Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся |
Северо-Казахстанская область Тайыншинский район Леонидовская средняя школа «История возникновения письменности» Выполнила: Фиц Светлана Ученица 7 класс Направление: «Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты» Секция: история Руководитель: учитель истории Берстенёва Светлана Филипповна Оглавление 1.Введение............................................................................................................. 3 2. Абстракт...............................................................................................................4 3.Введение................................................................................................................7 2.Анкетирование ………………………………………………………………….8 3. Исследовательская часть…………………………………………………….9 3.1.Предписьменность…………………………………………………………. 3.2.Письменность древности………………………………………………….10 3.3.Сравнительная таблица……………………………………………………12 4.Заключение………………………………………………………………….14 5. Литература……………………………………………………………………15 6. Отзыв ............................................................................................................ 16 Абстракт Зерттеудің мақсаты: әрбір халықтың жазбаларының пайда болу тарихының ізімен, көптеген жазулар жүйесі көне жазулар негізінде қалыптасқандығын дәлелдеу. Дәйек негізінде жазбалардың пайда болуы бұл азамзаттың дамуындағы алғашқы қауымнан цивилизацияға жасалған қадам деген болжам шығады. Зерттеу мынандай кезеңдерден тұрады: 1.Теориялық: Жобаның тақырыбы бойынша материалдарды зерттеу және іріктеу. 2.Практикалық: Жазбаның пайда болуының салыстырмалы кестесі. Көне жазбалардың қазіргі жазуларға әсері. 3.Аналитикалық: Зерттеу жұмысының қорытындысына сараптама жасау. Эксперименттік әдіс: 1. Әдебиеттерді зерттеу. 2.Оқушылардан сұрақ алу. 3. Салыстырмалы кесте құру. 4. Қорытындылау. Зерттеудің жаңашылдығы және өзіндік жұмыстың орындалу деңгейі: Зерттеу жұмысы тарих пәнінен оқу бағдарламасынан тыс болып келеді, бұл білімді тереңдетуді, өз бетінше ізденуге, жауапкершілікті сезінуге көмектеседі. Жұмыс барысындағы материалдар тарих, орыс тілі курстарынан алған білімдерін тереңдетуге, оларды салыстыруға мүмкіндік береді. Жоба курстың тақырыбымен жасалған зерттеулердің презентациясын жасауды ұсынады. Тұжырымдама: Орындалған жұмыстың қорытындысы бойынша ,көптеген жазулар жүйесі, ертеде өмір сүрген халықтардың жазулар жүйесіне негізделіп құрылғаны анықталды. Жазбалардың пайда болуы - адамзат дамуының бір кезеңі. Қолданылу аймағы: Берілген материалды тарих орыс тілі сабақтарында, сыныптан тыс шаралар өткізгенде қосымша ақпарат ретінде қолдануға болады. Абстракт Цель исследования: проследить историю возникновения письменности разных народов и доказать что большинство систем письма формировались на основе и под воздействием раннее существующих систем письма. В качестве гипотезы выступает предположение о том, что возникновение письменности – это этап человеческой эволюции, шаг от первобытности к цивилизации. Процедура исследования состояла из следующих этапов: 1.Теоретический Изучение и отбор материала по тематике проекта. 2. Практический: Сравнительная таблица о возникновении письменности. Влияние древней письменности на современную. 3. Аналитический: анализ результатов исследовательской работы. Методика эксперимента: 1. Изучение литературы 2. Опрос учащихся. 3. Составление сравнительной таблицы 4. Выводы Новизна исследования и степень самостоятельности: Работа выходит за рамки учебной программы по истории, способствует развитию углубления знаний, развитию самостоятельности, чувства ответственности. Материал, полученный в ходе работы, углубляет имеющиеся сведения из курса истории, русского языка, позволяет сравнивать их, проект предполагает создание итогового продукта (презентации) в котором отражены результаты исследования по теме курса. Выводы: В результате проделанной работы выяснилось, что большинство систем письма формировались на основе и под воздействием раннее существующих систем письма соседних народов. Возникновение письменности – это этап человеческой эволюции. Область практического применения: Данный материал можно применить на уроках истории, русского языка, на внеклассных мероприятиях как дополнительную информацию. Абстракт Research objective: to track history of emergence of writing of the different people and to prove that the majority of systems of the letter were formed on a basis and under influence early existing systems of the letter. As a hypothesis the assumption of that acts, chtovozniknoveny writings are a stage of human evolution, a step from primitiveness to a civilization. Procedure of research consisted of the following stages: 1. Theoretical Studying and material selection on project subject. 2. Practical: The comparative table about writing emergence. Influence of ancient writing on the modern. 3. Analytical: analysis of results of research work. Experiment technique: 1. Literature studying 2. Poll of pupils. 3. Drawing up of the comparative table 4. Conclusions Novelty of research and independence degree: Work is beyond the training program on stories, promotes increasing knowledge development, development of independence, a sense of responsibility. The material received during work, deepens available data from a course of history, Russian, allows to compare them, the project assumes creation of a total product (presentation) in which results of research on a course subject are reflected. Conclusions: As a result of the done work it became clear that the majority of systems of the letter were formed on a basis and under influence early existing systems of the letter of the next people. Emergence of writing is a stage of human evolution. Area of practical application: This material can be applied at lessons of history, Russian, on out-of-class actions as additional information. Молчат гробницы, мумии и кости – Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И. Бунин Введение. Письменность – это культурная ценность.А «чтобы воспринимать культурные ценности во всей полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память… Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой» (Д.С.Лихачёв) В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации. Появление письменности стало одним из самых важных, фундаментальнейших открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Моя работа посвящена теме исследования становления письменности в человеческом обществе. Меня привлекает выбранная мною тема потому, что узнать что-то новое из истории о том, что нас всегда окружает, очень интересно. Мы всегда и везде пользуемся письменностью. Мыпише друг другу сообщения, работаем на уроках, читаем книги, кто-то даже сам сочиняет и записывает свои рассказы, стихи. Повсюду нас окружает письменный язык. Мы сталкиваемся с ним везде, а откуда он берёт свои корни, не все знают. Как же произошла письменность, и каким образом человек совершенствовал её систему – главный вопрос моей работы. Очень часто на уроках истории при изучении деревней письменности, у учеников возникает большой интерес к письменности древности. Они пытаются самостоятельно прочитать древние надписи, оставленные на каменных плитах, папирусах, и я решила узнать, как писали в старину. На земном шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями. Анкетирование Перед началом своего исследования был проведён опрос среди учащихся 6-9 классов: по двум вопросам. 1. Знаете ли вы, когда возникла письменность? А) нет- 40 процентов В) да – 20 С) примерно – 40 2. Хотели бы вы уметь читать древние письмена? А) да – 50 В) нет – 30 С) не знаю – 20 Очень мало учеников знают, когда возникла письменность, но хотят узнать, что писали в древности, а главное, о чём писали. В древности люди передавали информацию с помощью сигналов, символов: звук, жест, цвет, огонь, дым костра и др. Каковы же причины возникновения письменности? - развитие ремесла - рост трудовых и культурных приобретений народа - расцвет культуры - использование культурных обрядов - появление письменности 2. Исследовательская часть. Предписьменность. Письменность очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Задача исследования показать записи человеческой речи при помощи символов, и рамки нашего обсуждения входит большая часть известных на сегодняшний день систем письма. Когда люди впервые стали писать они наверняка должны были исходить из уже существующей системы, предназначенной для записи понятий, но не для записи речи. Для передачи информации и для запоминания первобытные народы использовали «палочное письмо». Самым примитивным его примером является наклонно воткнутая в землю на обочине палка, информирующая о длине пути и возможных на нём препятствиях и опасностях. Предписьменностью считаются и такие древние способы передачи информации как вампумы и кипу. Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета, или пояса, сплетённые из таких шнуров. Североамериканские индейцы (ирокезы и некоторые другие) использовали вампумы, чтобы передать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы (например, белый цвет означал мир, фиолетовый – войну), так что с помощью большого числа раковин составляли довольно сложные сообщения. Кипу ( на языке индейцев кечуа – «узел») – оригинальное порождение инкской культуры; это шерстяные или хлопчатобумажные верёвки, к которым привязывали ряды шнуров. Число шнуров на одной верёвке доходило до сотни, а на них навязывали узлы различной формы. Количество и форма узлов обозначала числа. В 8000 году до н.э. в разных населённых пунктах Месопотамии имели хождение глиняные бляшки, служащие для записи количества зерна, и что появление таких бляшек было обусловлено открытием земледелия. Эти так называемые «ровные бляшки», обычно гладкие на конце, могли иметь самую разнообразную форму – сферическую, дискообразную, коническую, цилиндрическую – но не указывали на товар, количество которого они измеряли. Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо (отлатинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть "рисую-пишу" (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы). Письмо это конечно же очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, кстати, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что "рассказ в картинках", с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения. К этой письменности, по-видимому, относится и наскальная живопись. Пиктография используется и в современном мире. Так, рисунок вилки и ножа на дорожном знаке, означающий, что по близости находится пункт питания, - это самая натуральная пиктограмма. Другой пример – обозначения видов спорта на спортивных соревнованиях. Пиктограммы удобны, поскольку не связаны с конкретным языком и всем понятны. Но именно поэтому они не пригодны для записи речи и письмом не являются. 2.Письменность древности. Вообще, существует только два основных принципа письма: идеографический и фонетический. В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку... Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое"). Однако сколько же приходилось помнить иероглифов! Развитие китайской письменности. Истоки зарождения иероглифического письма теряются в недрах доисторической эпохи, и соприкоснуться с событиями тех «дописьменных»времён мы можем только через множество дошедших до нас мифов и преданий. Китайская письменность имеет очень важное культурное значение. В настоящий момент сохранилось множество литературных памятников китайской иероглифической письменности. Различные диалекты, даже различные языки использовали китайские иероглифы в качестве общей письменной системы. В древности в Японии, Корее и Вьетнаме китайские иероглифы являлись единственной официальной писарской системой. Шумерские писцы использовали для письма на табличках из сырой глины стиль или, как они называли, «тростник для табличек». На смену вавилонскому господству в Месопотамии пришло господство Персии. Образцы древнеперсидской клинописи можно увидеть на надписях династии Ахеменидов (550-331 гг. до н.э.) В отличие от шумерского, вавилонского и ассирийского письма, которые обладали сотнями различных знаков. Пожалуй, самым известным образцом древнеперсидского слогового письма являются надписи на огромном Бехистунском камне. На территории Казахстана самым древним памятником письменности является серебряная чашечка, с 26 руническими знаками, нанесенными металлическим стилетом на ее дне, из Иссыкского кургана, раскопанная К.А.Акишевым в 1969-1970г.г., и датируемая 5 в.д.н.э. Однако, она все еще не прочитана и определение ее языка дискуссионно, хотя предложено 11 вариантов дешифровки в Казахстане, России, Венгрии. А это ведь «26 молчащих веков» – как выразился один из интеллектуалов современности. Древнетюркское письмо впервые было открыто в долине Енисея в 20-х годах 17в. немецким ученым Даниил Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра1, и сопровождавшим его шведским офицером Филипп-Иоганн Таббертом-Страленбергом,. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами и данное название закрепилось в науке. В 1889г. русский этнограф и археолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу р.Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге –кагана(680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), воздвигнутые в 732-735г.г. По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Эти памятники Бильге-кагана и Кюльтегина, как и памятник советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Являются наиболее древними памятниками древнетюркской письменности. Датский ученый, лингвист, филолог, историк, скандинавист по своей основной специальности Вильгельм Томсен первым в мире прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона, и доложил о переводе 15 декабря 1893г. на заседании Датской королевской академии наук. Это было великое научное открытие в мировой лингвистике. Московский исследователь МурадАджи называет эту дату – датой второго рождения тюрков.Ареал распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане довольно широк – это долины р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш, Жайык. Отметим надписи на керамике близ Тараза, на бронзовых зеркалах близ Восточного Казахстана, на глиняном пряслице из Талгара, на венчике хума из городища Алтын-АсарДжетыасарского урочища Восточного Приаралья, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе. В 1969-1970 годах археологи Казахской Академии наук под руководством К.А.Акишева проводили раскопки кургана возле села Иссык, на берегу реки Иссык, в 50 км восточнее Алма-Аты (район Семиречья). Археологи дали название этому кургану Иссык. В результате проведенных работ было найдено богатейшее погребение с останками молодого сакского вождя, в котором среди погребальной утвари - сосудов, подносов, кувшинов, оружия - обнаружена и серебряная чаша. На дне чаши с внешней стороны имеется надпись, состоящая из двух строк Эту чашу ученые относят к середине I тысячелетия до н.э. и предполагают, что надпись сделана либо на одном из иранских языков, либо на прототюркском (орхоно-енисейская письменность), а Вяч. Вс. Иванов считает, что надпись сделана на тохарском языке [7]. В настоящее время серебряная чаша хранится в Государственном музее золота и драгоценных металлов Республики Казахстан в Астане. Итак, мы видим, что текст написан диалектным русским языком, и в нем говорится о том, что БОГ ЗАБОТИТСЯ И СКОРБИТ о погибшем АКСАХАНЕ. Чаша с этой надписью положена в могилу рядом с воином, чтобы воин знал о заботе Всевышнего. Финикийская письменность – одна из первых зафиксированных в истории человечества систем фонетического письма. Появилась около 15 века до. Н.э. и стала родоначальницей большинства современных алфавитных и некоторых других систем письма. Финикийское письмо является одной из первых алфавитных письменностей в мире, однако именно финикийская письменность дала начало нескольким ветвям алфавитных письменностей, и, на сегодняшний день, практически все алфавитные письменности мира (за исключением японской канны и корейского письма) имеет корни именно в финикийском письме. 3.Сравнительная таблица Сравним финикийский алфавит с современным алфавитом, мы найдём много идентичного. Если сравнить древнюю письменность по таблице, то можно сделать вывод, что письменность появилась в различных континентах, в разнице несколько сот лет, но практически везде есть общие черты. От рисуночного письма до знакового. Самая первая алфавитная письменность финикийская повлияла, дала начало многим ветвям письменности: арабская, греческая, латинская, кириллица. Этими языками в какой мере пользуется большая часть человечества. На карте мира мы можем проследить распространение письменности. Большая часть Евразии кириллица. В результате проделанной работы выяснилось, что большинство систем письма формировались на основе и под воздействием раннее существующих систем письма соседних народов. Заключение Язык есть главное средство общения людей и поэтому всегда существует в обществе. Пока есть люди, которые пользуются языком как основным средством общения, язык жив, он непрерывно изменяется. Некоторые письменности были изобретены, а остальные – и их большинство –появились в результате постепенной и долгой эволюции. Среди изобретенных, так называемых авторских письменностей – славянское письмо, армянское, грузинское и пр. Однако история еще не закончена. И в современном мире людиизобретают письмо. Так, в первой половине XIX в. индеец племени черокиСеквойя, будучи стопроцентно неграмотным (он не умел ни писать, ни читать,но, конечно, знал о существовании книг), придумал и ввел письмо для своегонарода. Сначала он создал словесное письмо, но затем пришел к идее слоговогописьма, заимствовав для этого форму (только форму) английских букв. В бывшем Советском Союзе для многих языков были созданы письменности на базе русского алфавита. Над ними работал коллектив ученых-лингвистов, т.е. такие письменности были изобретены искусственно. Изобретение новой письменности – глобальнейшее дело, титанический акт творчества, часто определяющий культурное и политическое развитие народа (конечно, в том случае, если эта письменность прижилась, распространилась и сохранилась). Создателей письменностей почитают, причисляют к лику святых и все такое. Иногда, правда, честь создания письменности приписывают великим правителям, но мы-то знаем, что они редко создают что-нибудь сами. Про большинство письменностей нельзя сказать, что их кто-то изобрел. Например, греческое или китайское письмо никто не придумал; они создавались и совершенствовались на протяжении многих веков разными человеками. Да и у письма в целом, насколько можно судить, единственного создателя не было, как и у колеса, речи и множества других критичных для истории человечестваизобретений. Список литературы 1.Аманжолов А. С. История и теория древнетюркского письма. Алматы, 2002. 2.Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. Москва, “Книга”, 1984, С.8 3. Энциклопедический словарь юного филолога. – М.: Педагогика, 1984. 4. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984. 5.Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М 1965 6. Введение в культурологию. М изд-во МГИЭМ, 1995 Шайкевич А.Я. 7. Кондратов А.М. Земля людей земля языков. М Дет.лит-ра, 1974 8. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. М.Аванта, 1999 Отзыв на работу ученицы 7 класса Леонидовской средней школы Фиц Светланы «История возникновения письменности» Научный руководитель: Берстенёва Светлана Филипповна Выбор темы научного проекта актуален в свете изучения языков в Республике Казахстан. В работе прослеживается принцип научности и практическая направленность. Работа проводилась в несколько этапов. Каждый этап имел определённую цель и место в научной работе. В ходе выполнения работы использованы различные методы: анкетирование учащихся школы, изучение и анализ литературы, составление сравнительной таблицы. Работа проводилась самостоятельно. Научный руководитель консультировал этапы выполнения работы, давал необходимые рекомендации. На последнем этапе работы проведены обобщения и анализ материала, сделаны выводы, составлена сравнительная таблица. Руководитель проекта: Берстенёва С.Ф. | |
Просмотров: 4860 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|