Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

первые шаги творчества
Первые шаги творчества. Просветители XVIII века смотрели на душу ребенка как на tabula rasa, на чистый лист, на котором можно писать что угодно. Но я считаю, что эта мысль не совсем верная. Ведь ребенок живет окруженный с первых шагов любящими его людьми: родителями, дедушками и бабушками, другими родственниками. Изо дня в день он получает и жадно впитывает опыт, традиции, выработанные и часто прочно укоренившиеся в его семье, все то, что бережно хранится в памяти старшего поколения. Кто-то из детей чутко реагирует, старается запомнить, усвоить жизненные уроки отцов и дедов, а есть и такие, что не заинтересуются семейной историей. Да, человек- не чистый лист. Уже при рождении он получает некое нравственное наследство, которое, я думаю, непременно влияет на последующую жизнь растущей личности. Взяв классное руководство в 5 классе, я в первую очередь внимательно прочитала характеристики на детей, мне хотелось поближе познакомиться с ними и, конечно же, как учитель русского языка и литературы, заведомо обращала внимание на те из них, в которых подчеркивался интерес ребенка к языку, особо не выделяя к казахскому или к русскому. В дальнейшем, наблюдая ежедневно за детьми, заметила, что одна из них, Досан Еркежан, любит поговорить о семье, что между нею и отцом прослеживается особая связь. Меня давно интересовала, если можно так выразиться, тема «отцов и детей», тема «нравственного наследия». Ведь дитя идет за своим воспитателем не слепо, а сообразуясь с какими-то своими еще не осознанными требованиями своей натуры, « ибо душа ребенка наследует от родителей некие качества и свойства, которые не могут не влиять на формирование характера». Каким вырастет ребенок в семье, что останется в памяти, какие нравственные законы будут положены в основу- все эти вопросы к детству, к той поре, которая составляет самую длинную часть нашей жизни; такими они кажутся, пока идут; такими они представляются нам, когда мы оглядываемся назад. И не случайно, воспоминания детства занимают в нашей памяти важное место. Передо мной стоял вопрос: так как же решается вопрос воспитания в обыкновенной казахской семье, в которой представители старшего поколения очень далеки от знаний основ педагогики и психологии, в том понимании, к которому мы привычны. Поговорила со школьным психологом и еще раз утвердилась в мыслях, что наблюдение над Еркежан будет довольно интересным. Психолог, протестировав девочку, подтвердил мое мнение о том, что Еркежан любит свою семью: рисунок, выполненный ею, показал, что главное место в жизни она отводит отцу; она нарисовала его первым, к тому же на рисунке он выше всех остальных членов семьи. Все они изображены в одном ряду, стоят, крепко взявшись за руки. Все это, как объяснил психолог, говорит о хороших взаимоотношениях между взрослыми и детьми. Являясь поздним ребенком, Еркежан, обладая характером любознательным и общительным, подтолкнула близких к воспоминаниям, рассказам о давно прошедшем, казалось, уже забытом. Я старалась направить интерес девочки: делилась воспоминаниями, сохраненными в своей семье; часто говорила о том, что, то малое, происходящее с нами, с членами семьи, только на первый взгляд может показаться мелочью… Порой за такой «мелочью» скрываются такие порывы души, иногда достойные пера драматурга Девочка и сама убедилась в этом, записав воспоминания деда о верблюдице, потерявшей верблюжонка. Она сказала, что этот сюжет мог лечь в основу рассказа любого писателя: Верблюдица потеряла верблюжонка. Долго плакала она. Металась в поисках дитя. Восемьдесят лет мне сейчас, Но плач матери я слышу и сейчас. Дети еще плохо владеют русской речью, исходя из этого, я дала свободу в работе: Еркежан могла записывать воспоминания как на русском, а если не хватает слов для передачи какой-либо мысли, то можно писать и на родном, казахском языке. Следующим моментом в процессе работы было совместное чтение записанных семейных историй. Меня поразила мудрость- непритязательная и скромная, какой-то сплав мысли и чувств в простых казалось бы на первый взгляд воспоминаниях стариков. Я обратила внимание Еркежан на то, что записанное напоминает назидания. Девочка узнала, что назидания занимают особое место в казахской литературе. В них отражаются различные жизненные ситуации, свободная форма этого жанра помогает передать мысли о времени, о людях, о судьбе. Потом провели параллель, пусть чисто символическую, с жанром японской поэзии танка- особой формой короткого стихотворения из пяти нерифмованных строк: в трех первых заключена главная мысль, в двух последних- вывод, заключение. Еркежан взялась за редактирование и вот, что у нее получилось. Дедушка Досан. 1. Мужчина учится, Глядя на своего отца. Ребенок же поступает по-своему Учи ребенка, Он- твое дитя. 2. К чему несметное богатство? Мне достаточно Для жизни и пяти овец. Сегодня есть все, А завтра - нет. 3.Кольцо сверкает на белой руке Смотри почаще на него, Вспоминай меня. Сын мой, уважай свою избранницу: Она- твое счастье. В процессе работы Еркежан увидела значимость своей работы, интерес со стороны учителя, и, конечно же, почувствовала искреннее уважение к своей семье. Удача, пусть даже небольшая, вызвала желание поделиться первыми шагами творчества с одноклассниками. Я предложила вниманию детей написанные стихи и, не называя автора, предложила ответить на вопрос: - Как вы думаете, кто мог написать эти стихи? На что получила интересные ответы: - Человек, который много видел, испытал. -Милосердный человек. Дети были рады тому, что стихи написала их одноклассница. Маленького автора забросали вопросами ( стратегия «Спросите автора» ) - С каким чувством слушала ты истории деда? - Расскажешь ли ты их своим детям? - Почему ты стала интересоваться семейными воспоминаниями? - Почему ты выбрала форму « танка»? Не потому ли, что ее предложил учитель? Многие дети попросили стихи с тем, чтобы перечитать дома, показать своим родителям. Я предложила не просто читать, а иллюстрировать понравившиеся строки. Дети с удовольствием откликнулись, я заметила, что творчество одноклассницы не оставило равнодушных: ребята приносили иллюстрации, показывали их и мне, и Еркежан; прозвучала просьба продолжить работу, а кое-кто стал приносить записанные воспоминания своих родителей. Я думаю, что эта небольшая работа стала тем самым толчком, что заставил и детей, и родителей другими глазами взглянуть на семью, сделала их ближе и роднее. В одном из своих выступлений Ч. Айтматов высказал такую мысль, что «Детство- ядро будущей человеческой личности». Я думаю, что сказано «ядро» не случайно. Ядро- здоровая, крепкая семья, а зернышко- ребенок, защищенный скорлупой- домом. Насколько скорлупа будет прочной, надежной, зависит от мудрости старших членов семьи. Бейсекенова Гуля Мухтаровна, учитель русского языка и литературы, Казахстан, г. Семей, КГУ «СОШ №34».
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Gulim (2013-01-11) | Автор: Бейсекенова Гуля Мухтаровна E
Просмотров: 680 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 2:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru