Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Введение. Цель работы «Вокруг меня мой край родной» пронаблюдать, исследовать систему и последовательность формирования личности ребенка , как Гражданина Родины. В ней высказывается суждение о закономерной системе такого развития в нашем обществе, семье и в коллективе. Для меня новое здесь то, что я увидел и понял, как маленький ребенок постепенно подрастая, наблюдая, обучаясь, читая, начинает понимать, что он становиться гражданином своей Родины, государства, любит его и даже несет ответственность за свою Родину и это актуально, и необходимо знать каждому человеку, начиная с детских лет. Вот на таком суждении и основано мое небольшое исследование и наблюдение. В работе кратко изложено и показано на основе чего, и в какой последовательности формируется у ребенка понятие об окружающем мире, что в нем прекрасного, почему это является нашим Отечеством. Показана система обучения и воспитания дома в семье и в школе. Какие обычаи семьи, изучение каких предметов, литературных произведений способствует формированию ребенка, как личности, как гражданина. К работе прилагается схема, поясняющая систему и последовательность формирования любви к родному краю, воспитание гражданственности в начальном звене обучения через литературно-патриотическое воспитание в школе и семье[1]. Вокруг меня мой край родной. Утром рано я проснусь, Рукой к солнцу потянусь. За окном ручей звенит, Сокол по небу летит, Жеребенок с мамой ходит Счастье вдруг меня находит! Радуюсь, что это я, А вокруг страна моя! Эти строчки сочинил я сам, когда понял, что у меня есть страна, а я - ее гражданин. Учусь любить Отечество мое! Об этом моя маленькая работа. Мы не сразу понимаем, что такое родина, страна, мир, а чего не понимаем, не представляем, то и любить не умеем. Мы сначала любим только маму, папу, свою семью. Это и есть наша страна и наш мир. С любви к маме начинается все. З.И. Воскресенская пишет: «…Мама, первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно...» Уроки литературного чтения, внеклассного чтения постепенно ведут нас к более широкому пониманию мира, учат нас любить, дружить, видеть красоту вокруг и узнавать все больше и больше. Слушая сказки, песни с детских лет мы подрастаем и начинаем понимать, что мир гораздо больше нашего дома, шире и просторнее. Из литературы мы узнаем, что у каждого есть место, край, где человек родился и живет, что и до нас здесь жили люди – наши предки. Они создавали этот мир для нас, множили его богатства, чтобы передать нам. И мы многим обязаны людям, жившим до нас. Изучая стихотворение К. Жугмаилова « Когда я думаю о предках» нам близки и понятны слова: «… Но знаньем новых истин, над миром вознесен, склоняю голову пред жизнью исчезнувших племен…». И мы согласны с писателем, мы уважаем их и нам хочется узнать о них больше. Как и где они жили? Что делали? На каком языке говорили? Мы хотим знать об их обычаях, стремлениях. Чтобы понять народ, с которым мы живем, узнать о странах, об окружающем нас мире, нужно знать язык своего народа. Нет страны и нет народа без языка. К познанию, изучению языка призывают нас писатели. К. Мырза-Али говорит нам: «…Узнай родной язык, в нем сила и свобода. Узнай родной язык, в нем государства гордость…». И мы начинаем понимать, что мы живем не просто на земле, а в своей стране, свободной, со своей независимой культурой и языком. Литература учит нас гордиться этим, мы начинаем понимать, что язык это лицо народа, его богатство. Нам близки и понятны слова М. Алиева: «...Могучий и нежный, родной мой язык! Мы песни родной бессмертный родник...». Узнавая это, мы становимся частью нашего народа, и живем уже в своем обществе. Мы учимся общаться, учимся дружить, и мир для нас становиться все интереснее, богаче, веселее. Все стихи, сказки, песни, рассказы всех писателей мира учат нас в своем творчестве дружбе верной, преданной, взаимной, доброй. Как мы любим все «Песенку друзей» С. Михалкова. От нее всегда становиться весело, и чувствуешь, что не один, а кругом верные и хорошие друзья, с которыми можно бесконечно путешествовать по дальним странам. Герои сказки «Волшебник изумрудного города» учат нас взаимовыручке, заботе о друзьях, чтобы всегда, в трудную минуту, выручить друга. Сказки учат нас добру, справедливости, воспитывают в нас смелость, любовь к своему отечеству. Мы хотим быть похожими на смелых батыров, на Илью Муромца ,Алешу Поповича, Руслана, ловкого и умелого Балду. Хотим, как и они быть нужными своему народу, родным и друзьям. Смело сражаться со всеми злыми силами и побеждать. А еще поэты и писатели: А.С. Пушкин, С. Есенин, Ф. Тютчев, А. Фет и многие другие открывают нам мир красоты окружающей нас во все времена года. Только произносим строки – «Уж небо дышало…», и перед нами золотой дождь осени. Или – «Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл и вот сама идет волшебница зима…». Сразу, как будто слышим вой ветра за окном. Ясно представляем и видим есенинскую березу в белых, пушистых, снежных кистях, стоящую под окном, или душистую черемуху, которая:- «И ветки золотистые, что кудри, завила…». Поэт даже сравнивает ее с человеческим образом. Внеклассное чтение рассказов Е.И.Чарушина, В.В. Бианки, Б.С. Житкова, М.М. Пришвина уводят нас совсем в мир природы и животных, птиц, разных других обитателей лесов, полей и водоемов. Все они становятся нам родными, понятными и очень близкими своими заботами, образом жизни и повадками. Когда читаем рассказ М.М.Пришвина «Ребята и утята», так и хочется перенести каждого утенка к воде, помощь их маме. Литературные произведения К. Паустовского «Заячьи лапы», А.П. Чехова «Белолобый», Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» учат нас переживать за всех, кто попал в беду, и мы сумеем, когда будет надо, прийти на помощь птицам, животным, насекомым. Мы с мамой однажды спасали пчелу, попавшую между рамами. И спасли ее. Она радостная улетела к цветам, и полюбили ее, ведь она тоже маленькая частица родного края. Если мы помогаем природе, то и природа выручает нас. Казахская народная сказка «Купленный сон» направляет нас на добрые поступки. А за добро всегда платят добром. Слова из сказки об этом говорят: «…Я не забыл тебя, Серсенбай, ты спас моего птенца, а я вас спасу…»- говорит ее герой. Вот так мы учимся любить природу, а значит и свой край, и свою Родину. И хотим научиться любить ее так, как об этом говорит поэт С. Сейфулин в стихотворении «Родная земля» - « Как образ матери нам дорог и привычен, так дорог и привычен образ твой земля». Он даже сравнивает свою родную землю с мамой. Но любить свою землю, Родину мы должны не только словами, но и заботиться о ней. В детстве должны трудиться вместе со взрослыми, и своим посильным трудом приносить пользу и земле, на которой живем и людям. Примером этому рассказ Утебая Канахина «Как друзья спасали рыбу». Жаныбек Карменов говорит в своем рассказе «Помощник» «…Ердос, как настоящий чабан, верхом на коне, с длинной плеткой в руке, зорко охранял свою отару…». И гордость чувствуем мы в словах писателя, и нам тоже хочется трудиться вместе со всеми и быть полезными своей Отчизне. Когда же мы вырастим, и будет у нас специальность, мы своим трудом сделаем нашу Родину богаче, красивее, сильнее. У К. Мырзы-Али, есть слова и они очень правильные: - «…пора придет - я стану старше. И свой аул озеленю, каналом степи опояшу…». И не важно где человек трудится, лишь бы его труд был полезен. Это подтверждают слова поэта: - «…трудом преобразят пустыню и хлопкороб и рисовод…». Изучая все это, понимаем, неразделимы мы и родина, и быть мы должны вместе, и в радости и в беде. Мы должны научиться защищать ее от врагов, от бед и страданий, как самого близкого человека. Когда мы читаем о героях военных лет, мы понимаем, что все они были патриотами своей земли верными и смелыми. Вот у них мы и должны учиться. Таких примеров много дает нам литературное чтение: произведения В.Высоцкого «Они не вернулись из боя», Н. Богданова «Солдатская каша», «Сапоги» и многие другие. А отважная и смелая героиня рассказа «Маншук» знает, что она должна защитить свою Родину, даже ценой жизни: «…И она стреляла, пока не кончились патроны…». Люди, спасшие и заслонившие свою землю от врага, подарили нам жизнь, будущее, счастье и свободу. Мы должны помнить и не забывать это. Герои тех лет всегда будут в памяти людей. Поэт Магжан Жумабаев очень хорошо сказал об этом:- «Пока есть просторы Казахских кочевий – герои останутся в памяти вечной». И хотя мы еще дети, мы научимся быть такими, как они: достойными, смелыми, преданными своей Родине. И конечно, нам очень в этом помогут уроки литературы, произведения тех писателей и поэтов, которые мы будем изучать. Мы будем хорошими гражданами своей страны. У нас это получится. И не надо искать отечество лучше. Закончу свою работу понравившимися словами: - «Мы спросили журавля: - Где же лучшая земля? – Отвечал он пролетая: - Лучше нет родного края!» Платон Воронко. Заключение. Работа практически полезна потому, что данную работу можно применять в виде примеров, выдержек, цитат на уроках литературного чтения, внеклассного чтения, познания мира, а также отдельные моменты могут стать темой для изобразительного искусства, стихосложения. Моя работа дает понятие, что настоящий гражданин своей Родины не просто любит свой край, дом, он сумеет приносить практическую пользу трудом в будущем сможет защитить свою Родину, украсить общество своей деятельностью. Список использованной литературы. 1. Большая энциклопедия. 2. Сборник стихотворений К. Жугмаилова. 3. Сборник стихотворений М. Алибаева. 4. Сборник стихотворений А. Пушкина 5. Сборник стихотворений В. Высоцкого 6. Произведения М. Пришвина. 7. Стихотворения С. Сейфулина. 8. Произведения Кары-Мырзы Али. 9. Стихотворения Н. Богданова. 10. Стихотворения П. Воронко 11. Энциклопедические словари Даля. 12. Стихотворение собственного сочинения. [size=14] | |
Просмотров: 2090 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|