Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Проектная деятельность в начальной школе. ________________________________________ Проектная деятельность – относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее. Проект – цель, которую ребенок понял, принял, реализовал в процессе деятельности. Слово “проект” произошло от латинского слова - “брошенный вперед”, то есть это замысел, план для достижения поставленной цели. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Новое время диктует новые задачи и заставляет переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка. Проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную и внеурочную технологии, потеснила традиционные формы внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, праздник и пр.), в которых основным «держателем» содержания и организации мероприятия был педагог. Вот уже много лет как наши педагоги работают с проектами. Работа над проектами ведется в системе. Любой ученик имеет возможность личного выбора проекта в соответствии со своими интересами, а также возможность выхода в собственный проект. Проекты создают условия для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. В основу проектного метода положена идея направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Работая по новому , возник вопрос: как организовать работу над проектной деятельностью. В ходе практических наработок над проектом определились пять «П»: «Проблема» - «Проектирование» (планирование) – «Поиск информации» - «Продукт» - «Презентации». Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся -индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. В своей практике учителя нашей школы используют практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые проекты. Они могут быть мини-проекты (укладываться в 1 урок), краткосрочными (требуют 4-6 уроков), недельными (выполняются в группах в ходе проектной недели), долгосрочными. По характеру контактов между участниками проекты бывают: внутриклассные; внутришкольные; районные, городские; региональные; межрегиональные, международные. Для учащихся начальной школы, учитывая их возрастные особенности, более приемлемы творческие проекты. Творческий проект – особым образом организованная деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего эстетичность, научность, познавательность или иную ценность. Особенность творческого проекта заключается в презентации. Учащиеся любят работать над творческими проектами, так как видят результат не только своего труда, но и одноклассников с помощью яркой, наглядной, увлекательной презентации. Результатом творческих проектов могут быть: альманахи, театрализация, спектакли, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, фотовыставки, деловые игры, электронные презентации и другие. Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу в содержательном и организационном планах. Проекты в 1 классах могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело), не требуется коллективно распределённых действий. Во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой с дополнительной литературой. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач. Естественно, что ребенок, который только что перешагнул двери школы, самостоятельно не может создать проект. В роли единомышленников, помощников выступают родители, которые помогают учащимся в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта. Проект, несомненно, развивает мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые наоборот “получат прививку” от самоуверенности и поймут, что без труда ничего не добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов. По доминирующей деятельности проекты делятся следующим образом: -исследовательский проект (это самый сложный проект, выбранная тема должна быть актуальна, а цель – четкая, например, история экзамена); -поисковый проект (анкетирование, составление таблиц и диаграмм); -творческий проект (результатом такого проекта могут быть: газета, литературный сборник, видеофильм, праздник, спектакль, изделие ДПИ, картина и т. п.); -ролевой или игровой проект (разбираются роли, присутствуют элементы костюмов, придумывается ситуация, например, суд над литературным героем); -практика ориентирования или прикладной (например, модель действующего механизма, созданная своими руками развивающая игра); Работу над проектом можно разделить на следующие этапы: 1.Погружение. На этом этапе важно мотивировать дальнейшую деятельность. Чтобы заинтересовать учеников темой, можно конечно же показывать работы учащихся, посещать музеи, выставки, работать на уроках по этим темам. Тем самым мы убеждаемся что, во-первых, материал заинтересовал ребят, во-вторых, он понятен и доступен ученикам этого класса. Если нет возможности посетить музей, то можно найти и показать видеофильм или же попросить родителей поспособствовать созданию выставки в школе, наверняка дома у многих есть предметы, сделанные руками мастеров. Но игнорировать эту часть работы никак нельзя. Вместе с ребятами определить цель проекта: изучив предварительно историю данного вида ДПИ , выделить отличительные черты, можно сделать выставку поделок, а презентацию проекта провести в виде просмотра с использованием компьютерных технологий. 2.Планирование. Изучение истории и особенностей выбранного вида искусства можно проводить на уроках художественного труда и изобразительного искусства. Теоретический материал подбирается совместными усилиями ребят и педагога. Сохранить интерес детей младшего школьного возраста к одной и той же теме длительное время довольно сложно. Поэтому каждый из ребят подбирает свой материал и рассказывает в виде доклада и реферата. Далее учащиеся выполняют по выбранной теме работы. По итогам этого этапа работы над проектом ребята могут составить и оформить кроссворды. 3.Защита проекта обычно состоит из трех частей. -Прослушивание докладов, - Просмотр презентаций. -Выставка работ Творческие проекты можно осуществлять не только во внеурочной деятельности, но и в учебном процессе. Творческий проект, с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы. Проектная деятельность в начальной школе является пропедевтической. В средней и старшей школе учащиеся занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Очень важно, что учащиеся на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали. Ребята понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности. Работая в группе, они не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод. Таким образом, применение творческих проектов учителями позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает нетрадиционным учебный процесс и внеурочную деятельность, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика. Мы будем рады, если наш опыт будет вам полезен. | |
Просмотров: 2926 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|