Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Урок - путешествие» Сарыарка география 8 класс
Учитель географии Фролова Н.С.
Акмолинской области Буландынского райлна Журавлеской средней школы

«Урок - путешествие» Сарыарка география 8 класс

Цели и задачи урока:
• систематизация и обобщение знаний по теме;
• дальнейшее формирование знаний о природных районах республики;
• ознакомление учащихся с природными зонами Сарыарки;
• расширение кругозора учащихся;
• закрепление умений работы с персональным компьютером;
• воспитание чувства патриотизма у учащихся

Оборудование урока: Физическая настенная карта Казахстана, учебники, компьютеры, атласы, контурные карты, видеофильм «Коргальжино», иллюстрации, набор горных пород и минералов.

Ход урока:
I. Организационный момент: посадка учащихся, подготовка к уроку всего необходимого для работы

II. Вступительное слово учителя:
Наш урок проходит накануне весеннего праздника Наурыз. Наурыз - праздник обновления всего живого в окружающем мире.
Весна идет по южным физико-географическим областям нашей республики, но скоро она придет и к нам по – настоящему, об этом нас известит Наурыз.
Мы живем на севере. Какая это физико-географическая область?
(Ответ учащихся: Северо-Казахская равнина)
А какой регион южнее? (Ответ: Сарыарка)
(На фоне музыки звучит эпигаф)

Земля,- научи меня быть спокойной
Как травы спокойны при лунном свете
Земля, научи меня нести мое бремя.
Как старые камни несут свою память
Земля- научи меня ждать, надеясь,
Как ждут бутоны начала цветения…

III. Объяснение темы и цели урока.
Сегодня мы продолжаем изучать физико-географическую область – Сарыарку.
(: Сарыарка – «Желтые хребты»,: Сарыарка- «Золотая степь».)
Почему «желтые хребты», «золотая степь»? На этот вопрос ответим в конце урока.
Мы совершим «путешествие» по природным зонам Сарыарки. Чтобы было интересно нужны ваши знания, умения работать с картами, учебником, компьютером. Чтобы все успеть, вы должны быть внимательными. По ходу «путешествия» будем делать остановки, отдыхать, смотреть видеофильм.
«Пролетим» над Сарыаркой, Чтобы с высоты обозревать горные сопки и называть их высоту. При изучении нового материала «посетим станции»:
1. «Природная зона» (здесь к нам присоединятся «картографы», которые к этому времени составят схему нашего «путешествия» и «отчет»).
2. Станция «Карта».
3. Станция «Учебная».
4. Станция «Заповедник».
5. Станция «Каменные изваяния»

IV. Учитель: Для начала выполните задание 1 на панели задач.
Повторим все изученные физико-географические области Казахстана. Расставьте номера:
1) Восточно-Европейская равнина.
2) Туранская равнина.
3) Северо-Казахская равнина.
4) Сарыарка.
Выделите Сарыарку;

V. Учитель: Каков климат Сарыарки? Сережа, сообщи нам климатические данные и погоду для полета. (Погода летная).
- В путь, летим и называем все географические объекты Сарыарки: (По карте)
Запад – Тургайское плато.
Восток – Саур-Тарбагатай
Север – Северо-Казахская равнина.
Юго-запад – Туранская равнина.
- На доске: 1200900400
- Объясните этот числовой ряд (1200км - с запада на восток, 900км - на западе, 400км - на востоке – протяженность Сарыарки).

VI. Пролетаем над сопками Сарыарки.
2
- Ответьте на вопросы, закончите фразу: (учащиеся по вызову учителя читают вопрос и отвечают)
- Сарыарка? (Древняя сильно разрушенная горная область).
- Выветриванием она превращена в? (холмистую равнину).
- Основные формы рельефа? (холмы, сопки, овраги, впадины).
- Высотой от? (200 до 500м)
- На востоке горы? (Кызылрай, горно-сопочный массив, высшая точка? Аксоран 1565 м).
- Каркаралинские горы? 1403м,
- Горы Кент? 1460м,
- Горы Чингизтау? 1300м,
- Баянаул? 950м.

VII. Учитель: (отдыхаем). Какими породами образована Сарыарка? (наборы горных пород и минералов). (Ответ: осадочные и магматические;- гранит, порфирит, кварцит).

VIII. Работа на карте:
- Восток рассмотрели. А на западе какая форма рельефа?
(Ответ: Тенгиз - Кургальжинская впадина, высота 304м. Она разделяет запад Сарыарки на два участка: северо-западную - Кокшетау 900м и юго- западную-Улытау1133м).
Вывод: Какая часть Сарыарки наиболее высокая? (Ответ: восточная. Кызылрай1565м).
- Почему западная Сарыарка- это низкогорье?
(Этот рельеф формировался под влиянием выветривания, от залегания горных пород).

IX. Полезные ископаемые.
- Чем богата Сарыарка? 3
(Карта, условные знаки)
- Что и где? Назвать полезные ископаемые и месторождения. (уголь-Караганда, Экибастуз; Медь - Жезказган, Карсакпай, Саяк; железные и марганцевые руды.)

X. Отдыхаем. Пролетаем над Астаной.
Загадка: Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе
Узкий кончик в роднике
А широкий - в море. (Река).

На какой реке стоит наша столица? (Есиль).

Притоком какой реки является? (Ертыс)

Что меньше моря, но больше пруда? (Озеро).

Какие озера есть на территории? (Соленые и пресные, Боровое, Щучье, Кургальжино).

XI. Учитель: Приземляемся, нас ждут «научные станции» для изучения природных зон Сарыарки. Отгадайте по описанию, какие?
1) Этой местности свойственны низкие травы с преобладанием ковыля, полыни, пырея. По ним бродят овцы, коровы, лошади, можно увидеть зайца, лисиц, различных грызунов.(Степь, обыкновенная и сухая).
2) Осадков больше, чем в пустыне, но меньше, чем в степи. Много небольших озер. Здесь можно встретить джейранов, сайгаков, тушканчиков, сусликов. (Полупустыня).
3) Осадки здесь бывают не каждый год. Путешествовать летом опасно. При такой жаре человек теряет 1 литр воды в час. Это быстро ведет к обезвоживанию организма. (Пустыня). Пустыня проходит узкой полосой по югу Сарыарки.

XII. Учитель: Станция «Карта»
(Сопоставить расположение природных зон на компьютере, атласе и нанести на контурную карту.)
Станция «Учебная».
Открываем тетради, записываем число, тему урока, открываем учебники,страница181-182, читаем текст о природных зонах и составляем схему-характеристику природных зон).
- после выполнения работы проверить, спросить 3 учеников, оценить.
Станция «Заповедник».
Учитель: В Тенгиз - Кургальжинской впадине, на озере? Кургальжино организован заповедник. Здесь охраняются животные, 315 видов птиц, особую гордость представляют фламинго.

XIII. Станция «Каменные изваяния».
Учитель: В низкогорьях Сарыарки можно увидеть выточенные ветром и дождем причудливые скалы и каменные изваяния: В Кокшетау- «Верблюд», «Спящий рыцарь», «Сфинкс», «Жумбактас». В горах Каркаралы - «Каменная жаба», в Баянаульских горах - «Баба- Яга». Немало легенд и песен сложено об этих местах.
4 Одна из легенд на ваших компьютерах.

XIV. Путешествие заканчивается. Подводим итоги:2 минуты.
Рефлексия

Понравилось ли вам путешествие?
Что узнали нового о Сарыарке
Какие проблемы существуют при освоении богатств территории?
Как решается проблема нехватки воды?
Какие природные зоны изучили?
Почему Сарыарка «желтые хребты», «золотая степь»? (Низкие горы превращены в полого- холмистую равнину, край, где много зверей, птиц, разнообразные сокровища, которые служат во благо народа).
Отчет «Картографов»- зачитывают, демонстрируют карты.

XV. Оценки за урок.

XVI. Дома: параграф 43, контурные карты.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: nadi0463 (2013-01-08) | Автор: Фролова Надежда Степановна E
Просмотров: 4992 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 2:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru