Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

Одежда и украшения эпохи Ивана Грозного как часть национальной культуры в произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича"
Введение
История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Одежда имеет ярко выраженный знаковый характер, определяет принадлежность человека к определенному этносу, создает его художественный образ, воплощает эстетичный идеал нации, этические нормы и представления. Любой костюм складывается на протяжении столетий, поэтому обязательно воплощает в себе историю нации, её национальные ценности. Как часть народной души, он имеет большое историческое и художественное значение.
Сегодня актуальное значение приобретает развитие сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации в сфере культуры. Культура является, регулирующим звеном, фундаментом, базой тех простых человеческих взаимоотношений в современном информационном обществе, где общение людей благодаря информационным технологиям сведено к минимуму; залогом стабильности и устойчивого развития общества. В своем послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев подчеркнул необходимость укрепления и расширения добрососедских взаимоотношений с Россией, сотрудничество с которой является приоритетным.[1]
Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. Нам трудно сейчас представить, как жили дворяне в 16 веке. Для того чтобы анализировать литературное произведение на историческую тему, надо понимать ту эпоху, те обычаи, о которых пишет автор. В произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» речь идёт об эпохе царствования Ивана Грозного, эпохе средневековья. Многие наименования одежды, встречающиеся в произведении, нам не понятны и требуют не только обращения к словарю, но и обширного бытового и исторического комментария. В данной работе мы решили подробно изучить особенности того далёкого времени. Нас заинтересовало красочное, яркое изображение автором национальной одежды и ее атрибутов (украшений) русского народа эпохи Ивана Грозного как части культуры. Культуру, национальное богатство страны отражает множество факторов, например творчество, архитектура, уровень образования, политическая обстановка, состояние окружающей среды. Список можно продолжать еще долго, но есть один фактор, который нельзя упускать, говоря о духовном наследстве народа, – это народная одежда. Национальная одежда русского народа отображает не только историю, но и местный колорит.
Таким образом, на сегодняшний день культуре принадлежит ключевая роль, так как именно культура может сделать наш мир более стабильным, толерантным к другим культурам.

Глава 1. Одежда и украшения как отражение истории человечества
1.1. Семантика слова «одежда» и «украшение».
Современное слово «одежда» является заимствованием из церковно-славянского языка и обозначает совокупность предметов, которыми прикрывают тело". Оно развилось из праславянского слова odědja вследствие изменения в старославянском языке dj в дж. Сравните параллельное русское слово одёжа, украинское одежа, где dj дало ж. Праславянское odědja «то, чем одевают тело» образовано с помощью приставки о- «вокруг» и предметного суффикса -j-a от корня děd-, который представляет собой неполное повторение корня dě- (dě-d-) глагола deti > деть.[2]
Общие цели одежды:
• защита от холода, жары и других природных факторов
• прикрытие наготы, когда это соответствует культуре поведения
• украшение (мода)
• гигиена
• вспомогательные функции (например, спецовка, карманы)
• сигнальная функция: в одежде заложена информация о социальном статусе, о возрасте, о поле, о национальности, о наличии вкуса, о некоторых психологических особенностях человека.

В современном толковом словаре русского языка Ефремовой «украшение»— ср. 1. процесс действия по гл. украшать, украшаться; 2. Результат такого действия; то, что украшает, придает красоту, создает красивый вид. 3. перен. Тот, кто приносит славу чему либо, является гордостью чего - либо. [3]
Согласно сведениям из википедии «украшение» (Schmuck — нем., parure — франц.) — термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приёмы убранства человеческого тела, которые, независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали предназначаться для того, чтобы вызывать в других благоприятные для украшаемой личности эмоции - эстетические, удивления, уважения, страха и т. п. [4]


1.2. Исторические сведения об эволюции одежды и украшений с древних времен.
Одежда сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Ещё в те времена, когда первобытный человек обитал в пещерах, чтобы согреться и защитить себя от сырости, он использовал шкуры, снятые с добытых на охоте зверей. Можно сказать, что с этого времени и началась история возникновения некоторых элементов нашего гардероба.
Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология.
Данные археологических раскопок свидетельствуют, что одежда появилась уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Главным материалом для первобытной одежды повсеместно были шкуры животных. Судя по археологическим данным, сшитая одежда появилась уже в эпоху верхнего палеолита. В эпоху неолита человек научился прясть, ткать и вязать. В этот период он располагал уже целым набором различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из разных тканей. В крито-микенскую эпоху (XVI—XIII вв. до н. э.) появились юбки и жакеты, шали и шарфы с кистями и бахромой. В стиле одежды периода раннего Средневековья лежит стиль, оставшийся европейцам от периода великого переселения народов. Это меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды, примитивная обувь и обмотки для штанов. Длинные и короткие туники, надеваемые одна на одну, плащи — от шкур до сшитых кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и без. Штаны: короткие, до колен, длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь — постолы.
Период господства церкви определил образ жизни средневекового человека, социальные границы общества и эстетическое кредо. Крестовые походы (1095—1270) сопутствовали влиянию восточной моды на европейскую. Унификация, продиктованная бедностью и примитивностью производства, восполняется погоней за объёмом и размером. Рыцарские турниры и вся сопровождавшая их экипировка — латы, штандарты и гербы, блоо, попоны лошадей — в своей пестроте и асимметрии рисунков породили костюмы так и называвшиеся — «гербовыми».[5]
В XIII веке, во времена татаро-монгольского ига, появляется на Руси и их одежда. Татарское влияние было столь сильным, что уже к концу XIII столетия византийская одежда почти совершенно исчезла, и ее заменила одежда татарская.
Первые сведения о том, как одевались сами татары, относятся к XVI веку. По этим известиям, их костюмы напоминали отчасти скифские. Простые люди носили рубаху с узким рукавами, открытый спереди полудлинный, подпоясанный кафтан с широким отложным воротником и с широкими, спускающимися немного ниже локтя рукавами. Некоторые племена носили широкие холщовые штаны, другие племена ходили совсем без штанов. Их шапка имела вид просторной войлочной ермолки, с которой спускались, обрамляя лицо, ремешки. [6]
Интерес человека к драгоценностям и украшениям уходит своими корнями в более чем тысячелетнюю историю. История украшений, в свою очередь, напрямую связана с развитием и становлением самого человека.
Традиция украшать себя началась задолго до возникновения даже самого простейшего способа обработки материала. Существует мнение, что первые украшения появились даже раньше, чем одежда. Учёные предполагают, что самые ранние изделия, используемые в качестве украшений, появились в период Палеолита. Об этом свидетельствуют находки археологов: пробитые морские раковины, которые использовались в виде подвесок.
Древний человек использовал только то, что было создано самой природой, т.е. отполированные природой камни, раковины, зубы и кости животных. В качестве материала могли выступать и плоды растений. К одним из самых древних украшений можно отнести бусы. Бусы носили как в качестве украшения, так и для привлечения внимания. Например, женщина надевшая бусы из плодов растений, символизировала тем самым желание к продолжению рода.
Таким образом, украшения первобытных людей носили скорее информативный характер и использовались для передачи информации другим членам общества. Также могли выступать в качестве статусного отличия внутри племени. С помощью украшений проводились отличия свой/чужой, вождь или рядовой охотник. С развитием религии украшениям отводилась роль защитника от злых сил, выступали в качестве оберегов и амулетов. Эстетическая же красота изделий проявилась намного позже. Украшения в комплексе с костюмом имели не только эстетическую ценность, но и обладали рядом символических функций. Наличие или отсутствие украшений, их характер или количество служили своего рода опознавательными знаками возраста, пола, семейного и социального положения человека.[7]

1.2.Русская национальная одежда.
Русская национальная одежда характеризуется особым скрытым наполнением - патриотизмом, жизнелюбием, силой духа. Конкретно описать наряд довольно трудно, поскольку национальная одежда русского народа отличалась в зависимости от материального положения, социального статуса человека.
В России XI – XVII в.в. знатные люди носили длинные кафтаны с длинными же рукавами и с воротником; застегивались эти кафтаны до талии большими круглыми пуговицами. Высокая меховая шапка была или остроконечной, или круглой с ворсом, торчащим кверху, и с плоским верхом. Пояса золотые, усыпанные камнями, украшали мужской костюм. Были пояса шелковые и плетенные золотом с серебром; бархатные и кожаные: их усаживали золотыми и серебряными бляхами, жемчугом и камнями; при поясе висели капторги (застежки), тузлуки и калиты.
Кушаки складывались в несколько раз: они были шерстяные, шелковые, а иногда переплетались золотом и серебром. Концы кушака висели впереди. За поясами и кушаками были, по азиатскому обычаю, кинжалы и ножи.
В 19-м веке мануфактурные технологии благодаря изобретению паровой машины (а также электричества) вышли на новый уровень. Одежда, изготавливаемая с помощью машин, стала более доступной для всех слоев населения. [8]

Глава 2. Анализ знаний учащихся о русской национальной одежде и её атрибутах эпохи Ивана Грозного
2.1. Констатирующий эксперимент (опрос, тестирование)
Вводный урок по творчеству М.Ю.Лермонтова сопровождался беседой и тестированием. Ученикам были предложены следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, какую одежду бояре, купцы и простолюдины носили во времена Ивана Грозного?
______________________________________________________
2. Какие украшения носили богатые и бедные люди?
_______________________________________________________
3. Хотели бы узнать об этом подробнее?
____________________________________________________

Первое знакомство с произведением М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» [9] вызвало у учащихся сложности в понимании слов. Некоторые наименования одежды не понятны и требуют как лексического, так и исторического комментария. Так, нами были найдены слова совершенно незнакомые учащимся (кафтан, кушак, яхонт), малознакомые, т.е. они их слышали, но не знают лексического значения (венец, соболем отороченную, шубу бархатную), и, наконец, те, которые дошли до наших дней (шуба, ожерелье, запонки, шапка, перстень, медный крест).
Таким образом, найдено было 12 слов, из них совсем незнакомыми были наименования одежды (1), атрибуты к одежде (1), украшения (1); непонятно значение одежды (1), атрибутов к одежде (1), украшений (2); выяснили, что до наших дней дошли слова, обозначающие наименования одежды (2), элементы одежды (1) и украшений (3).
При изучении «Песни…» ученикам были предложены тестовые задания с несколькими вариантами ответов.
Тест
1. Что такое кафтан?
а. Жилет
б. Длинное пальто
в. Куртка
г. Не знаю
2. Что такое кушак?
а. Ремень
б. Еда
в. Пояс
г. Не знаю
3. Что такое яхонт?
а. Ласковое слово
б. Драгоценный металл
в. Драгоценный камень
г. Цвет
4. Что такое перстень?
а. Перчатки
б. Кольцо с камнем
в. Палец

2.2. Результаты срезов знаний учащихся
Ответы учащихся по опросу были следующими. Почти 85% не знали, какую одежду носили люди во времена Ивана Грозного; 51% учащихся на второй вопрос называли те украшения, что носят в наше время, предполагая их использование и в эпоху Средневековья, и 91% учащихся хотели бы узнать и об одежде и украшениях, а также о том времени, эпохе царствования Ивана Грозного (диаграмма 1).


Диаграмма 1.

В эксперименте приняло участие 89 учащихся 7-х классов.
Результаты тестирования следующие.
1. На первый вопрос «Что такое кафтан?» 65 % учащихся не знали ответа.

Диаграмма 2
1. На вопрос, что такое кушак, учащиеся ответили следующим образом:
14% отметили, что кушак - это ремень, 23% -еда, 4 % - пояс, а 59% не знали вообще, что это такое.



Диаграмма 3
2. Следующий вопрос заинтересовал учащихся, так как они слышали выражение «яхонтовый ты мой», но не понимали значения этого выражения. На вопрос «Что такое яхонт?» 21% учащихся указали, что это ласковое слово, 25% - драгоценный металл, 15% - драгоценный камень, 9% - цвет, 20% - не знали ответ на этот вопрос.

Диаграмма 3

3. К удивлению, вопрос «Что такое перстень?», также вызвал сомнения у учащихся. Результаты таковы:
12% учащихся ответили, что это перчатки, 68% - кольцо с камнем, 7% посчитали, что перстень происходит от слова «перст», поэтому это палец, и 13% не знали ответа.

Диаграмма 4

Глава 3.Система работ по формированию понимания национальной культуры русского народа посредством одежды и украшений

3.1.Одежда средневековья в «Песне…».
Анализ тестов показал, что без подробного изучения истории одежды и украшений учащимся будет сложнее понять культуру эпохи Ивана Грозного. Ознакомившись с дополнительными источниками, мы узнали больше об истории одежды, её элементах, украшениях и представили полный исторический комментарий. После чего мы обратились к исследованию этого вопроса в произведении и узнали следующее.
В тексте встречаются названия старинной одежды и украшений: кафтан, кушачок, венец, необходимые автору для воссоздания реалий того времени:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Не истерся ли твой парчевый кафтан?
Как видно из примеров, использование названий старинной одежды и украшений в «Песне про купца Калашникова» носит, в первую очередь, сугубо практическое значение: автор старается приблизить древнюю эпоху к современности, точнее передать колорит русской старины, усилить выразительность речевых характеристик персонажей, бытовых сцен, стилизировать их под типовую ситуацию общения или под социально-речевые особенности времени. Такой фрагмент представляет собой и закрепленную историческую память народа, и временную маркированность его миропонимания, и хронологическую неизбежность изменения или исчезновения.
А сейчас остановимся на конкретных примерах из текста. В строках:
А на праздничный день твоею милостью
Мы не хуже другого нарядимся
мы видим, что нарядная одежда играла немаловажную роль как в обычной жизни «Опостыли наряды парчовые…», «Перед кем я нарядом похвастаюсь…», так и на праздниках и даже во время казни:
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить…
Наиболее широко известным одеянием знатных людей был кафтан.
«Не истерся ли твой парчевый кафтан?» -
читаем мы у Лермонтова. И это описание ”парчевого кафтана”, ”шапки соболиной”, ”горящей как стекло острой сабли”, дважды варьируется в первой части — в вопросах царя и в ответах Кирибеевича. Боевая одежда богатыря добротно сшита, священное оружие добывалось в бою или наследовалось, а красивая одежда Кирибеевича — это знаки царской ласки и внимания любимому опричнику.


Рис.1. Кафтан
Кафтан (рис.1) представлял собой узкое платье, с рукавами узкими, длинными и со сборами. Длина его не заходила далее колен; воротник делался высокий и стоячий, закрывавший весь затылок, и назывался козырем. Кафтан шился из легкой и тонкой материи, редко из сукна; полы обивали золотым и серебряным галуном и цветной материей.[10]
Спереди застегивался петлями на пуговицах с длинными кисточками; у запястий рукава связывались тесьмянными, металлическими и ременными зарукавьями. Богатые украшали жемчугом и камнями. Козырь или стоячий воротник, предмет щегольства и роскоши, делался атласный, бархатный и парчовый: он вышивался серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями.


Рис.2.Ферязь Рис.3. Опашень
Из дому не выходили в кафтане, а надевали на него ферязь (рис.2) или опашень (рис.3) : длинное платье, почти до лодыжек, с такими же длинными рукавами, без перехвата и воротника; она застегивалась спереди длинными петлицами с пуговицами; шилась из бумажных материй, сукна, бархата и парчи.
Вообще, старинные наши одежды имели, внизу боковых пол, прорезы, которые застегивались петлицами.
Становый кафтан, охабень (рис. 4), однорядка (рис.5), платно и кожух носили государи и царевичи.



Рис. 4. Охабень Рис. 5. Однорядка Рис.6. Зипун


Кафтан, зипун (рис.6) и кафтан турский подпоясывались кушаками и поясами. [11]
И в «Песне» автор подчеркивает этот немаловажный элемент одежды:
Кушачком подтянуся шелковым…


Рис.7. Кушак

Как и слово кафтан, слово кушак вышло из активной лексики русского языка, поэтому мы обратились к словарям.


В словаре С.И.Ожегова находим: Кушак - муж. пояс или опояска, широкая тесма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одеже. Казачек, шелков кушачек. Кушачный, к кушакам относящийся. Кушачник муж. -ница жен. кушачный ткач. Кушаницы жен., мн., пермяц. меховые рукавицы (затыкаемый за кушак), или вязаные, шерстяные, вареги в голицах. [12]

В словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона «Кушак» — это иное название пояса и было оно заимствовано из тюркских языков. В татарском языке находим кушак – пояс, кушак.[13]
Выше мы указывали на зимние виды одежды бояр. Так вот самой нарядной одеждой считалась меховая шуба (рис.7).
Строкой «Скидает с могучих плеч шубу бархатную»,- Лермонтов ещё раз подчеркивает богатство опричника Кирибеевича и его приближенность к царю.


Рис. 7. Русская шуба

Шубу не только надевали, выходя на мороз, но обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во время приема гостей. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху.
Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце. «Русские» шубы имели отложной меховой воротник. «Польские» шубы шились с узеньким воротом, с меховыми обшлагами и застегивались у шеи только запоною (двойной металлической пуговкой).[14]

Женские шубы

Неоднократно Лермонтов говорит о такой верхней одежде как шапка (рис. 8):

Не измялась ли шапка соболиная?
Или
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную, -
а также
Поправляет другой шапку алую.


Рис. 8. Шапка


Рис. 9. Шапки

Эти строки из песни характеризуют Кирибеевича. В разных ситуациях (во время пира вопрос царя и ответ опричника, перед боем) он одевает разные шапки, этим мы доказываем, что, во-первых, Кирибеевич был богат, во-вторых, одежда соответствовала обстановке, в которых оказывались герои. Кирибеевич был одет так, как одевались бояре того времени.
Во-первых, головы покрывали высокими собольими, горлатными и лисьими шапками (рис.9). Название горлатных шапок произошло от употребления меха от душек, или горла, пушистых живот¬ных.
Они делались вышиною почти в аршин: вверху шире, а к голове уже. К этой шапке иные прикрепляли пушистое высокое перо на дорогом запоне или застежке, усыпанное камнями. У других шапок верх был парчовый или бархатный, а спод соболий или рысий. Шапки унизывали жемчугом и сверху привязывали кисти с дорогими каменьями, и таковые шапки назывались мурманками, или мурманкою. Мурманки были высокие, с плоскою тульей и к голове шире; делались без бархата и парчи и вместо мехового околыша имели меховую с отворотами лопасть, которая в двух местах у тульи пристегивалась пуговицами на петлях. [15]
На шею (всегда голую) надевается ожерелье из жемчуга и драгоценных камней, шириной в три и четыре пальца.
В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами (рис.10), которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. И, конечно, в следующих строках:

Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает
Лермонтов говорит не о богатстве и достатке Калашникова, а воинском духе, силе и настрое на победу в честном поединке.



Рис.10. Меховые рукавицы
«Холодные» рукавицы вязались из шерсти или шелка. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шелком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями.[16]


«Во рубахе красной…» выходит на лобное место палач (рис. 11).

И его автор наряжает на казнь, как на праздник.


Считалось, что палачей специально обряжали в красное, дабы щадить присутствующих зрителей, особенно впечатлительных, ведь на красном следы крови менее заметны. Однако исследуя этот вопрос, мы не нашли доказательств тому. Можно лишь дополнить, что традиционный головной убор палача является вымыслом.
Рис. 11. Одежда палача

На самом деле палачи не прятали своих лиц. Исключением можно назвать лишь казнь некоторых средневековых королей. Тогда сами палачи прятали свои лица, так как была велика вероятность, побывать следующим на эшафоте.[17]
Боярские жены, знатные и богатые, покрывали волосы шелковой сеткою, обвязывая голову белой повязкою, или носили тафтяную шапочку (рис.12), обыкновенно красного цвета, с шелковым белым повойником или шлыком.


Надевали большую парчовую шапку, опушенную мехом и унизанную жемчугом и дорогими каменьями; незамужние и бездетные носили черные лисьи шапочки. [ 18]

Рис. 12. Тафтяная шапочка

Так в поэме сначала Кирибеевич описывает свою возлюбленную Алену Дмитриевну царю Ивану Грозному:
«Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается...»,
а потом и Алена, рассказывая своему мужу о приключившемся, говорит: «Шелковой фатой я закрылася».
Благородные женщины под шапкой из золотой парчи носили покрывало, летом же просто надевали покрывало из тонкого полотна или батиста, завязываемое у подбородка. Все покрывало было унизано дорогим жемчугом. Видимо, такое покрывало Лермонтов называл фатою.


3.2.Украшения как атрибуты к одежде.

Проведя анализ упоминаемой Лермонтовым одежды средневековья, нельзя не остановиться на не менее важных деталях одежды – украшениях. Украшением могли служить как меха, драгоценные камни, дорогие ткани, так и изделия из драгоценных металлов. Отдельно можно выделить и ткани, из которых шилась одежда знати ( шубу бархатную, кушачком шелковым, парчевый кафтан, шелковые товары, наряды парчовые, шелковой фатой), меха (шапка соболиная, черным соболем отороченную),драгоценные камни и металлы (златом венце, перстенёк яхонтовый, ожерелье жемчужное, хочешь золота али жемчугу, ярких камней, медный крест, дары драгоценные).
Итак, в самом начале «Песни» мы видим царя Ивана Грозного, он ... сидит во златом венце...


Рис.13.Царский венец


Венец царский, или царская шапка (рис. 13.), употребляется при венчании русских государей. 16 января 1547 г. Иван Васильевич принял титул «царя». Он всегда был золотой и украшенный драгоценными камнями. По сказанию, венец был впервые прислан в Россию при Владимире Мономахе (ум. 1126 г.) из Константинополя, отчего и называется "шапкою Мономаха". [18]
Венец носили также княжны, царевны и вообще девицы. Надевался он на голову или прямо без всякого убора, или с уборами, каковы были рясы (длинные пряди из жемчуга и каменьев, привешиваемые по сторонам венца), поднизь (начельник, прикладывавшийся к венцу с передней, налобной стороны, в виде перевязки или в виде сетки с жемчужными или золотыми висюльками по нижнему краю) и косник или накосник (состоявший из кисти золотой, шелковой или жемчужной, которая вплеталась в косу). Венцы свадебные украшались жемчугом, драгоценными каменьями, прорезывались разными "травы с финифты" и были "подложены" то тафтою "червчаток", то атласом.[19]
Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый... – ( думаем, что учащиеся не знают, что такое яхонт, поясняем, яхонт - древнерусское название некоторых драгоценных камней (рубинов, сапфиров).


Рис.14. Перстень
Перстень (рис.14) — кольцо с каким-либо установленным драгоценным камнем или минералом. Массивный перстень с камнем является одним из традиционно мужских ювелирных украшений. Подобные изделия известны с глубокой древности. Они подчеркивали социальный статус владельца.[20]
Золотые мужские перстни с инициалами — «печатки» были широко распространены в древности у знати. А в Средние века они являлись признаком дворянского достоинства его владельца. В наше время данный вид ювелирных изделий несколько утратил статус элитарного украшения, но и по настоящее время массивный перстень с крупным бриллиантом свидетельствует о финансовом состоянии владельца.
На груди его висел медный крест
Со святыми мощами из Киева... –
святые мощи в Киев привез Андрей Первозванный.

Рис.15. Медный крест

Крест со святыми мощами оберегал жизнь владельца от болезни и несчастья, сулил удачу. «Приступая к какому - либо делу, ничтожному или важному, вооружаются они [люди] прежде всего знамением креста, и это также вся молитва их богу за успех в деле». [21]

с яркой запонкой... - в конце XVII века в мужской моде произошел переворот - декоративные кружевные манжеты времени Ренессанса сменились более удобными, которые мужчины подвязывали шнурками. Однако шнуровать манжеты самостоятельно было очень сложно, поэтому новый стиль элегантности стал символом высокого общественного положения.

Но самым «писком моды» того времени считались манжетные кнопки с миниатюрными картинками, которые выполнялись на нижней стороне стекла или кварца. Такие необычные вещи могла себе позволить только элита общества, поэтому простые горожане не пользовались старинными запонками (рис.16).

Рис.16. Запонки

Немного позже тесемки из-за неудобства заменили драгоценными пуговицами, которые давали гораздо больший простор фантазии, нежели шнурки. Эти драгоценные скрепления назвали манжетной кнопкой. Во времена короля Георга (1738-1820) индустрия моды развернулась на этих кнопках по полной программе: их делали из драгоценных металлов, украшали дорогими камнями или выполняли из самих кристаллов.[22]
Да возьми ожерелье жемчужное - предлагает Иван Грозный Кирибеевичу в подарок той, которую полюбил.

Рис.17.Жемчужное ожерелье
Древние тексты славят жемчуг. В начале 17 века в Москве существовал специальный рынок по продаже жемчуга – жемчужный ряд. Делами на этом рынке заправляли купцы-жемчужники, самый известный из них тверской купец Афанасий Никитин. [23]
В средние века жемчуг был излюбленным камнем знати для украшения одежды, женских головных уборов – кокошников, одеяний церковных служителей и церковной утвари. К 18 веку, как и в Европе, жемчуг становится модным и в России.
Исследование одежды русского народа как части национальной культуры эпохи Ивана Грозного, его многоаспектный анализ, позволили рассмотреть одежду и украшения русского народа в единстве с традиционной культурой, его историей, природным окружением, определить его роль в раскрытии идейного смысла произведения.
Мы показали, что одежда - социальное явление. Она демонстрирует статус владельца, отражает стремление к роскоши, помпезности, блеску. Одежда бояр, придававшая фигуре торжественную величавость, стала сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления.
Одежда является органичной человеку формой культуры. Она важный и значимый источник информации о человеке, определяющий его возрастную, национальную и социальную принадлежность, выявляющий этические и эстетические характеристики, вкусы и привычки.

3.3. Составление словаря.

Чтобы дать полное толкование слов, найденных нами в произведении М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, показать их употребление и изменение в лексическом значении, мы обратились к словарям. Работа способствует расширению словарного запаса, кругозора учащихся, помогает лучшему пониманию произведения.
В словарь мы включили такие слова, как кафтан, кушак, венец, ожерелье, перстень, парча, соболь, тафта, шапка, яхонт, запонки и бархат.

3.4. Внеклассное мероприятие в 7 «А» классе.
Проанализировав результаты анкетирования, мы решили провести внеклассное мероприятие в 7 «А» классе, чтобы дать представление о русском народном костюме.

Заключение.
В процессе выполнения этой работы мы убедились, что одежда является органичной человеку формой культуры. Это важный и значимый источник информации о человеке, определяющий его возрастную, национальную и социальную принадлежность, выявляет этические и эстетические характеристики, вкусы и привычки. Русская национальная одежда характеризуется особым скрытым наполнением - патриотизмом, жизнелюбием, силой духа. Конкретно описать наряд довольно трудно, поскольку национальная одежда русского народа отличалась в зависимости от материального положения, социального статуса человека. Как отмечает Е.В. Киреева, она отражала «не только этническую принадлежность и географическую среду; в ней складывался уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозная принадлежность. Одежда - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа, один из устойчивых элементов материальной культуры». [24]
Сегодня ясно, что без опоры на национальную отечественную культуру и народное искусство трудно воспитать поколение свободное, открытое всему миру, сильное духом, обогащенное крепкими знаниями, полученными в самостоятельном поиске, благодарно почитающее историю и культуру своего Отечества. Поэтому мы считаем, что учащимся 7 класса будет интересно изучать произведение Лермонтова «Песня про купца Калашникова», если будет в программу введен этот материал, так как он воспроизводит национальный колорит русского народа эпохи царствования Ивана Грозного.
Нами были подготовлены презентация и справочный материал, который предложен учителям литературы нашей школы.
Презентацию по данному проекту можно использовать в школах при проведении уроков по теме: М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова».
Предложенный нами материал расширит кругозор учащихся, повысит интерес к предмету, поможет осмыслить историческое прошлое и сохранить традиции.
Не стоит предавать забвению культуру, переданную нам предшественниками. Наша задача – изучать, сохранять, преумножать её и передавать последующим поколениям.
Вывод: таким образом, поставленная нами цель достигнута. Мы выделили наименования одежды и украшений в произведении М.Ю.Лермонтова, дали им историческую справку и толкование. Нами была исследована дополнительная литература, эпоха средневековья, в процессе работы и во время внеклассной работы поняли, что одежда и украшения как часть национальной культуры раскрывают эпоху Ивана Грозного.
Используемая литература:

1. Казахстанско-Российские отношения 1991-1995 годы. - Алматы;
1995. С.113-121
2. Хроленко А.Т. Семантическая структура фольклорного слова // Русский фольклор. Вопросы теории фольклора, Вып. XIX. Л.,1979.
3. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. –М., 2010
4. Википедия. Одежда.
5. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. Поэтические воззрения славян на природу. Москва. Изд-во: "Эксмо", 2005 год.
6. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988
7. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры.- М.: Искусство, 1983.
8. Этнография в истории моей жизни. М., Институт этнографии АН СССР, 1989
9. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
10. Лебедева Н. И., Маслова Г. С. Русская крестьянская одежда ХIV — начала XV в.// Русские: Историко-этнографический атлас...- М.: Искусство, 1967.
11. Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник.- 1983.- №10.
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка./ Под ред. Шведовой Н.Ю. - М.: Рус. яз., 1986.
13. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
14. История русского костюма XVI – XVIIвека. Е.В.Киреев., М:, Просвещение, 1970г.
15. Брайчевская Е. А. Летописные данные о древнерусском мужском костюме X—XIII вв.// В кн. Земли Южной Руси в IX—XIV вв. Киев, «Наукова думка»,1995
16. Шангина И.И. Русский традиционный быт. Санкт-Петербург. Изд-во: "Азбука-классика", 2003 год.
17. Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964.
18. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. С. 495.
19. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”, 1993
20. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории.- Л.,1986.
21. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. – М., 1988.
22. Пушкарёва Л.Н. Женщины Древней Руси. М., «Мысль», I999
23. Русская народная одежда/ Под ред. Г. А. Храмцова.- М.: Изобразительное искусство, 1974.
24. Исенко С. П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение.- М.: Изд-во МГУК, 2002.

Интернет – ресурсы:

1. apropospage.ru/history/hist2.html
2. http://old-ru.ru/kaftan.html.
3. http://school-essay.ru/folklor-i-istorizm-v-pesne-pro-kupca-kalashnikova-lermontova.html
4. wikipedia.org/wiki/Одежда.
5. luxemag.ru/jewellery/1371.html
6. http://school-essay.ru/folklor-i-istorizm-v-pesne-pro-kupca-kalashnikova-lermontova.html
7. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/ruskii-narodnyi-kostyum/odezhda-i-ukrashenija-drevnei-rusi.html
8. http://ulmuzeum.narod.ru/kostum/kostum.html
Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: Лучшая (2013-07-02) | Автор: Сергеева Ирина E
Просмотров: 7186 | Теги: проектная деятельность учащихся | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru