Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Сыздыков Адиль Маратович преподаватель художественных дисциплин школы искусств №2 г. Караганда Кружок декоративно-прикладного искусства Разработка эскиза современного костюма (женского) с элементами казахского народного костюма (5-6 класс) Вид занятий: изображение на плоскости. Тип урока: комбинированный. Цель: научить выполнять эскиз современного костюма с этническими мотивами Задачи: • Закрепить знания о казахском национальном костюме, орнаменте. • Способствовать воспитанию эстетического и художественного вкуса. • Развивать навыки рисования, внимание, аккуратность, наблюдательность, мышление, зрительную память. • Прививать интерес к казахскому народному творчеству, чувство патриотизма Наглядные пособия: таблица «Казахские национальные орнаменты», репродукции казахского национального костюма, профессиональные эскизы современных костюмов, работы учащихся Оборудование для учителя: эпипроектор Оборудование для учеников: альбом (формата А3), карандаш, резинка, цветные карандаши, краски (акварельные, гуашь), кисти. Использованная литература: • Казахская национальная одежда.- Алматы: Жалын, 1976. • Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.: Просвещение, 1974. План урока: 1. Организационный момент – 1 мин. 2. Объяснение с элементами беседы– 10 мин. 3. Самостоятельная работа учащихся –73 мин. 4. Анализ работ, оценка – 4 мин. 5. Уборка рабочего места – 2 мин. Использование классной доски: 1. Название темы. 2. Педагогический рисунок. 3. Учебная таблица «Казахские национальные орнаменты» Ход урока: 1. Организационный момент: установить дисциплину, проверить готовность к уроку. 2. Объяснение с элементами беседы - На прошлом занятии вы очень разработали мужской современный костюм в национальными мотивами. Сегодня мы выполним эскиз женского костюма. ? Как вы думаете, где сейчас можно встретить и увидеть казахский национальный костюм? Сейчас казахский национальный костюм можно увидеть в музеях, кино, книгах, он сохранился также в аулах, его элементы встречаются с современной одежде. • ? Какую женскую одежду вы помните? (Показываю иллюстрации, учащиеся говорят название элемента костюма. См Казахская национальная одежда.- Алматы: Жалын, 1976.) Костюм невесты. Относится к началу 20 века. Он состоит из красного шёлкового платья свободного покроя, отделанного по подолу широкой полосой тёмно-красного бархата, шитого золотой канителью и блёстками, и украшенного бахромой из золотистой канители. Полоса вышивки вставлен впереди, от ворота до подола. Бешмет сшит в талию из того же бархата, что и отделка на платье. Полы его вокруг и концы рукавов обильно шиты золотом и блёстками. На голове невесты одето «саукеле» - конусообразная, высокая (50см) шапка из тёмно-красного бархата (на войлочном каркасе), украшенная посеребрёнными бляхами, камнями (чаще всего сердолик и бирюза), коралловыми бусами, лентами галуна, отороченная мехом выдры. «Саукеле» одевалось невестой во время свадебного обряда и носилось молодой в течение года по праздникам и при приёме гостей. С начала 20 века оно постепенно уходит из быта. Костюм молодой женщины состоит: жаулык и кемешек – головной убор, камзол – безрукавка; чапан (шапан )– халат, отделан мехом выдры и койлек – платье. Женские головные уборы – сулама, саукеле, кимешек (головной убор замужней женщины), такыя борик (головной убор молодой женщины), такыя (головной убор девушки), калпак (шапка девушки). ? Какие существуют атрибуты (аксессуары) помимо самого костюма? Белдик – пояс женский кожаный, инкрустирован серебром. Билезиктер – браслеты. Жузик – кольцо женское серебряное с сердцевидной печатью («Кос тумсук»). Капрырма – пряжка серебряная. Туйме – пуговица для купи-шубы. Ониржиек и алка – серебряное нагрудное украшение девушки. Шолпы – накосное женское украшение. Илгек – пряжка-застёжка. Кебис – туфли, одеваются сверх «маси». Етиктер –сапоги. ? При разработке эскиза современного костюма, какими принципами необходимо руководствоваться? • Компоновка на листе • Костюм должен соответствовать эстетическим требованиям • Стилизованная фигура • Необходимо учитывать, будет ли удобна одежда • Использование казахских орнаментов, аксессуаров (украшения, пояс, сумочка) обогащает костюм • Сохранение национального колорита • Оригинальность, новизна • Можно на свободном поле листа показать какой-либо элемент крупнее Приступая к работе, хорошо продумайте, какой именно костюм хотите изобразить. Варианты могут быть различные: свадебное платье; современная одежда, лишь дополнена национальными элементами; либо, наоборот, большая часть костюма заимствована. 3. Самостоятельная работа учащихся Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел каждого ученика в линейном рисунке, в проработке основных частей композиции костюма, работы в цвете. 4. Анализ работ, оценка: Коллективный анализ работ. | |
Просмотров: 2193 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|