Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. С состоянием тревожности перед концертным исполнением музыкант-исполнитель сталкивается в разные периоды своей творче-ской деятельности. Приемам саморегуляции сценического состояния, уделяется при-стальное внимание в исследовательской литературе.Будучи концертмейстером и сталкиваясь с данной проблемой на практике, мною сделаны следующие выводы: Существуют 2-е точки зрения по проблеме борьбы с эстрадным волнением. 1. Реального, ощутимого решения нет и быть не может: если человек владеет со-бой в экстремальных условиях сценического выступления, обращать волнение себе на пользу, а не во вред, следовательно, есть основания (разумеется, при прочих необхо-димых условиях) заниматься такого рода деятельностью. В противном случае целесо-образнее принять решение о смене профессии. 2.Есть определенные пути и способы, если не полной нейтрализации разного ро-да «издержек» эстрадных стрессов, но, во всяком случае, ослабления их последствий. Имея большой личный опыт концертных выступлений, целиком поддерживаю мнение о том, что сценическое волнение можно и нужно уметь держать под контро-лем. Опираясь на труды учёных-психологов, опыт великих музыкантов и на соб-ственный опыт, хочется выделить главное в этой области исследований: 1.Стороны личности, влияющие на особенности того или иного состояния музы-канта до концерта, во время него и после: • психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность, по-требность в такой деятельности; • творческий опыт исполнителя, его профессиональные знания; • особенности психических процессов (в том числе исполнительское внимание, воля, слуховые представления, оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения и др.); • типологические свойства высшей нервной деятельности, темперамент. Все стороны личности, перечисленные выше, взаимосвязаны и взаимозависимы. На собственном опыте знаю, что сценическое состояние музыканта-исполнителя формируется под воздействием всех подструктур. 2.Потребности музыканта, в структуре пригодности к музыкально-исполнительской деятельности. Они различны по их мотивации: • потребность в исполнительском процессе; • потребность в общении со слушателями; • потребность в активном воздействии на слушателей. Наиболее ценными являются потребность участия в исполнительском процессе и в общении с публикой. Каковы же причины страха перед сценой? В данном случае следует говорить о комплексе причин: 1) Первая причина-внушенная мысль о возможном «провале». Мысль о неудач-ном выступлении может перейти в опасное самовнушение. Музыкант-исполнитель должен уметь защищаться от враждебного внушения. 2) Вторая причина – осечка памяти из-за сильного волнения. Музыкант не дол-жен беспокоиться о том, как бы не забыть нотный текст. Во время концертного ис-полнения могут быть неполадки в тех сторонах исполнительского процесса, которые должны осуществляться автоматически, без участия сознания. 3) Третья причина – неумение игнорировать промах, попытка «бороться» с вол-нением. Музыкант должен игнорировать любой промах, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю концертную программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже, нужно учиться слушать себя спокойно. 4) Четвёртая причина – неготовность выступать. В основе волнения всегда лежат явления психологические. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессогенным факто-ром.[2] 5) Пятая причина– усталость. Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. В своей педагогической и концертмейстерской практике,для психологической подготовки к выступлению, мною выработаны средства саморегуляции эмоциональ-ного состояния. Отметим наиболее важные: • дыхательные упражнения, тонизирующие сердечную деятельность; • сосредоточение внимания на средствах музыкальной выразительности и прие-мах технического, художественного воплощения; • представление сознанием всего музыкального образа исполняемого произведе-ния; • освобождающие, активизирующие физические упражнения исполнительского аппарата, помогающие войти в рабочее состояние. При подготовке концертной программы, преподавателю со своими учениками следует придерживаться определённых правил. 1)Концертная программа не должна быть слишком «свежей», желательно начи-нать её изучать заранее, чтобы она успела «улечься». 2)Первоначально хорошо выучить произведение в голове, пропевая голосом, об-ращая внимание на форму построения, чистоту интонации, гармонические и ритми-ческие особенности. Должно сложиться цельное представление, которое звучит в ушах - это потом поможет «вылезти» из сложных ситуаций. 2)«Разобрать» произведение на мелкие части, технически решая и прорабатывая все возникающие сложности, начиная с самых медленных темпов. 3)Начинать «собирать» в более крупные куски, постепенно поднимая темпы. Трудные места продолжать проучивать в медленном темпе. 4)Ближе к выступлению начать «собирать» произведение - проигрывать от нача-ла до конца не в конечно быстрых темпах. Будут видны недочёты, которые необхо-димо снова «разбирать», «чистить» и доводить «до кондиции». 5)Перед выступлением желательно не один раз обыграть произведение на пуб-лике. Это должно происходить в доброжелательной обстановке - перед своей семьей, друзьями. 6)«Накатка» - многократное проигрывание готового произведения с тем, чтобы автоматизировать технические и эмоциональные навыки.Немаловажное значение имеет в связи с этим наличие технических резервов: резерва беглости, резерва вы-носливости, силы и т.д. Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготов-ки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необ-ходимо учитывать индивидуальные особенности психики пианиста.Успех достигается там, где все три функции психики - интеллектуальная, эмоциональная и двигательная - действуют согласованно, уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле. Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Пианист должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы.[1] Используемая литература: 1.Гольденвейзер, Александр 1975. «Об исполнительстве» Москва 2.Гофман, Иосиф 1961. «Фортепианная игра. Вопросы и ответы» Москва 3.Маккиннон, Лилиас 1967. «Игра наизусть» Москва 4.Перельман, Натан 1981. «В классе рояля» Санкт-Петербург | |
Просмотров: 1187 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|