и соответствующих случаев деления. Она вывешивается на стене, и дети запоминают её результаты на основе зрительного восприятия.
Приведу несколько заданий, которые можно предложить детям на последующих уроках и которые помогают запомнить табличные результаты.
1. Проговорить хором ответы у примеров второго столбика таблицы (первый столбик таблицы открыт), а ответы второго столбика закрыты.
2. Сказать ответы примеров третьего и четвертого столбиков таблицы (первый столбик также открыт).
3. Эти же задания выполнить письменно. Ответы сравнить по таблице 2.
4. Составить и записать два- четыре столбика таблицы, рассуждая по таблице 3 (первый столбик табл.1 открыт).
5. Провести тренировочные упражнения на запоминание результатов на слух и зрительно.
6. Эти же задания выполнить индивидуально или использовать групповые методы работы, или провести игры, например «Цепочка», «Молчанка», «Незнайка», «Математическое лото».
Широко использую также не только демонстрационные таблицы в цветовой гамме, но и индивидуальные, которые дети с удовольствием готовят дома. Эти таблички необходимы для работы на уроках, на консультациях и во внеурочное время. Вызванный для ответа ученик сдаёт свою табличку (ту, которую учитель хочет проверить). В ходе опроса в этой табличке отмечаю карандашом те примеры, в которых ученик допустил ошибки. Эти пометки позволяют обратить внимание ученика на пробелы в знании таблицы и учителю дают возможность на последующих уроках проверить усвоение учеником именно тех строчек таблицы, которые он знал нетвёрдо. Такая работа позволяет дифференцировать её и вести учёт усвоения таблицы умножения и соответствующих случаев деления.
В качестве творческого задания можно предложить учащимся написать сказки. Известный учёный педагог А. И. Маркушевич писал, что человек, не воспитывающийся на сказках труднее воспринимает мир идеальных стремлений, что благодаря сказкам ребёнок начинает реальное от необычного, что нельзя развить, минуя стихию сказки, не только воображение, но и первые навыки критического мышления.
Сказки требуют развитого воображения, умения обдумать предложенную ситуацию, выявить и использовать необходимую ситуацию для принятия решения. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, творчеству, выдумке. Зачастую она позволяет понять, о чём думает, мечтает ученик. Дети учатся быть справедливыми , мудрыми , добрыми, и это не зависит от возраста. Такую работу можно проводить с учащимися всех возрастов, они делают это с удовольствием. Сказка вызывает у учащихся улыбку и радость, а это- залог продуктивной работы.
Обсуждая разные варианты поиска путей выполнения заданий, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой план и опровергают иные планы, при этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения оказываются успешными и верными, а другие - неуспешными, ошибочными. Помимо намерения добиться успешного результата появляются познавательный интерес, стремление обнаружить причины получения успешного результата. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника. Устойчивость этого интереса - залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: наза (2012-08-14) | Автор: Отрышко Валентина Александровна E
Просмотров: 2800 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 8:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru