Главная » Статьи » Творческая мастерская |
КГУ «Вспомогательная школа-интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г.Семей Заместитель директора по воспитательной работе – Омарова Анар Закаряновна. Тема: Методические разработки по организации самостоятельных работ с учащимися коррекционной школы. Обучение во вспомогательной школе строится на основе тесной связи с жизнью, вся учебно- воспитательная работа направлена на развитие познавательных способностей ребенка, на воспитании у детей самостоятельности, активности, инициативы установку на норму. Если в классе примерно 70-80% дети обучаются по общей программе вспомогательной школы, то остальные 20-30% занимаются по индивидуальной программе. Самостоятельная работа является элементом каждого урока, имеет место на различных этапах урока и способствует решению различных методических и дидактических задач: сообщение новых знаний, и их закрепление, формирование умений и навыков, повторение и проверка знаний и навыков. Основная цель обучения, на уроках чтения и письма- лингвистическое развитие младших школьников в единстве с развитием познавательной активности и самостоятельности учащихся, с обогащением мотивов содержания их речевой деятельности, систематизация и углубление, полученных знаний учеников в букварный период и дальнейшее их развитие. Весь период обучения основан на изучении «букв и звуков» их дефференциации и включает в себя систему знаний на различение, выявление особенностей произношения гласных и согласных звуков речи, согласных: звонких и глухих, на формирование понятий «парные и непарные согласные». Коррекционная и обучающая цель которой основана на звукобуквенном и слоговом анализезвучащего слова, всемерного развития фонематического слуха первоклассников является основойграмотного письма. На уроках чтения большое внимание уделяется наглядно-демонстрационному материалу: предметные и сюжетным картинам. При работе с предметными картинками ученики выполняют следующие виды с а м о с тоя те л ь н ых работ: -выбери картины имеющие общность и назови одним словом, в ряду карт закрой фишкой найди лишнюю картину, например: • лиса, медведь, заяц, волк - животные; • диван, стол, стул, кровать– мебель; • чашки, блюдца, кастрюля, книга, ложка (книга- лишняя); -сложи из частей картин одну целую картину, опираясь на цвет и форму рисунка; -подбери к одному слову ряд парных, соответствующих содержанию устного рисунка и т.д. При работе с сюжетными картинами учащиеся самостоятельно: - составляют (устно) предложения состоящие из двух и более слов, состовляют схему предложения; -составляют из ряда сюжетных картин ленту (фильм), определяя порядок происходящих действий и явлений, например: поставь по порядку картины изображающие времена года (лето, осень, зима, весна) или же другой сюжетный ряд (яйца в гнезде, курица сидит на яйцах, из яиц вылупляются цыплята, птица идет на прогулку с цыплятами) и т.д. Само изучение букв и звуков, обучение слоговому, слитному чтению и осмысленности прочитанного сопутствует ряд самостоятельных работ: -самостоятельное нахождение букв в слове например в начале слова: а- апельсин, б- барабан, в- виноград, д- девочка и т.д.; составление с ними (устно) предложений; затем в середине слова и вконце слова; - чтение слогов открытых и закрытых, чтение слов и объяснение его значения; -чтение простых предложений и сопоставление их сюжетными картинками. Процесс самостоятельного чтения проводится в различных формах: про себя, шепотом, вслух, хором и т.д. На уроках письма ученики учатся запоминать и воспроизводить элементы букв, соединение букв в слоги и слова. Что касается фрагментов урока, то здесь реализуются такие виды самостоятельных работ как: - самостоятельное письмо букв, слогов, слов, отрабатывание каллиграфических навыков, «Пиши красиво!»; - составь из разрезанных элементов букву, например:| /,(, U,], П, LV- У. /7, Р и т.д.; - найди среди по разному расположенных букв, знакомые буквы и назови их; - сложи слово из разрезной азбуки; - выдели и сложи отдельно печатные буквы, отдельно прописные. Самостоятельно учащиеся выполняют и различные виды диктантов: звуко-буквенный, слоговой, словарный, предметный. Все эти, на первый взгляд простые, виды письменных работ преназначены для продолжения систематической работы над каллиграфией, образом букв, над развитием мелкой моторики мышц кисти руки и самое главное, что труднее всего дается учащимся вспомогательной школы, обучать дефференцации букв и звуков. Программа вспомогательной школы для первого класса по математике, предусматривает изучение цифр и чисел в пределах десяти и решение примеров и задач, чертеж отрезков по линейке и геометрических фигур. Изучение этих тем так же предусматривает применение различных видов самостоятельной работы. - узнай цифру в ряду разбросанных чисел; - найди в ряду чисел пропущенные и назови или напиши их, например: 1,...,3,.......,6,..., 8 - составь из геометрических фигур предметы, например: домик, машину, елочку и т.д; - найди и назови на рисунке кривые и прямые линии. Более сложными заданиями для проверки самостоятельности учащихся являются: решение примеров на сложение и вычитание, арифметических задач способствующих закреплению полученных знаний и развивающих все познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление и т.д. Также одним изважнейших видов самостоятельной работы являются итоговые контрольные задания по теме, за четверть, за полугодие и за учебный год. Где учащиеся показывают степень усвоения учебного материала, навыки логики, рассуждений, поиск доказательств и т.д. При выполнении различных видов самостоятельных работ у первоклассников создаются первоначальные предпосылки для формирования потребности в самооценке и самоконтроле. С тем чтобы предупредить утомление учащихся и поддерживать их внимательность, помимо заданий творческого характера, на уроках применяются в определенной системе значительные задания, создающие ситуацию удивления и увлеченности, задания имеющие характер игры: загадки, шутки, путаницы и т.д. | |
Просмотров: 842 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|