Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся |
«Я и моя судьба». Есть в учительском труде много приёмов, технологии, методов… Но сея «доброе, вечное, умное» во внеклассной работе как историк, я использую очень часто в урочное и во внеурочное время элементы проектной технологии. Эта технология развивает навыки самостоятельной работы с источниками по изучаемым темам; навыки самостоятельного принятия решения; навыки коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией; мыслительной деятельности при проектировании, анализе, структурировании информации; самоанализе. Вот уже несколько лет мы с учащимися 6 – 7 классов занимаемся исследованием родословной детей, причём исследование они проводят самостоятельно, (у учителя роль консультанта) в этой работе учащихся активное участие принимают и родители. Вот один видов работы ребят хочу представить вниманию читателей. Шежире – исторический источник. «Шежире» переводится с арабского языка «древо», имеет тот же смысл, что и генеалогическое древо. Шежире складывается на основе семейных преданий, рассказов, легенд. Что касается родословной моей семьи, я не могу рассмотреть её с истоков, так как мой отец Кадырбай Хамза-улы рано остался без отца и не мог расспросить или узнать свою родословную. Вот что я знаю со слов отца: 1. Я – Олжас. 2. Кадырбай Хамза-улы – мой отец. 3. Хамза Аубакир-улы – мой дед. 4. Аубакир Нуржан-улы – мой прадед. 5. Нуржан Малайсары-улы - мой прапрадед. 6. Малайсары Есеней-улы – мой прапрапрадед. 7. Есеней Керейли-улы – мой прапрапрапрадед. 8. Керейли Телеу-улы – мой прапрапрапрапрадед. 9. Телеу Жагалбайлы-улы – мой прапрапрапрапрадед. Мужчины нашего рода, рода – телеу, племени – керейли отличались мастерством кузнечного дела. Самый знаменитый из них мой прадед Аубакир, его до сих пор старожилы окрестных сёл вспоминают как Аубакира-үста (кузнеца). Изделия моего деда – это украшения для женщин: кольца, браслеты, серьги, подвески для волос, застежки на национальный уамзол, чапан. Также сбруи для лошадей. Дедушка был также лекарем-знахарём (баксы). Моя бабушка Кумысай вспоминала, что он много людей вылечил от разных болезней. Самое главное, он был мергеном (охотником), можно сказать, мергеном известным. Есть такая легенда в нашей семье о деде: несколько лет подряд в наши края, а именно в Шункыркопа, откуда мои корни и корни всех керейли телеу, прилетала ежегодно одинокая лебедь. А, как известно, лебеди в одиночку не живут. Лебедь, видно потеряла друга или подругу. Дни и ночи своим тоскливым курлыканьем тревожила она души людей. Люди перестали спать спокойно. Каждую весну думали люди: может в эту весну не прилетит? Но всё повторялось опять. Не могла эта птица лишиться жизни добровольно. Как бы «малодушничала». И мой дед «помог» ей, застрелив её. Каждое перо лебедя ушло на украшение саукеле девочек нашего села. Никто не осудил его за это. Наоборот, люди считали, что он поступил правильно. Аубакир дед был аруаком (святым) нашего рода, то есть обладал своеобразной силой, данной ему от бога. И эту силу он испльзовал для оказания помощи людям. Много дедушкиных инструментов наша семья сдала в краеведческие музеи не только села, но и в областной. Я горжусь своими истоками. У казахского народа есть пословица: «Оставишь дочь после себя – оставишь имя, оставишь сына – оставишь себя». Память о дедах и прадедах будет жить, пока есть продолжатели рода телеу, племени – керейли. Ведь память человеческая – это бессмертие. Нуржанова Н. К. учитель истории в классах с государственным языком обучения. ГУ «Алтынсаринская средняя школа» | |
Просмотров: 846 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|