Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Развёрнутый анализ результатов обучения по Программе "Лицом к лицу". В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Сущность модульного обучения заключается в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При помощи модульного обучения достигается личностно- ориентированное обучение, т. е. обучающийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний. Применение технологии модульного обучения позволяет перевести собственную деятельность из режима информирования в режим консультирования и обеспечить каждому ученику возможность выбора пути изучения модуля и оперирования содержанием учебного материала. На всех этапах педагог выступает как организатор и руководитель учебного процесса, а учащиеся - как самостоятельные исследователи ряда проблем, разрешение которых приводит к определённой структуризации их знаний и умений. При работе с данной технологией деятельность учителя заключается в разработке модулей, составлении инструкций, заданий (основного и корректирующего), рекомендаций для учеников, а также в осуществлении контроля и коррекции усвоения школьниками необходимых знаний и умений. Модульная технология строится на основе развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завешается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах – индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава. Цельность технологии модульного обучения проявляется, во-первых, в её гибкости – возможности приспособления к индивидуальным особенностям учащихся, а во-вторых, в динамичности – возможности перехода от одних видов и способов деятельности к другим. Кроме того, эта технология вбирает в себя идеи и разработки других методик, например коллективного способа обучения, предполагает сочетание разных форм работы: индивидуальной, парной, групповой, а также различных форм контроля, в том числе самоконтроль и взаимный контроль. (Теория и практика модульного обучения. Серия: Методическая библиотека. ) Что же дает модульное обучение? Главное – это то, что каждый работает самостоятельно в присущем ему темпе, представляются возможности получить консультацию у учителя, помощь у товарища. Значительно глубже осознать содержание, все время себя контролировать. Каждый ученик включается в активную и эффективную познавательную деятельность. Первым и главным критерием оценки успешности обучения в модульном режиме является желание учеников учиться, пробуждение интереса к предмету. Путей повышения интереса школьника к предмету множество: школьные праздники природы, экологические классные часы, географические вечера, выставки, походы. Но эти расширяющие кругозор и знания так называемые «мероприятия» не идут в сравнение с самым главным – уроком, на котором собственно, и начинается любой географический маршрут, открытие планеты Земля, открытие материков и океанов, открытие страны, в котором ты живёшь. Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», включает в себя такие важные разделы, как «Обучение через диалог», «Обучение тому, как учиться». Меня поразило, что ученики в возрасте трех лет могли взять ответственность за свое обучение на себя. В столь раннем возрасте они начинают осмысливать свое обучение, могут выстраивать свой подход к обучению и начинают видеть себя в роли ученика. Я всегда считала, что ответственность за свое обучение начинается в старших классах, когда ученику нужно сдать ЕНТ и ПГК, тогда он только осознает серьезность происходящего и берет ответственность за свое обучение на себя, так как ему нужен хороший результат для поступления в вузы. Проработав «Руководство для учителя» (стр 148-160) я пересмотрела свои взгляды на обучение. Мы учителя должны мотивировать учащихся, что ответственность за их обучение возлагается на них самих, а не на учителя. Каждый берет ответственность за свое обучение. Модуль «Обучение критическому мышлению». Проучившись на курсах четыре недели по программе «Теоретические основы Кембриджского подхода к преподаванию», изучив литературу и переняв опыт зарубежных коллег, мои стереотипы поменялись. Соответственно поменялся и стиль работы. Перед тем, как приступить к своей деятельности на практике, я обратилась к «Руководству для учителя» и составила поурочное планирование, опираясь на модуль «Обучение критическому мышлению» (стр 165) Учитывaя потребности учaщихся на своих уроках, я использовала технологии критического мышления. Письменная рефлексия позволила ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью написания эссе, синквейна. Ребята работали в своей зоне ближайшего развития, находя нужную информацию в презентации учителя, видеофрагметах, текстах и фотографиях. Моя роль на уроке была направляющей. После обсуждения спикер от каждой группы презентовал работу другой группе, которая оценивала его работу и задавала вопросы. Модуль «Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании». Важную роль в усвоении нового материала, повышении внимания и активизации познавательной деятельности учащихся на уроке должно играет применение компьютерных технологий, обеспечивающей яркость и новизну изучаемого материала. Анимация слайдов в презентации привлечет внимание учеников, акцентирует его на наиболее значимых моментах изучаемой темы. Проведение теста при подведении итогов урока сконцентрировало внимание детей, одновременно поддерживая их интерес к изученной теме. После проведения серии уроков учащимся была предложена анкета. Для диaгностики познaвaтельного интересa использование ИКТ на уроках естествознaния «Познавательный интерес к ИКТ ». Результaты учaщихся дaют следующую картину. Владеете ли вы ИКТ и в какой степени - достаточно хорошо 95% -не умеете 5% Какой из видов деятельности нравится -просмотр презентаций 50% -поиск информации в интернете 50% Помогает ли вам полноценно готовиться к урокам интернет и компьютер какие виды деятельности что именно для урока вы выполняете на компьютере - лишь малую часть 15% -большую часть задания 85% Что больше всего понравилось на уроках в использовании ИКТ - просмотр слайдов, фильмов 50% -самостоятельная работа с интерактивной доске 25% -самостоятельное создание слайдов, презентаций 25% Проводя анaлиз полученных данных можно отметить самостоятельность учащихся, их стремление к чaстично поисковой и исследовательской деятельности. Вaжным моментом является то, что у большинствa учaщихся интерес вызывaет сам процесс деятельности. Модуль «Обучение талантливых и одарённых». Такие ученики просят творческих нестандартных заданий, чтобы самим, в результaте увлекательной интеллектуальной работы прийти к правильному, иногда, неожиданному ответу. Опирaясь на программу, я предложилa учaщимся подготовить видеоролики или презентации на тему «Как защитить природу». Подав этот материал, ученики должны были сделать вывод следующий, что природa целиком и полностью зависит от человека. Ученики являются прямыми участниками охраны природы. Презентация индивидуального проекта или видеоролика о Заповедниках. Группа учащихся имеет дополнительное задание по изучаемой теме «Охраняемые природные территории» составление кроссворда. Некоторые темы изучают опережающим методом, делают основные научные сообщения об «Охраняемых территориях», «Красная книга» для всего класса. Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». Этот модуль также имел свое место на уроке. Я предложила учащимся шестого класса быть наставниками, наблюдателями, оценщиками и хоть не надолго побыть учителями. Чтобы повысить интерес учащихся к своему предмету, я объединила учеников пятого и шестого класса. Так как темы уроков в шестом классе идентичны с темами пятого класса. Учащимся шестого класса будет интересна и увлекательна та работа, которую я им предложу быть наставниками, наблюдателями, оценщиками и хоть не надолго побыть учителями. На уроке «Охрана природных территорий» ребята из пятого и шестого класса работали в группах, составляя кластеры на тему «Охрана природы». Ребята, читали текст сначала самостоятельно, маркируя его при помощи стратегии чтение с пометками INSERT, затем обсуждали текст в группе. Для себя я поняла, что учение должно быть с увлечением, такие уроки помогают ученикам стать любознательными, интеллектуально подкованными. Теперь свои уроки рассматриваю с разных точек зрения и разных ракурсов: как текст, на котором отрабатываются разные уровни и способы понимания и коммуникации, как культурный опыт, в котором осваиваются разные деятельности, как моделирование разных взглядов на мир и человека, как разные формы мышления, языки и образы жизни. Теперь буду стараться, «поворачивать» предмет к ученику в разное время и разных обстоятельствах разными гранями. Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» Ученику необходим доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остается контролёром – монополистом, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами. Чтобы ученики научились оценивать свою работу я на своих уроках использовала формативное и суммативное оценивание. В практических занятиях было использовано формативное и суммативное оценивание. Проводя формативное оценивание, использовались определенные схемы. Такое оценивание обеспечило правильную направленность на процесс обучения, давало возможность для определения нужд обучения, отличало продвижение учеников в обучении. Использовались следующие способы: Наблюдение, устные ответы, письменные работы, эссе, тестовые задания. Схемы, использованные в формативном оценивании: скоростное оценивание – оценивание в короткие сроки в общем виде уровня развития ученика путем оценивания отдельно друг от друга способностей, определённых по целям процесса обучения; Последовательное, аналитическое прослеживание и оценивание в течение определенного длительного периода времени, предусмотренных для учеников конкретных способностей. Проводились наблюдения, заслушивались устные ответы учащихся, анализировались письменные работы учеников, брались во внимание результаты тестовых заданий. В завершение прошедшей практики было проведено суммативное оценивание. Данный вид работы показал себя как надежный показатель уровня усвоения данного материала. С учениками на этом этапе работы проводилось: тестирование, презентации. Учащиеся демонстрировали свои достижения: составляли карт-схемы по заповедным местам, разработали туристический маршрут по заповедникам, писали эссе, показывали презентации об охраняемых территориях, подготовленные самостоятельно, работали с таблицей, составляли синквейны на заданные темы и так же самостоятельно составляли видеоролики. Наблюдение за процессами, происходящими в классе, позволяет учителям более внимательно и тонко следить за тем, как изо дня в день протекает обучение. Учителя, таким образом, получают возможность сделать класс лабораторией, в которой они исследуют то, как происходит учение, прийти к пониманию этого процесса и более эффективно влиять на него через собственное преподавание | |
Просмотров: 3367 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|