Главная » Статьи » Творческая мастерская |
ТЕМА МИНИ-ПРОЕКТА: « Электронный каталог фонда учебной литературы» Разработала Михайлова Г.Б. школьный библиотекарь ОСШ№ 66 Г.Караганды 2010 г. «Компьютерная грамотность и применение новых информационных технологий – движущая сила производственной и общественной жизни Казахстана. Страна не умеющая развивать знания в 21 веке - обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего. Один из приоритетов будущего – формирование единой информационной среды. Применение во всех отраслях жизни новых технологий, для равноправного положения Казахстана в мировом сообществе.» Н.Назарбаев /из послания Президента народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» Пояснительная записка. Одним из приоритетов продвижения Казахстана в число наиболее конкурентно способных стран мира является развитие современного образования. Состояние сегодняшнего развития рынка и технических возможностей передачи информации, использование ее в различных сферах деятельности человека позволяет с уверенностью говорить о необходимости расширения и совершенствования библиотечных информационных ресурсов на основе новых технологий, в том числе и в школьных библиотеках. Развитие информационных технологий совпало с резким повышением потребностей общества в оперативном получении качественной информации. Однако бурное техническое развитие цивилизации, значительные социально-политические, экономические изменения требуют новых подходов к удовлетворению потребностей читателей. Развитие компьютерных технологий позволило на совершенно ином уровне решать информационные проблемы. Внедрение новых информационных технологий в практику работы библиотеки – один из важнейших факторов, способствующих повышению эффективности учебного процесса. Обеспечение широкого и свободного доступа к информации невозможно без использования современных электронных средств. Главная цель работы библиотек – стремление максимально обеспечить информационные потребности пользователя. В условиях резкого роста количества информационных ресурсов и их источников, изменения технологической среды и развития современных электронных коммуникаций мы видим, что «вырос» новый пользователь, для которого скорость, качество, достоверность, доступность, оперативность получения информации из различного типа источников становится все более важным фактором. Именно эти параметры во многом определяют будущее направление развития библиотек и обеспечение их устойчивого развития. Сталкиваясь со значительным ростом числа образовательных ресурсов и существующих при этом ограниченным физическим пространством, значительными бюджетными ограничениями, развитием и широким распространением электронных научных и образовательных ресурсов, необходимостью создания собственных электронных библиотек и обеспечения доступа пользователей к ним. Уделяя серьезное внимание новым технологиям, библиотеки должны знать, как эффективно работать в этих условиях, и понимать, что все это делается для повышения качества обслуживания читателей в условиях быстрого развития информационных технологий, средств коммуникации, массового использования Интернет Автоматизацией библиотечно-библиографических процессов библиотека занимается с 2006 года. Учитывая ситуацию в стране и тенденции развития информационных ресурсов в нашей библиотеке была принята следующая программа развития : - быть лидерами на рынке информационных услуг - обеспечивать и гарантировать качество информационных услуг - постоянно повышать культуру обслуживания - совершенствовать качество выполняемых библиотечных процессов Для выполнения этой программы на начальном этапе было решено создание электронного каталога учебной литературы. Актуальность - Необходимость автоматизации работы библиотеки; - частые запросы читателей информации на электронных носителях; - ведение школьной документации на электронных носителях; -традиционные формы обслуживания не удовлетворяют современного читателя; - конкурентоспособность на рынке информационных услуг Цель - систематизация фонда учебной литературы, контроль учета и сохранность фонда, И получение полной оперативной информации о наличии фонда учебной литературы. Задачи 1. Поиск информации об электронном каталоге. 2. Разработка требований к программе. Выбор внешнего вида электронного каталога. Выбор вида карточки электронного каталога. 3. Провести заказ на исполнение. Составление договора на выполнение работы по созданию электронного каталога фонда учебной литературы. 4. Обсуждение предложенных вариантов электронных каталогов 5. Выбор вида электронной программы. 6. Выбор макета максимально соответствующего требованиям. 7. Работать над созданием каталога 8. Заполнение базы данных каталога 9. Внедрение в работу библиотеки. 10. Анализ эффективности работы каталога учебной литературы Гипотеза Если создать и использовать в работе электронный каталог фонда учебной литературы, то это приведет к получению более полной и оперативной информации о учебной литературы фонда библиотеки, упростит контроль учета и сохранность учебной литературы, так как электронные программы ускоряют процесс обработки информации. Формы работы 1. Поиск и изучение информации 2. Анализ информации 3. Синтез 4. Обобщение информации 5. Моделирование 6. Апробация 7. Анализ полученных результатов 8. Ожидаемые результаты - систематизация фонда учебной литературы - более полный контроль учета фонда - сохранность фонда - оперативность в доступе к информации - быстрота по выполнению отчетов о составе фонда - доступность информации для любого пользователя Содержание ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ 1.СОДЕРЖАНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ УЧЕБНИКЕ: -автор - наименование издания - год издания - издательство - язык обучения - класс - количество - на какую сумму 2. ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ: - данные об общем количестве фонда учебной литературы - данные об общей сумме фонда учебной литературы 3.ИЗМЕНЕНИЕ ИТОГА ОТЧЕТА В ПРОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ ФОНДА: - данные об общем количестве фонда учебной литературы - данные об общей сумме фонда учебной литературы 4.ПОИСК И ВЫДАЧА ИНФОРМАЦИИ О НАЛИЧИЕ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО: - издательствам - языку обучения - предметам Преимущества - преодоление трудностей внедрения информационных технологий в учебном процессе+ - способствует активному и квалифицированному использованию информационных ресурсов библиотеки всеми участниками учебного процесса+ -создание единой базы данных фонда школьных учебников - оперативный поиск нужной информации - возможность просмотра базы данных в электронном каталоге - сохранность информации в приемлемых форматах - обеспечение свободного доступа к информации - обеспечивает многоаспектный поиск /по издательствам, по годам издания, по предметам/ Заключение В заключение мне хочется еще раз подчеркнуть важность осознания нами того факта, что библиотеки сегодня работают в условиях все более быстрого развития электронных ресурсов, освоения новых технологий, нам уже не остановиться, и наш пользователь требует от нас продвижения вперед. Наша задача усложняется. Поэтом успех и прогресс возможны только в условиях обмена опытом, распространения положительных наработок, эффективного сотрудничества. Уделяя серьезное внимание новым технологиям, библиотеки должны знать, как эффективно работать в этих условиях, и понимать, что все это делается для повышения качества обслуживания читателей в условиях быстрого развития информационных технологий, средств коммуникации, массового использования Интернет. Стоящие перед библиотекой задачи обусловлены требованиями времени, необходимостью вхождения Республики в мировое информационное пространство. Дальнейшее совершенствование работы библиотеки будет направлено на: - усовершенствование каталога учебной литературы - использование в работе библиотеки разнообразных компьютерных технологий - создание электронного каталога фонда художественной литературы - внедрение сканирования наиболее важных статей, разделов книг, ввод их в компьютер и перенос на электронные носители - подключение библиотеки к локальной сети школы - подключение к Интернет - информационные ресурсы библиотеки интегрировать в пространство Интернет для открытого доступа Глоссарий 1. Движение фонда – процесс поступления и выбытия изданий, отражаемый в библиотечной учетной документации. 2. Учебный фонд – специализированный фонд, включающий в свой состав издания, рекомендованные министерством образования для обеспечения учебного процесса. Учебный фонд формируется в соответствии с учебными планами и программами, нормами книгообеспеченности 3. Мониторинг – наблюдение, оценка и прогноз состояния чего-либо. 4. Инновация – новое явление, /однако инновация – не только возникновение чего-то нового, но и превращение новых знаний в методику образовательного процесса, в технологии, отвечающие требованиям общества/ 5. Электронные носители – хранилище данных на компьютере 6. Моделирование – процесс построения модели на основе сбора информации 7. Апробация – применение новых технологий в процессе работы. 8. Синтез – метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом. 9. Анализ – метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь. | |
Просмотров: 660 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|