Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Учитель географии и биологии Фролова Н.С. Акмолинская область Буландынский район Журавлевская средняя школа Тема : Горные породы естествознание 5 класс Цели -на основе услышанного материала, выделять главные положения.,повысить у учащихся интереса к предмету через погружение в игровую ситуацию. Оборудование коллекция горных пород и минералов Ход урока: 1. Настрой 2. Оргмомент 3 опрос Д\з 4. Новая тема План 1.Определение темы. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы прослушаете два сообщения и определите, о чём пойдёт речь. 1)Он белого или желтоватого цвета, широко используется в строительстве. Из него делают известь и цемент.2) Он состоит из песчинок. Очень прочный, является строительным материалом. Из него делают фундаменты зданий и опоры для мостов Цвет может быть самый разный: белый, желтый, коричневый, красный. Правильно, мы поговорим о горных породах, научимся их различать, составлять описание по плану, выявлять различия между ними. Мы также узнаем об образовании , и что происходит с ними на глубине при землетрясениях 2.Слово учителя Ребята, а вы любите сказки? Сегодня мы расскажем вам сказку о том, «Как Иван-Царевич Ключ Земли искал».В некотором царстве, в некотором государстве, жил – был царь Додон. Правил он своим государством справедливо, землю от врагов защищал, много книг прочитал, вырастил прекрасного сына Ивана – Царевича. Но состарился царь трон надо передавать, да как молодому да неопытному сыну? Решил он его испытать. Подзывает и говорит:» Отправляйся Иван - в дальние края , мир посмотреть, себя показать, ума – разума набраться, да отыщи мне Ключ Земли. А вернешься с победой, царством управлять будешь»поклонился Иван отцу и отправился в дорогу .Долго ли коротко ли шел И-Ц , по горам , по равнинам и дошел до заморского царства Видит, город большой, и надпись на воротах « ЛИТОСФЕРА» . Прочитал И-Ц надпись, да призадумался - Ребята, кто поможет Ивану объяснить название? Стал И-Ц спрашивать как добыть ему Ключ Земли, а ему и отвечают : « Есть в нашей стране ключ, да хранит его Прекрасная Царевна подземного Царства». « А как туда добраться??» « Нужно вырыть глубокий колодец» .Взял И-Ц инструменты, и принялся за работу. Сначала попадались ему всё рыхлые породы; ПЕСОК, ГЛИНА, МЕЛ, КАМЕНАЯ СОЛЬ Эти горные породы образовались при разрушении более твёрдых пород или при скоплении отмерших остатков растений и животных и называют их : осадочные горные породы. Давайте вместе составим описание по плану : 1. Название горной породы. 2. Цвет, твёрдость. пачкает ли руки? 3. Где применяется? Глубже роет колодец И_ Ц , тверже становятся породы,. Попадаются железняки: магнитный, бурый, красный. Они образуются из застывшей лавы и бывают глубинные и изверженные. Их называют магматические .Покажите эти породы , а теперь самостоятельно составьте их описание.( сост. схема, дети работают в тетрадях)совсем глубоко опустился И-Ц под землю .Тяжело ему рыть, твёрдые породы попадаются. И дышать ему тяжело. ,воздух горячий, тяжелый. Что случилось, почему нашему герою трудно дышать? Эти породы образовались под действием высокой температуры и давления, поэтому сильно изменены. Например, из известняка – мрамор, из песка – песчаник, из гранита - алмаз. Эти породы называются метаморфическими. ( давайте сравним по этому же плану с предыдущими породами)?Сделаем вывод. Скоро дело делается, да сказка наша не закончилась. Увлёкся работой И-Ц , но упёрся он в стену , раз ударил, другой и отвалилась большая глыба. Очутился он в прекрасной пещере, стены радугой переливаются, а посреди сидит прекрасная Царевна подземного Царства.- Здравствуй, красная девица, заморская Царица, не вели казнить , вели слово молвить.- Здравствуй, добрый молодец, с чем пожаловал?- Люди говорят, есть у тебя Ключ Земли, а мне он очень нужен., обещал добыть его батюшке .-Ну что ж отгадаешь мои загадки, получишь Ключ Земли.- Загадывай – попробую отгадать. 1.« Черен, как ворон, греет, как солнце.» (уголь) 2.« На кухне у мамы – помощник отличный, он синим цветком расцветает от спички. (газ)3.« Он очень нужен во дворе ,он очень нужен детворе, он и на стройке, и на пляже ,он и в стекле расплавлен даже. ( песок) - Скажи И –Ц , а есть ли в твоём царстве полезные ископаемые?- Да есть, но я позабыл - Ребята, давайте поможем И-Ц назовите их, Замечательно, вы помогли И-Ц справиться с заданиями. Прекрасная Царевна и говорит ему: Ну что ж гость дорогой, набрался ты ума – разума , много ли нового узнал в моей стране? - Да, много интересного узнал я в твоей стране « Литосфера».-- Вот тебе Ключ Земли.. Запомни , юноша, только знания, как ключ открывают любые двери замки. Отправился И-Ц в обратный путь. По равнинам, по горам идет на вершины поднимается, в ущелья спускается. Вернулся И-Ц домой рассказал всё батюшке,, тот провозгласил его царём. Долго правил он своим народом мудро и справедливо, а нам прислал грамоту. « Друзья мои. Спасибо за помощь в поисках Ключа Земли. Желаю вам успеха в учёбе и познании тайн природы. А дома потрудитесь, прочитайте параграф 17 заполните таблицу стр.49, и нарисуйте в тетради 1-2 полезных ископаемых - запишем в дневник Что такое горные породы – стр.48 Что такое месторождение- Караганда, Карашаганак Рис.56 К невозобновимым полезным ископаемым относят .те полезные ископаемые ,которые заканчиваются ,и их образование ушли миллионы лет ( уголь ,нефть) 3.Выводы 4. Закрепление 1.вопросы 2.рабочася тетрадь 3 загадки Белый как сахар .пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься (мел) Что сперва в воде родится А потом ее боится ( соль) Вопрос –Почему Москву называют –белокаменной 5.Рефлексия и итого урока 6.Д\з параграф № 17 описать одно из полезных ископаемых по плану. | |
Просмотров: 3861 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|