Главная » Статьи » Творческая мастерская |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРОБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ» Учащаяся: Чеботарь Каролина, 7 класс Предмет: фортепиано ЦЕЛЬ УРОКА: Показать ученику способы работы над полифоническим произведением и исполнительские приёмы необходимые для воплощения замысла композитора. ЗАДАЧИ: 1.Обучающие: -Определить методические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь. -Выявление трудностей, практические методы и приёмы их преодоления в работе над трехголосной инвенцией. 2.Воспитательные: -Развитие коммуникативной культуры поведения и общения. 3.Развивающие: -Расширение кругозора по теме «Полифония», развитие интеллекта-памяти, внимания, мышления и воображения. ПЛАН УРОКА. Введение. 1.Начало урока -Организационный этап. -Приветствие. -Сообщение цели и хода работы на уроке. 2.Основная часть урока -Теоретическая часть -Работа над трехголосной инвенцией Ре Мажоре И.С. Баха 3.Заключительный этап . -Оценка. -Домашнее задание. -Конец урока. Основная часть урока. Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую, музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения. Сборник И.С.Баха “Инвенции и симфонии” благодаря художественной содержательности образов и полифоническому мастерству представляет большую ценность и является одним из важных и обязательных разделов педагогического репертуара в области полифонии. Известно, что для обучения музыке своего сына Вильгельма Фридемана И.С.Бах начал записывать в специальную тетрадь полифонические упражнения. А в 1723 г. появляется окончательный вариант сборника: 15 двухголосных инвенций и 15 симфоний. Вопрос ученику: Что значит слово «симфония»? Предполагаемый ответ: Это произведение, которое исполняет симфонический оркестр. А во времена, когда Бах писал свою музыку, слово “симфония” означало инструментальное произведение. Вопрос: Какое произведение мы будем играть на уроке? Ответ: Инвенцию. Вопрос: Что означает «инвенция»? Почти не употреблявшимся в то время словом “инвенция” (от латинского inventio – изобретение, открытие) Бах хотел подчеркнуть новизну и своеобразие созданных им полифонических пьес. В своих рукописях Бах ограничивался записью нот и украшений и не оставил почти никаких указаний относительно динамики, темпа, фразировки, аппликатуры, расшифровки украшений. Вопрос: Почему это так произошло? Если ученик не отвечает, вспоминаем, что Бах сам занимался со своими детьми. Вопрос: Как же мы узнали, как нужно исполнять его музыку? Чтобы тебе легче было ответить на этот вопрос, вспомни, для каких инструментов писал Бах. Предполагаемый ответ: Клавесин, клавикорд. Устройство клавикорда позволяло исполнителю передать любые тончайшие динамические оттенки, предоставляло возможность исполнять пьесы, требующие очень певучей, связной игры. Звукоизвлечение на клавесине достигалось задеванием струны перышком или металлическим стержнем. Клавесин обладает звуком острым, блестящим, немного отрывистым. На этом инструменте великолепно звучат быстрые, отчетливые пьесы. Выяснили, что природа этих произведений в звучании этих инструментов. Но не слепое подражание их звучанию должно быть целью, а лишь поиски наиболее точного определения характера пьес, правильной артикуляции и динамики. Вопрос: Бах оставил рукописи, но посмотри в текст, что ты там видишь кроме текста? Ответ: Лиги, Стаккатто, тенуто. Вопрос: Но если Бах их не писал, то кто это сделал? Ферруччо Бузони много лет посвятил изучению музыка Баха. Этот выдающийся музыкант-исполнитель дал большие сопроводительные пояснительные тексты, где много внимания уделил анализу формы и структуре каждого произведения. Еще одной из существенных черт баховского тематизма является так называемая скрытая полифония или скрытое многоголосие. Поскольку эта особенность свойственна почти всем мелодиям Баха, умение распознать ее представляется крайне важным навыком, который подготавливает учащихся к более сложным задачам. Обратим внимание ученика на то, что мелодия у Баха часто создает впечатление концентрированной полифонической ткани. Такая насыщенность одноголосной линии достигается присутствием в ней скрытого голоса. Этот скрытый голос возникает только в той мелодии, где есть скачки. Звук, покидаемый скачком, продолжает звучать в нашем сознании до того момента, пока не появится соседний с ним тон, в который он разрешается. Примеры скрытого двухголосия мы найдем в Маленьких прелюдиях № 1,2,8,11, 12 части первой. В Маленькой прелюдии № 2 c- moll (часть вторая) познакомим ученика со скрытым двухголосием того типа, который наиболее часто встречается в клавирных сочинениях Баха Ученику предлагается сыграть произведение. Трёхголосная инвенция D-dur. Тема в инвенциях Баха – ядро всего произведения, именно она и ее дальнейшие видоизменения и развитие определяют характер и образный строй всего произведения. Тема – в зависимости от динамического плана – может иной раз прозвучать тише остальных голосов, но она должна быть всегда значительной, выразительной, заметной. Как образно высказался Л. Ройзман, если каждое проведение темы исполнять несколько громче других голосов, то “…мы оказываемся свидетелями исполнения, о котором можно сказать: сорок раз тема и ни одного раза фуги”. Вслед за освоением темы и ответа начинается работа над противосложением. основным методом работы в данном случае является исполнение ответа и противосложения в ансамбле с педагогом, а дома - двумя руками, что значительно облегчает нахождение соответствующих динамических красок. Хорошо проработав тему и противосложение, ясно осознав соотношения: тема – ответ, тема – противосложение, ответ – противосложение, можно перейти к тщательной работе над мелодической линией каждого голоса. Инвенция Ре-мажор имеет очень много общего с фугой. Тема её занимает 2 такта, но почти всегда её дополняет полутактовый мотив (такты третий, пятый)…Из этого вытекает своеобразие формы пьесы. Ведь поочерёдное ( в последовательности: верхний, средний, нижний голос) проведение темы в экспозиции должно было бы занять 7.5 тактов. Но т.к. дополнительный мотив, следующий за третьим проведением темы, является одновременно и началом двухтактовой интерлюдии (такты 8,9), то первая половина 8-го такта, следовательно, выполняет двойную функцию. На протяжении этой интерлюдии нижний и верхний голос исполняют этот дополнительный мотив в чередующихся имитациях. Важно ещё знать, что в этой пьесе тема имеет два постоянных противосложения, контрапунктирующих любому отдельному проведению темы (удержание противосложения). Для понимания полифонического произведения и осмысленности работы учащемуся необходимо с самого начала представлять себе его форму, тонально-гармонический план. После варьированного проведения темы в виде исключения отсутствует дополнительный мотив, и в середине 14го такта заканчивается первая часть инвенции. Вторая часть начинается имитационной разработкой мотивов темы. Величина этой разработки 4,5 такта. Эту часть надо играть, не выделяя постоянно только короткий тематический мотив, переходящий из голоса в голос, а больше обращая внимание на фразы широкого дыхания. Работая над трех – четырехголосными произведениями, ученик уже может не учить специально каждый голос, а учить по два голоса в разных сочетаниях: первый и второй, второй и третий, первый и третий, играя один из них f, espressivo, а другой – pp. Этот способ полезен и при соединении всех трех голосов вместе: сначала громко играется один голос, а остальные два – тихо. Затем динамика голосов меняется. Затрата времени на такую работу различна в зависимости от степени подвинутости ученика. Но учить так – полезно, этот способ, пожалуй, самый эффективный. Из других способов работы над полифонией можно назвать: • исполнение разных голосов различными штрихами (legato и non legato или staccato); • исполнение всех голосов p, прозрачно; • исполнение голосов ровное при специально сосредоточенном внимании на одном из них; • исполнение без одного голоса (этот голосов представлять себе внутренне или петь). С 19 го такта и до конца пьесы тема проходит ещё трижды, в нижнем, среднем и верхнем голосе- то есть в порядке, обратном порядку проведения темы в начале. Кроме того, тональные соотношения здесь также меняются-если в экспозиции мы встречались с чередованием Т-Д-Т, то здесь мы видим последовательность S-T-S. Заканчивается инвенция проведением темы в основной тональности, закрепляя, тем самым, и окончательно утверждая тональность произведения D- dur. Старшие классы являются периодом бурного развития интеллекта, формирования личности, здесь особенно отметим появление чувства взрослости, становление, развитие эмоционально волевой сферы, нравственных представлений без которых не мыслимо качественное музыкальное образование, да и образование в широком смысле. Таким образом, старший подростковый возраст, является периодом, когда личностные качества и интеллектуальные способности достигли того необходимого уровня, который требуют от него изучение произведений значительной полифонической трудности. | |
Просмотров: 5188 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|