Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Учитель географии Фролова Н.С. Акмолинской области Буландынского райлна Журавлеской средней школы «Урок - путешествие» Сарыарка география 8 класс Цели и задачи урока: • систематизация и обобщение знаний по теме; • дальнейшее формирование знаний о природных районах республики; • ознакомление учащихся с природными зонами Сарыарки; • расширение кругозора учащихся; • закрепление умений работы с персональным компьютером; • воспитание чувства патриотизма у учащихся Оборудование урока: Физическая настенная карта Казахстана, учебники, компьютеры, атласы, контурные карты, видеофильм «Коргальжино», иллюстрации, набор горных пород и минералов. Ход урока: I. Организационный момент: посадка учащихся, подготовка к уроку всего необходимого для работы II. Вступительное слово учителя: Наш урок проходит накануне весеннего праздника Наурыз. Наурыз - праздник обновления всего живого в окружающем мире. Весна идет по южным физико-географическим областям нашей республики, но скоро она придет и к нам по – настоящему, об этом нас известит Наурыз. Мы живем на севере. Какая это физико-географическая область? (Ответ учащихся: Северо-Казахская равнина) А какой регион южнее? (Ответ: Сарыарка) (На фоне музыки звучит эпигаф) Земля,- научи меня быть спокойной Как травы спокойны при лунном свете Земля, научи меня нести мое бремя. Как старые камни несут свою память Земля- научи меня ждать, надеясь, Как ждут бутоны начала цветения… III. Объяснение темы и цели урока. Сегодня мы продолжаем изучать физико-географическую область – Сарыарку. (: Сарыарка – «Желтые хребты»,: Сарыарка- «Золотая степь».) Почему «желтые хребты», «золотая степь»? На этот вопрос ответим в конце урока. Мы совершим «путешествие» по природным зонам Сарыарки. Чтобы было интересно нужны ваши знания, умения работать с картами, учебником, компьютером. Чтобы все успеть, вы должны быть внимательными. По ходу «путешествия» будем делать остановки, отдыхать, смотреть видеофильм. «Пролетим» над Сарыаркой, Чтобы с высоты обозревать горные сопки и называть их высоту. При изучении нового материала «посетим станции»: 1. «Природная зона» (здесь к нам присоединятся «картографы», которые к этому времени составят схему нашего «путешествия» и «отчет»). 2. Станция «Карта». 3. Станция «Учебная». 4. Станция «Заповедник». 5. Станция «Каменные изваяния» IV. Учитель: Для начала выполните задание 1 на панели задач. Повторим все изученные физико-географические области Казахстана. Расставьте номера: 1) Восточно-Европейская равнина. 2) Туранская равнина. 3) Северо-Казахская равнина. 4) Сарыарка. Выделите Сарыарку; V. Учитель: Каков климат Сарыарки? Сережа, сообщи нам климатические данные и погоду для полета. (Погода летная). - В путь, летим и называем все географические объекты Сарыарки: (По карте) Запад – Тургайское плато. Восток – Саур-Тарбагатай Север – Северо-Казахская равнина. Юго-запад – Туранская равнина. - На доске: 1200900400 - Объясните этот числовой ряд (1200км - с запада на восток, 900км - на западе, 400км - на востоке – протяженность Сарыарки). VI. Пролетаем над сопками Сарыарки. 2 - Ответьте на вопросы, закончите фразу: (учащиеся по вызову учителя читают вопрос и отвечают) - Сарыарка? (Древняя сильно разрушенная горная область). - Выветриванием она превращена в? (холмистую равнину). - Основные формы рельефа? (холмы, сопки, овраги, впадины). - Высотой от? (200 до 500м) - На востоке горы? (Кызылрай, горно-сопочный массив, высшая точка? Аксоран 1565 м). - Каркаралинские горы? 1403м, - Горы Кент? 1460м, - Горы Чингизтау? 1300м, - Баянаул? 950м. VII. Учитель: (отдыхаем). Какими породами образована Сарыарка? (наборы горных пород и минералов). (Ответ: осадочные и магматические;- гранит, порфирит, кварцит). VIII. Работа на карте: - Восток рассмотрели. А на западе какая форма рельефа? (Ответ: Тенгиз - Кургальжинская впадина, высота 304м. Она разделяет запад Сарыарки на два участка: северо-западную - Кокшетау 900м и юго- западную-Улытау1133м). Вывод: Какая часть Сарыарки наиболее высокая? (Ответ: восточная. Кызылрай1565м). - Почему западная Сарыарка- это низкогорье? (Этот рельеф формировался под влиянием выветривания, от залегания горных пород). IX. Полезные ископаемые. - Чем богата Сарыарка? 3 (Карта, условные знаки) - Что и где? Назвать полезные ископаемые и месторождения. (уголь-Караганда, Экибастуз; Медь - Жезказган, Карсакпай, Саяк; железные и марганцевые руды.) X. Отдыхаем. Пролетаем над Астаной. Загадка: Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе Узкий кончик в роднике А широкий - в море. (Река). На какой реке стоит наша столица? (Есиль). Притоком какой реки является? (Ертыс) Что меньше моря, но больше пруда? (Озеро). Какие озера есть на территории? (Соленые и пресные, Боровое, Щучье, Кургальжино). XI. Учитель: Приземляемся, нас ждут «научные станции» для изучения природных зон Сарыарки. Отгадайте по описанию, какие? 1) Этой местности свойственны низкие травы с преобладанием ковыля, полыни, пырея. По ним бродят овцы, коровы, лошади, можно увидеть зайца, лисиц, различных грызунов.(Степь, обыкновенная и сухая). 2) Осадков больше, чем в пустыне, но меньше, чем в степи. Много небольших озер. Здесь можно встретить джейранов, сайгаков, тушканчиков, сусликов. (Полупустыня). 3) Осадки здесь бывают не каждый год. Путешествовать летом опасно. При такой жаре человек теряет 1 литр воды в час. Это быстро ведет к обезвоживанию организма. (Пустыня). Пустыня проходит узкой полосой по югу Сарыарки. XII. Учитель: Станция «Карта» (Сопоставить расположение природных зон на компьютере, атласе и нанести на контурную карту.) Станция «Учебная». Открываем тетради, записываем число, тему урока, открываем учебники,страница181-182, читаем текст о природных зонах и составляем схему-характеристику природных зон). - после выполнения работы проверить, спросить 3 учеников, оценить. Станция «Заповедник». Учитель: В Тенгиз - Кургальжинской впадине, на озере? Кургальжино организован заповедник. Здесь охраняются животные, 315 видов птиц, особую гордость представляют фламинго. XIII. Станция «Каменные изваяния». Учитель: В низкогорьях Сарыарки можно увидеть выточенные ветром и дождем причудливые скалы и каменные изваяния: В Кокшетау- «Верблюд», «Спящий рыцарь», «Сфинкс», «Жумбактас». В горах Каркаралы - «Каменная жаба», в Баянаульских горах - «Баба- Яга». Немало легенд и песен сложено об этих местах. 4 Одна из легенд на ваших компьютерах. XIV. Путешествие заканчивается. Подводим итоги:2 минуты. Рефлексия Понравилось ли вам путешествие? Что узнали нового о Сарыарке Какие проблемы существуют при освоении богатств территории? Как решается проблема нехватки воды? Какие природные зоны изучили? Почему Сарыарка «желтые хребты», «золотая степь»? (Низкие горы превращены в полого- холмистую равнину, край, где много зверей, птиц, разнообразные сокровища, которые служат во благо народа). Отчет «Картографов»- зачитывают, демонстрируют карты. XV. Оценки за урок. XVI. Дома: параграф 43, контурные карты. | |
Просмотров: 4992 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|