Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Доклад на тему: «Методы преподавания урока биологии и географии » Учитель биологии и географии Фролова Н.С. Акмолинская область Буландынский район Журавлевская средняя школа Эпиграф «Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Д. Лихачев. Предметы «география» и « биология» занимают особое место в общей системе знаний. способствуют формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картины мира. Они является единственны ми школьными предметами изучающим природу и общество в их взаимодействий, обладают широким диапазоном межпредметных связей, имея такое разнообразие форм и средств обучения. Тема доклада позволяет разнообразить свои уроки с применением различных форм и методов. С учетом возрастных особенностей и подготовленности учащихся, использую «урок-сказка»- 5 класс «урок-путешествие» (6-7 классы), «урок - исследование» (7-8 классы), «урок - игру»(6-8кл), «урок - лекция», «урок - семинар» (10-11кл), «урок - зачет» (9-11кл), «урок - экскурсия» (6-9 классы), «урок – КВН,викторины» (6-11 кл). Урок - это классическая форма передачи знаний. Настрой, с которым учитель приходит в класс фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха, степень включенности учащихся. Организационный момент - казалось бы ничего сложного, но именно с него мы начинаем урок, от части от него зависит результативность урока. Организационный момент начинаю с «географической или биологической минутки» работа по карте, словарная работа; либо «географический или биологический диктант»,«Самый», «Самая», «самое! », «Что такое, кто такой? ». Повысить интерес к учебному материалу можно поставив перед учащимися привлекательную цель в виде сказки, или путешествия. Проверка знаний, Проверку знаний осуществляю различными способами. Опрос как устно так и письменно – Опрос «ДА и НЕТ».» Почему»? Например: а) Глубокая ночь. А в городе открыты магазины, работают люди. Почему? (Полярная ночь) – зона тундры б) Загадан город (озеро, море, горы). Какой? – работа у доски Зачеты проводятся письменным и устным образом . - Блиц-опрос. Первый ученик задает короткий вопрос второму, второй третьему и так далее до последнего ученика В начале урока загадать учащимся загадку или удивительный факт, отгадка которая будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Например, на уроках естествознания, по теме «Вода», я сразу заставляю ребят удивляться. - Однажды, - говорю я, - в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде! (в зимнее время года) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, и часто и не знаем ее удивительных свойств. К уроку я стараюсь подобрать эпиграф, или стих который имел бы отношение к теме урока. Эпиграф к теме «Австралия:» «Она располагается под нами. Там, очевидно ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год Там расцветают в октябре сады, Там в октябре, а не в июле лето, Там протекают реки без воды Они в пустыне пропадают где-то... » По биологии к теме « Работа сердца» стих от имени сердца Мне так плохо ,я так устало. И нет уж больше сил стучать. Наверное жить осталось мало .Могли бы Вы меня понять Существуют различные способы передачи знаний. Это рассказ объяснительный, описательный), Беседа, диспуты, исследования. Изложение нового материала, - в какой форме оно проводится, зависит от класса, степени подготовленности детей, В процессе объяснения нового материала предлагаю составить опорный конспект В 5-7 классах дополняю реальную ситуацию фантастикой, переношу учебную ситуацию на фантастическую планету, изменяю значение любого параметра, которое обычно остается постоянной или имеет определенное значение: придумать фантастическое животное или растение и рассмотреть его в реальном биоценозе; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения. Например: глазами инопланетянина при изучении таких тем « Географическая оболочка, Земля –планета Солнечной системы» Во время уроков провожу паузы- физминутки, когда ,ученики делают простые упражнения. Упражнения для рук ,глаз ,корпуса Повышают познавательную активность работа в парах или работа в группах Каждая группа штурмует свою задачу. Все задачи объединены одной более общей проблемой. Например: 1 группа - Лестницы, особенно каменно-цементные очень опасны в гололед. 2. группа - Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм. 3. группа - Предложите обувь, в которой не опасно ходить в гололед. 4 группа - Гололед - причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способ уменьшить аварийность. . Например: по биологии - Найдите возможные причины вымирания динозавров. Другой вариант в 10-11 классах, на уроке даю учебное проблемное и творческое задание, и дело учащихся дать в скоростном режиме любые возможные варианты толкования. Пример: Вопрос: Что будет с Казахстаном через 20 лет? ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ и биологические КРОССВОРДЫ расширяют кругозор учащихся, закрепляют в памяти ключевые понятия или использую для определения темы урока Игры на уроке Игры проводимые на уроках играют важную роль в активизации познавательной деятельности учащихся. и обобщение по разделам Ситуационные ИГРЫ - каждая из специально созданных микрогрупп рассматривает предложенную ситуацию,. Пример: Многие граждане Казахстана выезжают за рубеж на отдых, собственный туризм развивается слабо. Работа с матрицами - при изучении материков и океанов, а также их деталей интересным моментом, способствующим запоминанию и стимулирующим узнавания всего перечисленного, может оказаться игра с матрицами. Ученики, скопировав на картон очертания материков, океанов и т.д., вырезают их, получая матрицы, с которыми предстоит работать. На готовых матрицах постепенно по мере изучения наносится рельеф, полезные ископаемые, реки, озера и прочее. - Учащимся предлагается 25 вопросов, касающихся полностью изученной теме. Затем включаются часы и ученики самостоятельно должны ответить письменно на как можно большое количество вопросов, пользуясь любыми источниками, чтобы получить оценку «З» (нужно ответить не менее чем на 15 вопросов), пользуясь только тетрадью, чтобы получить оценку «4» (нужно ответить не менее, чем на 20 вопросов) и, не пользуясь никакими подсказками, чтобы получить оценку «5» (нужно ответить не менее чем на 22 вопроса). В конце урока группы сдают выполненные работы На уроках использую прием, предполагающий использование карточек-заданий .наглядностей, таблиц, муляжей А также учащиеся самостоятельно изучают текст по учебнику и средствам наглядности. Или урок «учитель-ученик». Ведение урока вдвоем, ученик за ранее должен быть подготовлен Использую мультимедийный кабинет, показ презентаций, электронные учебники. применяю интернет ресурсы Большую пользу для закрепления пройденного материала приносят это выполнение практических и лабораторных работ по предметам Использование различного дидактического материала . Тестовый опрос по теме Важную роль играет номенклатура материков, позволяющая ученикам запоминать местонахождение объектов на картах Важное место имеет и работа с картами как у доски ,так и контурными картами на месте Выдача домашних заданий - например. - ярмарка-продажа, на котором учитель продает домашние задания, установив балльную цену; или - на доске заранее записаны домашние задания - важно разрабатывать наряду с обязательными заданиями как можно больше остроумных увлекательных, по форме и по содержанию, творческих, проблемных, поисковых заданий. Например нарисовать, сделать карточку ,написать краткое эссе .написать реферат - записываю попарно тех учащихся которые изъявили желание вместе выполнять одно из предложенных учителем домашних заданий. . В конце каждого урока или его части важно не только и не столько повторять пройденный материал, сколько осуществлять рефлексию состояния ребенка Это вопросы ученикам в конце урока или в игровой форме. Например показ карточек с цветограммой Карточка красного цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке». Карточка желтого цвета обозначает: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно». Карточка зеленного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, О чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов». И если объединить все сказанное я использую следующие методы 1 Объяснительно-наглядный тренирующий память и дающий знания, 2. Проблемный, позволяющий приобрести навыки логического, критического мышления. Он охватывает лекцию, наблюдения, работу с книгой, экспериментирование, экскурсии. 3. Частично-поисковый, Он охватывает самостоятельную обучающихся, беседу, популярную лекцию, проектирование, составление разрешения специальной проблемы и т.п. 4. Исследовательский, Он охватывает изучение литературы по исследуемой проблеме, разработку плана исследования, проверку гипотезы, оценку полученных результатов. Заключение В своей методики преподавания « биологии» и « географии» придерживаюсь принципов 3 - ООО принцип -ответственности принцип -открытости принцип - обратной связи | |
Просмотров: 1369 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|