Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся |
Авторы: Шевченко Виктория (11 класс) Научные руководители: О.Б. Малышкина – учитель химии, О.Н. Тимченко – учитель географии Коммунальное Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» Эфирное масло сосны – результат водно-паровой дистилляции различных частей (почки, хвоя) вечнозелёных деревьев семейства сосновых. Это лёгкая, текучая и летучая жидкость бесцветного либо немного желтоватого цвета. В её состав входят такие компоненты, как пинен, сильвестрен, кадинен, карен, борнилацетат, терпинеол, а также смоляные кислоты. Чтобы получить один килограмм эфирного масла сосны потребуется не менее 500 кг свежей хвои. Лечебные свойства соснового масла известны давно. Ещё в древности его использовали при кровотечениях, открытых ранах, ожогах различной степени тяжести и обморожениях. Им лечили суставный ревматизм, цингу. Считалось также, что эфирное масло сосны способно избавить от пессимизма и побороть нервное истощение. [1] Согласно современным исследованиям, к основным свойствам соснового масла ещё добавилось его жаропонижающее, противопростудное и антисептическое действие. Как вспомогательное лечение оно рекомендуется при: астме; ОРВИ, ангине, рините, синусите; заболеваниях верхних дыхательных путей; заболеваниях мочевыводящей системы; травмах и экземах. [2] Эфирное масло ели применяется при затяжных бронхитах и пневмонии, снижении защитных сил организма, холецистите, умственном и физическом переутомлении, ранах, гнойничковой сыпи, выпадении волос, перхоти, для профилактики простуды и гриппа. Действие эфирного масла ели: противовоспалительное, отхаркивающее, успокаивающее, адаптогенное, желчегонное, мочегонное, противоотечное, ранозаживляющее, липотропное, сильное бактерицидное (особенно в отношении стафилококков), противокандидозное, противовирусное, антисептическое, мощное антиоксидантное. Увеличивает показатели неспецифической защиты, стимулирует иммунологическую реактивность. Повышая сопротивляемость организма, способствует быстрому восстановлению здоровья после тяжелых болезней. Снимает воспалительные процессы в органах дыхания и выделения. Устраняет застойные явления при заболеваниях верхних дыхательных путей. Устраняет воспаление мочевого пузыря и мочеточников (цистит, уретрит). Улучшает проводимость миокарда и функциональное состояние всей сердечно-сосудистой системы. Повышает умственную и физическую работоспособность. Балансирует эмоциональное состояние: снимает напряжение, нервозность, восстанавливает душевное равновесие. Хорошее противотравматическое средство: быстро восстанавливает ткани при ушибах, гематомах, ссадинах, ранах. [3] Аромат приятный смолисто-горьковатый, хвойный, освежающий. Ароматизация помещения способствует дезинфекции воздуха и препятствует распространению респираторных инфекций. Пихтовое эфирное масло имеет аромат - свежий, смолистый, терпко-холодный. Вселяет оптимизм, усиливает терпение. Омолаживает, разглаживает кожу, снимает напряжение кожи. Оказывает противовоспалительное действие на кожу, восстанавливает естественный иммунитет. Натуральный поставщик витаминов и фитонцидов, необходимых организму. Устраняет отечность, воспаление, боль при остеохондрозах, артрозах, невритах, невралгиях. Усиливает остроту зрения при переутомлении глаз. Применяется в терапии при простудных заболеваниях. [4] В научном проекте указан способ получения соснового масла методом перегонки водяным паром. В результате проделанной работы получили эфирное масло хорошего качества, о чем свидетельствует проба на бумаге. [5] Были проведены исследования влияния эфирного масла сосны на уровень заболеваемости школьников ОРВИ. Для проведения исследований были взяты два класса начальной школы, т.е. где дети находятся в течение всего учебного дня 4 «А» класс - экспериментальный и 4 «Б» класс - контрольный. Целью исследования было изучить влияние действия эфирного масла сосны на уровень заболеваемости школьников ОРВИ. 1. Сосновое масло было разлито в кристаллизаторы и поставлено на подоконники в кабинете № 105, где занимается 4 класс «А». 2. В кабинете № 103, где занимается 4 класс «Б», данная методика не применялась. 2.3 Результаты исследования 1. В результате проделанной работы получили эфирное масло хорошего качества, о чем свидетельствует проба на бумаге. 2. Результаты наблюдения за учащимися 4 класса «А» Динамика заболеваемости ОРВИ учащихся 4 класса «А» Таблица № 1 Период Количество учащихся в классе Количество заболевших учащихся % заболевших 1 неделя (3-8 сентября) 22 - 0 % 2 неделя (10-15сентября) 22 1 4,5 % 3 неделя (17-22 сентября) 22 3 14 % 3. Результаты наблюдения за учащимися 4 класса «Б» Динамика заболеваемости ОРВИ учащихся 4 класса «Б» Таблица № 2 Период Количество учащихся в классе Количество заболевших учащихся % заболевших 1 неделя (3-8 сентября) 24 1 4 % 2 неделя (10-15сентября) 24 4 17 % 3 неделя (17-22 сентября) 24 7 29 % В результате исследования получили следующие результаты. В классе, где проводился эксперимент, уровень заболеваемости был гораздо ниже, чем в контрольном классе. На первой неделе исследования разница уровня заболеваемости учащихся ОРВИ между экспериментальным и контрольным классом была следующая: 4 «А» 0 % заболевших, 4 «Б» 4 % заболевших. На второй неделе исследования разница уровня заболеваемости учащихся ОРВИ между экспериментальным и контрольным классом была следующая 4 «А» 4,5 % заболевших, 4 «Б» 17 % заболевших. На третьей неделе исследования разница уровня заболеваемости учащихся ОРВИ между экспериментальным и контрольным классом была 4 «А» 14 % заболевших, 4 «Б» 29 % заболевших. Получение эфирных масел в лаборатории достаточно сложных процесс, но все же удалось получить эфирное масло сосны методом перегонки с водяным паром. Работа показывает актуальность проблемы сохранения здоровья школьников немедикаментозными методами. Я считаю, что поставленные мной цели достигнуты. В процессе работы я узнала много нового и интересного из истории происхождения эфирных масел, области их применения. В ходе изучения методов приготовления эфирных масел, я выбрала наиболее подходящий, а именно – перегонку с водяным паром, так как именно для этого метода в научной лаборатории имелось необходимое оборудование. В результате проведенного опыта было получено эфирное масло сосны. Именно это масло было использовано для проведения эксперимента в школе. Для этого были выбраны два класса из начальной школы, так как учащиеся находятся там в течение всего учебного дня. Один класс был экспериментальный, то есть тот в котором ставилось эфирное масло, другой – контрольный, в котором учащиеся находились в обычных условиях. Исследования, проведённые в экспериментальном и контрольном классе, показали, что динамика заболеваемости учащимися ОРВИ имеет существенную разницу (6 % заболевших учащихся в 4 «А» и 16 % заболевших учащихся в 4 «Б»). Согласно исследованиям эфирное масло сосны следует использовать как вспомогательное средство при профилактике вирусных инфекциях. Литература: 1. Артамонов В.“Зеленая лаборатория планеты” М.; Агропромиздат,1995, с.56-58 2. Малахов А.И., Семикин В.В., Быков В.А., Голубев В.П., Калинина Н.Г., Осипова Е.В. / Биомедицинские технологии. Вып. 11, Москва, 2002, с.73-77 3. Макарчук Н.И. Фитонциды – ионизаторы воздуха // II-я Международная конференция по медицинской ботанике, Тезисы докладов, Киев, 2003, с.231-232 4. Валджи Х.“Ароматерапия” Ростов-на-Дону; Феникс,1997, с.133-136 5. Гаммермам А.“Лекарственные растения” (растения-целители): Справочное пособие. М.;Высшая школа,1992, с. 48-54. | |
Просмотров: 1049 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|