Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Разработка урока: "Факторы, влияющие на скорость химической реакции." Учитель химии КГУ "СОШ 12" Малышкина О. Б. Цель урока: изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции; уметь объяснить влияние каждого фактора, расширить понятия «катализ», «индгибиторы»; продолжить обработку навыков работы с лабораторным оборудованием, реактивами; продолжить формирование у учащихся исследовательских навыков: проведение экспериментов, наблюдение, обобщения, умение делать выводы; формировать у учащихся интеллектуальные умения: сравнивать, обобщать, анализировать; умение слышать партнера, уважать чужое мнение. Ход урока. I. Актуализация опорных знаний. - Что изучает химия? Что такое химическая реакция? Химическая реакция – вот подлинная душа химии. Ежесекундно во всем мире их протекает бесчисленное множество. Я говорю, вы думаете –и в вашем мозгу (голове) совершаются миллионы химических реакций. В стакан крепкого чая вы кладете кусочек лимона, и цвет напитка бледнеет: произошла химическая реакция. Первобытный человек, который научился разжигать костер, был и химиком. Он провел первую химическую реакцию – реакцию горения. Что такое взрыв? Самая обыкновенная химическая реакция, сопровождающаяся выделением большого количества газов. Это пример моментально протекающего химического процесса, например, взрыв динамита. Эта реакция – «молния». Есть и реакции «черепахи». В стеклянном сосуде смешаем два газа – Н2 и О2. Сосуд может стоять сколько угодно: день, месяц, год. Похоже, что Н2 не соединяется с О2. Да нет, соединяется, но только очень медленно. II. Изучение нового материала. - Что необходимо для того, чтобы прошла химическая реакция? Учащиеся выдвигают различные гипотезы, предлагают факторы, которые могут ускорить процесс столкновения и взаимодействия молекул (например, при более высокой температуре молекулы начинают двигаться быстрее, а значит и скорость должна быть быстрее). Класс делится на группы (постоянные или вновь сформированные). Каждая группа получает задание и набор реактивов для проверки каждой гипотезы (заранее скорректированное учителем). I группа. Карточка. Природа реагирующих веществ. Налейте в 2 стакана воды. В один стакан поместите стружку железа. Во второй стакан – кусочек Na (натрия). -Что вы наблюдаете? Найдите элементы Na и Fe в периодической системе, сравните их по активности в вытеснительном ряду. Сделайте выводы. II группа. Карточка. Концентрация реагирующих веществ. Поместите в ложечку для сжигания веществ немного серы. Расплавьте на пламени спиртовки. Что вы наблюдаете? Внесите горящую серу в пробирку с О2 . Сделайте выводы. Где сера сгорит быстрей? Почему? III группа. Карточка. Площадь соприкосновения. Возьмите два одинаковых кусочка мела, один измельчите, положите на руку порошок и кусочек. в каком случае контакт с рукой больше? Почему? Поместите мел в две чашки. Прилейте кислоты. Где процесс закончился раньше? Объясните. IV группа. Карточка. Температура. В две пробирки с Zn прилейте разбавленную серную кислоту. Одну пробирку осторожно подогрейте. Что наблюдаете? Объясните. V группа. Карточка. Добавление специальных веществ. В две пробирки налейте перекись водорода H2О2. В одну добавьте MnO2. Что наблюдаете? Изменился ли оксид марганца после проведения реакции? Какова его роль? Сделайте вывод. После обсуждения в группах, сделав выводы, учащиеся сообщают о своем решении всему классу. Учитель добавляет сведения о каждом факторе (энергия активации, образование промежуточного соединения с катализатором, имеющим меньшую энергию активации, ингибиторах). Как измерить скорость химической реакции? учащиеся записывают формулу. Vxp= , где ? С = С1-С2 ? t = t2 - t2 III. Тренировочные упражнения. 1. Решение задачи из учебника стр. 43, зад.№ 1. 2. Как увеличить скорость химических реакций 2 Hg === 2Рg +O2 – Q S + O2 ===SO2 + Q IV. Организация домашнего задания. § 14, стр. 43, № 2. | |
Просмотров: 1376 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|