Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся |
ДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ ТЕМА: БЛАГОУСТРОЙСТВО ШКОЛЬНОГО УЧАСТКА СЕКЦИЯ: ЭКОЛОГИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬ: КЛАСС: 7 «Б» КЛАСС ШКОЛА: КУШУМСКАЯ СОШ – ДЕТСАД ОБЛАСТЬ: ЗАПАДНО - КАЗАХСТАНСКАЯ РАЙОН: ЗЕЛЕНОВСКИЙ ФАМИЛИЯ, ИМЯ: НИКИТИНА ЭЛЕОНОРА РУКОВОДИТЕЛЬ: КУЖАЕВА СВЕТЛАНА САЛИХОВНА – УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ КУШУМСКОЙ СОШ – ДЕТСАДА ДАТА: 15 НОЯБРЬ 2013 Содержание 1.Введение_________________________________________________________2 2.Методика и техника исследования___________________________________ 4 3. Возможности благоустройства ______________________________________12 4. Выводы_________________________________________________________ 17 5. Список научной литературы________________________________________19 1. Введение Растения городов и сел играют огромную роль в создании благоприятной среды обитания для людей. В ландшафтах сел и городов они выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции, связанные с выделением кислорода и фитонцидов, ионизацией воздуха, осаждением пыли, формированием своеобразного микроклимата и т.д. Зеленые растения благотворно действуют на эмоциональную сферу человека, имеют большую эстетическую и рекреационную ценность, способствуют сохранению гармонии окружающей среды и человека даже в условиях таких антропогенно-измененных экосистем. Одной из важнейших функций зеленых насаждений в Республике, является санитарно - гигиеническая, заключающаяся в очистке окружающей среды от токсичных веществ. Растения играют огромную роль в обогащении окружающей среды кислородом и поглощении образующегося диоксида углерода. Растения улучшают микроклимат территории, предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены зданий, создают комфортные условия для отдыха на открытом воздухе. В окружающей среде растения повышают ионизацию воздуха, улучшая тем самым электрогигиенические свойства атмосферы. Велика роль растений в обогащении окружающей среды фитонцидами. Хорошо известен противошумовой эффект зеленых насаждений, связанный с большой звукоотражающей и звукопоглощающей функциями листвы. Кроны деревьев поглощают от 20 до 70% звуковой энергии. В целом растительность снижает шум в жилых и промышленных зонах в 2-2,5 раза. Гипотеза: внешний вид пришкольного участка определяется крупными растениями, которые на территории Кушумской СОШ - детсад болеют и требуют замены. Следовательно, необходимо разработать план благоустройства школьной территории, в связи с усыханием деревьев и новыми стандартами. Обоснование проекта 1. Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится в центре села, состояние территории школы всегда в поле зрения односельчан. Коллектив школы несет большую ответственность по воспитанию у учащихся, их родителей бережного отношения к своему селу, развитию эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. Поэтому в Кушумской СОШ – детсаде сложилась система нравственного и трудового воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Воспитательная система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания, производства овощей для школьной столовой. 2. Территория нашей школы обширна и разнопланова. Кроме здания школы, на территории, пришкольный участок и небольшой школьный сад. Цель исследовательской работы: Создание единой духовной среды дальнейшего развития школьного сообщества на основе совместной деятельности учащихся, педагогов, представителей местного сообщества при реализации проекта благоустройства школьной территории, территории поселка Кушум. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: • изучить литературу о растениях; • определить состояние растений, видовой состав, особенности их расположения, на участке используя соответствующие методы; • разработать рекомендации для развития пришкольного участка. Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение и сравнение, опрос и анкетирование, теоретический анализ, статистические методы, моделирование. Объектом исследования является пришкольный участок Кушумской СОШ - детсад. Технология работы: исследование. Актуальность исследования Нашей школе более 30 лет. Большинство деревьев посажены сразу после сдачи в эксплуатацию школы, также в течение многих лет во время субботников ученики совместно с учителями сажали новые саженцы, но в связи с погодными условиями, в частности после урагана 1 августа 2011 году, многие деревья погибли. Поэтому нас интересует, почему многие деревья на пришкольном участке выглядят больными, не смотря на то, что еще молодые. Усыхающие деревья портят эстетический вид пришкольного участка. Мы хотим подобрать виды деревьев наиболее подходящих для озеленения территории, где много детей. Предложить пути благоустройства школьной территории. Обзор работ по данной проблеме Для исследования по данной теме нами была изучена специальная литература с описанием методик и экспериментов. Место и время выполнения работы Исследования проводились в 2012 году июнь - сентябрь (1 этап) и в этом 2013 году июнь - сентябрь (2 этап) на пришкольном участке Кушумской СОШ – детсад. Общая характеристика пришкольного участка Территория Кушумской СОШ – детсад располагается в Кушумском сельском округе, Зеленовского района, Западно - Казахстанской области. Пришкольный участок занимает 0,5 га., вся территория обнесена живой изгородью (соответствует нормам САНПИН). С севера к территории школы прилегает частный сектор. Магазины расположены около 64 метров от школы, что соответствует санитарно - гигиеническим нормам (не менее чем на 50м.). Расстояние от центрального входа школы, до забора – 10 метров. Проезжей части с интенсивным движением автотранспорта около школы нет. Пришкольная территория распланирована: имеет стадион, клумбы, закрепленные за классами. 1. Первый этап – Выявление проблемы 22 апреля проводилась акция среди учащихся 1-11 классов «Пожелания любимой школе» при подведении итогов на общешкольной линейке дан старт проекта «Благоустройство школьной территории» Классам в течение недели предложено обсудить на классных собраниях, предложить идеи благоустройства школьной территории. Учитель биологии - Кужаева С.С. совместно с ученицами Дауловой Даны и Никитиной Элеоноры изучали экологическое состояние, видовой состав, особенности почвы пришкольной территории. Проведены следующие организационные мероприятия: • Анкетирование учащихся на тему «Благоустройство пришкольной территории» • Исследование окружающей среды участка, состояния почвы, влажности, других экологических факторов. Оценка состояния зеленых насаждений участка • Определение реальных возможностей школы и местного сообщества 2. Определение плотности посадки деревьев на пришкольном участке. Нормы САНПИН требуют, чтобы на территории школы произрастало от 90 до 150 деревьев на гектар. Мы определили плотность древостоя на нашем участке: P=S/D, где P – плотность посадки, D – количество деревьев, S – площадь участка. Вывод: по плотности посадки деревьев наш участок соответствует нормам САНПИН. 2.3. Расчет количества кислорода, выделяемого деревьями на человека. Мы подсчитали количество деревьев, растущих на пришкольном участке. Их оказалось 235. Количество обучающихся 264 человек. Работников школы 75 человек. Всего 339 человек. Дерево средней величины за сутки выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Мы рассчитали количество деревьев, приходящееся на человека по формуле: A=D/M, где A – количество деревьев на человека, D – общее количество деревьев, М – количество человек в школе. А=235/339=0,7 (дерева на человека). Вывод: на каждое дерево приходится почти 2 человека, а это достаточно для нормального дыхания. 2.4. Определение сомкнутости крон Деревья, смыкаясь вверху кронами, образуют полог леса. Благодаря нему в лесу создаются своеобразные климатические условия: под полог проникает меньше света, крона задерживает часть осадков, ветер ослабевает, создаются условия для большей влажности, уменьшаются суточные колебания температуры. Одним из важных показателей является степень сомкнутости крон – это отношение площади, занятой кронами, к общей площади описываемого участка. Данный показатель оценивается визуально, выражается в долях от единицы (или процентах). Выводы: на территории школы деревья посажены неравномерно и можно выделить несколько участков с различной сомкнутостью крон: стадион – 20% (по краю), южная сторона школы – 40%, клумба перед парадным входом – 60% 2.5 Определение состояния древостоя пришкольного участка. Насаждения выполняют многообразные функции, среди которых средозащитные и средообразующие в настоящих условиях имеют явный приоритет. В атмосферный воздух с выхлопными газами автомобильного транспорта поступает огромное количество пыли, золы, оксидов серы, азота и других загрязняющих веществ. О наличии вредных для живых организмов примесей в атмосфере можно судить по состоянию древесной растительности. Оценка её состояния производится по пятибалльной шкале на основании обследования всех деревьев на пришкольном участке. Шкала оценки по внешним признакам составлена в соответствии с требованием санитарных правил в лесах Казахстана. Проанализировав состояние деревьев на территории пришкольного участка можно выявить степень влияния загрязнения на чистоту воздуха вокруг школы. Результаты: где К = № п/п Вид деревьев Количество деревьев Баллы состояния Коэффициент состояния для каждого вида Характеристика состояния древостоя 1 Ель европейская 5 1 К=1 Здоровые 2 Клён остролистный 102 1 К=1,2 Здоровые 3 Осина обыкновенная 3 1 К=1 Здоровые 4 Яблоня домашняя 2 2 К=1,8 Ослабленные 5 Вяз мелколистный (ильм) 40 1 К=1 Здоровые 6 Акация белая 1 1 К=1,08 Здоровые 7 Береза 2 1 К=1 Здоровые 8 Слива 5 1 К=1 здоровые 9 вишня 20 2 К=1,3 Здоровые Коэффициент состояния древостоя в целом определяем по формуле как среднее арифметическое средних баллов состояния различных видов деревьев на пришкольном участке: К= К= = 1,6 Вывод: деревья на пришкольном участке находятся в ослабленном состоянии. Данный результат получен за счёт усыхающих клёнов. Усыхающие и сухие деревья необходимо спилить, а на их место посадить новые. Для вырубки мертвых или усыхающих кленов школой получено разрешение в экологической службе сельского округа. 2.6. Особенности внешнего строения коры деревьев. Чаще всего мы воспринимаем окружающую среду при помощи зрения и слуха. Но не последнюю роль в этом играют осязание и обоняние. Кора у деревьев самая разнообразная, цвет, запах, структура коры может быть важным систематическим признаком. По внешнему виду, запаху коры можно отличить деревья друг от друга. Методика: выбрать деревья, изучить особенности коры, определить цвет, запах коры, провести ладонью по стволу, выяснить какова она на ощупь: теплая, прохладная, гладкая, шероховатая, бугристая, сильнорастрескавшаяся; определить имеет ли кора характерный запах. Характеристика коры различных деревьев. № Название вида Дерево (д), кустарник (к) Цвет коры Какова на ощупь? Запах 1 Вяз мелколистный (ильм) д Зеленовато-серый Шершавая, теплая Слабовыраженный 2 Ель европейская д Буро-коричневый Шершавая, холодная Выраженный 3 Осина обыкновенная д. Серо-зеленая Гладкая, прохладная Слабовыраженный 4 Яблоня домашняя д. Кора светлая, в трещинах светло-коричневая Растрескавшаяся, теплая Отсутствует 5 Клен остролистный д. Зеленовато-серая Шершавая, теплая Слабый, древесный 6 Береза д. Белая в трещинах цвета мокрого асфальта Сильно потрескавшаяся, холодная Отсутствует 7 Акция белая к Темно-серая, со светлыми крапинами Колючая, теплая Слабый, почти незаметный Выводы: у деревьев и кустарников вид, запах, температура коры отличаются; изучая кору, заметили на многих деревьях лишайники в большом количестве, так что естественный цвет коры рассмотреть сложно, кора частично отпала, а также видны следы деятельности дятла. 3. Возможности благоустройства и развития пришкольного участка 3.1. Проведение социологического опроса среди учащихся и учителей. В ходе научной работы мы провели социологический опрос среди учащихся 7-11 классов и учителей, в котором приняло участие 75 человек. Были заданы следующие вопросы: 1) Как вы считаете, является ли пришкольная территория достаточно озелененной или растений не хватает? 69% опрашиваемых сказали, что зелени недостаточно. После урагана в 2011 году много деревьев оказались поломанными и были удалены, территория выглядела голой, вместо них были подсажены саженцы. 2) Какие деревья и кустарники вы хотели бы видеть на территории около школы? 31 человек ответил березы, 23 – липы, 22 – клен остролистный, 19 – яблони, 17 человек – дубы, 10 - рябину, 8 – черемуху. Наше село весной утопает в сирени, а на территории школы растет один куст. Участники опроса посоветовали посадить сирень – 27 человек. 3) Что бы вы хотели изменить на школьной территории? Самые популярные ответы: на стадионе поставить тренажеры – 25 человек, необходимы лавочки – 27 человек, разбить новые клумбы – 31. 3.3. Стадион Инвентарь на стадионе мы предлагаем частично демонтировать, так как некоторые элементы спортивной площадки пришли в ветхое состояние, а остальное отреставрировать. Для этого покрасить элементы, предварительно подготовив к этому процессу. 4. Выводы. По результатам нашей работы можно сделать выводы: 1. на пришкольном участке выражена ярусность растений; 2. для новых посадок предпочтение отдать липе, дубу, клену остролистному, сирени, тополю. 3. Реставрация инвентаря на спортивной площадке. Следовательно, первоначальная гипотеза подтвердилась ходе исследования. В усыхающем состоянии находятся клены, которые численно преобладают на участке. Другие виды находятся в здоровом или ослабленном состоянии. Средний балл состояния древостоя 23/14=1,6. Состояние древостоя ослабленное, но не критическое. Нами разработан план развития пришкольной территории. Практическое использование результатов Результаты нашего исследования имеют практическую пользу, так как данные помогут более рационально организовать участок около школы, правильно подобрать растения. Результаты, возможно, использовать на уроках биологии, географии, ОБЖ, информатики, математики, обществознания, классных часах. А так же на примере нашей работы можно обустраивать территорию других государственных учреждений, таких как детские сады, школы, дома культуры и учреждения по организации досуга населения. Советы по выращиванию деревьев, подбора наиболее оптимальных культур для выращивания так же можно учитывать при выборе зелёных насаждений на приусадебном участке. Мы большую часть времени проводим в школе, экологическая обстановка на участке влияет на наше здоровье, культуру. Мы можем также внести посильный вклад в поддержание порядка на пришкольном участке. Клумбы закреплены за классами, можно закрепить посадки деревьев для ухода и заботы. Мы считаем, что цель и задачи, поставленные нами в начале исследования, достигнуты, работа доступна для выполнения в условиях общеобразовательной школы. Список научной литературы 1. Алексеев С.В., Груздева Э.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. «Практикум по экологии», М, АО МДС,1996г. 2. Галимов А.Г. Амельченко В.И. Галимов М.А. «География Западно - Казахстанской области», Уральск – 2003. 3. Дарбаева Т. Утабаева А. Цыганкова Т. «Растительный мир Западноказахстанской области», Уральск – 2001. 4. Миркин Б.М., Наумов Л.Г., Ханов Ф.М. «Экологическая азбука школьника» Уфа.1992г. 5. ecoclub.hortus.ru/uploads/media/posobie.pdf 6. http://edu.greensail.ru/monitoring /methods/saprobn.shtml 7. http://pakhra.com 8. http://www.baurum.ru/library/?cat 9. http://www.ecounit.ru/article61.htm 10. http://www.gostaf.com/Basesdoc/9/921/index.htm 11. http://www.ievbran.ru/kiril/Library/Book 1/content244 /content244.htm 12. http://www.uroki.net/docxim/docxim49.htm | |
Просмотров: 2992 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|