Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Учитель начальных классов Лехтмец Светлана Игоревна Урок по теме: "Что такое воздух? Его свойства". 3-й класс Цели: познакомиться с качественным и количественным составом воздуха и сделать вывод о важности охраны атмосферного воздуха. Оборудование • Портрет Г. Галилея, • Карточки Названия химических элементов: Ход урока 1. Организационный момент 2. Проверка дом задания 3. Изучение нового А) - Отгадайте загадку: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, а все же Без него мы жить не можем. (Воздух). - Слово “воздух” происходит от слов “вздохнуть”, “вдыхать”. Воздух – это то, чем мы дышим. Б) - Итак, тема сегодняшнего урока “Воздух и его свойства”. (Запись в тетради). - Ну-ка, попробуйте вдохнуть закрыть ладошкой рот, нос и считайте про себя раз, два. . . Вам непременно захочется глотнуть свежего воздуха. Без него на Земле не может обойтись все живое. -Воздушный океан разлился на Землей. Мы с вами живем на дне этой воздушной оболочки. Ее называют атмосфера. Атмосфера – Воздушная оболочка Земли. -Она вместе с Землей вращается вокруг своей воображаемой оси. Ее толщина достигает до 2000 км (карточка). - А теперь подумайте и скажите, можно ли почувствовать воздух? - Да, если мы едем в машине, если машем чем-либо. А если на улице безветренно, то для нас воздух – невидимка, он ничто. - А теперь дадим характеристику свойствам воздуха, правильно отвечая на эти вопросы: (на доске) 1. Имеет ли воздух запах? 2. Есть ли у воздуха вкус? 3. Какого цвета воздух? - Запишите о свойствах воздуха в тетрадь. (Свойства воздуха: 1. Не имеет запаха. 2. Не имеет вкус. 3. Бесцветен. ) - Ответьте на вопрос, смогли бы вы гулять при жаре 1000 днем и спать при холоде – 1000 ночью? - Оказывается, воздушная оболочка – это удивительная голубая рубашка. В такой рубашке наша планета, не перегревает от солнечного жар и не стынет от космического холода ночью, кроме того. А, словно бронежилет защищает землю от космических снарядов- метеоритов. Воздушный океан защищает все живое от космических лучей – невидимок – ультрафиолета. И еще одну работу выполняет – следит за климатом на планете: облачностью, дождем, ветром… - Если бы не атмосферы – земля была бы голой пустыней. - Итак, вспомнив все, что я сказала, обобщите и ответьте на вопрос: Какую работу выполняет Атмосфера? (Запись в тетрадь) 1. Защищает от метеоритов. 2. Предохраняет от перегрева и от морозов. 3. Защищает от губительных солнечных лучей. 4. Следит за климатом. 4. Физминутка 5. Изучение нового Занимательная минутка. - А сейчас, чтобы дальше продолжить урок нужно отгадать кроссворд. Если мы правильно впишем в клетки слова, то в вертикальном столбце прочтем фамилию известного ученого 1. Физическое тело, вещество способное распространятся по всему доступному ему пространству, равномерно заполняя его (газ). 2. Воздушная оболочка земли (атмосфера). 3. Мельчайшие частицы, носящиеся в воздухе (пыль). 4. Болезнетворные организмы, находящиеся в воздухе (микробы). 5. Человек, который ловит жемчуг (ловец). 6. Втягивание и выпускание воздуха легкими (дыхание). 7. Люди, создавшие особую систему, оздоравливающую дыхание (йоги). -Оказывается, вы уже знаете этого забавного человека. Это был Галилео Галилей . 300 лет назад он к всеобщему удивлению взял и взвесил воздух. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из воздуха шар, заткнул отверстие и снова взвесил. Шар стал весить заметно меньше. (карточку на доску) 1м3 Воздуха, т. е. 1000 литров весят1кг 293 грамма, Тогда 1 литр весит 1 гр 293 миллиграмма. - Тогда вы должны подумать о том, что над нами, надземными лесами, горами и морями. Над всей землей лежит огромный воздушный океан – невидимая, многокилометровая масса и она давит на землю. Да еще как! С силой больше, чем 15 тонн! Это вес трех грузовиков. - Почему же тогда мы не чувствуем этой тяжести? - Да потому, что в организме человека тоже есть воздух, который давит с такой силой изнутри. Оттого мы ничего не ощущаем. Из чего же воздух состоит?-(это смесь газов: Кислорода, Азота и Углекислого газа и др. ) Практическая работа (работа в тетрадях) Азот (желтый) – его в воздухе больше всего. Кислород (зеленый) – он самый главный, когда мы дышим то легкими мы вылавливаем его из воздуха. Углекислый газ (сиреневый) – он очень важен для растений. Его мы придыхании выдыхаем. Кроме того в воздухе есть инертные газы, водяные пары и пыль. 6. Закрепление материала. - Сейчас я проверю, как вы меня внимательно слушали. Если вы согласны с моим утверждением, то ставите +, если же нет – . 1. Мы живем на дне Водяного океана? (нет – -) 2. В атмосфере зарождаются осадки, и образуется ветер? (Да – +) 3. Именно Галилео Галилей впервые взвесил воздух? (да – +) 4. 1 м3 воздуха – это 1 000 000 литров? (Нет – ) 5. Воздух – это смесь газов? (Да – +) 6. Атмосфера защищает от метеоритов? (Да – +) 7. Углекислый газ – это самый главный газ, он необходим для жизни людей, мы им дышим? (Нет – ) Проверка Работа с текстом учебника 7. Итоги урока. 8. Инструктаж д/задания. - Чтение текста учебника(пересказ) - Творческое задание – сочини сказку, например, как поспорили кислород и углекислый газы - кто важней? Дополнительный материал к уроку Воздух Когда вы выходите на свежий воздух, вы погружаетесь в океан газа. Как в любом газе, молекулы находятся в безостановочном движении. Молекулы мчатся в пространстве со скоростью звука, сталкиваясь друг с другом и разлетаясь в разных направлениях. Беспрерывные удары множества молекул о поверхность любого тела воспринимаются как постоянное давление, равное на уровне моря 1 кг/см2 . В спокойный летний день или тихой домашней обстановке вы фактически располагаетесь в центре невидимой и неощущаемой буре молекул. Когда дует ветер, поток молекул направлен преимущественно в одном направлении и именно его вы ощущаете, как порывы ветра. Иногда этот невидимый поток молекул настолько силен, сто он может валить деревья и разрушать постройки. Пока далеко неясно, каким образом возникла земная атмосфера. Согласно общепринятой сейчас точки зрения, атмосфера сформировалась за счет выделения газов из горных пород и межпланетного газопылевого облака. Аналогичное выделение газов наблюдается при извержении вулканов. К настоящему времени из всех этих газов в больших количествах сохранился только азот. Жизненно важным газом атмосферы Земли является кислород. Его содержание составляет 20% воздуха. Хотя кислород является одним из основных компонентов воздуха, в земной атмосфере он появился сравнительно недавно. В атмосфере молодой Земли кислорода не было. Основная масса кислорода в атмосфере возникла только после появления первых фотосинтезирующих клето5к, известных под названием сине-зеленых водорослей. И когда-то кислород был загрязняющим веществом в атмосфере, благоприятной для развития иных форм жизни. Кислород очень реакционноспособен. Если молекулу кислорода разорвать, то получающиеся атомы могут образовывать прочные связи с другими элементами. ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ! В каком государстве и когда был принят первый в истории закон по охране окружающей среды? Это эдикт /заявление / короля Англии Эдуарда IV о запрещении использования каменного угля для отопления домов в Лондоне во избежания загрязнения города продуктами сгорания угля. Эдикт был принят в 1273 году. Проблемный вопрос для учащихся? Почему содержание кислорода в воздухе остаётся постоянным? / процесс фотосинтеза на свету в зелёных растениях / 6СО2+6Н2О = С6Н12О6 + 6О2 Растительный мир ежегодно возвращает в атмосферу около 400млрд тонн кислорода. Поэтому сохранение растительности, особенно лесов, жизненно необходимо для всего человечества. Вопрос для размышления уч-ся «ЧЕМ ВРЕДЕН АВТОТРАНСПОРТ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА?» В мире около 700 млн. автомашин. Автотранспорт даёт 60% всех вредных выбросов - это выхлопные газы, которые содержат около 200вредных для здоровья веществ и в год их выделяется более 200 млн. тонн. Если автомобиль остановился, а мотор продолжает работать, то количество токсичных газов увеличивается. Поэтому у перекрёстков содержание выхлопных газов увеличивается. Особенно страдают маленькие дети, т.к. Выхлопные газы тяжелее воздуха и их больше на поверхности асфальта. То, что чистый воздух положительно влияет на здоровье человека, ученые доказали давно. Теперь же специалистам удалось вычислить, насколько чистый воздух может продлить жизнь. Специалисты из Университетов Бригама Янга и Гарварда установили, что чистый воздух продлевает жизнь минимум на 5 месяцев. Такие выводы были сделаны в ходе 20-летнего исследования в 50 американских городах. Ученые высчитали, что в среднем продолжительность жизни американцев за последние 20 лет увеличилась на 2,72 года, а 5 месяцев из них обусловлены чистым воздухом. Таким образом, инвестиции, потраченные на оборудование, которое очищает воздух, оправдали себя. Исследователи призывают правительства всех стран последовать их примеру и улучшить качество воздуха. Воздух улучшает здоровье В последнее время проблеме воздуха уделяется большое внимание. Ведь не секрет, что от его качества зависит наше здоровье. Мы находимся более 9 месяцев в году в закрытых помещениях. Ежедневная уборка, конечно, очищает воздух, но не совсем. Придумано множество очистительных приборов. Но главное, человек должен понять, что, заботливо обращаясь с тем, что создано природой, он продлевает себе жизнь. Еще азиатский философ и ученый Абу Али ибн Сина (Авиценна) считал, что правильное использование окружающей среды, в первую очередь, воздуха, необходимо для нормальной деятельности человеческого организма и удаления из него вредных веществ через дыхание. Чистый воздух комнатной температуры (+18˚С) сохраняет здоровье. Он обладает освежающим и очищающим действием, не дает излишнему теплу возможности скапливаться в организме и тем самым портить его кровь и желчь. Для равновесия жизненной энергии необходимо, чтобы поступающий в тело воздух был сравнительно холодным, а, пройдя по телу и захватив вредные вещества и излишнее тепло, заменялся свежим. В хорошем воздухе нет посторонних примесей пара или дыма, он чист и прозрачен, без примесей испарений из низин, зарослей, огородов. Существует классификация воздуха, по мнению Авиценны: Холодный воздух: Он усиливает и укрепляет пищеварение. Но продолжительный холодный воздух становится опасным для здоровья. Прохладный воздух: Задерживает вредные вещества, укрепляет пищеварение, улучшает все внутренние функции организма. Особенно сильно влияет температура воздуха на женский организм: например, у женщин, живущих на Севере, очищение во время менструального цикла бывает неполным, так как кровь не выходит в достаточном количестве из-за сужения сосудов и отсутствия возможностей организма для их расслабления. Поэтому женщины Севера нередко страдают бесплодием. Горячий воздух: Растворяет кровь, желчь и слизь и расслабляет организм. Если температура его не очень высока, лицо становится красным и кровь приливает к коже, а если температура высокая – цвет лица делается желтым. Горячий воздух увеличивает потоотделение, ослабляет пищеварение и вызывает жажду. Он портит кровь, желчь и слизь и заставляет их течь в полости и слабые органы. Такой воздух иногда полезен больным водянкой и парализованным больным. Влажный воздух: Размягчает кожу и увлажняет тело. Сухой воздух: Обезвоживает тело и сушит кожу. Мутный воздух: Это воздух, смешанный с плотными телами. На его наличие указывают плохая видимость и слабый, как бы мерцающий блеск небольших звезд в небе. Причиной того и другого является обилие в воздухе паров и дыма и недостаток кислорода. Загнивая, воздух портит кровь и особенно находящуюся в сердце, поскольку пройти ему в сердце легче, чем к другим органам. Мы сами должны позаботиться о себе. Чаще делайте уборку, посадите дома комнатные растения. Они не только будут очищать воздух в комнате, но и радовать глаз. Если у вас очень сухой воздух в помещении, расставьте блюдца с водой. Вода будет испаряться, насыщая воздух. Купите воздухоочистители или увлажнители. Старайтесь отдыхать в течение года хотя бы 1 раз. И если есть возможность, отправляйтесь на природу. | |
Просмотров: 12996 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|